Библиотека управления

Рецензия на книгу: Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. 2-е изд., дополн. - СПб.: Питер, 2006. 416 с.

Н. Киреева

Оглавление


Современный уровень развития национальной экономики позволяет говорить о том, что приходит время маркетинга территорий. Книга призвана разобраться в вопросе, как маркетинговыми инструментами можно повысить имидж России, привлечь зарубежные инвестиции и иностранных туристов. Все эти вопросы решаются в книге на трех уровнях: страны, региона, города.

Автор этой книги, Александр Панкрухин, зам. зав. кафедрой общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте РФ, один из основателей Гильдии маркетологов и ее научный руководитель. Опубликовано свыше 80 его научных и учебно-методических работ по вопросам общего и стратегического маркетинга, Работы по маркетингу территорий автор начал публиковать с 1997 года.

Книга состоит из четырех разделов и приложений.

Первый раздел является вводным в маркетинг территорий и раскрывает его сущность и стратегии.

Второй раздел посвящен маркетингу страны. В понимании автора маркетинг страны способствует целенаправленному формированию, позитивному развитию и продвижению имиджа страны. Автор приводит технологии измерения и оценки конкурентоспособности страны.

Третий раздел — маркетинг региона — особенно актуален в реалиях российского бизнеса. Крупный столичный бизнес идет в регионы.Выбор региона, помимо объективных факторов, определяется и его имиджем. Имидж региона обусловливается качеством функционирования расположенных в нем субъектов хозяйствования, коммуникаций, системы обслуживания. Кроме того, значительная роль в формировании имиджа региона принадлежит географическим, климатическим и национальным особенностям региона. В этой связи поднятые автором вопросы позиционирования, оценки конкурентоспособности и маркетинговых стратегий регионов важны для повышения имиджа региона. Подробно рассмотрены вопросы коммуникаций в маркетинге регионов. Интересны параграфы, посвященные брэндам регионов, так как представление о регионе формируется в сознании граждан в результате деятельности субъектов рынка и выдающихся граждан региона.

Приводятся реальные примеры программ развития регионов (приложения 1—4 раздела 3): «Программа развития региона Munchen — Agsburg — Ingolstadb>, «Положение о представительском пакете Вологодской области», «Концепция маркетинга Республики Бурятия», «Виртуальная Карелия», которые в дальнейшем могут послужить отправной точкой при разработке концепции развития любого региона.

Четвертый раздел книги — маркетинг города — раскрывает роль городов и специфику городского маркетинга, аргументы и стратегии маркетинга городов. Автор раскрывает и организационные моменты маркетинговой деятельности города: оптимизация структуры сбыта продукции, производимой на муниципальном уровне, а также системы мелкооптовых и оптовых структур, способствующих насыщению местного рынка товарами, не производимыми на данной территории.

Книга предназначена всем, кого интересуют вопросы маркетинга и государственного управления. В первую очередь это может быть как действующая политическая элита, претенденты на должности губернаторов краев и областей, так и их спичрайтеры, так как прочтение книги позволяет убедительно обосновывать предложения по развитию вверенной им территории. Несомненную пользу эта книга окажет и бизнесу, осветив на ярких примерах достаточно новое для России направление маркетинга. Преподаватели вузов и программ повышения квалификации также найдут здесь массу интересных фактов, полезна эта работа и студентам различных экономических специальностей, в том числе «Государственное и муниципальное управление», «Маркетинг». Кроме того, интересна она будет историкам, российским и иностранным туристам. И все это благодаря массиву приводимых фактов и легкому стилю изложения.