Библиотека управления

Развитие систем управления качеством на предприятиях пищевой промышленности

Овчинникова Татьяна Ивановна, Беляева Галина Викторовна, Гостева Галина Валентиновна, Хохлов Валентин Александрович кафедра бухгалтерского учета, консалтинга и финансов ВГТА

Оглавление


Оптимальная система совершенствования качества достигается посредством подготовки кадров, внедрения современных технологических, маркетинговых и других подсистем деятельности предприятия.

Достижение целей в различных областях менеджмента обеспечивается систематизацией требований к деятельности организации в конкретных областях и созданием предпосылок для дальнейшего усовершенствования продукции.

Реализация цели усовершенствования продукции, направленной на повышение конкурентоспособности предприятия, требует внедрения в организациях современных систем менеджмента качества, соответствующих международным стандартам. В этих стандартах обобщен мировой опыт системного управления качеством.

Мы включаем в категорию «усовершенствованной продукции» те ее характеристики, которые в наибольшей степени удовлетворяют потребителя и достигаются посредством внедрения в деятельность предприятия системы управления качеством. Разнообразие подсистем в системе менеджмента качества охватывает различные сферы деятельности.

Современные системы менеджмента качества условно сгруппируем в зависимости от объекта стандартизации в области управления качеством (рис.).

Рис. Современные системы менеджмента качества

Системы менеджмента качества представляют собой эффективный набор оптимизационных элементов, с помощью которых организации могут строить свою деятельность в соответствии с современными требованиями рынка. Наибольшее распространение в мире получили системы менеджмента качества, разработанные на основе требований международных стандартов ISO серии 9000.

Система менеджмента качества ISO серии 9000 — это та часть общей системы управления организациями, которая функционирует с целью обеспечения стабильного качества продукции. Она занимает особое место среди всех существующих систем управления, ибо является одним из последних достижений в области решения проблем качества в любой организации. Ее главным достоинством является то, что она ориентирована на потребителей и направлена прежде всего на предотвращение брака на самых ранних этапах жизненного цикла продукции, а также на контроль качества уже готовой продукции. Уровень качества продукции нельзя повысить за счет внедрения отдельных, изолированных друг от друга мероприятий; необходим системный подход. Принцип системного подхода является одним из основных принципов, на которых базируется менеджмент качества. Управление взаимосвязанными процессами как системой улучшает результативность и эффективность деятельности организаций при достижении целей.

Стандарты ISO серии 9000 — это нормативные документы, которые основаны на принципах, необходимых для продвижения и действия организации, нацеленной на долгосрочное, непрерывное повышение эффективности, сосредоточенной на заказчике с учетом потребностей всех совладельцев. Эти принципы отражены в таблице 1.

Таблица 1. Основные принципы стандартов ИСО 9000

Указанные принципы современного менеджмента обеспечивают процессный подход к созданию и внедрению системы менеджмента качества, цель которой — дать руководителям и персоналу предприятий и организаций любой отраслевой принадлежности инструмент, способствующий улучшению качества процессов (производства, технологического оснащения, сбыта и др.), в результате повысив конкурентоспособность усовершенствованных товаров.

Главной чертой этих принципов является добровольность их применения в том смысле, что производитель сам принимает решение о построении системы качества в соответствии с требованиями стандартов ISO серии 9000, но для принявших такое решение, выполнение требований этих стандартов становится обязательным.

Успешно работающая система менеджмента качества позволяет предприятию достичь следующих преимуществ:

  • обеспечивает стабильность работы организации;
  • позволяет избежать случайных «сбоев» и конфликтов, минимизировать влияние личностного фактора;
  • обеспечивает соблюдение обязательных государственных нормативных требований к качеству;
  • усиливает производственную дисциплину и улучшает контроль над деятельностью предприятия;
  • позволяет делать работу компании прозрачной для ее руководства;
  • облегчает оперативное управление и повышает его эффективность;
  • обеспечивает снижение производственных затрат за счет снижения количества брака и повышения эффективности труда;
  • сокращает цикл разработки новой продукции;
  • позволяет достичь требуемого качества продукции и постоянно поддерживает его на уровне, соответствующем требованиям заказчиков, которые устанавливаются в договорах и других документах;
  • постоянно повышает степень удовлетворенности потребителя, а значит, и объем продаж, прибыль и конкурентоспособность компании;
  • непрерывно совершенствует деятельность организации в рамках направлений и приоритетов, устанавливаемых высшим руководством.

Стандарты ISO серии 9000 являются универсальной основой для построения системы менеджмента качества в любой организации, независимо от области деятельности, применяемых технологий, квалификации и количества сотрудников, а также других особенностей.

Однако универсальность стандартов ISO серии 9000 имеет и негативные стороны, так как не позволяют учесть особенности ряда отраслей промышленности, где высоки требования к качеству продукции, безопасности труда работников, эколо-гичности производственных процессов и т. д. В некоторых ситуациях применение требований стандартов ISO 9000 оказывается сдерживающим фактором. Поэтому стандарты приобретают отраслевую специфику, они могут применяться лишь в конкретных отраслях.

В таблице 2 приведена система менеджмента качества, учитываемая на предприятиях пищевой промышленности.

Таблица 2. Отраслевые системы менеджмента качества на базе международных стандартов ИСО серии 9000

В пищевой промышленности применяется также система НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Point) — это признанная в мире система анализа рисков и управление критическими точками контроля, используемая в пищевой промышленности для обеспечения безопасности продуктов питания.

Целью НАССР является обеспечение безопасности продуктов для потребителей путем контроля над факторами риска в течение полного цикла производства и транспортировки пищевых продуктов. Данная система определяет систематический подход к опознаванию возможных рисков химического, физического и биологического (микробиологического) происхождения, их оценке и контроля.

Преимущества менеджмента предприятий, внедряющих систему НАССР:

  • однозначное определение ответственности за обеспечение безопасности пищевых продуктов;
  • представление документального подтверждения уверенности относительно безопасности пищевых продуктов;
  • обеспечение системного подхода, включающего все параметры безопасности пищевых продуктов, от сырья до конечных пользователей;
  • экономное использование ресурсов для управления безопасностью;
  • повышение доверия потребителей к выпускаемой пищевой продукции;
  • завоевание новых и расширение существующих рынков сбыта для экспортеров продукции;
  • возможность удачно конкурировать на рынке;
  • представление преимуществ в важных тендерах;
  • зарубежные инвесторы охотнее идут на капиталовложения, если система действует на предприятии;
  • поддержание репутации производителя качественного и безопасного продукта питания;
  • существенное снижение финансовых издержек, связанных с выпуском некачественной продукции;
  • обеспечение стабильного качества, от которого зависит имидж компании.

Система GMP (Good Manufacturing Practice), применяемая в отраслях пищевой промышленности гарантирует качество продукции в соответствии со стандартами, соответствующими ее назначению и требованиям торговой лицензии. Система GMP — это единая система требований по организации и осуществлению технологических процессов и контрольных испытаний промежуточных и конечных продуктов на всех стадиях производственного процесса. Правила GMP устанавливают требования к персоналу, помещениям и оборудованию, документации, производству продукции, контролю качества и проведению анализов по контрактам, рекламациям, порядку отзыва продукции и организации самоинспекций. Правила GMP предназначены в первую очередь для снижения риска, присущего продукции, который не может быть полностью предотвращен путем проведения испытаний готовой продукции. Это обеспечивается:

  • регламентацией всех производственных процессов;
  • валидацией производства;
  • наличием квалифицированного персонала;
  • разработкой четких и однозначных технологических регламентов и инструкций;
  • обучением персонала надлежащему выполнению технологических операций;
  • регистрацией всех этапов производства и отклонений;
  • надлежащим хранением и регистрацией готового продукта.

Правила GMP также требуют от производителя контроля над технологическими процессами, основным и вспомогательным оборудованием, средствами и методами измерений, чтобы они функционировали в соответствии с установленными требованиями. К этим требованиям относятся работы по различным проверкам и испытаниям, называемым верификация, квалификация, валидация. Последняя основана на проведении испытаний в реальных производственных условиях с необходимым числом повторений для обеспечения достоверности получаемых результатов. Поэтому она является наиболее сложным и дорогостоящим процессом, требующим привлечения значительных ресурсов предприятия. Правила GMP рекомендуют проводить валидацию в первую очередь для критических процессов. Под ними понимаются процессы, оказывающие влияние на конечный продукт.

Анализируя различные системы менеджмента, можно выявить у них общие структурные компоненты, интегрируя которые можно достичь органичного сосуществования этих систем и улучшения не каждой в отдельности, а деятельности организации в целом, приводящей к усовершенствованию продукции. Правильным будет использование той методологии или комбинации систем менеджмента, которая принесет наибольшую пользу и станет «работать» в конкретной организации.