Библиотека управления

Социальный портрет потребителей залов игровых автоматов

Татьяна Малинина, Елена Сивожелезова

Оглавление


Возрастающий интерес к рынку игровых автоматов или, как говорят, к игровому бизнесу, наблюдается по всей России. С развитием игорных заведений растет количество потребителей этого вида досуга. Играют все: врачи, учителя, милиционеры, дети и пенсионеры — все, кто хочет поправить свое материальное положение хотя бы на сто рублей. В российской практике исследования по изучению потребительского поведения проводились в основном на рынке продовольственных товаров1.

А вотанализ поведения индивида на рынке «новых средств потребления», например, потребителя-игрока, в литературе практически не представлен.

Игорный бизнес в России имеет вековую историю. Азартные игры не прекращались даже в советский период. Правда, в 1925 году Совнарком запретил игорный бизнес как буржуазный пережиток. И только в 1989 году игорный бизнес был фактически легализован, хотя эксплуатировать игровые автоматы долгое время считалось непрестижным занятием, как кооперативные ларьки и туалеты.

Первые появившиеся в стране игровые автоматы были в основном примитивными. Однако сейчас Россия, пока, правда, в лице крупнейших городов, уже догоняет Америку, родину игровых автоматов, где индустрия развлечений развита превосходно. Самое главное — у нас уже есть крупные игровые сети, работающие под единым брэндом. Залы игровых автоматов обслуживают любого потребителя таких услуг. Одним людям нравятся прокуренные «ларьки» без удобств и с демократичным фейс-контролем, а другие могут заплатить 50 долл. в казино, чтобы от души понажимать на кнопки в более комфортной обстановке. В целом казино и игровые автоматы — два совершенно разных рынка услуг. Они очень различаются своей потребительской аудиторией. Рынок игровых автоматов радикально более массовый, чем рынок собственно казино. Ставки на автоматах по карману любому пенсионеру, в некоторых населенных пунктах нашей необъятной родины игра на автоматах приобрела характер эпидемии.

Рынок игровых автоматов в России демонстрирует небывалый рост. За последнее время количество игровых автоматов увеличилось в разы и продолжает увеличиваться, затягивая в свои сети все большее количество потребителей, желающих удовлетворить свои потребности: получить удовольствие, провести досуг или поправить свое материальное положение. Появились сети игровых автоматов, улавливающие практически всех, кто может оставить в них хотя бы 100 рублей. Если в 1998 году в России было 12 тыс. игровых автоматов, то к концу прошлого года их количество перевалило за 280 тыс. Крупнейшие российские продавцы удачи — сети «Вулкан», «Джек-пот», «Супер Слот», а также «Банзай», «Аладдин», Crazy fruits (Санкт-Петербург).

Каждая фирма считает своим долгом изучить своего потребителя, игорные заведения не исключение. К игорному бизнесу можно относиться по-разному. Но он существует и имеет своего потребителя. Залы игровых автоматов, как новый вид потребления, изменяют приоритеты в сознании россиянина. Все более широкие слои населения становятся игроками. Какие эти потребители, что ими движет? Азарт, удовольствие, нажива?

Было проведено статистическое исследование по сбору первичной информации, которое позволило создать некий социальный портрет потребителя залов игровых автоматов в Санкт-Петербурге2. Население Санкт-Петербурга в возрасте от 18 до 60 лет по опыту посещения игровых заведений, разделилось на две части: «не игроки», которые составляют 71% населения Петербурга, и «игроки»3 — 29% населения, из них 17,5% играют только в залах игровых автоматов (ЗИА), 3,4% — это игроки только казино, 7,8% — играют и в казино, и в ЗИА. Итого — 28,7% (рис. 1, табл. 1).

Рисунок 1. Опыт посещения игровых заведений населением города (n=1 029, доля, %)

Таблица 1. Тип игрового заведения, где когда/либо играли: население в целом (n=1 029, доля, %)

Отношение петербуржцев к игровым заведениям города представлено таблицей 2, из которой сразу видно, что 29,5% населения относятся к ним отрицательно и 20,2% населения — скорее отрицательно. Причем респонденты, имеющие опыт игры в игровых заведениях, скорее положительно относятся к залам игровых автоматов и казино, а опрошенные, не имеющие данного опыта — скорее отрицательно. По степени веры в возможность выигрыша крупной суммы денег население разделилось на две равные группы: тех, кто верит в такую возможность, и тех, кто не верит.

Таблица 2. Отношение к игровым заведениям (n=1 014, доля, %)

Из таблицы 3 видно, что игроки скорее склонны верить в возможность выигрыша крупной суммы денег в игровых заведениях (12,9%), тогда как не игроки скорее склонны не верить (26,6%).

Таблица 3. Вера в возможность выигрыша крупной суммы денег в игровом заведении (n=1019, доля, %)

Социально-демографические характеристики игроков представлены ниже.

Среди респондентов, имеющих опыт посещения залов игровых автоматов, мужчины составляют 67,8%; женщины — 32,2%. В большинстве случаев игроки — это молодежь, в возрасте 18—24-х лет (32,6%) и 25—34-х лет (27,9%) (табл. 4).

Таблица 4. Половозрастное распределение игроков (n=261, доля, %)

Большинство игроков имеют высшее и среднее специальное образование — 39,7 и 26,3% соответственно (табл. 5).

Таблица 5. Распределение игроков по полу и образованию (n=261, доля, %)

Основными занятиями большинства игроков на данный момент являются: студент, аспирант (18,4%); работник сферы торговли, обслуживания (15,7%) и квалифицированный рабочий (12,3%) (табл. 6).

Таблица 6. Распределение игроков по полу и основному занятию (n=261, доля, %)

По уровню дохода большинство респондентов относятся к среднедо-ходным и высокодоходным группам населения (табл. 7).

Таблица 7. Распределение игроков по полу и уровню дохода (n=261, доля, %)

Как правило, респонденты, имеющие опыт игры в залах игровых автоматов, посещают их 1 раз в месяц, либо реже, чем один раз в год. Назовем игроков, посещающих ЗИА не менее одного раза в месяц, «актуальными» игроками. Доля «актуальных» игроков, составляет 55% (табл. 8). Как правило, «актуальные» игроки не выделяют дни недели, предпочтительные для посещения ЗИА, поступая в зависимости от ситуации (рис. 2). Они предпочитают посещать ЗИА вечером (рис. 3), в компании друзей или коллег, либо в одиночку.

Таблица 8. Частота игры в залах игровых автоматов (n=258, частота и доля, %)

Рисунок 2. День недели, предпочтительный для посещения ЗИА (n=155, доля, %)

Рисунок 3. Время суток, предпочтительное для посещения ЗИА (n=154, доля, %)

В большинстве случаев «актуальные» игроки не обращают особого внимания на название сети игровых автоматов при выборе зала для посещения. Однако они отдают предпочтение залам, расположенным в отдельных павильонах. Практически в половине случаев местоположение зала игровых автоматов влияет на выбор игрока. В большинстве случаев игрок выбирает зал игровых автоматов, который находится поблизости от его дома.

Игроки предпочитают играть в следующие игры: Poker (16,8%); «Однорукий бандит» (13,1%); Crazy Friuts (10,2%).

Как правило, за одно посещение для большинства игроков приемлемо потратить сумму, не превышающую 1 000 рублей. Среди наиболее часто встречаемых ответов фигурируют следующие суммы — 100 рублей (9,3%); 500 рублей (14,6%) и 1 000 рублей (12,6%).

В качестве причин посещения ЗИА треть игроков отмечают, что это — способ снять стресс, расслабиться, либо получить удовольствие от игры. Посещение ЗИА как способ заработать деньги рассматривают 22,3% игроков (табл. 9).

Таблица 9. Причины посещения залов игровых автоматов (n=134, доля, %)

Среди наиболее важных игроки отмечают следующие технические характеристики ЗИА: наличие бара, туалета, системы кондиционирования воздуха, чистота в зале. Кроме того, для игроков важно и качество обслуживания в ЗИА — компетентность и вежливость персонала, безопасность нахождения. По мнению игроков, менее важны такие характеристики, как системы розыгрышей, дизайн и фирменный стиль ЗИА. Лидером по предпочтению посещения залов игровых автоматов является сеть «Джекпот», далее следует сеть «Вулкан».

Интересно распределение игроков по полу, возрасту и доходу, в зависимости от предпочтения определенной сети (табл. 10—12).

Таблица 10. Причины посещения залов игровых автоматов (n=134, доля, %)

Таблица 11. Причины посещения залов игровых автоматов (n=134, доля, %)

Таблица 12. Причины посещения залов игровых автоматов (n=134, доля, %)

Как видно из таблиц, значимых различий между игроками, отдающими предпочтения определенным сетям залов игровых автоматов, не существует. В большинстве случаев это мужчина, в возрасте 18—34-х лет, принадлежащий к среднедоходным группам населения.

Игроки предпочитают смотреть телевизионные каналы: Первый, НТВ, «Россия» и СТС; слушать радиостанции: «Европа Плюс», «Радио Шансон», Maximum и «Наше Радио»; предпочитают читать газеты: «АиФ» и «Комсомольская правда».

В заключение отметим, что потребитель становится все более разборчивым и требовательным к сопутствующему сервису в подобных заведениях. Предпочтения потребителя смещаются в сферу качества среды обитания игроков (physical evidence) и коэффициента pay back. Российский потребитель-игрок движется по пути, уже пройденному на Западе, он хочет играть честно.

Игорные залы в обозримом будущем станут не столько местом, где пытаются заработать деньги, сколько объектами для проведения досуга и семейного отдыха. Вполне вероятно, что они станут некими social clubs, куда можно пойти с семьей.


1 См.: Волчкова Л.Т., Минина В.Н., Ганскау Е.Ю., Волчков А.Н.Стратегии потребительского поведения населения на рынке продовольственных товаров Санкт-Петербурга. СПб., 2000; Еремичева Г.В. Изменение тенденций потребительского поведения петербуржцев за годы реформ и подходов к его изучению // Социология потребления. СПб., 2001; Порецкина Е.М. Изменение в потреблении в конце 1990 гг.: новые черты потребительских моделей петербургских семей //Социология потребления. СПб., 2001.

2 Исследование проведено одной из крупных сетей ЗИА г. Санкт-Петербурга. Обследовалась выборочная совокупность объемом 1 029 респондентов. Выборка – случайная, бесповторная, квотная (с учетом социально-демографических параметров населения города).

3 «Игроки» – респонденты, которые хотя бы раз посетили игровые заведения.