Библиотека управления

Учебник Б.А. Соловьева Маркетинг: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2005. - 387с. - (Учебники для программы МВА)

Дмитрий Шевченко доктор экономических наук, профессор РГГУ, директор Центра маркетинга и информационного менеджмента, член совета Гильдии Маркетологов

Оглавление


Борис Александрович Соловьев хорошо известен в академических кругах маркетологов России как основатель первой в стране кафедры маркетинга Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. Ведет курс маркетинга в российских школах МВА.

Новая работа автора является учебником, который основан на многолетнем опыте работы со слушателями программы МВА по курсу «Маркетинг» и предназначена для широкого круга обучающихся и практических работников в системе корпоративного обучения.

Последнее время вышло несколько книг, посвященных программе МВА. Учебник Б.А. Соловьева отличает его фокусированность на конкретном целевом сегменте - топ-менеджменте российских предприятий и компаний.

Фокус внимания топ-менеджеров, использующих маркетинг, отмечает автор, должен сконцентрироваться на следующих основных направлениях: стратегическом росте компании; доходности и увеличении ее стоимости; совершенствовании управления; процессе производства ценностей для потребителей; обеспечении роста товарооборота и рыночной доли; формировании прибыли; управлении персоналом; развитие корпоративной культуры; широкого использования информационных технологий.

Поэтому главную и основную цель учебного курса «Маркетинг» для программы МВА автор видит в овладении принципами и методами маркетингового управления компанией.

Автор построил свой материал как учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения основных идей маркетинга.

Курс МВА содержит 12 тем, где последовательно рассматриваются вопросы стратегического маркетинга, раскрывается новая парадигма создания ценностей - маркетинга партнерских отношений. В каждой теме дается краткая характеристика основных понятий и идей. Автор своевременно и логично подкрепляет основные идеи примерами и ситуациями из деловой журналистики, подчеркивая актуальность проблематики каждой темы.

Учебник можно назвать краткой энциклопедией по маркетингу, хорошо подготовленным учебно-методическим пособием для самостоятельной подготовки и проверки знаний слушателями программы МВА по маркетингу.

В книге приводятся свыше 60 практических примеров и эффективных маркетинговых решений из известных деловых журналов «Компания», «Практический маркетинг», «Деловой журнал», «Эксперт», «Секрет фирмы», «Маркетинг и маркетинговые исследования», «Элитный персонал», «Карьера».

Каждая тема содержит авторское толкование ключевых маркетинговых терминов. Содержит по 10-12 контрольных вопросов для самопроверки знаний, аналитические задания-упражнения.

Сами же темы заканчиваются кратким резюме.

Деловые ситуации взяты преимущественно из отечественной практики. Заметно, что это авторская практика, т.к. тематика деловых ситуаций, представляет собой дискуссионные вопросы, которые возможно были предметом обсуждения в ходе обучения по программе MBA «Синергия».

Учебник содержит отдельный глоссарий и отдельные компьютерные версии в форме слайдов по основным темам, составляющим содержание этой книги.

Поражает объявленный тираж этой книги 100 000 экз. Первый тираж составляет 3 000 экз. Можно предположить, что последующие серии этого учебника будут содержать обновленные материалы из отечественной практики маркетинга.

Лаконичность изложения материала этого учебника можно трактовать и как достоинство, и как недостаток. Если принять во внимание, что эта книга предназначена не для начинающих студентов, изучающих маркетинг, а для вполне зрелых специалистов - бизнесменов из числа руководителей высшего и среднего звена управления, то эта особенность изложения оправданна.