Библиотека управления

Школы МБА - инструмент выхода на рынок или возможность для недобросовестной конкуренции... или что-то ещё?

Наталья Нырова ООО «Агентство международных экономических и правовых поверенных» (г. Хабаровск)
юрист по международному частному праву; китаевед

Оглавление


В деловых изданиях часто публикуются рядом два вида объявлений: в одних рекламируется образование по программе МБА (Мастер Бизнес-Администрирования), а в других — кадры с МБА-образованием приглашаются на хорошую должность и очень хорошую зарплату. Меня — специалиста из далекой российской провинции давно разбирало любопытство: «За что «ребятам с образованием МБА» предлагают такие деньги?» «Что они такого знают (особенно в сфере международного бизнеса и внешнеэкономической деятельности, где я работаю), чего я не могу узнать без помощи МБА? И это в современном информационном мире, где трудно сохранить тайну, а тем более знания».

Уважая тех немногочисленных авторов знаний МБА, которые стояли у истоков данной системы образования, не могу согласиться, когда бурно клонируемая по странам и городам данная система бизнес-образования, претендует на эксклюзивность.

Можно, конечно, заподозрить, что МБА-образование — это брэнд коммерчески хорошо раскрученной американской продукции. Один из многих (наряду с «Пепси», «Кока-Колой», церемонией «Оскар», «Макдоналдсом», «Силиконовой долиной»), но — в сфере образования, где экономические (управленческие) знания уже стали модным товаром. Что продвижение МБА — это продвижение деловой культуры Запада, заинтересованного в своем первенстве в ходе глобализации. Но только этим шествие МБА по миру, энергичное его использование и предложение потребителю объяснить нельзя. Поэтому можно предположить, что в системе МБА-образования есть какие-то качества и возможности, которые уловили современные потребности развития общества, экономики и политики.

Рассматривая российское бизнес-образование, выявить эти новые качества не удалось. Известно только, что на российском рынке дополнительного профессионального образования в секторе бизнес-образования работают четыре вида участников: 1) самостоятельные учебные центры; 2) вузы и бизнес-школы; 3) образовательные учреждения, созданные крупными компаниями; 4) индивидуальные преподаватели1. Заметно, что в России бизнес-школы создаются преимущественно образовательными учреждениями, консалтинговыми фирмами, а не производственными структурами.

Другое дело, Китай, где власти всегда отличались склонностью к тщательному анализу, осмыслению всего иностранного, осторожному и продуманному применению иностранного опыта, новаций и тенденций. Не обошли китайские специалисты своим вниманием и сферу бизнес-образования, в частности МБА.

Китайский рынок бизнес-образования - очень привлекательный «пирог». Сами китайцы насчитывают на нем шесть категорий «едоков»:

  1. Бизнес-школы китайских (отечественных) университетов.
  2. Зарубежные бизнес-школы.
  3. Зарубежные консалтинговые компании.
  4. Китайские (отечественные) консалтинговые компании и компании по подготовке кадров.
  5. Бизнес-школы транснациональных корпораций.
  6. Бизнес-школы местных (китайских) предприятий.

На китайском рынке бизнес-образования, которое также ведется в основном под флагом МБА, особенно активны производственные компании, среди которых выделяются иностранные (транснациональные) корпорации (ТНК).

Например, еще в 1992 г. компания Нewlett-Paсkard (HP), работая в Китае, стала заботиться о росте профессионализма местных директоров и взялась за обучение делопроизводству своих подчиненных и партнеров по сотрудничеству. Уроки использовались не только для обучения (повышения знаний), но и для поддержания хороших отношений компании НР с соответствующими правительственными органами Китая. Была создана отдельная группа, которая принимала на учебу представителей крупных государственных компаний.

Уже в 2001 г. был создан Бизнес-институт компании НР, где основное внимание уделялось не столько «экспорту управленческих знаний», сколько «укреплению партнерства и усиления доверия клиентов к НР». Все это — для «завоевания китайского рынка»2.

В настоящее время Бизнес-институт НР имеет две большие учебные программы. Первая программа — «Принципы МБА НР для руководителей высшего звена различных предприятий». Вторая — «Повышение квалификации управленцев низшего и среднего звена». За прошедшие четыре года в общей сложности прошли обучение более пяти тысяч управленцев.

Ректор Бизнес-института НР Е Цзянь не скрывает, что смысл работы состоит в следующем: во-первых, институт зарабатывает деньги. Во-вторых, деятельность института — это хорошая реклама компании и марки НР. В-третьих, институт располагает группой учеников, представляющих различные китайские предприятия. Китайские аналитики без труда заметили наличие следующей стратегии: формирование у учащихся доверия к НР, которое после окончания учебы и последующего должностного роста «бывших учеников» станет гарантией новых заказов для НР. Такие бизнес-институты в Китае с чьей-то легкой руки и не без юмора стали называть «пятой колонной»3.

Транснациональные корпорации, другие компании и предприятия быстро поняли, что создание собственных бизнес-школ является хорошим способом поддержания конкурентоспособности компании на рынке. И уже неважно, как будет называться эта система образования (МБА или по-другому) - важен сам метод. Деятельность подобных бизнес-школ преследует три цели: (1) подготовка «своих» кадров; (2) перестройка модели и культуры предприятия в нужном направлении; (3) продвижение «своей помощи» другим предприятиям в техническом обновлении.

Предоставление технической и иной поддержки, оказание разнообразных услуг клиентам и стратегическим партнерам через механизм бизнес-школы создает устойчивые общественные отношения, которые приобретают стратегический характер и соответствующее значение. Поэтому, по мнению самих китайцев, на рынке Китая эти невидимые силы становятся все более влиятельными и решающими.

Китайцы уже не сомневаются, что ТНК посредством создания собственной «школы» устанавливают более тесные связи с престижными предприятиями и государственными органами. «Связи» — это слово в Китае имеет особое значение4. Значимость связей всегда была велика в Китае. Некоторые иностранные предприятия специально направляют своих руководителей «учиться» в группы, где собраны китайские слушатели из интересных для иностранцев предприятий или же привлекают в свои бизнес-школы подобных китайских слушателей. В ходе совместной учебы одноклассники (одногруппники, однокашники) узнают у своих китайских коллег много интересной информации о потребностях предприятий в новой технике, услугах, товарах; их мнение об иностранных поставщиках, производителях; начинают понимать ход мыслей китайских потребителей и лиц, принимающих решение5.

Западные компании объясняют такую тактику тем, что для Китая потребовались особые способы внедрения ТНК на рынок. Так, китайский бизнес-институт компании «Эрикссон» стал применять практику «пожизненного обучения» своих работников, а также представителей китайских предприятий и органов, регулирующих информационную индустрию в Китае. Компания «Нокия» финансирует три группы МБА, где плата за курс обучения достигает 190 тыс. юаней КНР (23,5 тыс. долларов США). Основная часть учеников -это начальники крупных компаний связи и правительственные чиновники высшего ранга.

Но приличия Запад соблюдает, поэтому имеются курсы и с относительно низкой платой за обучение для руководителей среднего и высшего звена отдельных китайских предприятий (по принципу «неизвестно, где найдешь, а где потеряешь»).

На таком «сером рынке» закупок высокотехнологичной продукции, к созданию которого приложили руку и западные ТНК, большую роль в нужный момент могут сыграть связи бывших одногруппников, служа «гирей, брошенной на весы рыночной конъюнктуры», размышляет китайский специалист6.

Таким образом, организация выхода товара на зарубежный рынок, включая и маркетинговые исследования, пополнилась новым методом, новым маркетинговым инструментом. А может, это подзабытый старый метод, который стал использоваться в новых условиях.

Система образования, как новый источник дохода и реальная сила воздействия на формирование чужих рынков в свою пользу, получила новое развитие на азиатском направлении. Так, Сингапур принял концепцию развития образования как сектора экономики, превращения страны в «глобальное учебное заведение для студентов из-за рубежа», которое бы использовалось бизнесом развитых капиталистических стран как «трамплин для работы в окружающих азиатских странах». Один из сингапурских чиновников, отвечающих за развитие данного проекта, прямо сказал: «Через десятки лет сегодняшние студенты станут действовать как посланцы нашей страны»7.

Несомненно, подобный инструмент (способ, метод, «ноу-хау») будет активно использоваться и совершенствоваться международным и национальным бизнесом. Хотя такой метод освоения рынков содержит и отрицательные моменты - искусственную элитарность (клановость, кастовость) ведущую к недобросовестной конкуренции, коррупции и т. д.

Но вопрос в другом: насколько в России, в современных условиях, подобные отрицательные свойства данного метода выхода на рынок способны себя проявить? Особенно при нашей экономической слабости, затухании глобальных амбиций, развитии комплекса неполноценности, бегстве капиталов и умов за границу, росте чиновничьего аппарата и т. д...


1 Полина Каневская. Кто есть кто в мире бизнес-курсов // Известия. 2005. 04 апреля. С. 9.

2 Мао Инин. «Мягкая» конкуренция ТНК // Экономический вестник 21 века. – 2005. — 20 января. – С. 32 (на кит.яз.).

3 См.: Там же.

4 Да и не только в Китае. – Прим. автора.

5 Мао Инин. «Мягкая» конкуренция ТНК // Экономический вестник 21 века. – 2005. — 20 января. – С. 32.

6 См.: Там же.

7 Образование – основа сингапурской экономики // КОРИНФ: контакты, рынки мира, информация. – 2005. – Май. — № 17. – С. 17–18