Библиотека управления

Рынок слабоалкогольных коктейлей Москвы

Журнал "Практический маркетинг" - №6 2000

По материалам исследований компании Ultex Market Research (март, апрель, май 2000 года)

Рынок слабоалкогольных коктейлей можно назвать одним из самых динамично развивающихся и перспективных сегментов российского рынка напитков. Потенциал слабоалкогольных коктейлей как продукта заключается еще и в том, что этот вид напитков удовлетворяет сразу две потребности покупателей: с одной стороны — утоляет жажду, а с другой стороны — содержит небольшое количество алкоголя, который позволяет потребителю «расслабиться», «раскрепоститься», но не вызывает опьянения. По этой причине слабоалкогольные коктейли или, как их еще называют «лонгдринкс», с одной стороны, конкурируют с безалкогольными напитками, а с другой стороны — с такими напитками, как пиво.

Кризис 1998 года вызвал резкое падение спроса на слабоалкогольные напитки, что, в свою очередь, привело к падению объемов производства. Однако, как говориться, «худа без добра не бывает». Рост курса доллара и нелояльное по отношению к компаниям-импортерам государственное регулирование (высокие акцизы) отрицательно сказались на импорте, что дало возможность развиваться отечественным производителям. Сегодня рынок расширяется, на нем появляются новые игроки. Производители «со стажем», снизившие после кризиса свою активность, вновь оживляются, на рынке появляются новые марки.

Основными участниками рынка являются такие компании, как:

АО «ОЧАКОВО ЛТД» (ОЧАКОВО), «ХЭППИ ЛЭНД» (КРАСНАЯ ЛЕДИ, МАКАРЕНА, КАЗАНОВА, ЕКАТЕРИНА, НИРВАНА, РУЛЕТКА, МАГДАЛЕНА, РОЗОВЫЙ ПЕС, ЧЕРНЫЙ РУССКИЙ), «ЭТАЛОН-М» (АЛКО, SPUMANTE MILLENIUM), «ОСТ-АКВА» (JET), ООО «АЛЬКАЙ» (МОЛОТОВ), «БРАВО ИНТЕРНЕШНЛ» (БРАВО), ОАО «ВЕНА» (SINEBRIUCHOV), «МЕГА-ПАК» (HOOPER’S HOOCH, ГРИНАЛС) и другие.

Слабоалкогольные коктейли — молодежный напиток. Наиболее часто их покупают молодые люди, чей возраст составляет от 16 до 24 лет. Возрастная группа от 25 до 44 лет покупает слабоалкогольные коктейли несколько реже, а потребители, чей возраст 45 лет и выше — покупают этот вид напитков очень редко. Такие возрастные особенности потребителей накладывают свой отпечаток на ситуации потребления: слабоалкогольные коктейли чаще всего «выпиваются на ходу»: во время прогулок, при выезде на пикник, рыбалку, во время ожидания на улице или в метро. Основными факторами, которые потребители учитывают при покупке слабоалкогольных коктейлей, являются вкус, цена и упаковка. Наиболее предпочитаемыми вкусами можно назвать: джин-тоник, коктейли с ромом, а также (хотя и в значительно меньшей степени) коктейли с водкой/текилой. При этом каждая возрастная группа имеет свои вкусовые предпочтения: молодые потребители, чей возраст составляет от 16 до 24 лет, предпочитают джин-тоник; то же самое можно отнести и к покупателям возрастной категории от 25 до 44 лет. А вкусовые предпочтения покупателей старше 45 лет отличаются — они предпочитают покупать коктейли с водкой.

Важным моментом является удобство упаковки. Упаковка вообще может быть предметом дополнительного и детального изучения, поскольку упаковка — это один из наиболее перспективных аспектов для развития рынка слабоалкогольных коктейлей. В настоящее время подавляющее большинство производителей расфасовывает слабоалкогольные коктейли в жестяные банки емкостью 0,33 литра. Исследования покупателей, проведенные Ultex Market Research, показывают, что многие с большей охотой покупали бы слабоалкогольные коктейли в упаковке большей емкости, например, 0,5 литра.

Коктейли джин-тоник.

Коктейли джин-тоник не просто пользуются спросом, именно этот вид слабоалкогольных коктейлей является наиболее продаваемым. Покупатели предпочитают джин-тоник производства АО ОЧАКОВО ЛТД. Именно эти коктейли имеют не только самый высокий рейтинг известности у московских покупателей, но и самый высокий рейтинг использования. На втором месте находится JET («ОСТ-АКВА»). JET выпускается сравнительно недавно, но уже занимает близкую к лидирующей позицию на рынке. Это говорит об успешной дистрибьюторской и ценовой политике компании (табл. 1).

Коктейли с ромом.

Этот вид коктейлей находится на втором месте по популярности после коктейлей джин-тоник. И в этом сегменте рынка лидирует ОЧАКОВО. Ее основным конкурентом является КРАСНАЯ ЛЕДИ («ХЭППИ ЛЭНД») (табл. 2).

Коктейли с водкой.

Этот сегмент рынка отличается наиболее высоким уровнем конкуренции. Здесь представлено более 20 марок, известных московским потребителям. Самые высокие рейтинги использования имеют КАЗАНОВА («ХЭППИ ЛЭНД») и JET («ОСТ-АКВА»), а также 3:62 («ЭТАЛОН-М»). Вопреки сложившимся в России (водка — наиболее популярный спиртной напиток) традициям потребления, коктейли с водкой не являются привлекательными для потребителей. По-видимому, это связано с привычками потребления. Водка ассоциируется, в первую очередь с «застольем», а слабоалкогольные коктейли чаще всего выпиваются «на ходу» (табл. 3).

Среди других коктейлей и слабоалкогольных напитков лидирует сидр АО ОЧАКОВО ЛТД, имеющий самый высокий рейтинг потребления. На втором месте находится СУПЕР ЛИМОН HOOPER’S HOOCH («МЕГА-ПАК») (табл. 4).

Таблица 1.

Известность и потребление коктейлей джин-тоник (Москва, % респондентов)

 

Знают

Потребляют

Очаково (джин – тоник)

60.6%

24.2%

JET (джин – тоник)

41.0%

11.6%

Гриналс (джин – тоник)

24.2%

5.5%

Алко (джин – тоник)

17.4%

1.3%

Черчилль - с лимоном (джин - тоник)

15.8%

2.9%

Синебрюхоф (джин – тоник)

7.4%

0.3%

Таблица 2.

Известность и потребление коктейлей с ромом (Москва, % респондентов)

 

Знают

Потребляют

Очаково (ром – кола)

30.6%

6.1%

Красная леди (ром – вишня)

17.4%

2.6%

Макарена (ром – кофе)

13.9%

1.6%

Алко (ром – кола)

9.7%

1.6%

Одно из наиболее перспективных для производителей направлений развития — это расширение ассортимента упаковки. Видимо, в ближайшем будущем многие крупные производители будут использовать, помимо традиционной жестяной банки емкостью 0,33 литра, более вместительную тару емкостью 0,5 литра. Для дорогих марок, позиционирующихся как Premium Brand, можно было бы рекомендовать использование более престижной стеклянной упаковки, которая добавляет аристократичность продукту. Использование пластика снижает возможности цветовых решений упаковки, а также «престижность» марки, но привлекательно тем, что делает продукцию более дешевой, а значит — доступной более широкому кругу потребителей, особенно на региональных рынках. Достаточно слабая конкуренция на этом рынке позволяет практически любому производителю, продающему свою продукцию по низкой цене и с учетом вкусовых предпочтений потребителей, найти своего покупателя.

Таблица 3.

Известность и потребление коктейлей с водкой/текилой (Москва, % респондентов)

 

Знают

Потребляют

Казанова (водка – дыня)

22.9%

4.2%

JET (водка – брусника)

17.4%

4.2%

3:62 (водка – лимон)

22.6%

3.2%

3:62 (водка – клюква)

20.6%

2.9%

Алко (водка – клюква)

19.7%

2.9%

Екатерина (водка – малина)

16.5%

2.9%

Алко (водка – лимон)

21.0%

2.6%

Молотов (водка – клюква)

14.8%

2.6%

Нирвана (водка – ананас)

16.5%

2.3%

Браво (водка – клюква)

16.5%

2.3%

Молотов (водка – персик)

21.0%

1.9%

Санрайз (текила)

19.7%

1.9%

Молотов (вермут – водка)

14.5%

1.9%

Молотов (текила – грейпфрут)

13.2%

1.6%

Рулетка (водка – груша)

12.6%

1.3%

Магдалена (водка – клубника)

8.7%

1.3%

Браво (водка – апельсин)

18.7%

1.0%

3:62 (водка – клубника)

10.3%

0.6%

Розовый пес (водка – грейпфрут)

14.5%

0.3%

Алко (водка – грейпфрут)

10.3%

0.3%

JET (водка – клюква)

6.5%

0.3%

Таблица 4.

Известность и потребление других коктейлей и слабоалкогольных напитков (Москва, % респондентов)

 

Знают

Потребляют

Очаково (сидр)

49.4%

12.6%

Супер Лимон (коктейль Hooch)

30.0%

5.8%

Черный русский (коньяк с миндалем)

13.9%

4.8%

Алко (виски - кола)

11.3%

1.6%

Маленький Бен (эротический коктейль)

9.4%

1.0%

Супер Оранж (коктейль Hooch)

5.8%

0.6%

Spumante Millenium

2.6%

0.3%

 

 

Знают

Потребляют

Очаково (сидр)

49.4%

12.6%

Супер Лимон (коктейль Hooch)

30.0%

5.8%

Черный русский (коньяк с миндалем)

13.9%

4.8%

Алко (виски – кола)

11.3%

1.6%

Маленький Бен (эротический коктейль)

9.4%

1.0%

Супер Оранж (коктейль Hooch)

5.8%

0.6%

Spumante Millenium

2.6%

0.3%