Библиотека управления

Рынок легковых автомобилей России: тенденции и перспективы

А. Заруби ген. директор Abarus Market Research.
Эксперт Института экономических исследований Мюнхенского университета (IFO) и Российской ассоциации маркетинга (РАМ)

Оглавление


Перспективы развития рынка

Российский рынок с каждым годом становится все значимее на мировой автомобильной арене. В 2006 году некоторые автопроизводители открыто заявили, что Россия — особый рынок, которому будет отдан приоритет. Иностранные эксперты делают прогнозы, что российский автомобильный рынок в 2007 году составит около 2 млн автомобилей, в том числе продажи иностранных автопроизводителей вырастут с 1,008 млн машин в 2006 году до 1,2 млн машин1. Таким образом, предполагается, что отечественный автопром неизбежно будет сдавать позиции.

По прогнозу Минпромэнерго РФ, к 2008 году потребности в легковых автомобилях будут на 75% удовлетворяться за счет техники, произведенной в России. К тому времени 800—900 тысяч иномарок в год смогут собирать в России. В настоящее время выпуск автомобилей на таких предприятиях составляет 13,5% от общего объема реализации автомобилей в стране (рис.).

Рисунок. Прогноз объема рынка легковых автомобилей до 2010 г., тыс. шт.
Источник. Доклад В. Христенко на заседании Правительства 19 мая 2005 года «О реализации в среднесрочной перспективе (2005–2008 гг.) приоритетных задач, предусмотренных Концепцией развития автомобильной промышленности России».

По расчетам, сделанным Минпромэнерго в середине 2005 года, казалось вероятным, что объем российского рынка легковых автомобилей к 2008 году достигнет 1,9—2,2 млн шт. в год. В денежном эквиваленте это должно равняться сумме в 31 млрд долл. Однако при таких темпах роста, какие продемонстрировал российский рынок легковых автомобилей в 2006 году, прогнозы государственных чиновников выглядят более чем консервативно. Похоже, что правительство недооценило платежеспособный спрос на новые иномарки, подкрепляемый ростом доходов и благосостояния населения, растущее предложение и активное развитие системы потребительского кредитования2.

По прогнозам экспертов, если в данный момент на 1 000 жителей нашей страны приходится 150—160 машин, то уже через четыре года этот показатель достигнет 2303. Ожидается, что примерно в 2010 году произойдет насыщение в сегменте легковых автомобилей, вслед за чем последует снижение деловой активности. В целом объем производства будет зависеть от объема отечественных и зарубежных инвестиций.

Несмотря на стабильный рост российского рынка, конкуренция на нем уже к настоящему времени сложилась довольно серьезная. По мнению аналитиков, ситуация на отечественном автомобильном рынке будет усложняться и дальше. Все больше мировых концернов рассматривают Россию как один из наиболее перспективных рынков сбыта. Ожидается, что вслед за открытием сборочных производств в нашей стране начнут концентрироваться и производители автокомпонентов.

Компания Pricewaterhouse Coopers в своем докладе «Глобальный финансовый отчет автоиндустрии», сделанный по итогам 2005 года прогнозировал, что в ближайшие пять лет мировое производство легковых автомобилей вырастет на 8,5 млн, причем 40% прироста дадут Россия, Бразилия, Индия, Китай. Сейчас в этих странах сосредоточено около 37% производственных мощностей отрасли, а к 2010 году их доля составит 52%. Ушедший год во многом подтвердил прогноз аналитиков: доля указанных стран в общемировом объем выпуска автомобилей увеличивается. Продажи также растут, намного опережая средние темпы в развитых странах. В денежном выражении российский автомобильный рынок в 2006 году составил 32 млрд долл. (около 842 млрд рублей). К 2010 году аналитики прогнозируют рост еще на 30—40%. При этом количество реализуемых в России машин приблизится к 3 млрд4.

В целом перспективы отрасли определяются документом о развитии автомобильной промышленности до 2008 года, принятым правительством 19 мая 2005 года. Если следовать логике этого документа, к 2009 году вероятнее всего останется один крупный российский производитель отечественных автомобилей, а все остальное производство будет представлено СП с зарубежными компаниями. Уже сейчас «ИжАвто» отказался от выпуска «Оки» (производство которой осталось преимущественно на СеАЗе), «АвтоВАЗ» постепенно отказывается от «Классики», ГАЗ к 2008 году прекратит выпуск «Волги» и, возможно, внедорожника ГАЗ-3106, почти на 20% снизились объемы выпуска УАЗов. С учетом текущих тенденций производство российских автомобилей существенно сократится, и будет поддерживаться лишь благодаря контролю государством крупнейшего производителя.

Ожидается что, в ближайший год цены на отечественные автомобили приблизятся вплотную к ценам на некоторые зарубежные модели. Именно поэтому, по мнению аналитиков, к 2010 году производство российских автомобилей снизится практически вдвое. А замещаться они на рынке будут собранными на заводах в России иномарками. А потому, делает вывод «АСМ-Холдинг», действующих протекционистских мер по поддержанию отечественного автопрома недостаточно. Если же не сделать этого, то, по прогнозам «АСМ-Холдинга», к 2010 году объем производства традиционного российского автопрома «упадет» до 700 тыс. машин в год, тогда как количество иномарок достигнет 1,3 млн шт. (почти 500 тыс. из них будут собираться в России).

Увеличение числа автомобилей, отмечают в Минтранссвязи, а также развитие дорожной сети России — реконструкция и создание новых дорог, в том числе платных, подведение дорог к труднодоступным городам страны, стратегически важным объектам, таким, как порты, а также развитие международных транспортных коридоров — позволит к 2020 году увеличить подвижность населения на 50 процентов и значительно увеличить транзит грузов по территории страны. Все это, подчеркивают специалисты, предусмотрено принятой правительством Транспортной стратегией России до 2020 года.

По оценке Минтранссвязи, к 2020 году автопарк России увеличится вдвое и составит около 60 миллионов автомобилей. К тому времени 8 из 10 российских семей смогут активно пользоваться автомобилем (табл. 1).

Таблица 1. Парк легковых автомобилей в России, тыс. шт., 1995–2010 гг.

Однако, рассчитывая на такие темпы, следует обратить внимание и на ситуацию с бензином. Летом 2006 года на внутреннем рынке впервые ощущался дефицит нефтепродуктов. Пока он корректируется путем создания запасов и снижения объема экспорта нефтепродуктов. Однако, если ситуация не изменится, то уже к 2010 году топливо придется импортировать. Связано это с тем, что в стране действует 25 относительно крупных нефтеперерабатывающих заводов, работающих еще со времен Советского Союза. В 2005 году, согласно информации Росстата, на них переработано 207 млн тонн нефти, то есть загрузка НПЗ в настоящее время составляет около 80%. За первое полугодие 2006 года рост объема переработки нефти составил 5,8%, что даже при сохранении существующего темпа роста приведет к 100% загрузке НПЗ через три года.

Специфика России заключается в том, что в основном в России выпускаются мазут, газойль и дизельное топливо низкого качества, при производстве автомобильных бензинов в 2005 году всего в 32 млн тонн. Эксперты отрасли опасаются, что ситуация в ближайшем будущем не изменится. Согласно ряду оценок, российская нефтепереработка требует от 15 млрд до 30 млрд долл. инвестиций, иначе через 3—4 года топливо придется ввозить из-за рубежа5.

Тенденции рынка

Основными тенденциями на ближайшие годы станет, во-первых, сокращение производства на отечественных предприятиях (к 2010 году — вдвое) и перепрофилирование многих из них на промышленную сборку автомобилей иностранных марок и компонентов к ним. Причиной этому станет то, что уже в ближайший год цены на отечественные автомобили приблизятся вплотную к ценам на некоторые зарубежные модели. Если не предпринять соответствующих протекционистских мер то, к 2010 году объем производства традиционного российского автопрома «упадет» до 700 тыс. машин в год, тогда как количество иномарок достигнет 1,3 млн шт. (почти 500 тыс. из них будут собираться в России)6.

Во-вторых, в ближайшие годы планируется строительство на территории РФ около десяти заводов иностранных производителей. Так, уже приняли решение об открытии производства Toyota, Volkswagen, примеряется DaimlerChrysler, Nissan и другие7. По мнению экспертов, наиболее вероятными претендентами на строительство являются HyundaiMotor, Mitsubishi, Mazda Motors, KIA и Daewoo. Менее вероятными претендентами на организацию собственного производства в России считаются шведская Volvo и британская Land Rover. Наиболее популярными для строительства СП регионами являются Московская и Ленинградская области, Нижний Новгород, Казань и Тверская области.

В-третьих, существенно повысят объемы производства и реализации китайские производители. В 2006 году было продано 19,8 тыс. китайских легковых автомобилей, что составляет 1% от всех продаж легковых автомобилей в 2006 году и 2% от всего количества проданных иномарок. В ближайшей перспективе (2—3 года) доля китайских автомобилей в объеме продаж будет увеличиваться, к 2010 году она может достичь 6%.

В-четвертых, сегменты дешевых автомобилей будут иметь тенденцию к сокращению или стабилизации на фоне общего роста. Так, сегмент автомобилей с ценой до 3 тыс. долл. уменьшится на 4,5% — с 135 тыс. шт. до 129 тыс. шт., сегмент 3— 4,5 тыс. долл. почти не изменится (в 2008 году — 339 тыс. машин против 324 тыс. шт.). Рост в сегменте 4,5—6 тыс. долл. составит 28,2% — до 409 тыс. машин, в сегменте 6—8 тыс. долл. — 44,5% — до 591 тыс. автомобилей. Сегмент автомобилей ценой 8—10 тыс. долл. вырастет на 34,8% и составит 155 тыс. машин, сегмент свыше 10 тыс. долл. вырастет на 19,8% — до 145 тыс. машин8.

В-пятых, наряду с ростом импорта новых автомобилей происходит падение импорта подержанных иномарок. По прогнозам экспертов, доля подержанных машин будет сокращаться на 8—10% в год и к 2010 году будет составлять не более 15% от общего объема импорта в натуральном выражении. Сокращению импорта подержанных иномарок также будет способствовать вступивший в силу с апреля 2006 года запрет на ввоз иномарок, не соответствующих экологическому стандарту «Евро-2». Структура рынка подержанных иномарок будет изменяться за счет прироста иномарок российской сборки, произведенных в РФ с 2002 года, и импортных новых. К 2010 году рынок подержанных автомобилей, по прогнозам PwC, может достигнуть 900 тыс. шт. или 11 млрд долл.

Прогнозы развития отечественного автопрома

Минэкономразвития РФ еще в 2002 году подготовило «Концепцию развития автомобильной промышленности России на период до 2010 года». В документе говорилось, что основным направлением развития отечественной автомобильной промышленности является интеграция в мировое автомобилестроение с учетом экономических интересов страны. Так в Концепции прогнозируется увеличение доли автомобильной промышленности в ВВП РФ с 2—2,5% до 5% к 2010 году. Это потребует 10—12 млрд долл. инвестиций.

Кроме того, концепция предполагает увеличение выпуска легковых автомобилей в год с 1 до 1,9 млн шт. Также планируется добиться снижения выброса вредных веществ в отечественных автомобилях на 30% (переход на Евро-3 в России предполагается осуществить в 2008—2010 годах, на Евро-4 — до 2012 года), материалоемкости — на 15%, энергоемкости — на 17—18%. Кроме того, реализация мероприятий концепции, по мнению ее разработчиков, позволит достичь сравнимости отечественных автомобилей по техническим и потребительским характеристикам с зарубежными аналогами. Отмечается, что в общем объеме необходимых инвестиций 40 — 45% должны обеспечить предприятия автомобильной промышленности, 40% — рынок капитала и по 7—8% — федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации (табл. 2).

Таблица 2. Производство легковых автомобилей в России, тыс. шт., 2003–2010 гг.

Ближайшие два года дадут российскому автопрому последний шанс для перестройки своего бизнеса, считают аналитики. Пока еще у отечественных предприятий есть время для запуска новых проектов, заключения стратегических партнерских соглашений, оптимизации своих бизнес-процессов. В дальнейшем конкуренция на рынке будет усиливаться не только за счет сборочных производств, но и в результате снижения таможенных пошлин (из-за вступления в ВТО), а также появления новых игроков из азиатского региона. Дальнейший рост благосостояния россиян и развитие кредитных программ не позволяют отечественным автопроизводителям рассчитывать на преимущество в стоимости своей продукции (тем более что дешевые иномарки уже сейчас находятся в том же ценовом диапазоне). Необходимы новые модели собственной или иностранной разработки, нужен современный менеджмент мирового уровня плюс грамотный маркетинг и, конечно, серьезная борьба с издержками. Иначе в новых условиях не выжить.

В условиях обостряющейся конкуренции поволжские автозаводы определяют новую стратегию выживания, понимая, что российский автопром не может существовать обособленно. Сохранить и усилить отечественные брэнды может только интеграция в мировую промышленность. Не случайно все автогиганты начали активно привлекать иностранных партнеров.

Больше всего от иностранного бума страдает «АвтоВАЗ». Причем стремительная экспансия на российский рынок азиатских компаний (в первую очередь — из Южной Кореи и Китая) позволяет прогнозировать дальнейшее нарастание продаж относительно дешевых импортируемых малолитражек (в диапазоне до 10 тыс. долл.), которые могут поспорить с топ-моделями тольяттинского завода, как по качеству, так и по цене. Давление со стороны иномарок будет усиливаться и из-за прихода в Россию зарубежных автоконцернов с собственным или совместным производством внутри страны, способствуя, таким образом, снижению розничных цен (на 15—20%) на популярные модели низшей ценовой линейки известных брэндов — Chevrolet, Ford, Renault, а в скором будущем и VW, Toyota, GM. Уже к 2010 году в нашей стране будет действовать 14 полноценных сборочных предприятий, выпускающих 26 моделей автомобилей (сейчас действует пять заводов, объем выпуска за 11 месяцев 2006 года — 245 тыс. машин). Эксперты прогнозируют, что к 2012 году будет выпускаться ежегодно примерно миллион машин иностранных марок9.

Вступление России в ВТО еще больше осложнит жизнь крупнейшему отечественному автопроизводителю. По самым приблизительным оценкам, постепенное снижение таможенных пошлин уже к 2010 году уменьшит конечную стоимость импортируемых машин на 10% (за 2006 год в Россию ввезено примерно 600 тыс. автомобилей). Таким образом, конкурировать «АвтоВАЗу» придется не только с недорогой азиатской продукцией и автомобилями российской сборки, но и с моделями, ввозимыми из Европы, Японии и США.

По некоторым оценкам, в 2010 году доля иномарок превысит долю российских автомобилей в два раза. К тому же в 2010 году ожидают прекращения ввоза в страну подержанных иномарок. Продажи иномарок российской сборки возрастут на 260% и составят более 700 тысяч автомобилей в год. А по оценке Минпромэнерго, число легковых автомобилей в 2010 году удвоится.

Господствующего положения среднеценового сегмента, пожалуй, не прогнозирует никто из аналитиков — с этим связывают удержание «АвтоВАЗом» своей доли рынка10. Прогнозы продажи новых легковых автомобилей в России представлены в таблице 3.

Таблица 3. Прогноз продаж новых легковых автомобилей в России в 2003 – 2010 гг. по маркам, шт.


1 Данные ПРАЙМ-ТАСС. 21.01.2007.

2 Izvestiia. 2006-04-04.

3 Данные «АСМ-Холдинг».

4 Кто кого? // Эксперт - Волга. 15.01.2007.

5 Профиль. 04.09.2006.

6 Прогноз «АСМ-Холдинг».

7 Данные Роспрома.

8 Данные ОАО «АвтоВАЗ».

9 Кто кого? // Эксперт – Волга. 15.01.2007.

10 Время новостей. 04.09.2006.