Библиотека управления

Новый инструмент защиты прав владельцев известных товарных знаков

Т. Вахнина

Не секрет, что в нашей стране идут активные боевые действия вокруг товарных знаков известных фирм. Борьба в основном проводится между добросовестными и недобросовестными пользователями товарных знаков. Вступивший в силу в 1992 году Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», а также Гражданский Кодекс РФ и Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» не смогли снять всех вопросов и объяснить все возникающие в практике коллизии.

Ведутся бои на двух полях: на первом поле идет соревнование в скорости — различными лицами постоянно делаются попытки защитить на себя товарные знаки известных или перспективных фирм. Принцип атаки здесь прост — выявление перспективного товарного знака, раскрученного, но не зарегистрированного владельцем. Как правило это сделать легко — ведь добросовестный производитель в условиях повседневной борьбы за существование, за производство, часто упускает из виду необходимость проведения профилактических меро-приятий.

Производителю противостоят фирмы, которым можно не отвлекаться на такие «мелочи», как производство, сбыт. Они не производят товар, они его ищут. И ищут скорее не сам товар, а известную товарную марку. Пират перехватывает знак, то есть регистрирует его в Патентном Ведомстве на свое имя и в дальнейшем либо использует знак для продвижения собственных товаров и услуг, либо предлагает на продажу тому, кто ранее его придумал и вывел на рынок.

Пиратство возможно и в менее жестких формах. Если, например, известное спортивное общество зарегистрировало на свое имя все услуги, связанные с физическим воспитанием, а также услуги по проведению соревнований, обучению спортсменов и производство сувениров, то пират подает заявку на то же название по таким классам Международной классификации товаров и услуг, как алкогольные напитки, табак, кондитерские изделия, не забывая при этом и все остальные оставшиеся свободными классы. Если теперь такой «удачливый бизнесмен» откроет кафе и назовет его именем спортивного общества, то сделает он это на вполне законных основаниях и конечно же сразу приобретет клиентуру в лице болельщиков известного клуба.

На втором поле борьба протекает по-иному — здесь сражаются товарные знаки и фирменные наименования. Здесь игра более изощренная. Если нельзя зарегистрировать товарный знак, то можно создать предприятие и назвать его тождественно тому знаку, с которым ведут борьбу. Практически никаких ограничений при выборе наименования предприятия не предусмотрено, а статья 54 ГК РФ представляет исключительное право пользования первому, зарегистрировавшему наименование. Московская регистрационная палата в последние годы ввела проверку наименований вновь регистрирующихся предприятий на тождество, но ведь достаточно пересечь кольцевую автодорогу и это ограничение перестает действовать...

Борьба за права добросовестных пользователей ведется фирмой патентных поверенных ИННОТЭК уже десять лет. За это время накоплен определенный опыт, выиграно значительное количество дел. Общий вывод — в существующем сейчас правовом поле добросовестному пользователю очень трудно доказать свои права на наименование. Если же не был проведен комплекс предварительных профилактических мероприятий по его защите, то это сделать практически невозможно. Проиллюстрируем этот тезис примерами, связанными со спортивной тематикой. Фирма «ИННОТЭК» является патентным поверенным спортивных обществ «ЦСКА» и «Спартак». Известность этих имен в нашей стране огромна. Они широко и всесторонне защищены с точки зрения патентного права. И все-таки находятся желающие использовать всенародную известность этих знаков, получить за ее счет собственную материальную выгоду.

Рассмотрим, например, спор между Центральным Спортивным Клубом Армии и коммерческим хоккейным клубом господина Тихонова, который долгое время являлся тренером хоккейной команды ЦСКА. Уйдя из клуба и создав свою собственную хоккейную команду, г. Тихонов назвал ее «Хоккейный клуб ЦСКА». Центральный Спортивный Клуб Армии посчитал это нарушением его прав на словесный товарный знак «ЦСКА». Кроме того, клуб г. Тихонова использовал символику ЦСКА и его изобразительные и комбинированные товарные знаки на товарах, в частности спортивной и сувенирной продукции, а также на форме игроков. Попытка разрешить спор мирным путем не удалась. Исковое заявление, поданное в Арбитражный суд города Москвы содержало требование о прекращении использования товарных знаков, принадлежащих Центральному Спортивному Клубу Армии на товарах, а также при оказании услуг. Кроме того, в исковых требованиях присутствовало указание на неправомерное использование аб-бревиатуры «ЦСКА» в наименовании предприятия.

Арбитражный Суд Первой Инстанции без колебаний вынес решение о запрете «Хоккейному клубу ЦСКА» использовать товарные знаки ЦСКА как на товарах, так и при оказании услуг. Камнем преткновения оказался вопрос, связанный с исключением аббревиатуры из состава наименования нового предприятия. Ответчик при защите использовал доводы о том, что наименование предприятия зарегистрировано в установленном законом порядке, а Ст. 54 ГК РФ предоставляет ему исключительное право на использование наименования и никаких изъятий из Закона в этой части не существует. Понятно, что борьба за использование такого известного товарного знака не могла быть простой и короткой, однако даже юристы ИННОТЭКа не предполагали, что она затянется на два с половиной года и потребует около тридцати судов разных инстанций. В настоящее время процесс закончен. Создан прецедент — Арбитражный Суд города Москвы признал факт значимости приоритета товарного знака перед фирменным наименованием. Однако видно, что сложности доказательства факта, в общем-то очевидного с бытовой точки зрения, могут оказаться не по плечу большинству из отечественных фирм.

Едва ли кто станет подвергать сомнению известность Добровольного Спортивного Общества «Спартак». Однако Патентным Ведомством РФ зарегистрировано 14 товарных знаков, включающих обозначение «Спартак» на имя семи различных предприятий. Фирменных наименований, включающих словесную часть «Спартак» только в Москве зарегистрировано несколько десятков.

Как же быть известным фирмам, чьи товарные знаки подвергаются атакам недобросовестных конкурентов? Весной этого года Роспатентом утверждены «Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации». Эти Правила дают хорошую возможность защиты прав подпадающих под них товарных знаков. Рассмотрим их подробнее.

Правила вводят понятие общеизвестности товарного знака. Им могут быть признаны такие знаки, «которые в результате интенсивного использования приобрели в Российской Федерации широкую известность среди соответствующих групп населения в отношении товаров определенного изготовителя». При этом ценным является то, что общеизвестным может стать как товарный знак, охраняемый на территории РФ на основании государственной регистрации, так и обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны.

Статус общеизвестного товарного знака позволит обеспечить широкую защиту используемого обозначения. Первыми в Высшей патентной палате Российского агентства по патентам и товарным знакам были рассмотрены и получили статус общеизвестных товарные знаки газеты «Известия» и Уральских машиностроительных заводов.

Предприятия, проводящие маркетинговые исследования в интересах фирм, снискавших на территории Российской Федерации широкую известность, могут помочь своим клиентам в получении статуса общеизвестного знака. Дело в том, что процедура рассмотрения заявки в Высшей патентной палате предполагает представление фактических данных, подтверждающих общеизвестность. При этом должны быть предоставлены следующие данные:

  • об интенсивном использовании товарного знака на территории РФ (перечень населенных пунктов, где проводилась реализация товаров, в отношении которых осуществлялось использование товарного знака, объем реализации этих товаров; среднегодовое количество потребителей товаров; способы использования товарного знака; положение изготовителя на рынке в определенном секторе экономики;
  • о произведенных затратах на рекламу товарного знака;
  • о результатах опроса потребителей товаров, проведенного специализированной независимой организацией с учетом требований, установленных Регламентом опроса потребителей.

Рекомендуется охватывать опросом потребителей не менее чем в шести населенных пунктах Российской Федерации. При этом обязательным является проведение опроса в Москве и Санкт-Петербурге. Остальные населенные пункты определяются заявителем самостоятельно, исходя из особенностей товара или услуги, которые сопровождает товарный знак.

Максимальное количество опрошенных не ограничивается, а минимальное составляет по 500 человек в Москве и Санкт-Петербурге. В каждом из остальных населенных пунктов оно не должно быть менее 125 человек.

Выявление общеизвестности товарных знаков, предназначенных для продукции производственно-технического назначения, должно проводиться путем опроса специалистов, являющихся потребителями продукции данного вида.

У опрашиваемых должны быть получены ответы на следующие вопросы:

  • известен ли им данный товарный знак;
  • какое лицо из представленного перечня фирм является, по их мнению, владельцем данного товарного знака или изготовителем товаров, обозначенных данным товарным знаком;
  • что для них является источником информации о данном товарном знаке.

Для признания товарного знака общеизвестным число ответов в пользу общеизвестности должно составлять не менее 30% для потребителей и не менее 60% для специалистов.

Общеизвестные товарные знаки — это национальное достояние страны. Они должны выступать на рынке в качестве важнейших рабочих инструментов. Это может произойти только в том случае, если права на эту собственность будут защищены. Высокое качество продукции фирмы-производителя не должно размываться в представлении потребителя за счет существующих на рынке подделок. Введение Патентным Ведомством РФ нового инструмента защиты прав добросовестных производителей показывает, что государство начинает понимать свою роль гаранта деятельности предприятий на правовом поле.

Т.А. Вахнина,
руководитель патентной службы фирмы «ИННОТЭК», Патентный Поверенный РФ Рег. № 121