Библиотека управления

Рецензия на книгу: Д. Дибелак. Бизнес-модели: Принципы создания процветающей организации

Никишкин Валерий Викторович профессор, декан факультета маркетинга РЭА имени Г.В. Плеханова

Оглавление


Современный маркетинг характеризуется тем, что по мере развития рынка центр тяжести действий, используемых для обеспечения успеха, все больше смещается в область стратегических решений. Поэтому вопросы, связанные с выбором правильной бизнес-модели и ее эффективной реализации уже сейчас на развитых рынках являются основными. Причем, это касается как вопросов выбора бизнес-модели, так и технологии ее практической реализации.

К сожалению, до сих пор у нас не было представлено достаточно полных разработок по этому вопросу. Поэтому издание книги «Бизнес-модели» Дона Дибелака представляется весьма своевременным. Можно согласиться с автором в том, что хотя многие предприниматели заявляют, что у них нет никакой бизнес-модели, на самом деле каждый бизнес придерживается какой-то своей модели, и она либо осознанно выбрана, либо является результатом стихийно сложившейся практики.

Бизнес-модель призвана раскрыть, как инновационная идея будет создавать ценность для фирмы и ее клиентов, она предусматривает прежде всего выбор отличия на определенном сегменте, доведение до потребителей на основе коммуникаций выгодности этого отличия от других предложений, организацию эффективной дистрибуции. Основа успеха компании — это обладание характеристиками, которые обеспечивают устойчивые преимущества. Причем желательно такими, которые не могут быть быстро скопированы конкурентами.

Что такое хорошая бизнес-модель? Наверное, та, которая предусматривает наиболее рациональное использование ресурсов компании с целью повышения ее воспринимаемой ценности, и на основании этого формирующая предпочтения клиентов, обеспечивающих долговременную прибыльность функционирования. Ее разработка должна исходить из потребностей потребителей. Казалось бы, простой принцип, но на практике не всегда так просто реализуется. В связи с этим уместно вспомнить известный маркетинговый постулат: не так важно, что вы есть на самом деле, как то, что о вас думают клиенты.

Бизнес-модель — это один из важнейших инструментов обеспечения динамичного развития компании. Причем вероятность создания работающей бизнес-модели с первого раза очень мала. Существует немного компаний, которым это действительно удалось. Опыт успешного предпринимательства демонстрирует, что чаще всего создается исходная бизнес-модель, которая в дальнейшем постоянно анализируется и корректируется. То есть создание бизнес-модели — это непрерывный процесс, т. к. она нуждается в поправках из-за постоянно меняющихся условий. И только постоянно корректируемая бизнес-модель является залогом эффективной деятельности. Причем в современных условиях срок жизни бизнес-модели под воздействием постоянно усиливающейся конкуренции и возрастающей динамичности рыночных изменений имеет тенденцию сокращаться. Сложившаяся же практика показывает, что зачастую компании разрабатывают бизнес-модель и бизнес-план, только когда им необходимы инвестиции. Автор отмечает, что, к сожалению, многие предприниматели, будучи харизматичными людьми, оказываются как бы «женатыми на идее» — они не склонны критически оценивать, вносить изменения в свои планы и т. д.

Внимание к бизнес-модели предприятия представляется весьма актуальным, поскольку именно она является основой бизнес-плана, направленного на обеспечение успеха и прибыльности компании. А бизнес-план — это эффективный способ реализации бизнес-идеи. Причем важно, чтобы он детально прописывал не только, как на практике будет реализовываться бизнес-концепция, но и предусматривал, как будут решаться проблемы, которые могут возникнуть в будущем.

Книга содержит два раздела: один посвящен проблемам разработки бизнес-модели и ее анализа, а второй — составлению бизнес-плана, который призван воплотить в жизнь эту модель. Автор предлагает свод простых приемов, которые позволят правильно сконструировать вашу бизнес-модель, проанализировать ее действенность и описывает технологию составления бизнес-плана по реализации этой модели.

Д. Дибелак подчеркивает, что вопрос составления бизнес-модели часто носит «внутренний» для компании характер, тогда как важно, чтобы он был открытым и обязательно предусматривал обсуждения основных ее положений непосредственно с клиентами компании. Другая распространенная ошибка в том, что стандартное бизнес-планирование обычно ограничивается производством. Однако неслучайно опрос инвесторов показывает, что для них самая важная часть бизнес-модели — это дистрибуция. Поэтому, по мнению автора, при составлении бизнес-модели необходимо учесть все этапы распределения продукта, вплоть до потребителя.

На основе своих исследований автор выделяет шесть важнейших характеристик успешной бизнес-модели: привлечение клиентов, обладающих высокой ценностью; предложение клиентам значимой для них ценности; предложение товаров и услуг, обеспечивающих достаточную прибыль; обеспечение удовлетворенности клиентов; использование ресурсов компании для упрочения ее рыночного положения; достаточное финансирование. Автор агрегирует эти характеристики в три группы основных факторов, которые называет «GEL факторами» (Great customers, Easy sa/es, Long life), которые он и использует для оценки эффективности бизнес-моделей.

Универсальность предложенного автором подхода подтверждается тем, что он показывает возможности его применения на различных компаниях, производящих как товары, так и услуги. Среди них есть онлайновые компании, предприятия сфер В2В и В2С. Причем некоторые из них относятся к довольно экзотическим для России видам бизнеса.

Более чем двадцатилетний опыт автора по разработке планов и стратегий для многих компаний позволил ему структурировать книгу удобным для восприятия образом. Этому помогают выделяемые подзаголовки, содержащие: предостережения от рыночных опасностей — «остерегайтесь ловушек», способы исправления недостатков — «чем это компенсировать», практические советы — «секреты успеха».

Автор предлагает довольно простые и понятные контрольные таблицы, позволяющие оценивать бизнес-концепции. Важно, что он не ограничивается этой оценкой, а раскрывает некоторые приемы компенсаций, которые следует использовать, для корректировки параметров, получивших баллы средние или ниже средних.

В книге приводятся практические кейсы, которые можно использовать для более эффективного усвоения материала. Несмотря на то что книга не исчерпывает всю проблематику составления бизнес-моделей и бизнес-планов, она показывает всю важность затронутых вопросов и является хорошей практической ступенью в освоении этой актуальной для отечественного бизнеса темы.