Библиотека управления

Воронежские потребители алкогольной продукции

Д. С. Ловчиков Ведущий специалист компании «Реформа»

Оглавление


Осенью 2001 г. в Воронежской области было проведено исследование рынка алкогольной продукции1. В качестве предмета исследования выступали традиции потребления алкогольной продукции населением области.

В ходе проекта, помимо работы с представителями регулирующих и контролирующих органов и анализа статистической информации, был проведен опрос 2 000 жителей Воронежа, районных центров и сельских жителей. Выборка была построена таким образом, чтобы полученные данные с одинаковой точностью отражали характеристики потребительского поведения в городах и в сельской местности.

Емкость алкогольного рынка Воронежской области

Из опроса населения были получены данные о:

  • доле жителей покупающих алкоголь,
  • средней частоте покупок,
  • среднем объеме (стоимости) покупок.

Для расчета емкости использовалась формула:

численность населения в «пьющем» возрасте х доля покупателей х ср. частота х ср. сумма (объем) = оборот в мес. (руб. или л) Ниже приведены основные показатели для Воронежа:

    Численность городского населения в возрасте старше 15 лет, тыс. чел. 751,8
    Доля жителей города в возрасте старше 15 лет, покупающих алкогольную продукцию, % 78,4
    Численность покупателей, тыс. чел. 589,2 Средняя частота покупок, раз в месяц 1,69
    Средняя сумма покупки, руб. 63,8
    Средний объем покупки, л 0,72
    Емкость рынка, млн. руб./мес. 60,4—66,8
    тыс. дал/мес. 67,6—74,8

Как показали результаты исследования, годовой оборот рынка можно оценить в 5,5—6,0 млн дал. При этом областным центром (36% от числа жителей области в целом) потребляется лишь 17% алкогольной продукции в натуральном выражении. То есть основной объем алкогольной продукции потребляется населением районных центров и сел.

Так, при численности населения области в 2,5 млн чел. среднедушевое потребление алкогольной продукции в Воронежской области составляет 22—24 л алкогольных напитков в год, что в соответствии со структурой потребления составляет 6,7—7,3 л чистого спирта. При этом среднедушевое потребление в самом Воронеже составляет 9—10 л, в то время как в области данный показатель равняется 25—28 л.

Средняя частота приобретения алкогольной продукции населением области составляет более 3 раз в месяц, жителями Воронежа — 1,7 раза в месяц.

Для сравнения: среднедушевое потребление алкогольной продукции в целом по России по различным подсчетам составляет от 15 до 20 л2. Однако, за счет несколько иной структуры потребления (о чем речь пойдет далее), в пересчете на чистый алкоголь потребление на душу населения равняется 4—6 л.

Следует заметить, что по данным ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения), при достижении уровня среднедушевого потребления в 8 л чистого спирта «наступают необратимые последствия в генофонде нации».

Потребители продукции

Доля употребляющих алкогольную продукцию (как минимум раз в полгода) в Воронежской области, как и в целом по России, составляет около 80%. При этом среди воронежцев непьющие встречаются несколько чаще, чем среди жителей районов области — 28 и 17% соответственно.

Если рассматривать половой состав употребляющих алкогольные напитки, то необходимо отметить, мужчин-потребителей не намного больше, чем женщин — 83 и 76% соответственно.

Одной из тенденций на данном рынке, отмеченной многими социологами, является «омоложение» потребителей. Так, на сегодняшний день в Воронежской области более 50% подростков в возрасте 15—18 лет потребляют алкогольную продукцию. Запрет на реализацию алкогольной продукции лицам, не достигшим совершеннолетия, приводит лишь к тому, что три четверти молодых потребителей приобретают продукцию «с рук» (для этого есть все условия — в городе после девяти вечера на любой оживленной остановке общественного транспорта можно найти бабулю с бутылкой в сумке, а в деревнях все местные жители точно знают, в каком из домов можно приобрести самогон).

Структура потребления

В качестве лидирующих по частоте потребления жителями Воронежской области напитков можно выделить водку среди мужской части населения и вино — среди женской (рис. 1, 2).

Рисунок 1
Структура потребления (все население области)

Рисунок 2
Характеристика потребителей по полу

Если говорить о России в целом, то в структуре продаж водка и другие крепкие алкогольные напитки составляют около 65%, вино — 20%. Такое соотношение сохраняется последние несколько лет, и заметных сдвигов в пользу напитков с более низким содержанием алкоголя, по нашему мнению, не наблюдается.

Это мнение основано на следующих соображениях:

  1. Большинство материалов по рассматриваемому рынку, в которых представлена противоположная точка зрения3, отражает ситуацию в столичных городах, где уровень жизни и стиль потребления заметно отличаются от регионов, поэтому такие исследования нельзя экстраполировать на всю Россию.
  2. Многие структурные исследования проводятся на основе изучения данных статистики и ГТК. В силу того, что объем укрываемой водки, на наш взгляд, больше, чем объем укрываемой винной продукции, доля последней формально растет, особенно после повышения акцизных сборов. Поэтому такие исследования также нельзя рассматривать, как полностью достоверные.

Возникает вопрос, почему объем потребления вина в Воронежской области в полтора раза превышает среднестатистический показатель? Объяснением этому являются экономические особенности области. Для справки: в области расположены пять ЛВЗ и четыре винзавода. Последние, как правило, производят дешевые плодово-ягодные вина и объем их производства лишь на 1/3 меньше объема производства водки.

Из всего объема потребляемых винных изделий, подавляющая часть — это или спиртосодержащие плодово-ягодные напитки, или настойки, т. е. напитки, не являющиеся вином по определению. Этот факт также отмечается и в материалах проверок контролирующих органов — «удельный вес высококачественных виноградных вин невелик, рынок по-прежнему насыщен дешевыми виноградными и плодовыми винами, как правило, низкого качества».

Так, если принять во внимание, что качество и цена — зависимые показатели, то характеристику потребляемой в области винной продукции можно дать по данным, представленным на рис. 3.

В целом по рынку средняя стоимость алкогольной продукции составляет 87,4 руб. при среднем отклонении ± 25 руб.

Так же как и объем потребления, среди городских и сельских жителей различается и ценовая характеристика потребления: средняя стоимость напитка, купленного жителем Воронежа, на 15% выше стоимости напитка, приобретенного жителем районного центра или села. То есть можно сделать вывод, что жители районов области пьют больше, но сокращают свои расходы за счет приобретения дешевой продукции — 30% из них покупают продукцию по цене до 30 руб. за поллитровую бутылку.

Торговая сеть

По данным областной администрации, на территории Воронежской области по состоянию на июнь 2001 г. официальные поставки алкогольной продукции для розничной продажи кроме местных предприятий-производителей осуществляли еще 32 оптовые организации. Более 60% всей официально реализованной продукции на территории Воронежской области составляют алкогольные напитки, закупленные в других регионах, причем большая ее часть (78%) — это винодельческая продукция.

Через розничную сеть реализуется около 85% всей потребляемой продукции, остальные 15% производятся и потребляются самостоятельно или реализуются «с рук». Так, например, в каждой двадцатой семье производится алкогольная продукция, при этом в Воронеже чаще всего изготавливают вина и настойки, а в области — самогон.

Всего в Воронежской области зарегистрированы около 6 000 розничных торговых точек, имеющих право реализовывать алкогольную продукцию, при этом киоски занимают около 20% от общего числа точек. Результаты опроса показали, что, несмотря на действующее законодательство, запрещающее торговым точкам с малыми торговыми площадями реализовывать крепкую алкогольную продукцию, киосками реализуется до 5% всей продаваемой в области водки.

Легальная и нелегальная

Результаты различных социологических исследований (например, данные ВЦИОМ) говорят о том, что потребление алкоголя на душу населения практически не изменилось с советских времен. Тогда статистическая информация по объемам производства, импорта, экспорта и конечной реализации, которые находились под жестким контролем государства, была достоверной, а расчет среднедушевого потребления, т. е. отношения объема к численности населения, точным.

Рисунок 3
Ценовая характеристика потребляемой винной продукции (руб. за 0,7 л)

Следовательно, умножив бывший среднедушевой объем потребления на существующую численность населения, мы получим оборот алкогольного рынка.

В настоящее время имеющиеся цифры по объемам производства, а также экспортно-импортным операциям, назвать реальными сложно. Однако гипотеза о неизменности среднедушевого потребления дает возможность рассчитать другой не менее интересный показатель — долю неофициального оборота алкогольной продукции.Так, в целом для России принято считать, что объем нелегального оборота алкогольной продукции составляет от 40 до 50%. Если рассчитывать аналогичный показатель для Воронежской области, то картина будет несколько иной (рис. 4).

Рисунок 4
Структура оборота

Косвенным подтверждением этих данных служит следующий факт — по итогам 2001 г. производственные мощности местных предприятий алкогольной промышленности были загружены не более чем на одну треть.4 По утверждениям экспертов практически вся продукция, реализуемая в розлив в магазинах и павильонах, является как минимум неофициальной, а зачастую и вообще произведена в домашних условиях. Факторы выбора продукции и методы ее защиты

Следует заметить, что определяющим фактором выбора продукции в 43% случаев является производитель и название напитка, 1/5 респондентов также проверяют наличие защитных марок, а 16% ориентируются по стоимости продукции. В целом же задумываются над тем, подлинная это продукция или нет, не более 1/3 покупателей.

Такая ситуация вызвана не пренебрежением к своему здоровью, а отсутствием информации о способах проверки продукции на подлинность. При этом, как считают сами потребители, использование гоалы5, тиснение бутылки или придание ей особой формы лишь увеличивают стоимость продукции, но не всегда обеспечивают надежную защиту от подделок.

Вероятно, одним из вариантов выхода из создавшейся ситуации было бы снижение (за счет уменьшения акцизов на определенную категорию напитков) стоимости официальной продукции до уровня, при котором невыгодным оказалось бы производство алкогольной продукции кустарным способом. Что же касается подделок дорогостоящей брэндовой продукции, то здесь задача оказывается сложнее, и она должна решаться как со стороны предприятия-производителя, так и со стороны государства.


Сноски

1 Необходимо напомнить, что в соответствии с Федеральным законодательством пиво не относится к категории алкогольной продукции.

2 Продекларированный объем производства ликероводочных изделий в РФ не превышает 120 млн дал.

3 См., например: Качалов И. Типология лидерства на рынке. ПМ, № 55 (№ 9, 2001). С. 20—24. (Ред.)

4 За 2000 г. было произведено спирта 31% от установленной мощности, водки — 27, винодельческой продукции — 30%.

5 Гоала — насадка на горлышко бутылки, позволяющая жидкости течь в одном направлении. Таким образом, вылив из бутылки напиток, в нее уже ничего нельзя залить. Так производители пытаются уберечь свою продукцию от подделки (напр., водка «Гжелка»).