Библиотека управления

Распространенность отечественных франчайзинговых туристских сетей в ЦФО РФ

Экнодиосова Ольга Георгиевна,Артемова Елена Николаевна кафедра «Технология и организация питания, гостиничного хозяйства и туризма» Орловского государственного технического университета

Оглавление


Для отечественной экономики сегодня франчайзинг является сравнительно новым явлением, постепенно апробирующимся в наиболее развитых и высококонкурентных областях.

Российских предпринимателей франчайзинг привлекает прежде всего возможностью получать готовый бизнес и правом пользоваться известной торговой маркой, фирменным торговым знаком и стилем. Крупные игроки рынка видят преимущества франшизы в быстром распространении бизнеса на новых территориях с минимизацией собственных финансовых затрат.

Франчайзинг в России развивается неравномерно и субъективно для каждой сферы. Согласно статистике Российской ассоциации развития франчайзинга, в первые пять лет его существования в России с 1995 по 1999 год образовались 22 фран-чайзинговые системы, с 2000 по 2001 год — еще 19, а за один только 2002 год — 301.

В российском туризме франчайзинг зародился более 15 лет назад. Его ввели туроператоры, которые предложили турфирмам определенный формат ведения бизнеса, набор курортов и других мест для отдыха.

В настоящее время невозможно точно оценить реальный размер франчайзинговых предложений, поскольку нет никаких официальных статистических данных. Нами была проанализирована информация, представленная на сайтах соответствующих туристских сетей, Российской ассоциации развития франчайзинга, Российской ассоциации развития малого предпринимательства, Франчайзингового центра малого бизнеса, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и Фонда развития науки, техники и франчайзинга (Санкт-Петербург). В результате были отобраны 15 крупнейших туристских компаний, развивающихся по технологии франчайзинга: «Велл», «ВКО Клуб», Global Travel, «Горячие туры», «Интурист — Магазин Путешествий», «Куда.ги», «Магазин Горящих Путевок», «Мастер отдыха», «Роза ветров», ЗАО «Русский путешественник», «Скатертью дорога», «Туринфо-РФР Глобал Трэвл», «Столичный Центр Путешествий», «1001 Тур», Blue Sky. Следует подчеркнуть, что общее число туристских франшиз, действующих на отечественном рынке, не ограничивается приведенным выше количеством.

В ходе исследования была собрана информация о развитии указанных франчайзинговых туристских компаний с момента образования до настоящего времени. В результате систематизации полученных сведений стало возможным оценить их территориальную распространенность.

По данным на конец 2007 года в России функционировало свыше 1200 офисов отечественных франчайзинговых туристских сетей. Среди городов безусловным лидером является Москва, в которой на момент исследования работало 455 офисов (табл. 1). С существенным отрывом далее следуют Санкт-Петербург (84 офиса), Нижний Новгород (27 офисов), Новосибирск и Воронеж (16 офисов). В большинстве российских городов число сетевых турагентств не превышает 10.

Таблица 1. Рейтинг распространенности туристских сетей в Москве

В результате проведенного исследования были составлены рейтинги распространенности выбранных сетевых компаний в Центральном федеральном округе Российской Федерации.

Большинство сетевых компаний стремится максимально охватить рынок Москвы и Московской области. Так, по данным на конец 2007 года, суммарное число франчайзинговых офисов на рассматриваемой территории превысило 600, что составляет более половины общероссийской величины. В Московской области на момент исследования работало более 170 сетевых турагентств (табл. 2).

Таблица 2. Рейтинг распространенности туристских сетей в Московской области

Туристские сети «Туринфо-РФР Глобал Трэвл», ЗАО «Русский путешественник», «Скатертью дорога», «1001 Тур» в Московской области не представлены.

В настоящее время в Москве и ее городах-спутниках отмечается очень плотная конкуренция и высокая насыщенность рынка, что затрудняет дальнейшее развитие франчайзинга. Франчайзеры выходят с предложением в регионы, и прежде всего в Центр. За исключением Москвы и Московской области, здесь нет сверхкрупных городов. Региональный рынок отличается сильной дифференциацией, что не способствует формированию устойчивых потребительских предпочтений.

С учетом вышеизложенного в рамках данного исследования целесообразно оценить распространение франчайзинговых туристских сетей в областных центрах Центрального федерального округа РФ (ЦФО) (табл. 3).

Таблица 3. Количество офисов франчайзинговых туристских сетей в областных центрах ЦФО

Как оказалось, в областных центрах ЦФО не представлены следующие сети: «Русский путешественник», «Скатертью дорога», «Столичный Центр Путешествий», Blue Sky.

Воронеж и Иваново характеризуются хорошей внутренней инфрастуктурой и многочисленным средним классом. Поэтому, несмотря на некоторую удаленность от Москвы, они лидируют по общему числу франчайзинговых офисов. Владимир и Кострома обладают высоким туристским и промышленным потенциалом и занимают третье место по числу франчайзинговых офисов среди областных центров ЦФО.

Хорошо развивается франчайзинг в Рязани и Твери. Эти города находятся недалеко от Москвы и характеризуются наличием большого количества предприятий малого бизнеса.

Постепенно растет число франчайзинговых офисов туристских сетей в Орле и Ярославле.

Тамбов же отличается крайне слабым развитием франчайзинга. Этому препятствует отсутствие развитых отраслей промышленности и удаленность от основных транспортных магистралей.

С учетом данных таблицы 3 был составлен рейтинг распространенности туристских сетей в центрах ЦФО (табл. 4).

Таблица 4. Рейтинг распространенности российских туристских сетей в областных центрах ЦФО

Как видно, в областных центрах ЦФО безоговорочным лидером является сеть Global Travel. С заметным отрывом в 10 офисов отстает «Магазин Горящих Путевок». Примерно одинаковые позиции занимают сети ВАО «Интурист», «Горячие туры» и «Куда.ш».

Франчайзинг, как бизнес-технология, достаточно широко используется в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Нижнем Новгороде, что связано с экономическим положением данных территорий и уровнем развития бизнеса. Как правило, предприятия начинают внедрять свою марку сначала на московском, либо петербургском рынке и лишь затем решают применять франчайзинг для продвижения своей марки в регионах.

За последние 1,5—2 года развитие франчайзинга идет все более высокими темпами. Сегодня в России около 25% всех турагентств — участники подобного рода сетей. Присоединение к туристской сети, развивающейся на основе франчайзинга — оптимальный вариант для начинающих. По прогнозам экспертов, через два года число агентств, вошедших в сети, удвоится по отношению к общему количеству турфирм. Это связано с внесением изменений в туристское законодательство.