Библиотека управления

Юридический консалтинг как разновидность услуг маркетинговых исследований

Астратова Галина Владимировна д.э.н., проф., зав. кафедрой «Менеджмента и маркетинга» Российского государственного профессиональнопедагогического университета (РГППУ)

Абрамова Елена Анатольевна аспирант кафедры ММ РГППУ; директор ООО «УралИнвест»

Оглавление


На текущий момент «юридический консалтинг» как экономическая категория — это новое явление в отечественной экономической истории, где теория, методология и практика находятся в стадии активного формирования. О том, что услуги юридического консалтинга являются экономической категорией и активно развиваются, превращаясь в специфический вид бизнеса, создающий активную конкурентную среду в России и за рубежом, говорят и материалы Первого юридического форума «Юридический бизнес в России»1, организованного известной юридической фирмой «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» совместно с газетой «Ведомости» в апреле 2005 года в Москве. В связи с вышеизложенным попытаемся определить содержание юридического консалтинга как экономической категории, исходя из основных составляющих комплекса маркетинга «4Р»:

  1. товар;
  2. цена;
  3. место;
  4. продвижение.

1. Товар, или собственно содержание услуг юридического консалтинга. Необходимо отметить, что юридический консалтинг является одним из видов юридических услуг, предоставляемых специалистами2:

  1. Юридические консультации (разовые).
  2. Создание юридического лица.
  3. Внесение изменений в учредительные документы.
  4. Ликвидация юридического лица.
  5. Взыскание долгов.
  6. Абонементное юридическое обслуживание.
  7. Юридическое сопровождение сделок.
  8. Судебное представительство.

Как отмечает А. Яковлев, юридический консалтинг относится по уровню сложности к проектам так называемого «среднего уровня», где «...общая природа проблемы известна и действия по ее решению могут быть аналогичны тем, которые уже были осуществлены в других проектах. В то же время проекты этого уровня могут потребовать инноваций, творчества. Здесь юридические фирмы продают свои знания, умение, опыт»3.

Согласно классификации консалтинговых бизнес-услуг, предложенной И.И. Бобровой и В.А. Зиминым4 на основании данных многолетнего мониторинга по всем федеральным округам и субъектам РФ, юридический (правовой) консалтинг входит в состав услуг консалтинга в виде отдельной группы под кодом «L». В эту группу входят следующие виды консалтинга:

«L. Юридический, правовой консалтинг и др.
LI. Налоговый консалтинг.
LII. Правовое обеспечение выпуска ценных бумаг (регистрация выпусков ценных бумаг, предоставление пакета документов по ведению реестра акционеров).
LIII. Консультации по вопросам приватизации.
LIV. Защита интеллектуальной собственности.
LV. Офшорное программирование.
LVI. Бизнес-планирование.
LVII. Оценка и оптимизация системы управления качеством (ISO).
LVIII. Бизнес-услуги в области корпоративных финансов.
LIX. Обеспечение внешнеэкономической деятельности.
LX. Подготовка к размещению акций на фондовых рынках.
LXI. Содействие в получении допуска к котировке акций на международных фондовых биржах.
LXII. Обучающее консультирование.
LXIII. Бизнес-обучение.
LXIV. Обучение: учебные курсы по подготовке системных и бизнес-аналитиков (для предприятий), учебные курсы, семинары, тренинги, организационно-деятельностные игры и т. п.
LXV. Комплексное обслуживание клиентов (консалтинг, аудит, юридическое сопровождение, оценка стоимости, кадровый консалтинг, маркетинг, макроэкономические исследования, коучинг и др.).
LXVI. Аутсорсинг консалтинговых бизнес-услуг»5.

Конечно, данная классификация не безупречна, и многие виды услуг можно отнести не только к юридическим, но и к управленческим, маркетинговым, экономическим, педагогическим, и т. п. Важно, на наш взгляд, другое: во-первых, сделана одна из первых попыток классификации современных видов услуг консалтинга; во-вторых, позиционированы услуги юридического консалтинга как разновидность консультационных бизнес-услуг/интеллектуальных услуг.

Поскольку юридический консалтинг (ЮК) относится к интеллектуальным услугам (ИУ), то совершенно логичным, по нашему мнению, будет предположить, что ЮК обладает всеми теми же свойствами из четырех блоков свойств, присущими ИУ6: 1) общеэкономическая составляющая; 2) маркетинговая составляющая; 3) информационная составляющая; 4) уникальная составляющая. Также логичным, по нашему мнению, будет предположить, что поскольку ЮК отличается от других видов ИУ, то кроме вышеуказанных четырех блоков свойств необходимо добавить еще один блок свойств — узкоспециальная составляющая, которая и обусловливает специфику именно данного вида ИУ.

Говоря о специфике ЮК, считаем уместным привести высказывание отечественных специалистов: «Понятие и явление юридической консультации для российского населения — не новость. А вот консалтинг, и правовой, и юридический, и консалтинг недвижимости, и прочие многочисленные виды консалтинга пришли вместе с рыночной экономикой. Основное отличие юридического или правового консалтинга от юридической консультации в том и состоит, что сфера интересов консалтинга — область экономики, экономической деятельности. Например, вопросы, связанные с недвижимостью, рассматривает консалтинг недвижимости. С чем бы ни была связана хозяйственно-экономическая деятельность, она должна вестись в соответствии со всеми законодательными и нормативными актами, регулирующими ее. Консалтинг-агентства предлагают такую услугу, как правовое сопровождение предпринимательской деятельности».

Таким образом, одним из ведущих свойств ЮК, составляющих узкоспециальную составляющую, является правовое сопровождение предпринимательской деятельности.

Далее, одним из ведущих специалистов по маркетингу и МИ, Е.П. Голубковым отмечается, что при проведении МИ «отдельные виды документов, в силу своей специфики, требуют специальных методов анализа и привлечения для их выполнения специалистов других областей знания»7. Иными словами, в числе кабинетных методов маркетинговых исследований — анализ документов — используется и юридический анализ: «Он применяется для всех видов юридических документов. Его специфика заключается прежде всего в том, что в правовой науке разработан особый словарь терминов, в котором значение каждого слова строго однозначно определено»8. Одним из свойств ЮК, является то, что он использует методы кабинетных исследований — анализ документов.

С другой стороны, отмечают юристы: «Обратившись в консалтинг-агентство, предприниматель может получить консультации сразу по финансовым, управленческим, правовым вопросам. Необходимость в услугах консалтинга часто связана с получением и анализом разноплановой информации. Юридический консалтинг имеет дело с правовой информацией. Правовая информация означает содержание данных, использование которых предопределяет решение той или иной правовой задачи или способствует ее решению». Наконец, об этом же говорят и исследования В.А. Шапошникова, утверждающего, что при осуществлении консультационных услуг «прежде чем дать консультации по тому или иному вопросу, необходимо собрать информацию либо вторичного характера (внутренняя отчетность предприятия), либо первичного (провести интервью с директорами предприятия). Поэтому не являются редкими случаи, когда специалисты по консалтингу заказывают для своих нужд исследования у специализированных фирм», предоставляющих услуги МИ»9.

Таким образом, мы можем утверждать, что юридический консалтинг и маркетинговые исследования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, также как понятия «маркетинговые исследования» и «управленческое консультирование» можно отнести к одной категории — услуги МИ, так и ЮК можно в самом широком смысле считать разновидностью услуг МИ.

2. Цена услуг ЮК. Исходя из материалов Первого юридического форума11, можно сделать ряд выводов о специфичности ценообразования на услуги юридического консультирования. Как отмечает С. Васильев11, в России приняты три основные формы биллинга, или оплаты юридических услуг и выставления счетов: 1) фиксированная цена; 2) почасовая ставка; 3) процент от цены сделки (вознаграждение за успех).

Выбор конкретного биллинга определяется различными факторами внешней и внутренней среды фирмы, но прежде всего конъюнктурой рынка; видом, количеством и качеством предоставляемых услуг, деловой репутацией и опытом фирмы, и др. Услуги ЮК оплачиваются, как правило, по фиксированной цене, либо по трудозатратам. Так, «если иностранные клиенты положительно воспринимают почасовую оплату, то российские заказчики предпочитают выплачивать заранее оговоренные суммы. Одна из причин такого подхода — российские компании не закладывают в бюджет возможные расходы на выполнение юридических услуг»12.

3. Место продаж услуг ЮК. Анализ доступной нам литературы показывает, что преимущественным местом продаж услуг ЮК являются места нахождения офисов консалтинговых компаний. Тем не менее, как подчеркивает К. Лавлок13: «В отличие от производителей, которым для распространения товаров нужны физические каналы сбыта, многие сервисные предприятия используют электронные каналы (как при трансляции радио- и телепередач или проведения электронных платежей), либо объединяют в одном месте все операции сервисной компании (прием заказов, их выполнение и «выдача» заказчику)». Благодаря Интернету даже очень небольшие компании имеют возможность с минимумом издержек практически мгновенно обслужить клиента в любой точке мира. Так, большинство солидных компаний, оказывающих услуги ЮК, имеют не только свой сайт в Интернете, но и форумы для общения специалистов и ответов экспертов на стандартные, часто встречающиеся вопросы клиентов.

4. Продвижение услуг ЮК. Услуги ЮК продвигаются при помощи публикаций в специализированных и деловых печатных СМИ, посредством проведения пробных/бесплатных тренингов, участия в форумах и на конференциях; при помощи рассы-лок в Интернете, сообщений по радио и телевидению, и т. п. Однако, поскольку юридический консалтинг, как разновидность интеллектуальных услуг, является весьма сложным товаром, то самым эффективным способом продвижения являются личные коммуникации: личные продажи, обслуживание потребителей, тренинги; мнения, высказываемые потребителями при общении друг с другом14. Мнения, высказываемые потребителями при общении друг с другом, особенно важны и оказывают решающее влияние на выбор покупки услуг ЮК. По данным московской компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», основными факторами выбора клиентом юридической фирмы-консультанта, являются следующие факторы15: 1) Деловая репутация компании. 2) Качество оказываемых услуг. 3) Успехи и неудачи в период деятельности консультанта в прошлом. 4) Стоимость оказываемых услуг. 5) Порядок расчетов с клиентами.

Таким образом, мы считаем, что юридический консалтинг — это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в правовом сопровождении предпринимательской деятельности на основе анализа, обоснования перспективразвития и использования правовых, научно-технических и организационно-экономических норм и инноваций с учетом предметной области и проблем клиента.


1 Юридический бизнес в России: Сб. статей. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 102 с.

2 Там же. - С. 94.

3 Юридический бизнес в России: Сб. статей. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 102 с. С. 95.

4 Боброва И., Зимин В. Аналитический обзор рынка консультационных услуг и результаты федерального интегрированного рейтинга консалтинговых компаний Российской Федерации и стран СНГ по итогам работы за 2003 год. 2004. - 15 с.

5 Боброва И.И., Зимин В.А. Консалтинг в стиле гольф. М.: ООО «Вершина», 2005. - 384 с. - С. 24.

6 Шапошников В.А., Астратова Г.В., Абрамова Е.А. Теория и практика формирования рынка услуг маркетинговых исследований. Монография. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. - 219 с.

7 Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: Теория, практика и методология.2-е изд перераб. и доп. М.: Финпресс, 2000. - 464 с. - С. 146.

8 Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: Теория, практика и методология.2-е изд, перераб. и доп. М.: Финпресс, 2000. - 464 с. - С. 146.

9 Шапошников В.А., Астратова Г.В., Абрамова Е.А. Теория и практика формирования рынка услуг маркетинговых исследований. Монография. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. - 219 с. - С. 46.

10 Юридический бизнес в России: Сб. статей. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 102 с.

11 Там же. - С. 90.

12 Юридический бизнес в России: Сб. статей. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 102 с. - С. 94.

13 Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия, 4-е изд.: Пер. с англ. М.: Изд. Дом «Вильямс», 2005. - 1008 с. - С. 49.

14 Там же. - С. 428-429.

16 http://www.pgplaw.ru/