Библиотека управления

Состояние и перспективы развития торговых сетей в малых городах (на примере г. Волгодонска)

Диканов Максим Юрьевич ЮРГУЭС, заведующий научно-учебной лабораторией по исследованию потребительских рынков, товаров и услуг ВИС ЮРГУЭС

Оглавление


Уровень развития торговли показывает способность общества решать важнейшие социально-экономические проблемы. Весь спектр сложных позитивных и негативных процессов, противоречивых тенденций, происходящих в экономической и социальной жизни, как страны, так и регионов, находит отражение и в торговле.

Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность ее функционирования непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. По данным Росстата она составляет около 33% внутреннего валового продукта РФ (2007 г.), по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики1. Сегодня розничные предприятия диктуют свою политику не только отдельным производителям и сегментам рынка, но и целым отраслям промышленности, регионам.

Российская розничная торговля — богатое поле для изучения бизнес-процессов: в условиях активного развития этой отрасли выстраивание конкурентных стратегий и их трансформация в ответ на внутриорганизационные изменения и изменения среды происходят буквально на глазах, причем в ускоренном режиме. Розничная торговля сегодня — это динамично развивающаяся система. Формирование отрасли в ее современном виде и появление первых сетевых игроков произошло сравнительно недавно, темпы возникновения, количественного и качественного роста компаний с самого начала были высоки и еще более ускорились в связи с выходом на перспективный российский рынок западных операторов.

Сфера розничной торговли представляет собой проблемную область для исследователей и аналитиков, которые пытаются делать прогнозы о направлениях и способах развития российских сетевых компаний, работающих в области ретейла. Трудности прогноза в большой степени обусловлены скоростью изменений, а также спецификой российского бизнеса и экономики, для изучения которых западный опыт часто оказывается неприменим.

В настоящее время розничная торговля РФ претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения связаны прежде всего с резким сокращением неорганизованной торговли, стремительным и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными розничными сетями.

Именно интеграция стала сегодня ответным шагом отечественных торговых предприятий на усиление конкуренции со стороны иностранных сетей. Доля сетевых магазинов особо велика среди специализированных магазинов. В частности, по данным исследований компании «БизнесИнтел», в Москве в различные сети входит уже 24%, а в Петербурге — 37% магазинов. Среди магазинов смешанного продовольственного ассортимента доля сетевых магазинов невелика: в Санкт-Петербурге эта цифра составляет менее 25%. Наибольшая же доля сетевых магазинов приходится на специализированные промтоварные магазины2.

Регионы предлагают сегодня достаточно комфортные условия — конкуренции практически нет, за небольшим исключением, стоимость недвижимости существенно ниже, рабочая сила дешевле. Без каких-либо дополнительных затрат крупные форматы розничной торговли, такие как супермаркеты и торговые центры, могут стать центрами притяжения для жителей крупных и средних городов.

Так, Южный федеральный округ (ЮФО), занимающий 3-е место, по данным Росстата, среди федеральных округов РФ, по объему розничной торговли3 (рис. 1) в настоящее время активно осваивается представителями различных торговых сетей.

Рис. 1. Оборот розничной торговли в РФ по федеральным округам в 2007 году

Оборот розничной торговли ЮФО в 2007 году увеличился в товарной массе по сравнению с соответствующим периодом 2006 года на 21,1% и составил 1 318,9397 млрд рублей (табл. 1). В расчете на душу населения было реализовано потребительских товаров на 57,906 млрд рублей, этот показатель остается существенно ниже чем в среднем по России (75,641 млрд рублей).

Таблица 1. Оборот розничной торговли ЮФО в 2007 году

Из анализа таблицы 1 видно, что Ростовская область занимает второе место (24% в общем объеме) среди административных субъектов ЮФО по объему розничной торговли и первое место в расчете на душу населения, тем не менее этот показатель остается существенно ниже среднероссийского, что указывает на хорошие перспективы для развития данного сектора экономики.

По данным Росстата и агентства РБК потребительский рынок Ростовской области сейчас составляет более 2,5% от общероссийского, по объему розничного товарооборота регион занимает восьмое место среди субъектов Российской Федерации. Крупнейшими городами являются Ростов-на-Дону, Таганрог, Шахты, Новочеркасск, Волгодонск. Средняя заработная плата по области составляет 7 456 руб. При этом сам Ростов-на-Дону по объему товарооборота превосходит все остальные крупные города ЮФО. Таким образом, привлекательность местного рынка весьма высока. Особенно это заметно в Ростове-на-Дону, где происходит просто взрывной рост розницы. С 2006 года в городе открылись более 150 новых предприятий розничной торговли.

Что касается развития сетевого ретейла в малых городах Ростовской области, то здесь можно отметить сходную тенденцию, так, например, в г. Волгодонске, пятом по величине городе Ростовской области, представленно 10 торговых сетей — преимущественно продуктовые сети (табл. 2). По данным администрации Ростовской области потребительский рынок города состоит из 1164 хозяйствующих субъектов. Из них: 898 предприятий розничной торговли, 60 оптовых складов, 160 предприятий общепита, 12 рынков, 34 автозаправочных станции.

Таблица 2. Продовольственные торговые сети г. Волгодонска

Численность жителей города — 172 тыс. человек, из них трудоспособного возраста — 128 тыс. человек. Средний возраст жителей — 31 год4.

Из анализа таблицы видно, что из 10 представленных в городе торговых сетей 50% — это преимущественно местные сети. Наибольшее количество магазинов принадлежит компании ООО «Артемида — Дон», в настоящее время это одна из наиболее динамично развивающихся торговых сетей города, кроме того, необходимо отметить и количество торговых форматов, которыми представлена данная сеть. Примечателен факт, что ООО «Артемида-Дон» начало экспансию и в соседние города: так, в г. Цимлянске в конце 2007 года был открыт первый тестовый супермаркет «Артемида».

Второе место по количеству магазинов занимает федеральная торговая сеть «Магнит», на сегодняшний день в городе успешно работают 11 супермаркетов. Несмотря на относительно небольшую численность населения города, федеральная сеть «Магнит» в апреле 2008 года открыла первый в городе одноименный гипермаркет общей площадью 10,2 тыс. кв. метров. Кроме того, в планах компании и дальнейшее увеличение числа магазинов.

Массовое освоение местного рынка иногородними торговыми сетями началось с 2006 года. Так, в 2006 году в город пришли такие крупные региональные торговые сети, как «Радеж» (в период 2006—08 годов было открыто семь супермаркетов) и «Вишенки», в 2007 — федеральные «Перекресток» и «Гросмарт».

Для анализа и изучения перспектив развития торговых сетей города и покупательских предпочтений жителей в апреле — мае 2008 в городе Волгодонске было проведено маркетинговое исследование.

Исследование проводилось путем опроса жителей на улицах города и по телефону. Для проведения опроса была составлена анкета, состоящая из 13 закрытых и открытых вопросов. В опросе приняли участие 800 человек, 56% из которых женщины и 44 % — мужчины.

Возрастное распределение респондентов представлено в таблице 3.

Таблица 3. Возраст опрошенных

Основная доля опрошенных — это молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет (31%), и люди до 20 лет (22%), что соответствует возрастной статистике жителей города.

По видам профессиональной деятельности основная доля опрошенных попала в категорию рабочие 37%, учащиеся 24%, служащие 18% (рис. 2).

Рис. 2. Вид профессиональной деятельности

Рейтинг потребительских предпочтений по торговым сетям города Волгодонска представлен в таблице 4.

Таблица 4. Потребительские предпочтения по торговым сетям

Из таблицы видно, что основные предпочтения отданы торговой сети «Магнит» — 32,5%, «Артемида» — 28,9%, «Радеж» — 13,6%. Очевидно, что в городе происходит стремительное развитие розничной торговли, это подтверждает динамика развития торговых продовольственных сетей. Так, за последние два года в город пришли такие крупные сетевые ретейлеры, как группа компаний Х5 Retail Group и сеть магазинов «Перекресток», Волгоградская торговая сеть «Радеж», которая сразу заняла почетное третье место в тройке лидеров по предпочтениям жителей, начался приход новых форматов розничной торговли — в городе был открыт (в апреле 2008) первый продуктовый гипермаркет «Магнит», значительно расширилась сеть магазинов самообслуживания «Енисей», открылись новые магазины «Антарес», которые перешли из формата «магазин у дома» в сеть супермаркетов, открылся супермаркет «Гросмарт» (хоть и не попавший в рейтинг популярности) холдинга «Марта». В целом тенденции развития соответствуют общероссийским показателям роста объема сетевой торговли.

В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в июне 2007 года по данным отдела потребительского рынка администрации г. Волгодонска, как и в июне 2006 года, составил 36%, непродовольственных товаров — 64%. Доля крупных и средних организаций в обороте розничной торговли в июне 2007 года составляла 83%, субъектов малого предпринимательства — 7%, индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынков — 5%, физических лиц на универсальных и специализированных рынках — 5%. По состоянию на 1 июля 2007 года сеть предприятий стационарной розничной торговли составила более 13 тыс. объектов.

В таблице 5 отражена регулярность посещения магазинов, наиболее предпочтительных торговых сетей.

Таблица 5. Регулярность посещения торговых сетей

Из анализа таблицы 5 видно, что в большинстве случаев, респонденты предпочитают, посещать магазины обозначенных торговых сетей ежедневно, это связано с тем, что данные торговые сети предлагают товары повседневного спроса.

Относительно оформления магазинов различных торговых сетей большинство респондентов остались удовлетворены внешним видом и дизайном выбранных магазинов (табл. 6).

Таблица 6. Оформление магазина

Опрос жителей на предмет оформления и месторасположения магазинов, качества и культуры обслуживания, ассортиментного ряда и ценовой политики не выявил существенных недостатков, большинство опрошенных отметили, что их устраивают существующее положение и характеристики.

Степень удовлетворенности потребителей ассортиментом продукции, предлагаемой торговыми сетями города представлена в таблице 7.

Таблица 7. Ассортимент продукции

Из таблицы видно, что подавляющее большинство опрошенных удовлетворяет ассортимент продукции, предлагаемой данной торговой сетью.

В таблице 8 представлена информация по степени удовлетворенности опрошенных ценовой политикой торговых сетей. На сегодняшний день крупные ретейлеры неактивно осваивают такие перспективные сегменты рынка, как малые города, по этой причине в малых городах до сих пор активно развиваются собственные торговые сети. Однако уже наметилась тенденция слияния сетей и смена форматов торговли в борьбе за потенциального потребителя.

Таблица 8. Ценовая политика

Характерная для крупных городов динамика развития сетевого ретейла в настоящее время распространяется и на малые города. В условиях жесткой конкуренции и перенасыщенности розничного рынка в мегаполисах, малые города сегодня представляют перспективную базу и большой экономический задел для укрепления и развития бизнеса в области розничной торговли.


1 www.gks.ru

2 http://www.businessintell.ru/publications

3 Федеральная служба государственной статистики. Социально-экономическое положение Южного федерального округа в 2007 году. - Москва: Росстат, 2008.

4 http://www.donland.ru