Библиотека управления

Установки потребителей по отношению к табачным изделиям

Дудакова Ирина Анатольевна «Экономика и менеджмент» Волгодонского института сервиса ЮРГУЭС

Оглавление


К табачным изделиям относятся табаки — курительный и трубочный, папиросы, сигареты, сигары, махорка — курительная и нюхательная. Их условно причисляют к пищевым продуктам, так как они употребляются внутрь. Курение и другие способы употребления табачных изделий (жевание спрессованных листьев, нюхание табачной пыли) связаны с их способностью оказывать наркотическое действие на организм человека. Наркотическая способность обусловлена содержанием никотина в табаке — от 0,2 до 4,6%, в махорке — до 7%. Никотин — яд, который по токсичности не уступает синильной кислоте. Чем больше в табаке никотина, тем выше его физиологическая крепость. Физиологической крепостью табака называют свойство табачного дыма насыщать курильщика на определенный срок. Вкусовой крепостью табачных изделий называется свойство табачного дыма вызывать комплекс вкусовых ощущений (легкая горечь, терпкость, пощипывание, раздражение горла при курении). На вкус табачных изделий влияют углеводы (4—14%) и белки (8—12%). Вкус табака тем лучше, чем больше в нем содержится углеводов и меньше белков. Особенно важно отношение количества углеводов к количеству белка: чем оно выше, тем лучше качество. Сырьем для выработки табачных изделий служат желтый листовой табак (используют только лист) и махорка (используют лист и стебли). Махорка отличается более высоким содержанием никотина и веществ, придающих изделиям грубый вкус и аромат. Желтые листовые табаки растут в условиях теплого климата. По строению листа и химическому составу различают скелетные, ароматичные и сигарные табаки. Все табачные составные являются чужеродными для человека, они вызывают труднообратимые, а порой и необратимые изменения в жизненно важных органах. В то же время установлено, что последствия хронического табачного отравления могут исчезнуть, если курящий откажется от своей привычки. Через восемь, а иногда и через пять лет основные показатели здоровья восстанавливаются1.

В России продажа папирос и сигарет постоянно растет: так, в 2006 году было продано по сравнению с 1 995 годом на 193,3 млрд шт. папирос и сигарет больше (табл. 1)2.

Таблица 1. Продажа папирос и сигарет

На рисунках 1 и 2 представлена графическая информация о реализации папирос и сигарет в целом в натуральном выражении и на душу населения. К сожалению, привычка к курению является достаточно устойчивой. В средствах массовой информации, по телевидению и радио проецируется образ сильного и уверенного в себе мужчины-бизнесмена, как правило, курящего, или стильной женщины, но тоже курящей, что, естественно, повышает привлекательность образа.

Рис. 1. Продажа папирос и сигарет

Рис. 2. Продажа папирос и сигарет на душу населения

В среднем россияне тратят на приобретение продуктов питания более 40% своего бюджета, из них на покупку табачных изделий чуть более одного процента (табл. 2)3.

Таблица 2. Структура расходов домашних хозяйств на покупку потребительских товаров (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в процентах)

Несмотря на постоянный рост цен на табачные изделия, потребление их не уменьшается: на отечественные сигареты без фильтра цена за пачку выросла в 4 раза, с фильтром в 6 раз; импортного производства — в 8,8 раза (табл. 3)4.

Таблица 3. Средние потребительские цены на отдельные виды товаров (на конец года; рублей за штуку, 1995 г. - тыс. руб.)

Почему россияне курят и что лежит в основе этой привычки мы попытались выяснить с помощью маркетингового исследования, проведенного в июне — июле 2008 года по заданию отдела потребительского рынка Администрации г. Волгодонска научно-учебной лабораторией по исследованию потребительских рынков, товаров и услуг ВИС ЮРГУЭС. Объект маркетингового исследования — потребительский рынок табачных изделий г. Волгодонска. В исследовании по изучаемой проблеме приняли участие 282 человека. Опрос осуществлялся методом анкетирования. В анкетировании приняли участие люди разных возрастных категорий, являющиеся основными потребителями продовольственных товаров г. Волгодонска. Объектами исследования были выбраны магазины торговых сетей: «Балатон, «Енисей», «Магнит», «Радеж», «Артемида — Дон».

Посетителям магазинов было предложено ответить на следующие вопросы:

Сколько Вам лет?

Сколько лет Вы курите?

  • до 1 года
  • от 1 года до 5 лет
  • более 5 лет

Для лиц до 18лет: В какой торговой точке вы можете беспрепятственно купить себе сигареты?

Где Вы покупаете сигареты?

  • в табачном киоске
  • в супермаркете
  • в магазине формата «у дома»

По какой причине Вы меняете марку сигарет?__________

Сколько сигарет в день Вы выкуриваете?

  • от 1 до 5
  • от 5 до 10
  • от 10 до 20
  • более 20

Собираетесь ли Вы бросать курить и по какой причине?

Возрастной состав опрошенных респондентов представлен на рисунке 3.

Рис. 3. Возраст опрошенных респондентов

Среди опрошенных респондентов доля женщин составила 37% или 104 человека; мужчин — 63% или 178 человек.

Из 282 опрошенных курят более 5 лет 65,65%; от года до 5 лет — 27,7% и до года 6,7% (рис. 4).

Рис. 4. Распределение респондентов в процентном отношении по сроку курения

Большинство потребителей покупают табачные изделия в магазинах формата «у дома» — 45% и табачных киосках — 40,5% (рис. 5).

Рис. 5. Информация об источниках приобретения табачных изделий

В качестве основных критериев выбора табачных изделий респонденты выделили следующие:

  • привычка или правильнее потребительская приверженность к определенной марке, 55%;
  • ценовой фактор, 27%;
  • состав (облегченные или тяжелые), 15%;
  • другие, 3%.

Курение — это сложная привычка. Срок курения оказывает влияние на количество выкуриваемых в день сигарет. Количество сигарет, выкуриваемых опрошенными респондентами, показано на рисунке 6.

Рис. 6. Информация о распределении респондентов по количеству выкуриваемых в день сигарет

Респонденты бросать курить не собираются, им нравится сам процесс. Вред курения признают лишь косвенно и любую информацию о вреде курения не воспринимают.

Таким образом, резюмируя полученные в ходе исследования результаты, можно сделать следующие выводы.

  1. Наиболее активной категорией курильщиков является возрастная категория «от 21 до 40» — 60%.
  2. Курение по-прежнему является мужской привычкой, доля женской аудитории составила одну треть (37%).
  3. Табачные изделия являются штучным товаром и должны быть максимально приближены к потребителю, поэтому по источнику приобретения лидируют магазины формата «у дома» (45,5%) и табачные киоски, которые, как правило, располагаются в местах пересечения людских потоков (40,5%).
  4. Основным фактором, оказывающим влияние на выбор табачных изделий, является приверженность к определенной марке.
  5. Более 10 сигарет в день выкуривают 76,2%.
  6. Несмотря на то, что реклама табачных изделий запрещена в законодательном порядке, объем потребления табачных изделий на душу населения увеличился в 2,6 раза в 2006 по сравнению с 1990 годом.
  7. Однако не стоит забывать, что курение все-таки наносит ущерб здоровью курильщика и окружающим его гражданам. Поэтому производителям табачных изделий необходимо задуматься о выпуске безникотиновых сигарет, по аналогии с безалкогольным пивом.
  8. В средствах массовой информации, на телевидении, радио должен быть сделан акцент на пропаганде здорового образа жизни. Здоровье — это единственное богатство, которое не купишь за звонкую монету.


1 Шепелев А.Ф., Печенежская И.А., Кожухова О.И., Туров А.С., Мхитарян К.Р. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2001. - 680 с. С. 636.

2 Торговля в России 2007: стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - 566 с.