Библиотека управления

Рынок маркетинга в России приблизился к 100 млн долларов

Игорь Березин Президент Гильдии Маркетологов Руководитель «Эксперт МА»
expert-ma@expert.ru

Оглавление


В ноябре 2002 г. Гильдия Маркетологов совместно с Российской Ассоциацией Маркетинга (РАМ) провела экспертный опрос о состоянии и перспективах развития рынка маркетинговых исследований и консалтинга в области маркетинга в России.

В опросе приняли участие 40 экспертов (в 1,5 раза больше, чем в прошлом году1): консультанты, исследователи, руководители служб и отделов маркетинга различных предприятий и организаций.

ОБЪЕМ РЫНКА

Конечно, экспертная оценка объема такого весьма непрозрачного рынка, коим является рынок маркетинговых исследований и маркетингового консалтинга, носит субъективный характер. Оценки экспертов даже после первоначального сглаживания расходятся на порядок — от 30 до 350 млн долл. Тем не менее иного способа оценить рынок, нет. И никто, кроме исследователей, консультантов и руководителей служб маркетинга этого сделать не может. Более того, как нам стало известно, оценка рынка на 2001 г. (53 млн долл., без консалтинга), полученная в ходе нашего предыдущего опроса, принята ESOMAR (Европейской Ассоциацией исследователей рынка) и фигурирует в отчетах этой организации в соответствующей графе по России.

Средняя взвешенная оценка объема рынка маркетинга в России в 2002 г. составила 101,5 млн долл. США. Это почти на 70% больше, чем в прошлом году. Здесь будет уместно напомнить, что прогнозы прошлого года были куда более умеренными — 30—35% роста по средневзвешенной оценке. С другой стороны, рынок рекламы в России по оценке РАРА вырастет в этом году на 50—55% и достигнет 2,7—2,8 млрд долл. Как правило, рынки рекламы и маркетинга развиваются достаточно синхронно.

Интересно, что исследователи и консультанты в среднем дают в два-три раза более скромные оценки, чем руководители служб маркетинга: 50—80 млн долл., против 150—200 млн. Может, разница в оценках демонстрирует величину «отката»? — Шутка.

Таким образом, 100 млн долл. маркетингового рынка в России это менее 4% от рынка рекламы. «Нормальным» считается уровень в 6—9%. С другой стороны, «нормальной» считается доля расходов на рекламу около 1% от ВВП. В России она в прошлом году составляла всего 0,55%, а в этом возрастет сразу до 0,75—0,8%. Правда, в расчет принимаются официальные данные о размере российского ВВП, а они, по почти всеобщему убеждению, несколько занижены.

СТРУКТУРА РЫНКА

Чуть более половины рынка в стоимостном выражении приходится на долю количественных исследований: анкетирование, мониторинг, ритейл-аудит и т. п. Объем этого сегмента рынка в 2002 г. можно оценить в 50—55 млн долл. 25—30% рынка приходится на долю качественных исследований: фокусирование в группе, тестирование, глубинное интервьюирование и т. п.

До половины из приблизительно 80 млн долл., потраченных на исследования рынка в России в 2002 г., приходится на долю 7—10 крупных исследовательских компаний, таких как: ГЭЛЛАП, ФОМ, КОМКОН, РОМИР, Monitoring.ru, GfK, Ipsos и т. п. Для того чтобы войти в десятку крупнейших исследовательских компаний, необходимо иметь оборот свыше 2,5 млн долл. за год. Еще 2—3 десятка российских исследовательских компаний можно назвать средними. Их оборот составляет от 0,5 до 2-х млн долл. Оставшиеся 20—25 млн долл. делят между собой почти 300 небольших исследовательских компаний, центров и групп, годовой исследовательский бюджет которых составляет в среднем около 70—100 тыс. долл.

На долю консалтинга в области маркетинга, судя по данным нашего экспертного опроса, приходится около 20% от общего объема рынка маркетинга в России в 2002 г., или 20 млн долл. Для сравнения: по данным рейтингового агентства «Эксперт-РА», совокупный оборот 100 крупнейших российских консалтинговых компаний составит в этом году от 150 до 250 млн долл. На долю маркетингового консалтинга в структуре выручки консультантов приходится от 3-х до 5%, т. е. 5—10 млн долл. Оставшиеся 10—15 млн долл. делят между собой небольшие консалтинговые компании, занимающиеся консультированием по вопросам маркетинга, но не входящие в число 100 крупнейших, и независимые консультанты по маркетингу, коих в России уже не одна сотня.

ДИНАМИКА РЫНКА

По средневзвешенной оценке в 2003 г. рынок маркетинга в России ожидает рост на 20—25%. Как и в прошлом году, наши эксперты проявили в этом вопросе умеренность и осторожность. Для сравнения: рекламисты ожидают роста своего рынка на 40—45%, — до уровня в 4 млрд долл., около 1% от ВВП.

Разошлись мнения экспертов и по вопросу о характере роста в 2003 г. Более трети экспертов считают, что рост будет сбалансированным. Треть полагает, что наибольшими темпами в следующем году будет расти консалтинг в области маркетинга, особенно за счет роста спроса на него в регионах. Пятая часть полагает, что лидером по темпам роста станут качественные исследования. И только количественным исследованиям отказано в лидерстве по темпам роста в будущем году.

НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ

Эксперты дружно констатировали, что год в целом прошел весьма спокойно — без особых потрясений, скандалов, ярких событий, неожиданных поворотов, жарких дискуссий. Ну, пришли в Россию Millward и Ipsos. Ну, провалилась попытка дискредитации фокусирования в группе как метода проведения качественных исследований рынка. Ну, начали реализовываться схемы потребительского кредитования. Ну, появилось массовое, качественное профессиональное издание рекламистов (мы рады за них) — «Индустрия рекламы». Ну, российские регионы начали предъявлять платежеспособный спрос на исследования рынка и маркетинговый консалтинг. Ну, активизировалась деятельность Российской Ассоциации Маркетинга и Гильдии Маркетологов. И хорошо.

«ОТЛИЧНИКИ» РОССИЙСКОГО МАРКЕТИНГА

Второй год подряд серьезные затруднения у экспертов вызывает номинация «персона года». Это тем более странно, что в нашем, пока еще очень тесном, кругу все вроде друг друга знают, все вроде в курсе событий. Приходится констатировать, что в российском маркетинге, как и в политике (и в спорте), очень короткая «скамейка» выдающихся деятелей. Фигуранты все те же: Александр Браверман, Олег Тиньков, Александр Демидов.

ЛУЧШИЕ КНИГИ

Вот с чем никаких проблем не возникло, так это с ответом на вопрос — «Какие книги по маркетингу лично вы прочли в 2002 г. с наибольшим удовольствием?» Четыре автора быстро ушли в отрыв. «Золото» в ожесточенной борьбе завоевал Герберт Черчилль со своим бестселлером «Маркетинговые исследования». «Серебро» разделили Траут (со своими шестью работами на русском языке) и, простите, автор этой заметки (с работой «Маркетинговый Анализ», вышедшей только осенью этого года). «Бронза» — у Энджелла и компании за «Поведение потребителей».

ЛУЧШЕЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ

Подавляющее большинство участников опроса с грустью констатировали, что при всем кажущемся богатстве выбора в России пока нет массового, доступного профессионального периодического издания по вопросам маркетинга2. Поэтому называли в этой номинации и «Эксперт», и «Секрет фирмы», и «Индустрию рекламы», и «Рекламные идеи — YES». При всем уважении к перечисленным изданиям, они все-таки имеют к маркетингу весьма опосредованное отношение.


Сноски
  1. Практический маркетинг, № 58, 2001. С. 15
  2. С нашей точки зрения, не только «пока нет», но и не будет, так как весьма сомнительно соединение в одном издании «массовости, доступности и профессиональности». Возможно, в следующий раз организаторам стоит уточнить формулировку соответствующего вопроса. (Ред.)