Библиотека управления

Рынок пищевой стеклотары в центральном районе РФ

Журнал "Практический маркетинг" - №10 1999

Время проведения исследования: июнь-август 1999 г.

География исследования: Россия и Центральный район (ЦР).

Цель исследования: Анализ состояния рынка пищевой стеклотары России и Центрального района в 1998-1999 гг.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

* проанализирована структура предложения стеклотары на российском рынке в 1995-1999 гг., в том числе:
— динамика объемов российского производства пищевой стеклотары в 1995-1998 гг. и за 5 месяцев 1999 г. и прогноз общего объема производства стеклотары до конца года, сегментация объемов российского производства пищевой стеклотары по экономическим районам России в 1997-1998 гг. и за 5 месяцев 1999 г. и рейтинг экономических районов России по объемам производства пищевой стеклотары в последние годы (включая данные за январь-май 1999 г.); динамика объемов производства пищевой стеклотары предприятиями Центрального района России в 1995-1998 гг. и за 5 месяцев 1999 г. и рейтинг регионов Центрального экономического района по объемам производства стеклотары в 1997-1998 гг. и январе-мае 1999 г.;
— динамика объемов импорта стеклотары в Россию в 1997-1998 гг. и I-м квартале 1999 г., структура российского импорта стеклотары за этот период времени по основным экономическим районам России, закупающим эту продукцию за рубежом; рейтинг основных российских районов по объемам импорта стеклотары в 1997-1998 гг. и I-м квартале 1999 г.; динамика объемов импорта стеклотары в Центральный район России в последние годы и рейтинг регионов Центрального района по объемам импорта стеклотары в 1998 — I-м квартале 1999 гг.; динамика контрактных (таможенных) цен на импортируемую в Россию и Центральный район стеклотару в 1998 — I-м квартале 1999 гг.; рейтинг основных фирм-импортеров по объемам закупок стеклотары за рубежом в 1998 — I-м квартале 1999 гг.

* изучен российский экспорт стеклотары в 1998 — I-м квартале 1999 гг., в том числе:
— динамика объемов российского экспорта стеклотары в 1998 — I-м квартале 1999 гг.; рейтинг основных экономических районов России по объему экспорта стеклотары в 1998 — I-м квартале 1999 гг.;
— динамика объемов экспорта стеклотары Центрального района России в 1998 — I-м квартале 1999 гг. и рейтинг основных регионов Центрального района по объемам экспорта стеклотары в 1998 — I-м квартале 1999 гг.;
— рейтинг основных фирм-экспортеров по объемам экспорта стеклотары из России и Центрального района в 1998 — I квартале 1999 гг.

* исследовано потребление стеклотары в России и Центральном районе с сегментацией объемов потребления стеклотары по видам разливаемой продукции; оценен объем российского рынка стеклотары с сегментацией по видам изделий.

Исследование проводилось с помощью качественных и количественных методов анализа с использованием специальных методик и программных продуктов, разработанных ЗАО «Мосвнешинформ».

Сбор информации включал:

  1. Анкетирование наиболее крупных российских предприятий производителей стеклотары.
  2. Глубинное интервьюирование руководителей предприятий, технологического персонала, а также специалистов-экспертов в области производства стекла из ведущих научно-исследовательских институтов, концернов, ассоциаций.
  3. При анкетировании и интервьюировании были использованы: методы прямого интервьюирования, телефонного интервьюирования, анкетирования по факсу.

Ниже приводится выдержка из отчета.

Стеклотарное производство в настоящее время является одной из немногих отраслей российской промышленности, спрос на продукцию которой, особенно на узкогорлую стеклотару, постоянно возрастает.

Так, в 1998 г. объем отгрузки стеклянных бутылок отечественными производителями в целом по РФ увеличился на 20,4% по сравнению с уровнем 1997 г., причем для производителей Центрального экономического района этот показатель был еще выше и составлял 34,1%.

Крупнейшими потребительскими сегментами российского рынка узкогорлой стеклотары традиционно считаются ликероводочная отрасль и пивобезалкогольная индустрия, суммарный объем производства продукции которых в 1998 г. превысил уровень 4 млрд. л.

На долю Центрального района в 1998 г. приходилось чуть менее четверти (24,8%) от объема общероссийского производства пива, причем Москва занимала лидирующие позиции по объему производства этой продукции в Центральном районе (36,1% от объема производства пива). Суммарный объем производства пива предприятиями Московского региона (Москвы и Московской области) в прошлом году составил 12,5% от общероссийского.

Российские производители пива традиционно разливают свою продукцию в стеклянные бутылки, емкостью 0,5 л, поскольку такая упаковка пользуется наибольшим спросом у населения. В последнее время российские пивовары приступили к реализации продукции в стеклянных бутылках меньшего объема, обычно 0,33 л. По мнению экспертов, в настоящее время порядка 65-70% всего произведенного пива разливается в стеклотару, остальная продукция реализуется в разливном виде, в пластиковой или жестяной таре.

Что касается ликероводочной и винной продукции, то стеклянная бутылка также является практически единственным видом тары для розлива. Несмотря на то, что некоторые российские производители, например, ЗАО «Пивобезалкогольный комбинат «Очаково» предпринимали попытки представить на российский рынок винную продукцию в пластиковой упаковке, такая практика не нашла широкого применения в стране. Алкогольная продукция в такой упаковке воспринималась россиянами с настороженностью и не нашла широкого спроса на рынке.

И наоборот, традиции розлива в стеклотару такой продукции, как безалкогольные и слабоалкогольные напитки, минеральные воды, растительное масло, молоко и кисломолочные продукты и пр., в последние годы были во многом утеряны. Широкое использование новых технологий для розлива жидкой продукции практически вытеснили стеклянную бутылку с российского рынка упаковки для прохладительных напитков и молочной продукции и значительно потеснили ее на рынке тары для минеральных вод.

Экспертная оценка потребления стеклобутылок для розлива отдельных видов жидкой продукции в 1998 году представлена в таблице 1.

Таким образом, согласно данным об объемах выпуска отдельных видов жидкой пищевой продукции и экспертной оценки удельного веса продукции разливаемой в стеклянную бутылку, структуру потребления узкогорлой стеклотары по основным видам разливаемых в нее пищевых жидкостей можно представить следующим образом (см. диагр. 1).

Согласно представленным данным, пивная бутылка являлась основным видом узкогорлой стеклотары, потребляемой отечественными пищевыми предприятиями в 1998 г., поскольку удельный вес ее потребления в общем объеме потребляемых российским рынком стеклобутылок составлял 57,3%. Эта тенденция еще более выражена для потребления стеклобутылок столицей. Доля пивных бутылок в общем объеме потребления стеклобутылок Москвой составила 68,9%, то есть была выше общероссийского показателя в 1,2 раза и в 1,1 раза превышала уровень Центрального района.

Таблица 1. Оценка объемов потребления стеклобутылок для розлива жидкой продукции в 1998 г.

Наименование продукции Количество стеклобутылок в пересчете на бутылку емкостью 0,5 л (без учета продукции, разливаемой в альтернативные виды тары)
  г. Москва Центральный район Россия – всего
  Млн. шт. % от общероссийского объема Млн. шт. % от общероссийского объема Млн. шт.
Пиво 400 8,9 1100 24,4 4500
Водка и ликероводочные изделия 90 5,3 336 19,8 1700
Вина виноградные 48 19,7 69 28,3 244
Вина плодовые - - 4 5,1 79
Напитки винные крепостью до 20% 7 5,7 46 37,7 122
Напитки винные крепостью выше 20% - - 32 16,8 190
Минеральные воды 5 1,9 22 8,5 260
Безалкогольные напитки 20 5,7 55 15,7 350
Жидкие молочные продукты - - 26 14,4 180
Прочая продукция 10 4,4 60 26,7 225
Объем потребления 580 7,4 1750 22,3 7850

Диаграмма 1. Сегментация объемов потребления стеклобутылок в России, Центральном районе и Москве по видам разливаемой продукции (по натуральным показателям, %).