Библиотека управления

К вопросу о методах оценки эффективности и конкурентоспособности систем электронной коммерции

В. Рябцун к. э. н., доцент, зав. кафедрой «Общенаучных дисциплин», филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет» (УдГУ) в г. Нижняя Тура

Оглавление


Системы электронной коммерции, реализованные, как правило, на основе электронных магазинов, торговых площадок или даже корпоративных сайтов, являются основным из инструментов реализации оптовой и розничной торговли в сети Интернет1. На практике постоянно возникает проблема определения качественной стороны функционирования этих систем, иными словами, проблема оценки экономической эффективности их работы и конкурентоспособности в сравнении с аналогичными системами-конкурентами.

На сегодняшний день не существует общепринятой методики определения конкурентоспособности и оценки экономической эффективности систем электронной коммерции. Отдельные научно-методические предложения заключаются в том, что общеизвестные методы оценки эффективности внедрения коммерческих бизнес-проектов пытаются применять без каких-либо корректив к весьма специфической сфере коммерции, осуществляемой посредством сети Интернет2.

Состав показателей, который рекомендован нами для определения экономической эффективности систем электронной коммерции, представленных электронными магазинами или представительствами хозяйствующих субъектов в Интернете, незначительно отличается от комплекса аналогичных групп показателей, используемых в традиционной форме торговли. Тем не менее предложенные показатели позволяют получить практическую оценку организационно-экономической деятельности систем электронной коммерции.

Нами предлагаются комплексные показатели, которые позволяют оценить эффективность функционирования систем электронной коммерции3, среди них:

  • общее количество посетителей электронного магазина (интернет-представительства) в течение определенного периода времени, например, месяца, квартала, года;
  • число повторных посетителей электронного магазина (интернет-представительства) в течение определенного периода времени;
  • удельный вес посетителей электронного магазина (интернет-представительства), сделавших покупки (заказы) или установивших деловые контакты, от общего их числа;
  • удельный вес повторных посетителей электронного магазина (интернет-представительства), сделавших покупки (заказы) или установивших деловые контакты, от общего их числа;
  • объем сделанных посетителями электронного магазина (интернет-представительства) покупок в денежном выражении или установленных контактов в числовом в течение определенного периода времени;
  • объем сделанных покупок в денежном выражении или установленных контактов в числовом, приходящийся в среднем на одного посетителя электронного магазина (интернет-представительства);
  • минимальный и максимальный объем покупок, приходящийся на одного покупателя электронного магазина;
  • динамика изменения (роста и падения) объема продаж на протяжении определенного периода времени;
  • динамика изменения валовой и чистой прибыли(рост прибыли или убытков) на протяжении определенного периода времени.

С учетом этих показателей мы попытаемся практически определить организационно-экономическую эффективность работы электронных магазинов, осуществляющих свою коммерческую деятельность в Урало-Сибирском регионе.

Нами был проведен мониторинг работы трех электронных магазинов Урало-Сибирского региона, активно осуществляющих коммерческую деятельность более трех лет4.

На основании приведенных нами выше показателей оценки экономической эффективности в период с 01.09.2004 по 30.09.2004 были собраны необходимые данные о работе этих магазинов, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Данные, характеризующие экономическую эффективность работы исследуемых электронных магазинов

Очевидно, что по большинству показателей электронный магазин «Супермаркет» г. Екатеринбург превосходит по ряду абсолютных показателей своих конкурентов. В то же время максимальный объем покупок, приходящийся на одного покупателя в «Электронном мире» компании «ЭЛМИ» г. Ижевск, осуществляющий торговлю компьютерными системами, оказался самым высоким (66,2 тыс. руб.).

Представленный выше набор показателей не является полным, однако, как было отмечено ранее, он позволяет на основе простых и легко доступных данных оценить экономическую эффективность работы системы электронной коммерции, в частности электронного магазина.

Методика определения конкурентоспособности систем электронной коммерции

Дополнительно к показателям оценки экономической эффективности работы систем электронной коммерции, могут быть рекомендованы показатели определения конкурентоспособности систем электронной коммерции в условиях сетевой экономики5. Речь идет о методике, позволяющей определить уровень конкурентоспособности электронного магазина, функционирующего в условиях региональной сетевой экономики, относительно аналогичных магазинов-конкурентов.

К применению на практике рекомендуются следующие сводные показатели конкурентоспособности систем электронной коммерции:

  • качество и удобство навигации;
  • скорость оформления заказа;
  • простота возврата в исходный пункт;
  • уровень персонализированного доступа;
  • цена товара или услуги;
  • гарантии присутствия товара на складе;
  • доступность и качество кредита;
  • разнообразие сервисной поддержки;
  • уровень дисконтных скидок и льгот;
  • уровень внимания к посетителю;
  • качество сервисной поддержки покупателей;
  • полнота сведений о товарах и услугах;
  • удобство оплаты при покупке;
  • разнообразие ассортимента;
  • уровень и качество дизайна;
  • скорость загрузки страниц сайта;
  • своевременность доставки товара;
  • уровень доверия к магазину.

Для определения значения показателей рекомендуется проводить анкетирование, при котором респонденты на основе своих предпочтений присваивают каждому показателю определенное значение (оценку) по пятибалльной шкале (от 1 до 5). На основании этих данных рассчитывается интегральная оценка, а затем и интегральная взвешенная оценка конкурентоспособности системы электронной коммерции.

Данная методика была опробована при определении уровня конкурентоспособности трех электронных магазинов Урало-Сибирского региона, осуществляющих торговлю продуктами питания с доставкой на дом. С владельцами были заключены договоры на сбор статистической информации и проведения маркетингового исследования. При помощи специального программного обеспечения и на основе вышеуказанных показателей оценки конкурентоспособности были разработаны опросные анкеты, которые были размещены на главных страницах электронных магазинов и заполнялись посетителями выбранных виртуальных продуктовых магазинов лично.

Было собрано и обработано всего 1 476 анкет. Итоговая оценка конкурентоспособности по каждому показателю была рассчитана путем вычисления среднеарифметического значения отдельно взятого показателя конкурентоспособности. На основе этих данных путем суммирования значений показателей были получены интегральные оценки конкурентоспособности исследуемых систем электронной коммерции, представленные в таблице 2.

Таблица 2. Интегральные оценки конкурентоспособности систем электронной коммерции*

Согласно приведенным данным наиболее конкурентоспособным электронным магазином является «Прод-лайн» г. Пермь, так как у него наивысшая интегральная числовая оценка. Однако в данном случае разница между тремя интегральными оценками электронных магазинов столь незначительна, фактически не более 3%, что дает основание говорить о примерном равенстве качества исследуемых систем электронной коммерции.

Для уточнения наилучшего варианта и, соответственно, более конкурентоспособного электронного магазина было решено взвесить частные критерии с помощью коэффициентов важности.

В рамках опроса пользователей электронных магазинов были дополнительно размещены анкеты с вопросами по оценке степени важности того или иного показателя конкурентоспособности в пределах от 0 до 100%. При этом для точности расчета сумма всех значений коэффициентов важности должна составлять 100% (равная единице). После обработки полученных данных путем вычисления среднеарифметического значения были рассчитаны следующие коэффициенты важности, соответствующие каждому из ранее рассматриваемых критериев конкурентоспособности, представленные в таблице 3.

Таблица 3. Весовые коэффициенты критериев для получения взвешенной интегральной оценки

После этого рассчитаны итоговые интегральные взвешенные оценки конкурентоспособности по каждому из трех исследуемых электронных магазинов, представленные в таблице 4.

Таблица 4. Итоговые интегральные взвешенные оценки конкурентоспособности исследуемых систем электронной коммерции

В результате применения весовых коэффициентов уровень конкурентоспособности исследуемых систем электронной коммерции изменился. Как показывают выполненные расчеты, наиболее конкурентоспособным из обследованных является электронный магазин «Ижтрейд» группы компаний «Ижтрейд» г. Ижевск, так как у него наибольшее значение взвешенной интегральной оценки 3,83 балла. Ранее он занимал второе место в рейтинге исследуемых электронных магазинов. На втором месте оказался электронный магазин «Прод-лайн» г. Пермь — 3,73 балла.

Выводы

С учетом того, что в современных условиях развития сетевой экономики обычно функционирует некоторое множество электронных магазинов, торгующих одним и тем же товаром, для определения наиболее конкурентоспособного варианта электронного магазина рекомендуется вышеописанная методика определения конкурентоспособности системы электронной коммерции.

При этом если полученные интегральные оценки находятся в пределах статистической погрешности (3—5), то необходимо взвешивать частные критерии потребительского предпочтения с помощью коэффициентов важности. В результате расчетов взвешенная итоговая интегральная оценка будет являться основанием для определения наиболее конкурентоспособного варианта электронного магазина или представительства компании в Интернете.


1 Рябцун В.В.Управление развитием региональной сетевой экономики // Екатеринбург. ИздAво Института экономики УрО РАН, 2006.

2 Соколова Л.Н., Терещенко Н.И. Электронная коммерция: мировой и российский опыт // М.: Открытые системы, 2000.

3 Некрасов В.И., Рябцун В.В. Оценка развития региональных электронных рынков // Екатеринбург. Изда-во Института экономики УрО РАН, 2006.

4 Некрасов В.И., Рябцун В.В. Оценка развития региональных электронных рынков // Екатеринбург. Изд-во Института экономики УрО РАН, 2006

5 Боткин О.И., Некрасов В.И., Рябцун В.В. Формирование и развитие региональной сетевой экономики// Екатеринбург: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2006.