Библиотека управления

Модель гармоничного рынка по правилу «золотого сечения»

Иванус Александр Иванович к.т.н., зам. директора Центра информационных технологий.
E-mail: ivanus26@yandex.ru

Оглавление


Предисловие

Известно, что в соответствии с правилом «золотого сечения» между параметрами двух подсистем-конкурентов, находящихся во временно устойчивых формах равновесия внутри некоторой системы, существуют количественные пропорции, которые определяются как 0,62:0,38 (или 1,62:1,00).

Это удивительное свойство указывает на наличие в природе общей знаковой закономерности — если и существует равновесие между двумя конкурентами (а оно не может не существовать в случае их взаимодействия), то оно устойчиво только в пропорциях «золотого сечения».

Человеку всегда хотелось ассоциировать наличие устойчивого равновесия между конкурирующими элементами системы с таким емким и притягательным понятием, как гармония. И с другой стороны, если мы обнаруживаем где-либо наличие пропорций 0,62:0,38, то здесь есть повод искать «следы» гармонии, а отсюда — устойчивых взаимосвязей между составными частями целого.

В последнее время заметный поток публикаций по исследованию рынка обращается к многообещающей теме «золотого сечения». Чем это вызвано? Это вызвано, прежде всего, появляющейся возможностью оценивать рыночные процессы со следующей позиции: если принять, что гармоничный рынок есть рынок, на котором между его конкурирующими составляющими содержится максимальное количество пропорций, равных «золотому сечению», то это дает основание рассматривать гармоничный рынок как оптимальный с точки зрения минимума издержек [1,2].

Многие экономисты стремились рассматривать рынок с точки зрения минимума издержек, в связи с чем, естественно, они не могли не подойти вплотную к идее «золотого сечения», хотя непосредственно этот термин у них не использовался.

Представим рассматриваемую нами задачу в следующей формулировке: каковы должны быть общие черты облика модели гармоничного рынка для использования ее в формировании маркетинговой стратегии фирмы.

Описание модели гармоничного рынка

Будем считать, что в любом процессе купли-продажи денежный поток от покупателя к продавцу напрямую зависит от количества проданного товара или услуги (далее — товара) и цены продажи единицы товара.

Представим модель гармоничного рынка как некоторую систему (рис. 1), состоящую из следующих взаимосвязанных элементов:

  • множество продавцов в количестве k, торгующих одним и тем же товаром Т, и находящихся в состоянии конкурентного равновесия,
  • множество покупателей товара Т, их количество может быть любым,
  • множество назначаемых продавцами цен Ц = {Ц1, Ц2, ...., Цk} на товар Т,
  • суммарный поток денег D от покупателей к продавцам, как результат продажи товара Т в течение некоторого интервала времени. Очевидно, что денежный поток D = D1+D2+.....+Dk.

Рисунок 1
Модель гармоничного рынка

Набор цен всех присутствующих на рынке конкурентов Ц = {Ц1, Ц2, ...., Цk} — представляет собой некоторую мембрану. По аналогии с биологической мембраной, ценовая мембрана выполняет барьерную функцию, регулирующую динамику соотношений между спросом и предложением на рынке.

Наличие ценовой мембраны должно вводить организующее начало в поток D. В результате чего поток D после прохождения через мембрану становится организованным, упорядоченным, т. е. приобретает признаки наличия устойчивой структуры.

В соответствии с таким представлением все продавцы товара Т являются конкурентами за распределение потока D. Каждый i-й продавец получает свою i-ю долю потока Di в зависимости от соотношения своей цены Цi с ценами конкурентов. Поскольку в этом заочном состязательном процессе участвует каждый из продавцов, то в итоге они должны самоорганизоваться в некоторую конкурентно-компромиссную структуру, приобретающую со временем устойчивый характер.

Назовем такую систему «оборот-цены».

Зададим параметрам нашей модели пропорции, соответствующие «золотому сечению», как необходимое условие существования гармоничного рынка.

1. Отношение величин

Цmin = min{Ц1,Ц2, ...., Цk} и Цmax = max{Ц1,Ц2, ...., Цk}

должно быть равно Цmin /Цmax = =0,62. Данное отношение выявлено из анализа реальной статистики продаж на рынке при наличии конкурентного равновесия [3].

В качестве пояснения природы этой пропорции рассмотрим цену Ц как величину, состоящую из двух составляющих:

постоянной составляющей Цс и переменной составляющей Цv:

Ц=Цс+Цv.

В соответствии с принципом «золотого сечения» можно записать равенство

Ц/Цс = Цс/Цv,

откуда постоянная составляющая Цс равна 0,62Ц, а переменная составляющая Цv — 0,38Ц. Поскольку Цмин = = 0,62Ц, а Цмакс = Ц, то

Цмин/Цмакс = 0,62.

Несложно видеть, что переменная составляющая Цv есть не что иное, как диапазон обычных скидок, заложенных в цене.

2. Плотности р(Di) денежных потоков Di(i=1,2,...,k) распределяются пропорционально коэффициентам биномиального разложения [4]:

Далее рассмотрим, как данные пропорции в модели гармоничного рынка можно использовать в задачах маркетинга.

Пусть для решения задачи оперативного и гибкого управления таким объектом, как оборот Di продавцу необходимо существенно увеличить степень свободы величины этого оборота.

Поскольку величина Di зависит от величины Цi, то естественно, что в первую очередь появляется намерение увеличить переменную составляющую величины Цi.

Однако переменная составляющая величины Цi ограничена сверху величиной 0,38Ц.

Поэтому в данной ситуации поступим следующим образом: аналогично первой ценовой мембране введем дополнительно еще одну мембрану, имеющую в своем составе ассортимент продаваемых товаров — S. Как и в случае с первой мембраной во второй мембране в силу принципа «золотого сечения» также введем переменную составляющую ассортимента Sv = 0,38S. Оценим, как при этом изменится величина гибкости оборота D.

Для этого рассмотрим схему (рис. 2).

Рисунок 2
Система «оборот — цены — ассортимент»

Общая площадь прямоугольника на рисунке 2 равна 1х1=1,
площадь зоны стабильности равна: Pпост= 0,62х0,62 = 0,38,
а площадь зоны гибкости равна: Pперем = 1 — 0,38 = 0,62,
т. е. в результате введения второй ассортиментной мембраны переменная составляющая потока Di возросла, что и следовало ожидать.

При этом диадная система «оборот—цены» преобразовалась в триадную систему «оборот—цены—ассортимент».

Можно было бы эту тенденцию продолжить (т.е. ввести еще одну мембрану, например, географическую — продажи по регионам) и тем самым еще больше увеличить гибкость системы. Однако необходимо проверять, чтобы от такого преобразования пропорции «золотого сечения» не деформировались, а это может привести к потере устойчивости процесса торговли.

Возможности использования модели

Данная модель при всей ее очевидной простоте позволяет при выборе маркетинговой стратегии фирмы получить следующие возможности:

  • возможность сравнения величин параметров реального рынка (цен и ассортимента) с величинами этих же параметров, рассчитанных на модели гармоничного рынка, как с некоторым «эталоном», и получение оценок соответствующих расхождений,
  • возможность моделирования регулирующих воздействий для управления рынком через скидки и ассортимент и отбора наиболее приемлемых из них по критерию максимума объема продаж,
  • минимизировать издержки, которые были бы необходимы для обеспечения устойчивости долгосрочного пребывания на рынке.

Выводы

  1. Если продавец не может обеспечить необходимое управление оборотом фирмы за счет введения скидок на цену товара, то это можно сделать за счет увеличения ассортимента, и наоборот. То есть ассортимент и скидки есть резервы, взаимокомпенсирующие друг друга с точки зрения управления объемом продаж.
  2. Роль модели гармоничного рынка сводится к возможности использования количественной меры взаимосвязи этих процессов.

Литература

  1. Ершов А.Д. Циклично-резонансное регулирование во внешней торговле. http://www.stavedu.ru
  2. Сороко Э.М. Структурная гармония систем. Минск: Наука и техника, 1984.
  3. Иванус А.И, Харитонов А.С. Торг уместен, но по правилу «золотого сечения» //Практический маркетинг, № 9, 2002.
  4. Харитонов А.С. Минимальное число параметров, характеризующих социально-экономическое развитие регионов // Аудит и финансовый анализ, №1, 2002.