Библиотека управления

Маркетинговая направленность предпринимательской деятельности на мебельном рынке России

Сергей Дацко ген. директор ООО «Международный торговый дом – Зеленоград»;
зав. кафедрой «Практическое предпринимательство в сфере городской инфраструктуры» Института экономики и управления при Московском институте электронной техники (ТУ – технический университет)

Оглавление


Рынок мебели в России на сегодняшний день - это один из наиболее успешно развивающихся сегментов товарного рынка. В общем объеме внутреннего валового продукта производство мебели составляет 3%. Трудное экономическое положение в России в последние годы, отрицательно сказавшееся на многих отраслях, в целом не остановило его развитие.

Одним из стимулирующих факторов этого развития стала естественная необходимость, потребность населения в таком виде товаров, как мебель. Сдерживающим фактором явилась низкая покупательная способность потенциальных потребителей.

В результате резкого падения курса рубля в августе 1998 г. снизилась и покупательская способность населения. Значительно меньше стало продаваться коттеджного жилья, жилья элитного и улучшенной планировки. И объемы мебели, которая могла бы быть востребована в интерьерах этих домов, также значительно снизились.

При общем снижении объемов поставок мебели по импорту их спад не был однородным. По результатам опроса, проведенного студентами кафедры «Практическое предпринимательство в сфере городской инфраструктуры», руководимой автором данной статьи, рынок элитной кухонной мебели практически не уменьшился, объемы же продаж кухонной мебели средней и особенно низкой ценовых категорий снизились в среднем на 30—60%. Продажа импортной корпусной мебели у многих операторов увеличилась по сравнению с докризисной.

Особенностью послекризисного периода для отечественных производителей мебели является увеличение объемов производства, резкое увеличение основного и оборотного капитала. Например, по данным Госкомстата, объем инвестиций в лесную и деревообрабатывающую промышленности на конец 2003 г. вырос более чем на 100% по отношению к 1999 г.1 Значительная доля в увеличенных объемах выпуска мебели принадлежит фирмам, которые наладили ее изготовление на базе импортных компонентов и комплектующих.

В 2003 г. объем продаж мебели в России составил 1,8% от общего объема розничной торговли2.

Статистические данные показывают, что за последние годы объем производства мебели российскими предприятиями стабильно растет, и это, в свою очередь, усиливает конкуренцию на внутреннем рынке. Отечественные производители тратят много времени и средств для продвижения своих брэндов и подчеркивания преимуществ своей мебели, прежде всего по сравнению с продукцией российских конкурентов. Однако не стоит забывать, что в то же время динамика роста объема импорта мебели в Россию значительно опережает динамику роста объемов собственного производства, и эту тенденцию необходимо и возможно изменить!

Повышение конкурентоспособности включает в себя ряд мероприятий, в числе которых - повышение качества мебели и достижение наибольшего удобства в ее эксплуатации потребителями. Для достижения конкурирующего с зарубежным уровня производители уделяют внимание многим аспектам производства, например, сырью, оборудованию, используемым технологиям и т. п. Ни для кого не будет открытием то, что представление производителя об идеальном процессе продвижения товара до конечного потребителя опирается на «три столпа»: цена, качество и сервис. Колебания в цене на фурнитуру в пределах одной ценовой и товарной группы на рынке в целом незначительны. Кроме того, отечественная отрасль постепенно доросла до понимания качества как априорной составляющей производственного процесса.

Главным принципом подразделения рынка мебели и его сегментации является назначение производимой продукции. Сложились три основных сегмента рынка: бытовая, офисная и специальная мебель. Объемы продаж бытовой мебели, как и общие объемы потребления мебели в период до 2015 г., прогнозируются с увеличением по отношению к 2000 г. в 3,9 раза. Это обусловлено крайне низкими объемами потребления мебели на одного жителя, большим «отложенным спросом» на мебель, который при планируемом повышении уровня жизни и покупательской способности населения может быть реализован.

На сегодняшний день очень быстро развивается рынок мягкой мебели (с 2002 по 2004 г. доля рынка мягкой мебели в общей структуре мебельного рынка выросла с показателя 8% до 15%). Объем производства мягкой мебели (по всему ассортиментному ряду в целом) в 2004 г. вырос на 25,7% в общих показателях по сравнению с 2003 г.

Производство корпусной мебели (гостиные, спальни, детская и молодежная мебель, прихожие) является самым объемным. По данным исследований, его доля занимает около 50% в общей структуре мебельного рынка. В 2004 г. эксперты обратили внимание на снижение темпов роста продаж на рынке корпусной мебели, ощущается стагнация торговли, связанная с реализацией мебели для гостиных.

Рынок кухонной мебели для российских производителей в 2004 г. особенно не возрос, так как велика конкуренция со стороны западных производителей, доля которых составляет от 50 до 60% (в разных ценовых сегментах).

В структуре рынка бытовой мебели также наметилась тенденция изменения в сторону увеличения доли кухонной, мягкой и детской мебели. Это обусловлено прежде всего тем, что при реальном повышении доходов населения сразу же реализуется накопленный значительный «отложенный спрос», особенно на мебель, которая наиболее интенсивно используется и имеет меньший срок службы — кухонная и мягкая мебель, детская мебель и др. Эта тенденция сохранится и в перспективе.

Рынок офисной мебели за последние годы значительно расширился, как по объемам, так и по ассортименту. Основные сегменты этого рынка — кабинеты руководителя, наборы для рабочих мест служащих всех категорий и отдельные изделия (столы, шкафы, тумбы, кресла и т. д.).

По итогам 2004 г. можно сказать, что рынок офисной мебели имеет положительные тенденции по темпам роста, его рост составляет около 15—20% в год, но по замечаниям продавцов мебели, серьезная ценовая конкуренция исходит от китайских производителей.

Появление новых мебельных фирм на рынке офисной мебели вполне объяснимо. Данная сфера развивается весьма динамично и успешно, спрос на офисную мебель вполне устойчив и закономерен. Расширяется бизнес, строится коммерческая недвижимость, открываются новые офисы и бизнес-центры, меняют мебель государственные структуры. В связи с этим сложилось устойчивое мнение, что рынок офисной мебели - один из самых доступных и простых. По различным оценкам, порог вхождения на него сравнительно низок: достаточно первоначального капитала в несколько десятков тысяч долларов. Особенно наглядно появление новых фирм в сфере офисной мебели эконом-класса. В этом сегменте демпин-говать значительно проще, поскольку крупные компании, давно себя зарекомендовавшие и традиционно удовлетворявшие спрос на экономичную мебель, начали производить более качественную и соответственно более дорогую мебель для персонала и кабинетов руководителя. Но, несмотря на то что «новичков» на рынке офисной мебели появляется довольно много, задавать общий тон и формировать настроение рынка офисной мебели продолжают компании-лидеры. Низкие цены (единственное достоинство, которое могут предложить «фирмы-однодневки») перестают быть для клиентов самой привлекательной характеристикой мебели. Серьезных покупателей больше интересует качество, гарантии, услуги и репутация компании-производителя и продавца.

Тенденция развития рынка офисной мебели сохранится и на прогнозируемый период. Причинами тому — развитие предприятий малого бизнеса, замена выбывающей мебели (моральное старение и физический износ), большой «отложенный спрос».

Специализированную мебель можно выделить в самостоятельную долевую нишу, которая по оценкам экспертов составляет около 5% мебельного рынка. Наиболее активно растущие направления - это мебель для гостиниц, кафе, ресторанов, досу-говых центров, кинотеатров, медицинская мебель, мебель для аптек. Заметим, что, несмотря на рост реализации мебели в 2004 г. (в денежном выражении), с учетом инфляционных коэффициентов, значительного увеличения объема рынка не случилось.

Сегодня на долю рынка специальной мебели приходится всего 9% реализуемой продукции, но он является перспективным. Увеличение рынка специальной мебели прогнозируется к 2015 году в объеме 17% от общего объема продаж (рис. 1).

Рисунок 1. Прогноз структуры рынка бытовой мебели в 2015 г.

Основные факторы и тенденции на перспективный период

  • Существенное повышение платежеспособности экономически активного населения, особенно в развитых и перспективных областях и районах.
  • Создание предпосылок для образования «среднего класса» и, следовательно, для появления стабильной категории потребителей в определенных ценовых диапазонах.
  • Повышение инвестиционной активности импортеров, направленной на вложение средств в производство на территории России.
  • Государственная политика по поддержке отечественного производителя, способствующая расширению и созданию новых производственных мощностей и рабочих мест по производству мебели в регионах России.
  • Диверсификация деятельности мебельных предприятий, конкурирующих в низком и среднем ценовых секторах, направленная на охват всего спектра мебельного рынка.
  • Корпоративное объединение производителей мебели и фирм, возводящих строительные объекты (коттеджи, малоэтажное жилье, элитные квартиры, гостиницы и др.) с целью их оснащения мебелью и предметами интерьера из древесины.
  • Повышение активности курортно-санаторного комплекса и развитие туризма (гостиницы, кафе, рестораны и др.), объектов здравоохранения, образования, культуры - основной группы оптовых покупателей специальной мебели.
  • Возрастание роли взглядов и системы ценностей нынешнего социально-активного класса населения (молодого поколения) с повышенными требованиями к параметрам качества продукции и услуг, что будет стимулировать сбыт современной качественной продукции как отечественного, так и импортного производства.
  • Образование оптимальных складских запасов с широким ассортиментом продукции для сокращения сроков поставки и тем самым повышения конкурентоспособности. Эта тенденция относится как к импортерам, так и к российским производителям для активизации региональной деятельности.
  • Интенсификация региональной политики операторов на рынке. Главные стратегические интересы - экономически развитые и перспективные области России и стран СНГ.
  • Повышение уровня конкуренции во всех сегментах мебельного рынка и особенно в низко - и среднеценовой его частях.
  • Повышение эффективности рекламной деятельности, необходимость поиска своего фирменного имиджа, ассоциированного с гарантией качества продукции, постановка фирменного менеджмента на всех уровнях (от постановки продукции на производство до ее сбыта).

С учетом вышеизложенных факторов и тенденций, влияющих на развитие рынка мебели в России, разработан прогноз платежеспособного спроса (объемов продаж) мебели на период до 2015 г. По прогнозу, увеличение платежеспособного спроса в долларовом эквиваленте составит по отношению к 2000 г.: 1,22 раза в 2005, 1,9 раза в 2010, 3,0 раза в 2015 году.


1 Российский статистический ежегодник. М., 2004. — С. 612.

2 Там же. — С. 504