Библиотека управления

Телевизионный парк и охват телеканалов в Ярославле

СОЦИС (Ярославль)

Оглавление


В феврале 2001 г. исследовательской компанией «СОЦИС» (г. Ярославль) по заказу муниципального унитарного предприятия «Ярославльтелесеть» в рамках омнибусного проекта «Барометр» было проведено исследование «Телевизионное вещание в Ярославле». В числе основных целей исследования было выявление технических характеристик бытового теле- и видеооборудования, а также технического охвата телеканалов.

Метод проведения исследования — опрос населения в возрасте от 15 лет и старше. Опрос проводился методом личного интервью на дому у респондента. Выборка — 1 000 домохозяйств. Достоверность полученных результатов составляет 95% при вариативном размахе не более 5%.

При построении выборки учитывались следующие данные(1).

Население Ярославля: 616 086 человек.

Население Ярославля в возрасте от 15 лет (15+): 516 200 человек.

Примерное количество домохозяйств2 в Ярославле: 241 000.

ТЕЛЕОБОРУДОВАНИЕ

Как видно из таблицы 1, в 95% ярославских домохозяйств есть хотя бы один телевизор, причем у четверти семей (24,5%) имеются два телевизора, а у 7,1% — три телевизора и более. В то же время в каждом двадцатом домохозяйстве такое «чудо техники» отсутствует.

Подавляющее большинство семей являются обладателями телевизоров с цветными кинескопами и соответственно имеют возможность наблюдать виртуальную жизнь во всех ее красках. Однако в каждой десятой семье последним купленным был черно-белый телевизор (табл. 2).

Таблица 1

Количество телевизоров в семье

* Здесь и далее: Абсолютное значение (в тысячах домохозяйств).

** Здесь и далее: Процент от общего числа домохозяйств.

Таблица 2

Технические характеристики последнего купленного телевизора (цветной/черно-белый)

Самой популярной маркой последнего купленного телевизора являются телевизоры южнокорейской фирмы Samsung — их приобрели в общей сложности 27 тысяч ярославских семей (табл. 3). Любопытно, что в тройку лидеров входят также другой известный корейский брэнд, LG, и что, возможно, особенно приятно для наших производителей — отечественный «Рекорд» (правда, больше половины владельцев «Рекордов» приобрели их более десяти лет назад, что показано ниже в таблице 6). Пятерку замыкают самые престижные мировые брэнды — японские Panasonic и Sony. Всего же в десятке наиболее популярных марок — 2 российских брэнда.

Самыми распространенными последними приобретениями ярославских семей являются телевизоры средних размеров — с экраном диагональю в 17—21 дюйм или 22—23 дюйма. Такие телевизоры «обнаружены» более чем у половины опрошенных — 54,4%. Заметно меньшим спросом пользуются телевизоры, отклоняющиеся в ту или иную сторону от «золотой середины». И почти не пользуются спросом телевизоры с очень большим или очень маленьким экраном (табл. 4).

Среди функциональных возможностей последних купленных телевизоров (табл. 5) явно доминируют такие характеристики, как «видеовход» и «дистанционное управление».

Интересно, что самыми «свежими» приобретениями являются телевизоры корейской фирмы LG и белорусского производителя «Витязь». Самыми старыми приобретениями, что вполне естественно, оказались, в первую очередь, телевизоры российского или даже советского производства. Самый ровный и стабильный уровень продаж на протяжении последнего года наблюдается у таких брэндов, как Samsung и Phillips (табл. 6).

Таблица 3

Марка последнего купленного телевизора

Таблица 4

Размер экрана последнего купленного телевизора

Таблица 5

Возможности последнего купленного телевизора

Таблица 6

Срок покупки последнего купленного телевизора (по маркам) (100% — по строке)

Таблица 7

Наличие видеооборудования в семье

ВИДЕООБОРУДОВАНИЕ

В отличие от телеаппаратуры, видеоаппаратура распространена среди ярославцев значительно меньше (табл. 7). Только в четверти домохозяйств (25,3%) имеется видеомагнитофон и у почти 15% — видеоплейер, причем наличие обоих видов этой техники может совпадать, особенно в богатых семьях.

В пятерке самых популярных брэндов среди производителей видеомагнитофонов, так же как и в пятерке наиболее популярных марок последних купленных телевизоров, присутствуют два корейских и два японских гиганта — Samsung, LG, Panasonic и Sony. Здесь отечественных производителей нет по объективным причинам. Интересно, что одинаковое место с довольно дорогим Sony занимает представитель дешевого сегмента — Funai (табл. 8).

ТЕХНИЧЕСКИЙ ОХВАТ ТЕЛЕКАНАЛОВ В ЯРОСЛАВЛЕ

Наиболее устойчивый прием характерен для четырех центральных каналов — ОРТ, РТР, НТВ и Культура. Сюда же входит Ярославский городской телеканал, вещающий в метровом диапазоне, а также канал ТВ-6, который уверенно принимают антенны в 60% домохозяйств (табл. 9). Все шесть перечисленных каналов включены в так называемый базовый пакет, который бесплатно транслируется с помощью МУП «Ярославльтелесеть».

ОТНОШЕНИЕ К ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПЛАТНЫМ КАНАЛАМ

Любопытно, что лишь треть (табл. 10) респондентов хотели бы смотреть за плату другие каналы помимо базовых.

Из тех ярославцев, кто хотел бы смотреть дополнительные каналы, больше половины готовы выложить за это удовольствие не больше 100 рублей, а 30% — не больше 50 рублей (табл. 11).

Таблица 8

Марка видеомагнитофона

Таблица 9

Возможности приема различных телеканалов

Таблица 10

Распределение ответов на вопрос «Хотели бы вы кроме бесплатного «Базового пакета» смотреть другие каналы, но за определенную плату?

Таблица 11

Сумма, которую готовы платить респонденты за дополнительные каналы

Сноски

1 Источник: Госкомстат Ярославской области. Данные — январь 1999 г.

2 Под «домохозяйством» в данном исследовании понимается семья из одного/нескольких человек, проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство.