Библиотека управления

Материальное производство – основа экономического роста и развития сферы услуг

Гладкова Юлия Владимировна ассистент кафедры «Экономика и менеджмент» Волгодонского института сервиса (филиал) Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса

Оглавление


Макроэкономическое значение сферы услуг определяется ее стратегическим положением в национальном хозяйстве, важностью производимых в ней услуг. Основной тенденцией нашего времени стало превращение сферы услуг в доминирующий сектор экономики. Степень развития данной сферы выступает критерием развитости общества.

История зарождения любой хозяйственной отрасли определяется мировоззренческой моделью. В этом отношении не составляет исключения развитие сферы услуг. Соотношение генезиса сферы услуг с процессом разделения труда иллюстрируют методологические подходы к секторальной дифференциации общественного производства.

В основе исторически исходного подхода лежит разделение общественного производства на две части: материальное (производственная сфера) и нематериальное производство (непроизводственная сфера или сфера услуг). Развитие и усложнение экономики требовало несколько иного взгляда на структуру хозяйства. Более современный подход, предложенный А. Фишером и К. Кларком, базировался на представлении общественного производства, как трехсекторной модели.

К первичному сектору экономики причислились все отрасли добывающей промышленности и сельское хозяйство. Вторичный сектор охватывал обрабатывающие отрасли. Третичный сектор — сфера услуг. Данный подход и ныне используется в государственном статистическом учете.

Кроме того, Фишер предлагал характеризовать экономику в зависимости от пропорции трудовых сил, занятых в этих секторах, и утверждал, что, по мере того как растут доходы общества, основной объем спроса переносится с первичного к вторичным, а затем к третичным секторам экономики.

Данная трехсекторная модель вполне соответствовала реалиям хозяйственной жизни развитых стран середины XX века. Сектора были пропорциональны как по количеству занятых, так и по роли в создании общественного богатства. Ярко выраженное преобладание сферы услуг в 60—70-х годах XX века рассматривалось как сущностные признаки возникновения постиндустриального общества.

Усложнение и многоликость сферы услуг направило дальнейшее структурирование общественного производства по пути вычленения отдельных подотраслей из третичного сектора. В этой связи широкое распространение получил подход Д. Белла, согласно которому третичный сектор уменьшился до транспортных и коммунальных услуг, к четверичному отходили торговля, финансы, страхование и операции с недвижимостью, а к пятеричному сектору он относил здравоохранение, образование, отдых, исследовательскую деятельность и услуги правительственных учреждений.

Интересна позиция российского ученого В. Иноземцева1, который представляет национальное хозяйство двухполюсной системой:

  • Субъект-объектный полюс определяет взаимодействие человека с предметом его деятельности или с объектом потребления, и включает отрасли первичного и вторичного сектора, а именно: добывающая промышленность, сельское хозяйство, металлургия, химическая, пищевая промышленность, машиностроение, энергетика. Все эти отрасли характеризуются повторяемостью производственных процессов, воспроизводимостью их результата, высокими показателями выработки и низкими темпами роста занятости.
  • Субъект-субъектный полюс объединяет такие отрасли, в которых взаимодействие людей основано на межперсональном общении, их продукт отличается низкой степенью воспроизводимости и в значительной мере представлен информацией и знаниями. К этому полюсу причислены сферы культуры, развлечений, образования, науки, финансов и денежного обращения; консультационные, юридические, страховые услуги; операции с недвижимостью и государственное управление.

Во всех перечисленных методологических подходах к структурированию общественного производства есть условности и сложности. Подход российских ученых, на наш взгляд, более адекватно отражает строение экономики с позиции перехода развитых стран к постиндустриальному обществу, в котором роль сферы услуг становится феноменально велика. Это позволяет аналитикам говорить о создании «глобального сервисного пространства», о тенденции «сервизации мировой и национальных экономик», а также применять термины «сервисная экономика», «новая экономика услуг», «экономика сервисного типа»,«информационная экономика». В «новой экономике» информационный фактор становится решающим для понимания человеческой истории и перспектив развития общества. Объемом и качеством информации определяется тип и уровень цивилизованности и культуры общества.

Длительное время господствовала концепция, в которой сфере услуг отводилась роль фактора полностью зависимого от материального производства, детерминированного его развитием. При этом игнорировалось то обстоятельство, что в современных условиях сфера услуг сама становится мощнейшим качественно новым фактором экономического роста, в том числе развития и совершенствования самого материального производства. Повышение эффективности материального производства в большой степени зависит от факторов, лежащих в рамках сферы услуг: от подготовки и культурного уровня работников, их деловой этики, здоровья, социальной квалификации, качества управления, развития банковской, страховой, аудиторской, юридической и других видов деятельности2.

Актуальным для дискуссий отечественных и зарубежных исследователей является вопрос о взаимосвязи и взаимообусловленности материального производства и сферы услуг.

Общее мнение ученых заключается в том, что ключевым фактором, обусловившим динамичный рост сферы услуг, является научно-технический прогресс и внедрение новых технологий. При этом одни специалисты считают, что он связан с неизбежной деиндустриализацией развитых стран и трансформацией их национальных хозяйств в «экономики услуг». Другие высказывают мнение, что рост доли сектора услуг обеспечивается за счет увеличения объема производственных услуг и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией товаров (транспортные, страховые, финансовые, послепродажные услуги). Реальность такова, что практически все отрасли материального производства становятся все более «услугооказывающими».

Рост доли сектора сферы услуг демонстрирует процесс углубления общественного разделения труда, процесс «экстернализации» или «отпочковывания» ранее существовавших в недрах материального производства услуг и их превращения в самостоятельные специализированные виды и отрасли деятельности. Было бы неверным представлять этот процесс как замещение материального производства сферой услуг, так как речь идет не об альтернативности, а о взаимной дополняемости (комплементарности) двух сфер народного хозяйства.

Комплементарность усиливается до такой степени, что границы между производственной сферой и сферой услуг становятся подвижными, происходит взаимное проникновение одной сферы в другую. Стирание границ между двумя сферами усиливается с развитием информационных услуг.

На рисунке представлена модель, характеризующая сопряженность и комплементарности материального производства и сферы услуг в их развитии.

Рис. Модель сопряженности и комплементарности материального производства и сферы услуг в их развитии (разработана автором)

Приумножение роли сферы услуг для развития экономики базируется на росте производительности труда и спроса в сфере материального производства. Рост масштабов и сложности производства, углубление сегментации рынков, усиление диверсификации предприятий сферы услуг, ужесточение конкурентной борьбы стимулируют промышленные предприятия развивать системы сервисного сопровождения продукции.

Покупая практически любой товар материального производства, потребитель одновременно приобретает и набор определенных услуг. Процесс «встраивания» обслуживания в физический продукт и постоянное уменьшение относительной важности материальной части товара делают его все более похожим на услугу, что приводит к стиранию различий между деятельностью в сфере производства, реализации и оказания услуг. В то же время в сфере услуг происходит противоположный процесс, повышающий долю осязаемой составляющей услуги3. В связи с этим в маркетинге услуг все чаще используется термин «продукт» — понятие, синтезирующее товар и услугу.

С повышением доходов и качества жизни людей претерпевает изменение структура материальных, духовных и социальных потребностей и возможностей их удовлетворения. Об этом свидетельствуют вышеупомянутые утверждения Фишера, теория потребления Кейнса и законы Э. Энгеля, который установил статистическую зависимость платежеспособного спроса от доходов населения.

Первый закон Энгеля гласит, что чем выше уровень доходов, тем меньшая часть денежных доходов потребителей расходуется на продовольственные товары низшего качества, а согласно второму закону Энгеля — чем выше благосостояние населения и чем выше уровень доходов, тем большая часть расходов потребителя приходится на продовольственные товары высшего качества и на услуги, связанные с развитием человека4.

Профессор Д.В. Бреев в своей работе отмечал, что «символом благополучия становится не только возможность окружать себя дорогими вещами, но и покупать дорогие услуги. Так, гедонистическая потребительская культура, создав повышенный спрос на услуги, уже в силу чисто рыночных законов стала фактором развертывания в сфере их (услуг) производства конкуренции, которая, в свою очередь, вынуждала предлагать рынку все более дифференцированный их спектр»5.

Усиливающаяся конкурентная борьба в сфере услуг стимулирует процесс внедрения инноваций. Инновация в сфере услуг — это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников6. Непременными свойствами инновации является их новизна, экономическая обоснованность, обязательное удовлетворение запросов потребителей. Новые технологии радикально изменяют методы ведения бизнеса в организациях, занимающихся обслуживанием потребителей. Одним из таких мощных импульсов сегодня является интеграция компьютерной техники и средства телекоммуникации.

В новых условиях сфера услуг стала пространством интенсивного поглощения кадров, высвобождающихся из сферы материального производства, но это не означает снижения роли материальной составляющей современной хозяйственной жизни, что подтверждается ростом производимых и потребляемых обществом благ.

Сектор услуг относится к трудоемкому сектору современной экономики. Отставание производительности труда в сфере услуг по сравнению с другими секторами экономики связано со спецификой природы услуги и ограниченными возможностями ее технизации. Применение современной техники и прогрессивного оборудования в сфере услуг может способствовать повышению качества услуг и улучшить условия трудовой деятельности работников этой сферы, но не приводит к значительному высвобождению работников.

В настоящее время стала набирать силу тенденция, которая заключается в переориентации управленческих стратегий с материально-технических факторов на человеческие ресурсы. Непосредственными объектами воздействия в сфере услуг являются человек и удовлетворение его потребностей. Участие объекта в создании услуги накладывает отпечаток на подготовку и труд персонала, систему менеджмента предприятий сферы услуг. Персонал сервисного предприятия сегодня выступает в качестве поставщика услуги и проводника маркетинговых идей, поэтому квалифицированные опытные работники выступают его основным активом. Кроме того, управление ресурсным потенциалом сервисного предприятия предусматривает роль самих потребителей, как дополнительного ресурса.

Для потребителя процесс оказания услуги также важен, как и результат, поэтому в сфере услуг, помимо «внешнего» и «внутреннего маркетинга», требуется использование «маркетинга взаимодействия» (отношений), который определяет умение персонала грамотно обслуживать потребителя, учитывая его индивидуальные потребности, и устанавливать с ним долгосрочные отношения. В результате возникает необходимость в высококвалифицированных кадрах, специально подготовленных для сервисной деятельности.

В этой связи можно утверждать, что развитию сферы услуг способствует процесс софтиза-ции, т. е. превращения нематериальных ресурсов (услуг, интеллектуального потенциала общества, уровня подготовки рабочей силы и т. д.) в важнейший фактор экономического развития.

Таким образом, дальнейшее функционирование современного общества все в большей степени определяется развитием сферы услуг, но при этом нельзя отрицать основополагающей роли материального производства. Его устойчивость и эффективность делает богаче человека и общество, следовательно, рельефнее становится значимость сферы услуг, ее сочетание с материальным производством и влияние на него. Материальное производство и сфера услуг в современной экономике должны находиться в состоянии динамического равновесия или сбалансированности, т. е. рост производства должен сопровождаться соответствующей динамикой сферы услуг. Поэтому процесс развития двух сфер необходимо рассматривать с позиции взаимозависимости и комп-лементарности, необходимых для повышения интегрированного эффекта материального производства и сферы услуг в условиях ресурсосбережения. Вышеупомянутый симбиоз способствует феноменальному развитию сферы услуг и дальнейшей «сервизации» экономики.


1 Иноземцев В.Л. Структурирование общественного производства в системе постиндустриальных координат (методологические аспекты) // Российский экономический журнал. 1997. № 11-12. - С. 66.

2 Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н, Туренко Т.А. Сфера услуг: экономика: Учебное пособие/ Т.Д. Бурменко, Н.Н. Даниленко, Т.А. Туренко - М.: КРОКУС, 2007. - 328 с.

3 Алексеенко И.В. Организация сервисной деятельности на предприятиях по пошиву изделий из кожи и меха: учебное пособие/ И.В. Алексеенко, Л.С. Панченкова, Г.И. Илюхина -М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2000. - 128 с.

4 Жильцов Е.Н. Экономика сферы платных услуг / Е.Н.Жильцов,Н.А. Восколович и др.. - Казань: Полиграфкомбинат им. К.Якуба мин-ва информации и печати РФ, 1996. - 205 с.

5 Бреев Д.Б. Развитие сферы услуг и экономический рост /Д.Б.Бреев, Ф.Г. Галецкий// Российский экономический журнал. 2000. №10. - С. 56-60.

6 Грибов В.Д. Экономика предприятия сервиса : учебное пособие / В.Д. Грибов, А.Л. Леонов. - М.: КНОРУС, 2006. - 280 с.