Библиотека управления

Роль социальной рекламы в формировании морально-нравственных ценностей молодежи

Григорян Екатерина Сейрановна к. э. н., доцент кафедры Маркетинга и экономической теории Пензенского государственного университета архитектуры и строительства

Мирошниченко Ксения Сергеевна менеджер отдела развития ООО НПП «Техноком»

Оглавление


«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества»
Т. Рузвельт (26-й президент США)

Сегодня все более очевидной становится ключевая роль молодежи как особой социальной группы в развитии государства и общества. Необходимо рассматривать каждого отдельного представителя молодежи в качестве реального действующего лица социального становления и инновационного развития не только конкретного региона, родного города или села, но также общества и государства в целом. Ведь молодежь — это поколение, от которого зависит будущая судьба России и которое по определению выгодно отличается от других групп населения уровнем здоровья, интеллектуальной активности и мобильности.

В настоящее время в России много внимания уделяется вопросам места и роли социальной рекламы в формировании морально-нравственных ценностей современной молодежи. Необходимость решения социальных проблем в стране повышает значимость данного вида рекламы и ставит задачи ее дальнейшего развития.

Социальная реклама способна дать молодым людям и обществу в целом всеобъемлющее понимание самоценности человеческой жизни, воспитать уважение прав и суверенитета личности и установить осознаваемый нами мир во всем мире. Можно с уверенностью сказать, что, как минимум, третья часть социальной рекламы рассчитана на молодежь. Часто объектами воздействия такой рекламы становятся дети. Очевидно, что за детьми и молодежью — будущее страны и будущее нации1.

В современной литературе можно встретить много работ, посвященных проблемам формирования морально-нравственных ценностей общества и молодежи. Однако, несмотря на всю обширность литературы, вопрос о роли социальной рекламы в формировании морально-нравственных ценностей современной молодежи детально не рассматривался, что и подчеркивает актуальность данной проблемы.

В этой связи нами было проведено исследование, направленное на определение роли социальной рекламы в формировании и поддержании морально-нравственных ценностей современной молодежи, а также на выявление отношения молодежи к этим ценностям. В исследовании приняли участие 384 жителя города Пензы. Количество респондентов из числа молодежи составляло 125 человек. Заметим, что в данном исследовании к молодежи мы относим население в возрасте от 14 до 30 лет. Так, в Пензе на долю молодежи приходится около 27% общей численности населения, при этом численность ее за последние 10 лет выросла. Возрастающая численность молодежи обусловливает и возрастающую ее роль в современном обществе, а также и возрастающую проблему формирования морально-нравственных ценностей современной молодежи.

Исследование носило структурированный характер, при котором все респонденты отвечали на одни и те же вопросы. Опрашиваемые подвергались однократному обследованию, таким образом, для группы был получен поперечный срез данных по определенным параметрам на фиксированный момент времени, то есть было проведено так называемое cross-sectional study — поперечное изучение, основными задачами которого являлось:

  • выявление отношения молодежи города Пензы к морально-нравственным ценностям;
  • определение факторов, оказывающих влияние на формирование морально-нравственных ценностей современной молодежи;
  • выявление отношения молодежи города Пензы к социальной рекламе;
  • определение возможностей социальной рекламы в решении молодежных проблем;
  • разработка и обоснование модели формирования морально-нравственных ценностей современной молодежи посредством социальной рекламы.

Информация от респондентов при проведении опроса была собрана тремя способами:

  • путем задавания вопросов респондентам интервьюерами, ответы на которые фиксировал интервьюер;
  • путем задания вопросов с помощью компьютера в сети Интернет;
  • путем самостоятельного заполнения анкет респондентами.

По результатам проведенного исследования, 62,2% респондентов отмечают социальную рекламу как действенный инструмент решения социальных проблем и формирования общественных ценностей, в то время как 37,8% респондентов не согласны с этим утверждением. Следует также отметить, что, по мнению большинства опрошенных, причем как людей старшего возраста, так и самой молодежи, молодое поколение безразлично к морали и нравственным ценностям. Эту точку зрения разделяют 54,7% всех опрошенных, только 23,1% склонны к мнению, что молодежь стремится быть нравственной, 14,5% затруднились ответить и 7,7% предложили свой вариант ответа: многие молодые люди безразличны к моральным нормам и ценностям, но есть и те, кто стремится быть высоконравственным.

Сравнение оценок, даваемых представителями отдельных возрастных групп, представленное на рисунке 1, свидетельствует о том, что представители старшего возраста с высоты прожитых лет считают молодежь безразличной к моральным ценностям (68,2%), в то время как сами молодые люди в меньшей мере (46,9%) относят себя к безнравственной части общества и в большей степени склонны к обретению и соблюдению ценностей (26,6%).

Рис. 1. Отношение населения к моральнонравственным ценностям по возрастным группам

Тем не менее моральное отставание молодежи в данном случае отрицать нельзя. В ходе исследования многие респонденты признают, что трудности, с которыми им приходится сталкиваться в разных сферах жизни, вынуждают их к серьезному пересмотру ценностей. В результате немногим менее половины опрошенных представителей молодежи (43,6%) в ходе опроса согласились с утверждением, что сегодня мы живем уже совсем в другом мире, отличном от того, что был раньше, и многие традиционные нормы уже устарели.

Противоположной точки зрения придерживается большинство молодежи, но далеко не подавляющее — 47,6% уверены, что основные моральные нормы не подвержены влиянию времени и всегда остаются актуальными и современными. Среди представителей старшего возраста также есть те, кто считает, что моральные нормы устаревают и следовать им уже не «модно» (18,2%), тем не менее большая часть респондентов (71,7%) отмечает актуальность норм морали и нравственности на сегодняшний день.

Система морально-нравственных ценностей современной молодежи формируется под воздействием ряда факторов, таких как: воспитание, генетическая предрасположенность, социальное окружение (семья и родственники, друзья и знакомые, образовательные учреждения, члены трудового коллектива), мировоззрения и ценности семьи, в которой воспитывается молодой человек, финансовое положение семьи, восприятие окружающего мира, уровень образования, социально-экономическая и политическая ситуация в стране и др. Важно определить, какие из этих факторов в наибольшей степени оказывают влияние на процесс становления ценностей молодежи.

Так, по данным исследования, представленным на рисунке 2, больше всего на молодого человека влияет воспитание (9,2 балла по 10-балльной шкале), семья и родственники (7,4 балла) и мировоззрение и ценности семьи (7,3 балла). Именно эти факторы являются решающими при формировании ценностей подростка.

Рис. 2. Рейтинг факторов, оказывающих влияние на формирование моральнонравственных ценностей современной молодежи

Средней степенью влияния характеризуются: друзья и знакомые (6,8 балла), образовательные учреждения (6,3 балла), восприятие окружающего мира (6,2 балла), уровень образования (6 баллов), СМИ (5,9 балла) и влияние западной культуры (5,8 балла). В меньшей степени на молодого человека оказывают влияние члены трудового коллектива, социально-экономическая и политическая ситуации в стране, финансовое положение в семье и генетическая предрасположенность.

Распределение баллов по результатам исследуемого вопроса говорит о том, что на ценности человека и на процесс их формирования в первую очередь оказывает влияние семья, ее мировоззрение и воспитание. На эти три фактора следует обратить особое внимание при воспитании молодого поколения. Те ценности, которые привиты родителями и родственниками, останутся с нами навсегда.

В ходе исследования было выявлено, что некоторые ценности, например семья, меняются с возрастом. Так, для большинства молодежи ценность семьи на порядок выше, чем людей старшего поколения. Объясняется это тем, что молодые люди находятся в таком возрасте, когда человек стремится к созданию семьи и видит ее превосходство над одиночеством, а люди старшего возраста, уже создали семью и стремятся только к ее сохранению. Также в любом возрасте важно быть здоровым, это отмечают как люди в возрасте (24,4%), так и молодежь (25,5%), причем проценты практически одинаковые.

Наблюдаются и другие различия в ценностных установках. Так, молодежь, в отличие от старшего поколения ценит справедливость (21,7%), честность (22,4%), добро (22,2%) и взаимопонимание (20,8%). Это объясняется тем, что молодой человек находится на стадии становления. Ценности еще не совсем окрепли и формируются, на этой стадии важно быть понятым, обрести гармонию с собой и окружающим миром. Именно поэтому реакция на такие ценности как добро, понимание, справедливость и честность воспринимаются более эмоционально, чем у взрослых людей. В то же время, представители старшего поколения видят ценность в патриотизме (22,4%), уважении к старшим (23,7%) и милосердии (20,1%). Отметим, что наименьшей значимостью для молодых людей обладают духовные ценности (8,7%) и трудолюбие (7,5%), а для старших — материальное богатство (3,2%), карьерный рост (4%) и личная независимость (6,5%), оба поколения выделили: любовь к искусству, спорт и комфорт.

Ценностные ориентации молодежи как самой динамичной части населения, сформированные под влиянием рассмотренных факторов и тенденций, склонны к изменениям, вызванным, как изменением мировоззрения молодежи, так и различными процессами, происходящими в стране и обществе. В этих условиях средством изменить настрой молодежи, привлечь внимание к ежедневным проблемам, заставить задуматься о простых вещах является социальная реклама, эмоциональная насыщенность которой позволяет быстро и корректно включать молодых людей в систему социальных отношений и связей.

Следует отметить, что молодежь гораздо более оптимистично смотрит на возможность применения социальной рекламы в качестве инструмента формирования ценностей. 64,4% молодых людей считают данный вид рекламы эффективным средством в борьбе за моральные нормы, тогда как среди старшего поколения этой точки зрения придерживаются 50,9%. Тем не менее респонденты всех возрастов отметили, что социальная реклама может выступать регулятором общественных ценностей и может оказывать влияние на формирование моральных норм и ценностей современной молодежи. Это подтверждают и данные исследования о возможности социальной рекламы влиять на поведение и ценности молодежи (рис. 3).

Рис. 3. Степень влияния социальной рекламы на молодежь (по возрастам)

Старшее поколение в большей степени верит в то, что призывы социальной рекламы в какой-то степени могут повлиять на жизненные ориентиры и становление ценностей молодежи (70,3%), нежели сами молодые люди (64,5%). Тем не менее большинство респондентов обоих поколений признают, что пока о безусловном воздействии социальной рекламы речь не идет. Социальная реклама может оказать некоторое влияние, подтолкнуть к осознанию и решению проблемы, когда молодой человек уже готов к действиям.

В этой связи социальная реклама может воздействовать по меньшей мере в двух направлениях. Большинство опрошенных представителей обеих возрастных групп видят основную роль социальной рекламы в воздействии путем донесения до молодежи информации о существующих проблемах и призыва к их решению (56,8%). Другая часть респондентов утверждает, что социальная реклама позволяет задуматься над жизненными ценностями и пересмотреть жизненные принципы (43,2%). Результатами исследования доказано, что социальная реклама может воздействовать и тем и другим путем. Оба эти воздействия важны при становлении ценностных ориентаций молодежи, они должны учитывать и в полной мере отражать реалии современной жизни, помогая тем самым молодому человеку найти себя и воспитать достойную личность.

На основе проведенного исследования была составлена модель влияния социальной рекламы на формирование морально-нравственных ценностей современной молодежи (рис. 4). Данная модель отражает процесс формирования ценностных ориентаций под влиянием наиболее значимых факторов, выявленных в ходе исследования: воспитание и восприятие окружающего мира, семья и родственники, друзья и знакомые, уровень образования (образовательные учреждения), СМИ и влияние западной культуры.

Рис. 4. Модель формирования морально-нравственных ценностей современной молодежи посредством социальной рекламы

В рамках каждого из этих факторов предполагается воздействие социальной рекламой на молодое поколение, посредством чего формируются те или иные ценности. На рисунке 4 в верхнем ряду по центру отображены факторы, влияющие на формирование ценностей молодежи, в среднем — темы социальной рекламы в рамках этих факторов, в нижнем — те ценности, которые формируются под влиянием факторов через воздействие социальной рекламы, справа вверху — потери, которые могут возникнуть в молодежной среде под воздействием тех или иных факторов, и внизу отмечены восстановительные процессы, помогающие перейти из категории «потери» в «ценности».

Так, в данной модели семья и родственники формируют ценность крепкой семьи, добрых отношений внутри семьи, многодетности через освещение в темах социальной рекламы ценностей семьи и семейных отношений и пропаганду рождения и усыновления детей. Семья прививает молодежи и такие качества, как: справедливость, ответственность, честность, право-сознательность, доброта, милосердие и др. Друзья и знакомые воздействуют путем пропаганды миролюбия, взаимопомощи, взаимовыручки и пропаганды дружеских отношений на формирование ценности дружбы, взаимопонимания и любви к окружающим.

Образовательные учреждения предполагают продвижение ценностей получения высшего и среднеспециального образования и рекламы образовательных учреждений. Вследствие этого у молодежи формируются духовные ценности, трудолюбие, ценность знаний и образования. СМИ в данной ситуации необходимо увеличить количество социальной рекламы, пропагандирующей духовные ценности, а не коммерческой, продвигающей материальные ценности. Это усилит процесс формирования духовных ценностей у молодых людей. Также деятельность СМИ следует ориентировать на воспитание нравственности в молодых людях.

Влияние западной культуры может оказать негативное воздействие на молодежь. В связи с этим следует воспитывать патриотизм, любовь к родине и понимание своей культуры через пропаганду патриотизма и пропаганду русской культуры и традиций.

Данный процесс сопровождается не только приобретением ценностей, но и их утратой. В молодежной среде возникают следующие потери: правонарушители, наркоманы (алкоголики, курильщики), экстремисты, необразованная молодежь, безработные, неполные и бездетные молодежные семьи. Но большинство этих потерь может быть восстановлено путем социальной реабилитации и лечения, и, следовательно, возврата к морально-нравственным ценностям.

Таким образом, социальная реклама является действенным инструментом формирования морально-нравственных ценностей молодежи. Многие проблемы современной молодежи можно решить, проводя масштабную и грамотную молодежную политику, основанную на акциях социальной рекламы. Социальная реклама может не только оказывать влияние на молодежь, но и регулировать функционирование молодежной среды.


1 Земсков С. Социальная реклама как коммуникационный ресурс управления//Власть. № 10. 2009. С. 42.