Библиотека управления

Анализ интенсивности конкуренции на рынке грузовых автомобилей Индии

Эльдар Аминов Аспирант Камского государственного политехнического института

Оглавление


При проведении маркетинговых исследований очень часто требуется проанализировать конкурентное окружение. Одним из этапов анализа является определение интенсивности конкуренции на рынке, которая показывает привлекательность рынка и стратегически важные направления рыночных шагов предприятия. Сравнивая показатели интенсивности конкуренции на рынке за различные периоды, фирма может определить тенденции рынка, изменение соотношения конкурентных сил, вовремя распознать негативные для себя последствия.

Интенсивность конкуренции на любом рынке определяется тремя составляющими:

  • характер распределения рыночных долей;
  • темпы роста рынка;
  • рентабельность рынка.

Методика

Методика количественной оценки интенсивности конкуренции включает в себя следующие этапы ( рис. 1 ).

Рисунок 1. Этапы анализа интенсивности конкуренции

1. Составление перечня фирм, находящихся на целевом или новом рынках.

Формируется перечень (конкурентный лист1) фирм, действующих на рассматриваемом рынке и образующих его конкурентную среду, на конец анализируемого периода.

2. Сбор исходной информации.

Осуществляется сбор исходной информации за анализируемый и базисный периоды. В случае невозможности получения сведений об объемах тех или иных ресурсов, имеющихся на целевом рынке, принимается равномерное распределение ресурсов между конкурентами.

3. Оценка степени монополизации рынка.

Оценка степени монополизации рынка осуществляется с учетом того, что степень монополизации рынка обратно пропорциональна интенсивности конкуренции. Для этого могут быть использованы четырехдольные (CR4) показатели концентрации. При этом считается, что если CR4 > 0.75, то рынок монополизирован.

Может рассчитываться также индекс Херфиндала—Хершмана. Индекс представляет собой сумму квадратов удельных весов всех действующих на рынке субъектов. Значения его могут изменяться от 0 (при полной деконцентрации производства) до 10 000 (в случае абсолютной монополизации):

где In — индекс Херфиндала (0 < In <= 1);
при Di = ОРi/ОР, Di — доля i-й организации (выраженная в процентах) в общем объеме реализации продукции заданного ассортимента;
ОРi — объем реализации i-го предприятия отрасли;
ОР — общий объем реализации всех предприятий отрасли.

Соотношение индекса и долей фиксированного числа фирм при их неограниченном произвольном числе представлено ниже (табл. 1).

Таблица 1. Соотношение индекса Херфиндала—Хершмана и допустимых рыночных долей

Из таблицы следует, что безопасный с точки зрения монополизации рынок (ИХХ до 1 000) предполагает наличие не менее 10 конкурирующих фирм, причем доля крупнейшей из них не должна превышать 31%, двух крупнейших -44%, трех - 54% и четырех 63%.

4. Расчет показателя интенсивности конкуренции по вариации рыночных долей.

На первом этапе определяем рыночные доли фирмы на конец базового и на конец анализируемого периодов (табл. 2).

Таблица 2. Рыночные доли фирмы на конец базового и на конец анализируемого периодов

Расчет рыночных долей фирм, находящихся на рассматриваемом рынке осуществляется по данным о ресурсах фирмы и объемах рынка (табл. 3):

Таблица 3. Расчет средней рыночной доли одной фирмы

  • на конец базисного периода (формула 2);
  • на конец анализируемого периода (формула 3).

Расчет рыночных долей производится для всех фирм, представленных на рынке. По полученным результатам строится таблица распределения рыночных долей (табл. 4).

Таблица 4. Примерная форма таблицы распределения рыночных долей

Анализ таблицы дает возможность выявить изменения в системе конкурентов за анализируемый период и составить список фирм, которые на данном рынке определяют основные тенденции бизнеса (рыночная доля более 0,5), а затем рассчитать среднюю рыночную долю Sm, приходящуюся на одну фирму:

Интенсивность конкуренции (Ud), тем выше, чем ниже коэффициент вариации рыночных долей на конец анализируемого периода:

5. Расчет показателя интенсивности конкуренции по темпам роста рынка.

Темп роста рынка (Tm) рассчитывается по объемам рынка на конец анализируемого и базисного периодов (V'm и Vm ):

Считают, что темп роста, его максимальная и минимальная границы лежат в пределах 140 и 70% в год. Поэтому, если Tm > 140%, то рынок находится в состоянии ускоренного роста, при изменении Tm от 140% до 70% рынок проходит состояние позиционного роста, стагнации и сворачивания, если Tm < 70%, то ожидается кризис и упадок рынка.

По темпу роста рынка рассчитываются показатели интенсивности конкуренции (Ut). Можно принимать, что если Tm > 140, то Ut = 0;

если 70 < Tm < 140, то

если Tm = 70, то Ut = 1.

Показатель интенсивности конкуренции в данном случае характеризует остроту конкуренции, так при Ut = 1 конкуренция максимальна.

6. Расчет показателя интенсивности конкуренции по рентабельности рынка.

Оценка рентабельности рынка (Rm) возможна, если имеются данные о выручке и прибыли от продаж, которые имели или имеют конкуренты на данном рынке. Иметь такие данные не всегда возможно, однако имея ретроспективные отчетные данные фирмы можно оценить активы и прибыль фирм конкурентов. В этом случае рентабельность может быть определена:

где Рr — прибыль, полученная конкурентами в рассматриваемом периоде;
Am - выручка за анализируемый период.

Имея данные рентабельности, определяем коэффициенты интенсивности конкуренции по рентабельности (Ur). Если имеется неравенство 0 < Rm < 1, то

Ur = 1 – Rm. (10)

7. Расчет обобщенных характеристик интенсивности конкуренции.

Обобщенная характеристика интенсивности конкуренции (табл. 5) рассчитывается по данным показателей Ut, Ur, Ud, как среднее геометрическое этих показателей:

Таблица 5. Обобщенная характеристика интенсивности конкуренции

В случае если Ut или Ur не известно, то Uc не рассматривается.

При Uc стремящемся к 1, интенсивность конкуренции достигает максимума. Соответственно фирме необходимо предпринять все усилия для сохранения собственных позиций и рыночной доли.

В случае Uc, равном 0, конкуренция отсутствует. Рынок свободен для активной экспансии.

Применение методики при анализе конкуренции на рынке грузовых автомобилей Индии

Выполним анализ интенсивности конкуренции на рынке грузовых автомобилей Индии, маркетинговые исследования которого проводить довольно сложно по целому ряду причин. Однако описанная выше методика применима в условиях скудной маркетинговой информации о зарубежном рынке.

Оценка степени монополизации рынка

Произведем расчет четырехдольного показателя концентрации (CR4) и Индекса Херфиндала-Хершмана на основе имеющихся данных о рыночных долях производителей (табл. 6).

Таблица 6. Размеры рыночных долей производителей Индии

Приведенные данные показывают, что данный рынок можно считать монополизированным, так как четырехдольный показатель концентрации (CR4) превышает значение 0,75 и почти равен 1. То есть четыре ведущие фирмы полностью обеспечивают рынок грузовых автомобилей Индии. Это также говорит о том, что в дальнейшем показателями Tatra можно пренебречь.

Кроме того, позиции лидера отрасли Tata с каждым годом только укрепляются. Безопасным значением Индекса Херфиндала-Хершмана на данном рынке можно считать 2 300 ед. при условии, что на долю фирмы - лидера отрасли приходится не более 48%. На индийском рынке грузовых автомобилей лидеру принадлежит 70%, а на долю двух ведущих производителей приходится более 92%, при этом Индекс Херфиндала-Хершмана превышает 5 000 ед.

Произведем также расчет интенсивности конкуренции по вариации рыночных долей (Ud) по формуле 6, где средняя рыночная доля Sm = 0,2 или 20%, а N = 5, Sv - рыночная доля каждого производителя. Рост показателя Ud незначителен, несмотря на то, что лидер рынка Tata увеличила за год свою долю на рынке на 2 процента. Вместе с тем сам показатель интенсивности конкуренции стремится к 1.

Темпы роста рынка

На основе данных о количестве продаж произведем расчет темпов роста рынка грузовых автомобилей Индии, а также найдем значение показателя Ut (интенсивность конкуренции по темпам роста рынка).

Полученные результаты (табл. 7 свидетельствуют об ускоряющемся росте рынка. За последний год прирост составил 10%. С другой стороны, малое значение Ut свидетельствует, что динамика рынка не может оказывать сильного влияния на интенсивность конкуренции.

Таблица 7. Расчет показателя интенсивности конкуренции по темпам роста

Рентабельность рынка

Рентабельность рынка можно рассчитать по формуле 9. Подставив данные о прибыли/убытках и общий объем продаж в денежном выражении (млн рупий)2, произведем расчет показателя Ur по формуле 10 (табл. 8).

Таблица 8. Расчет показателя интенсивности конкуренции по рентабельности

Произведем обобщение полученных данных анализа интенсивности конкуренции на рынке Индии (табл. 9). Обобщенная характеристика интенсивности конкуренции рассчитывается по данным показателей Ut, Ur, Ud, как среднее геометрическое этих показателей (формула 11).

Таблица 9. Итоговые данные показателей интенсивности конкуренции

При Uc стремящемся к 1, интенсивность конкуренции достигает максимума, и, наоборот, при Uc = 0 конкуренция отсутствует. То есть на рынке Индии интенсивность конкуренции за 2004 г. сильно снизилась, несмотря на рост монополизации рынка, по следующим причинам:

  • высокие темпы роста рынка;
  • рост рентабельности рынка.

Снижение итогового показателя Ud до 0,154 с 0,519 свидетельствует о том, что участники рынка еле поспевают удовлетворять растущий спрос на рынке.

В результате на рынке возможно появление новых конкурентов (рынок активно растет, и постоянно появляются новые ниши и сегменты, расширяются уже существующие). Также стоит отметить, что основным фактором конкурентной борьбы на рынке является цена (из-за относительно низкой рентабельности).


1 Шибаков В., Аминов Э.Структурирование информации — паспорт конкурента // Практический маркетинг. 2005. № 6 (99).

2 Данные взяты из официальных годовых отчетов фирм-производителей. Данные о результатах финансовой деятельности Volvo и Tatra отсутствуют, но их совокупная доля составляет менее 1%.