Библиотека управления

Методология создания и администрирования конкурентной среды в промышленности

Воронов Александр Александрович д.э.н., профессор кафедры маркетинга Кубанский государственный университет

Овчаренко Надежда Александровна к.э.н., доцент, Краснодарский кооперативный институт

Оглавление


1

Опыт реализации рыночной модели хозяйствования в промышленности России и попытки внедрения базовых принципов рынка являются неоднозначными, в них можно выделить как положительные, так и отрицательные аспекты. Следует признать, что конкуренция в промышленности страны развита недостаточно, в силу ряда объективных и субъективных причин она остается плохо управляемым инструментом, не обеспечивающим поступательный характер экономического развития промышленного сектора.

К объективным причинам следует отнести ограниченность потребительского спроса, институциональные ограничения, отсутствие равного доступа к промышленной инфраструктуре, антиконкурентное поведение хозяйствующих субъектов и контактных аудиторий, профицит производственных мощностей над спросом, возникающий на сезонной или системной основе, недостаточный уровень информационной эффективности промышленности, отсутствие точных методик моделирования конкурентной среды и прогнозирования результатов конкурентной деятельности, наличие у субъектов конкуренции уникальных конкурентных преимуществ рыночного и нерыночного типа.

К субъективным причинам следует отнести вынесение конкуренции в отдельный бизнес-процесс и применение к нему функционального принципа регулирования (что без учета отраслевой специфики влечет за собой потерю управления), недостаток конкурентной активности промышленных предприятий (обусловленный дефицитом финансовых ресурсов, отсутствием реальных стимулов, недостаточной профессиональной компетенцией топ-менеджмента), искаженные экспертные оценки привлекательности конкурентной среды.

Собственно конкурентной активностью промышленных предприятий можно считать только поисково-инновационную форму конкуренции между промышленными предприятиями. Значимой народнохозяйственной проблемой, имеющей существенное значение для развития национальной экономики и входящих в нее секторов, прежде всего промышленности, является определение пределов результативности и эффективности применения конкуренции в практике народнохозяйственного управления, создание полноценной конкурентной среды, обеспечивающей управляемый вектор развития конкурентных процессов, направленный на последовательное достижение стратегических приоритетов национального экономического развития.

Суть рассматриваемой проблемы состоит в необходимости интегрального эффекта от конкуренции между промышленными предприятиями, который должен обеспечить ускоренное развитие промышленности страны, вывести отечественные предприятия на мировой уровень производительности и конкурентоспособности. Ускоренное развитие должно быть обеспечено активизацией поисково-инновационного потенциала в конкурентной деятельности предприятий, что облегчит процесс выработки и реализации конкурентных преимуществ, направленный на победу важнейших видов промышленной продукции в конкурентной борьбе на внутреннем и мировых рынках. Исходным пунктом активизации конкурентных процессов в промышленности страны должно стать создание, а впоследствии — непрерывная модернизация конкурентной среды, обеспечивающие результативное и эффективное использование инструментов и методов конкуренции в деятельности промышленных предприятий.

Сами по себе конкурентные процессы могут развиваться в четырех направлениях, каждое из которых характеризуется определенным набором показателей оценки и соответствующей результативностью. Направления добросовестной конкуренции и инновационной конкурентной деятельности образуют вектор конкурентного развития. Направления недобросовестной конкуренции и антиконкурентных действий образуют вектор антиконкурентного поведения.

Объектом управляющего воздействия на конкурентные процессы в промышленности страны в авторской трактовке является конкурентная среда как носитель конкурентных процессов. Такой подход позволяет перейти к созданию и развитию полноценной управляемой конкурентной среды, обеспечивающей результативность и эффективность применения конкурентных механизмов в промышленности страны с учетом специфики актуальных целей и задач стратегического развития индустриального сектора. Конкурентная среда становится объектом стратегического управления, обеспечивающим результативность и эффективность управляемых конкурентных процессов.

Под конкурентной средой предлагается понимать систему субъектов конкуренции и отношений между ними, имеющую в качестве объективной основы конкурентное поведение потребителей, выраженное в объеме конкурентного платежеспособного спроса, и направленную на обеспечение результативности и эффективности конкурентных процессов.

Конкурентное поведение потребителей выражается в их деятельности, направленной на изучение всех возможных конкурентных предложений, на их оценку с точки зрения потребителей и на выбор наиболее конкурентоспособной продукции, товаров, работ, услуг. При этом в качестве критериев конкурентоспособности может выступать соотношение «цена-качество», пороговые величины отдельных параметров качества и т. д.

Процесс конкуренции промышленных предприятий в управляемой и стихийно складывающейся конкурентных средах охарактеризован на рисунке 1.

Рис. 1. Сравнительная характеристика конкурентных процессов в управляемой и стихийно складывающейся конкурентных средах

При концентрации административных функций в единой структуре государственного управления промышленностью страны создание и администрирование конкурентной среды становятся важнейшей ее функцией. В случае отсутствия устойчивого тренда роста конкурентоспособности в промышленном секторе оценка государственного управления конкуренцией сразу становится однозначной. Устойчивый рост результативности и эффективности промышленных предприятий, рост их корпоративной и отраслевой конкурентоспособности на внутреннем рынке, увеличение объемов экспорта важнейших видов промышленной продукции являются индикаторами качества стратегического управления конкурентными процессами посредством изменения параметров конкурентной среды промышленных предприятий.

Не имея объективных полномочий в части целеполагания для промышленных предприятий, государство, в лице централизованной структуры управления промышленностью страны, может и должно задавать вектор конкурентного развития на основе результативного и эффективного использования конкурентных процессов в управляемой конкурентной среде. В этом случае конкуренция в промышленности становится полноценным «процессом открытия», т. е. непрерывным поиском и реализацией конкурентных преимуществ традиционного и инновационного характера, что обеспечивает монотонное поступательное развитие промышленного сектора на основе продуктивного использования конкуренции.

Структура конкурентной среды промышленных предприятий на макроуровне охарактеризована на рисунке 2, на микроуровне — на рисунке 3.

Рис. 2. Структура конкурентной среды промышленных предприятий на макроуровне

Рис. 3. Конкурентая микросреда промышленных предприятий

Из приведенных рисунков видно, что, несмотря на декларирование принципа конкуренции в организации хозяйственных связей, в рыночной модели хозяйствования не все транзакции, осуществляемые на рынке между промышленными предприятиями и их потребителями, носят конкурентный характер. Это может быть связано как с особенностями конкурентной среды, например, вертикальной интеграцией в рамках промышленного комплекса, так и с целенаправленной деятельностью промышленных предприятий по обеспечению лояльности своих покупателей — на основе рыночных и уникальных конкурентных преимуществ. Исследователи проблем конкуренции делают значимую методологическую ошибку, рассматривая в качестве объема рынка важнейшего вида промышленной продукции все транзакции, имеющие место на рынке, в то время как необходимо четко дифференцировать конкурентный и неконкурентный сектора рынка, оценивать их размеры и особенности функционирования. В этом случае повышается объективность управленческой оценки благоприятности конкурентной среды, емкости и основных особенностей рынков сбыта, повышается качество прогнозирования результативности и эффективности конкурентных стратегий промышленных предприятий.

Отметим также, что существование неконкурентного сектора в работе промышленных предприятий является объективной реальностью и может стать следствием роста их конкурентоспособности. Покупатели достаточно часто становятся лояльными под воздействием таких управленческих воздействий, как программы лояльности, личные знакомства топ-менеджеров, опыт сотрудничества и других, абсолютно не рыночных факторов. При этом неконкурентный сектор, обеспечивающий безубыточность предприятия, может считаться для предприятия благом, поскольку позволяет организовать поисковую и инновационно-конкурентную деятельность даже при наличии вероятности полной потери ресурсов, в них вложенных. В неуправляемой конкурентной среде даже самое добросовестное и конкурентоспособное предприятие может быть вытеснено с рынка и ликвидировано вследствие, например, циклических колебаний экономики или антиконкурентных действий контактных аудиторий. Задачей же стратегического управления конкурентными процессами в промышленности страны является создание и администрирование такой конкурентной среды, которая, с одной стороны, обеспечивала бы естественный селективный отбор, стимулируя постоянную конкурентную активность промышленных предприятий, а с другой — поддерживала бы предпринимательскую инициативу, позволяла предприятиям устойчиво развиваться, принося тем самым экономический эффект народнохозяйственной системе страны.

Анализ микросреды промышленных предприятий указывает на наличие многочисленных дублирующих связей между предприятиями и контактными аудиториями, осуществляющими администрирование конкурентных процессов. Такое дублирование препятствует единому целенаправленному управленческому воздействию, не позволяет гармонизировать конкурентную среду промышленных предприятий и обеспечить результативность и эффективность конкуренции в промышленности страны. На наш взгляд, сокращение дублирующих связей и децентрализация управленческой функции в части управления конкурентной средой позволят улучшить условия ведения бизнеса для предприятий, достичь необходимого и достаточного уровня централизации управления, обеспечить интегральный эффект управленческого воздействия на промышленность страны. Такая особенность инжиниринга конкурентной среды позволит российским промышленным предприятиям минимизировать затраты на администрирование бизнеса и коррупционные затраты, оптимизировать связи с контактными аудиториями и перенаправить высвобождаемые ресурсы на конкурентную деятельность поискового и инновационного характера.

Нами предлагаются следующие принципы формирования конкурентной среды, создающие условия для результативности и эффективности протекающих в ней конкурентных процессов.

  1. Обеспечение высокого уровня удовлетворения конкурентного потребительского спроса (по критерию максимума цена/качества) за счет российских производителей важнейших видов промышленной продукции, минимизация присутствия импорта на внутреннем рынке, импортозамещение.
  2. Обеспечение минимума непроизводительных (не относящихся к конкурентной деятельности) затрат ресурсов в деятельности промышленных предприятий.
  3. Обеспечение минимума уровней управления конкурирующими промышленными предприятиями и минимизация управленческих расходов.
  4. Обеспечение полного охвата экономически эффективных сегментов конкурентного платежеспособного спроса.
  5. Обеспечение максимума поисковой и инновационной конкурентной активности, угнетение и дисквалификация конкурентно пассивных предприятий.
  6. Стимулирование конкурентного поведения покупателей.
  7. Предотвращение антиконкурентного поведения хозяйствующих субъектов и контактных аудиторий, последовательная и результативная борьба с его проявлениями, адвокатирова-ние этой деятельности.
  8. Предотвращение недобросовестной конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов и контактных аудиторий, последовательная и результативная борьба с его проявлениями, адвокатирование этой деятельности.
  9. Обеспечение непрерывного воспроизводства и развития конкурентных процессов в промышленности страны.

Система методов создания и администрирования конкурентной среды промышленных предприятий охарактеризована в таблице 1.

Таблица 1. Система методов создания и администрирования конкурентной среды промышленных предприятий

Методы создания конкурентной среды мы предлагаем дифференцировать на прямые (прямое участие государства в уставном капитале и управлении стратегическими промышленными предприятиями; управление отраслевой и корпоративной производственной мощностью промышленных предприятий) и косвенные (порядок доступа иностранных промышленных предприятий на внутренний рынок через создание совместных предприятий; сборочные предприятия; локализация производства комплектующих; создание промышленных кластеров; отраслевой информационный ресурс; отраслевой коммуникационный ресурс; федеральные целевые комплексные программы в части развития поисковой и инновационно-конкурентной деятельности промышленных предприятий).

Охарактеризуем основные методы создания конкурентной среды по следующей форме (табл. 2).

Таблица 2. Содержание, целесообразность и особенности применения методов создания конкурентной среды промышленных предприятий

Из таблицы 2 видно, что конкретные действия государственной структуры стратегического управления промышленностью страны в части создания конкурентной среды на рынках важнейших видов промышленной продукции должны предусматривать поиск оптимального сочетания прямых и косвенных методов инжиниринга, обеспечивающего устойчивый рост конкурентоспособности отечественных промышленных предприятий, отраслей, комплексов на внутреннем рынке и стимулирование их экспортной активности.

Стимулирование конкурентного поведения потребителей на рынках важнейших видов промышленной продукции призвано создать у различных категорий потребителей устойчивый стереотип конкурентного поведения, направленный на анализ предложения конкурентного рынка, рациональный выбор и анализ конкурентных альтернатив, применение количественных методов оценок конкурентоспособности конкретных видов промышленной продукции. Мы предлагаем дифференцировать методы стимулирования конкурентного поведения по целевым группам потребителей, выделив потребительский рынок (В2С), корпоративный рынок (В2С), рынок государственных закупок (B2G).

На потребительском рынке основой стимулирования конкурентного поведения потребителей должна стать деятельность государственных и частных рейтинговых и сертификационных агентств, направленная на объективное сравнение потребительских свойств важнейших видов промышленных товаров и адвокатирование конкурентного поведения посредством освещения результатов своей деятельности в традиционных и электронных СМИ.

На корпоративном рынке стимулирование конкурентного поведения покупателей возможно на основе деятельности отраслевого коммуникационного ресурса (например, в виде интернет-портала с сопутствующими сервисами), обеспечивающего освещение специализированных отраслевых исследований эффективности аутсорсинга, рейтинга поставщиков и партнеров по уровню их деловой репутации. Исследования могут проводиться на бесплатной основе, а публикация их результатов в специализированных электронных СМИ должна приравниваться к публикации в научных изданиях, рекомендованных ВАК России для опубликования результатов диссертационных исследований кандидатов и докторов наук.

Наиболее сложной областью методологии стимулирования конкурентного поведения потребителей является деятельность на рынке государственных закупок. Действенными методами в этой области могут быть и сегодня практически реализуются: торговые площадки на уровне федеральных округов, обеспечивающие в своей деятельности анонимность заказчиков и поставщиков в ходе проведения тендеров на государственные закупки, что снижает уровень коррупционности подобных сделок. Кроме того, силами специалистов Министерства промышленности и торговли РФ необходимо постоянное проведение экспериментов по проверке добросовестности государственных закупок путем размещения соответствующих заказов на торговых площадках и оценкой уровня отклика конкурентного предложения на них.

Методы администрирования конкурентной среды должны предусматривать результативное сочетание запретительных, ограничивающих и стимулирующих методов. При этом должны быть определены количественные индикаторы оценки эффективности администрирования конкурентной среды, достижение которых однозначно укажет на необходимый уровень конкурентного администрирования и обеспечит устойчивый рост результативности и эффективности конкурентных процессов вуправляемой конкурентной среде в промышленности страны. Существующие методы, применяемые ФАС, могут быть серьезно дополнены за счет дисквалификации топ-менеджеров и собственников предприятий за антиконкурентные действия и недобросовестную конкуренцию; введение представителей государственной структуры управления промышленностью в структуры управления стратегическими предприятиями; применения процедур принудительной реструктуризации; государственных интервенций на внутренних рынках важнейших видов промышленной продукции; обеспечения деятельности Фонда технологий, изобретений и патентов промышленности России.

В заключение отметим следующие выводы.

В управляемой конкурентной среде основные тренды развития конкурентных процессов получают свое администрирование в зависимости от их значения для развития конкурентной среды и конечной результативности народнохозяйственной системы. К числу специфических факторов, определяющих возможность формирования управляемой конкурентной среды в промышленности страны, относится принцип объектно-функциональной организации и регулирования конкурентных процессов, являющийся логическим продолжением основного принципа производственного менеджмента — принципа единоначалия. Устойчивый рост результативности и эффективности промышленных предприятий, рост их корпоративной и отраслевой конкурентоспособности на внутреннем рынке, увеличение объемов экспорта важнейших видов промышленной продукции являются индикаторами качества стратегического управления конкурентными процессами посредством изменения параметров конкурентной среды промышленных предприятий. Не имея объективных полномочий в части целеполагания для промышленных предприятий, государство в лице централизованной структуры управления промышленностью страны может и должно задавать вектор конкурентного развития на основе результативного и эффективного использования конкурентных процессов в управляемой конкурентной среде. В этом случае конкуренция в промышленности становится полноценным «процессом открытия», т. е. непрерывным поиском и реализацией конкурентных преимуществ традиционного и инновационного характера, что обеспечивает монотонное поступательное развитие промышленного сектора на основе продуктивного использования конкуренции.

Задачей стратегического управления конкурентными процессами в промышленности страны является создание и администрирование такой конкурентной среды, которая, с одной стороны, обеспечивала бы естественный селективный отбор, поддерживая постоянную конкурентную активность промышленных предприятий, а с другой — поддерживала предпринимательскую инициативу, позволяла предприятиям устойчиво развиваться, принося тем самым экономический эффект народнохозяйственной системе страны.

Предлагаемая нами методология создания и администрирования конкурентной среды промышленных предприятий включает в себя методы создания конкурентной среды; методы стимулирования конкурентного поведения покупателей; методы администрирования конкурентной среды. Авторский подход позволяет повысить эффективность и результативность организации конкурентных процессов в промышленности страны за счет создания и администрирования управляемого носителя процессов конкуренции — конкурентной среды.