Библиотека управления

Проблемы социальной идентификации брэнда

Дмитрий Шевченко директор Центра маркетинга и информационного менеджмента РГГУ, д.э.н., профессор

Оглавление


Идентификация (с английского) буквально - копирование поведения другого, близкое к страстному желанию походить насколько возможно на этого человека.

Идентичность формируется в результате социальной интеракции. Это происходит даже тогда, когда нет присутствия этого другого, а есть только язык. В этом случае идентичность осуществляется через воображаемое «Я», фантазийно.

Социологи отстаивают позицию, что сознание располагается не в мозгу человека, оно функционально, а не содержательно. Это свойство окружающей нас среды. Как и сознание, разум - процесс, внутренний разговор человека со своим «Я», а не объект, и потому процесс этот социальный.

Социальная идентичность - феномен индивидуального самосознания, проистекающий от принадлежности к социальным категориям и идентификации с ними, становящийся заметным в тех контекстах, где эти социальные категории принимают важное значение.

Процесс социальной идентичности личности связан с оценкой, которая придает положительный или отрицательный статус.

Стремление к достижению более положительных социальных идентичностей различными группами осуществляется не только через социальную мобильность, но, прежде всего, через социальное творчество, которое осуществляется изменением и приспособлением ценностей или изменением фокуса процесса сравнения.

В современном мире потребление стало играть решающую роль в самоидентификации личности.

Специалисты, изучающие общество потребления ставят под сомнение позитивистские модели объединения и изучения потребительских феноменов. Сменились акценты с производства на потребление, с рациональности на иррациональность, объективности на субъективность, от порядка к беспорядку.

Хождение по магазинам - это удовольствие, а не рутина. В рекламе акценты с прямолинейности сменились на иронию, иносказательность и дерзость. Массовое производство не обусловливает больше пределы потребления. Во всем видна индивидуальность стиля. Потребители все более потребляют производство. Правила сменяются выбором, мода - веянием. Знаковая стоимость все более побеждает меновую стоимость как основу потребления.

Парадокс современности в том, что потребители являются активными производителями символов и знаков потребления.

Практика потребления подразумевает примирение различий и парадоксов, позволяя им свободно сосуществовать. Унифицированность образования требует новых культурных конструкций, на смену центрированности и предсказуемости в поведении индивидов приходит фрагментация как базис потребления.

В методологическом плане традиционные дисциплины, изучающие практику потребительского поведения, все более требуют введения дополнительных академических ресурсов, феноменологии, семиотики, этнографии, новых направлений в социологии и антропологии.

Приобретение продуктов и услуг становится посредником между отдельным человеком и его желанным статусом, ролью, взаимодействием со своим референтным окружением, обществом в целом. Влияние референтных групп на поведение индивида осуществляется через три межличностных механизма: уступчивость, идентификация, интернализация.

Уступчивость людей объясняется нормативным влиянием группы. Человек так или иначе приспосабливается к группе на основе стандартов, правил, поощрения и наказания с ее стороны.

Социальная идентичность - усиление связи с группой в обществе благосостояния является эффективным фактором ее социальной идентификации. Человек сравнивает свое поведение с поведением группы как целого и подгоняет свои действия под него. Посредством самоидентификации человека с группой происходит согласие.

Отождествление - дело для любого человека обычное. Каждый стремится к тому, чтобы его отождествляли с желанным статусом группы.

Интернализация - усвоение - процесс принятия индивидами мнений и поведения других людей, выступающих образцами для подражания. В результате интернализации человек перенимает убеждения и модели поведения группы и делает их своими собственными, т. е. усваивает их.

Феномен социальной идентификации брэндов в индивидуальном самосознании подтверждает или опровергает внутренние гипотезы статусных и ролевых предпочтений различных субъектов потребительского поведения. Продукт должен выделяться и приковывать внимание. Влияние референтной группы может сильнее сказываться либо на выборе брэнда, либо продукта.

Так, на выбор сигарет, пива, автомобиля влияние оказывает и то и другое. Группа влияет сильнее на выбор кофе как на выбор продукта. На выбор одежды, мебели, журналов влияет мнение группы скорее как о брэнде, чем о продукте. Самое сильное влияние референтная группа оказывает на предметы роскоши, самое слабое - на предметы первой необходимости.

Рекламисты, зная об этом, выбирают в качестве рекламных аргументов референтные группы. То же, только с еще большим акцентом, можно сказать о семье как конкретной субкультуре каждого человека. Социолог - эксперт социального. Он не только имеет задачу указывать на проблемы, но и призван выявлять социальную детерминацию таких явлений, как брэнды.

Брэнд в маркетинге - это название, термин, знак, символ или дизайн, а также их комбинации, которые предназначены для идентификации товаров или услуг в сознании потребителя. В этом отношении процесс опознания, идентификации товаров в сознании покупателя происходит преимущественно на эмоциональном уровне.

Самоотождествление личности с желаемыми статусами и ролями происходит в процессе потребительской активности. Вещи, суть, товары и услуги, наделенные производителями и маркетологами эмоциональной атрибутикой, составляют основной детерминант социальной идентификации личности потребителя. Брэнд, его феномен, раскрывается с позиции социальной психологии. Он представляет собой совокупность ассоциаций атрибутов и свойств вещей (товаров и услуг), позволяющих идентифицировать индивидом желаемые и востребованные им товары или услуги, выражающие его статусные и ролевые позиции.

Брэндинг - это процесс создания и развития брэнда, его идентичности. Механизм завоевания брэндами сознания и психологии индивидов-покупателей - задача, которую ставят перед собой производители и владельцы товарной продукции. Для того чтобы более детально разобраться в эффективности проведения брэндинга с теоретической точки зрения следует рассмотреть саму природу этого феномена.

Брэнд - это совокупность ассоциаций, основу которых составляют чувства, убеждения и знания, возникающие в сознании потребителя при его контакте с атрибутами вещей или в результате коммуникаций, в т. ч. посредством механизма памяти и воспоминаний о брэнде.

Брэнд - есть нечто большее, чем просто вещь (читай, товар/услуга). Немецкий социолог А. Дайксель разрабатывает новую область социологической науки - гештальт-социологию. Он представляет ее как социологию марки, ставшую уже университетской дисциплиной. Механизм закрепления атрибутов брэнда в сознании осуществляется посредством целостных образов - гештальтов, детерминирующих индивидуальный выбор индивида (покупателя) в пользу именно этой вещи (товара/услуги).

Гештальт рассматривается как отдельная реальная система в форме образа, содержащая в себе напряжение воли к особенному. Образы - гештальты - притягивают к себе, и люди усваивают их. Образы объединены в систему гештальтов, благодаря которой у индивида имеется возможность их менять и воздействовать на них. В этом отношении процесс брэндинга, рекламных и PR-коммуникаций активно воздействует на поведение людей через передачу системы образов, ассоциаций, которые становятся для индивидов поведенческим ориентиром.

Гештальт-системы - брэнды - возникают не на пустом месте, они организуются при помощи вещей. Вещи, суть, товары и услуги - это и социальные субъекты, которые управляют людьми. Наиболее наглядно это воплощается в торговых марках, брэндах. Последние выступают как символы качества, стиля и вкуса.

Брэнд - феномен культуры, совокупность норм и социальных правил. Социальная активность брэнда в том, что он осуществляет диктат поведения, требует от индивида построения иерархии социального мира. Поведение человека (потребителя) обусловлено переплетением интуитивных, рациональных посылок в повседневном общении людей друг с другом и с миром товаров и услуг.

Культура - еще один важный фактор для изучения поведения потребителей, так как она включает все те символы, артефакты и модели поведения, которые передаются в обществе (убеждения, ценности и нормы, знание и ненормативное поведение). В этом отношении диалог культур, процесс глобализации можно представить как социокультурный процесс взаимодействия людей и марок, брэндов. Развитая экономическая инфраструктура экспорта и импорта вещей создает предпосылки возникновения мировой культуры. При этом равноценные вещи воспринимаются и производятся по-разному в мире. Везде царит и торжествует индивидуальность.

Проблема социальной идентификации брэндов как диалога индивида и вещи (товар/ услуга) заключена, в конечном счете, в ценности, социальной значимости вещей. Чем больше вложено производителем, конструктором, коммуникатором в индивидуальность значимого для индивидов продукта, тем интенсивнее диалог с потребителями, тем сильнее воля и энергия к диалогу культур. Парадоксально, но все же не производители и менеджеры по рекламе превращают товарную марку в брэнд, а сама энергия потребительской массы, их культурная воля трансформируется в экономическую энергию.

Брэнды как культурные феномены вещей (товаров и услуг) порождают капитал доверия у потребителей. По существу брэнд является символом вещи, ее ценности. Глобализацию можно рассматривать как диалог между товаром, маркой и широко распространенной массой потребителей. Развитие коммуникативной и трансляционной инфраструктуры способствует высокой динамике этого процесса. Диалог культур превращается в полилог культур.

Таковы некоторые концептуальные особенности социальной идентификации брэндов. Обратимся теперь к прикладной тематике процесса формирования социальной идентичности брэндов в социологии маркетинга. Маркетинг изучает рыночный обмен. Последний, в зависимости от своего значения, относится к одной из трех известных категорий: утилитарный, символический (символьный) и смешанный.

Классический тип экономического обмена - утилитарный обмен, обмен стоимостями. Символический обмен -это взаимные трансферы психологическими, социальными и иными нематериальными ценностями, в которых участвуют стороны. Символ - это в данном контексте общий термин, применяемый ко всем ситуациям, в которых мы имеем дело с опосредованным, а не прямым опытом. Ж. Бодрийяр довольно подробно раскрывает тайны символического обмена, называя нынешнее состояние универсальным распространением симулякров. С этой точки зрения люди приобретают товары не только ради них самих, но и ради их значения.

Смешанный обмен основан на признании того факта, что человек в этом процессе преследует не только материальные, но и символические интересы. И в этом отношении его поведение как рационально, так и иррационально. Мотивацией его действий выступают перспективы получения как вещественных, так и нематериальных благ и выгод.

Брэнд всегда есть нечто большее, чем товарная продукция или услуги организации. На этот факт следует обратить особое внимание, так как он связан с распространенной традицией не делать различия между продукцией и брэндом, что создает неправильную фиксацию целевой аудитории лишь на свойствах продукции.

Обратимся к эмпирической практике брэндинга более сложной продукции, чем товары, образовательных услуг. Рынок образовательных услуг имеет типичные черты монополистической конкуренции, где сложно отличить одни продукты от других, хотя и известно, что они не одинаковы.

Например, государственный гуманитарный университет является высококачественным доминирующим брэндом в группе классических университетов России в подготовке специалистов с высшим образованием гуманитарного профиля (юристов, экономистов, историков, лингвистов, социологов, психологов и пр.). Он входит в число лидеров и имеет солидный базовый капитал. На это обстоятельство важно обратить внимание, т. к. оно носит принципиальный характер в дальнейшем изложении маркетингового решения в подобных условиях.

Менеджеры, руководители подразделений, факультетов и кафедр, как правило, основывают идентичность брэнда университета и стратегию корпоративного развития на свойствах образовательных программ: высокое качество преподавания, современное технологическое оборудование, приемлемая цена. Вместе с тем понимание того, что университет есть нечто большее, чем просто высококачественные образовательные услуги, имеет важные последствия для стратегий ценообразования, сегментирования и коммуникаций.

Есть основания предположить, что университету нет никакой необходимости, а, возможно, противопоказано состязаться в сегментах, чувствительных к цене. Правильнее сфокусировать свое внимание на целевых сегментах, заинтересованных в том, чтобы иметь престижное образование в ведущем университете. И на этой основе разрабатывать соответствующие коммуникативные сообщения. Дело в том, что объем коммуникаций может объективно быть ограничен самим наличием списка собственных услуг, их ассортиментом, пусть и немалым.

Более того, не исключено, что другие участники рынка образования также могут позиционировать свои аналогичные услуги, субституты. Таковы законы конкуренции на рынках. Потребителям сложно дифференцировать транслируемые преимущества и выгоды мало отличимых друг от друга образовательных услуг. Подобная модель формирования брэнда отвечает распространенной в классической социологии теории рационального поведения.

Эта модель предполагает, что потенциальные потребители скрупулезно собирают информацию о свойствах услуг, систематизируют ее, а затем делают обоснованный, взвешенный выбор. На самом деле многие покупатели озабочены не столько функциональными свойствами образовательной услуги, сколько приобретением современной, престижной профессии, соответствием будущей специальности своему искомому, желаемому социальному статусу и роли. Но это уже не рациональные мотивы.

Идентичность, основанная на неосязаемых факторах, на индивидуальности брэнда корпорации обеспечивает большую стратегическую гибкость и маневр. Дело в том, что ассоциации, основанные лишь на свойствах товара и услуг, сильно рискуют в условиях постоянно изменяющихся ситуаций на рынках. Спрос на отдельные образовательные услуги может неожиданно сократиться или упасть, так как он практически не поддается прогнозу. Более того, факторы макросреды (демографические, экономические, политические, социокультурные и др.) могут резко повлиять на изменение рыночной ситуации, например, ухудшение демографической обстановки или политические маневры правительства.

Поэтому в этих обстоятельствах целесообразнее осуществлять формирование социальной идентичности брэнда университета не ассоциациями брэнда как товара/конкретной услуги, а на брэнде как уникальной организации в целом, на этой системе гештальтов. Для того чтобы расширить параметры формирования социальной идентификации брэнда и создать дополнительную базу для его дифференциации, брэнд должен выступать как организация в целом, как индивидуальность (личность) и как символ.

Идентичность брэнда вуза может представлять собой уникальный набор ассоциаций, который стремится создать или поддерживать менеджмент организации.

Эта стратегия требует от разработчика принципиально других подходов к формированию социальной идентичности брэнда, а именно:

  • наряду с функциональными преимуществами услуг включать также эмоциональные преимущества и возможности самовыражения;
  • наряду с предложением ценностей включать также элементы доверия;
  • наряду с внешней стороной значения брэнда необходимо рассматривать и внутреннюю роль понимания его идентичности.

В настоящей статье не ставится задача подробно рассматривать процесс планирования брэндинга в сфере образовательных услуг. Данный пример, надеюсь, дает более весомое доказательство необходимости дальнейшего анализа и развития социологической проблематики брэнда и брэндинга в современной меняющейся социальной практике.