Библиотека управления

Новая политика в области растительного белка: взгляд маркетолога

Гусева Л.Р.(Механизм внедрения нового продукта)

Журнал "Практический маркетинг"

Сегодня проблема питания включена в число основных глобальных проблем, постоянно находящихся в сфере внимания ООН. В России, как и во всём мире, дефицит белка в продуктах питания является острой проблемой. В рационе населения России дефицит пищевого белка составляет около 600 тысяч тонн и один из наиболее эффективных путей качественного улучшения меню россиян – это увеличение производства пищевых белков из растительного сырья. В решении проблемы рационального питания одним из важнейших направлений является повышение биологической ценности пищевых продуктов, в том числе улучшение их сбалансированности по содержанию необходимых аминокислот.

Успешная работа предприятий пищевой промышленности с учётом растущих цен в ближайшем будущем будет зависеть от их способности изыскивать и оптимально использовать белки для переработки на пищевую продукцию с целью организации снабжения потребителя экономичными и высокопитательными продуктами. Для удовлетворения этого требования необходимо реализовывать новую политику в области белка. В качестве источника растительного белка сейчас уже используют различные белоксодержащие продукты, в частности, зернобобовые культуры, в которых ведущее место по значению в питании занимает соя. Содержание белка в сое в 2-3 раза выше, чем содержание его в другом растительном сырье.

Подготовленный Центром маркетинга Российского союза промышленников и предпринимателей аналитический обзор состояния российского рынка соевой муки, концентрата и изолята соевого белка, пожалуй, единственное в настоящее время исследование, дающее конкретные рекомендации специалистам пищевой отрасли в отношении эффективного использования растительных белков. Аналитический обзор дает возможность найти общий язык технологам пищевых производств и специалистам по маркетингу отраслей пищевой промышленности. В обзоре рассмотрены проблемы соевой муки, соевых белков и изолятов, существующие в России и требующие своего решения. Выводы и рекомендации сделаны на основе всестороннего анализа информации о 250 предприятиях, производящих и потребляющих соевые белки, в том числе на основании прямого опроса 92 предприятиях различных отраслей в различных регионах России.

Как показали исследования Центра маркетинга РСПП, факторы, обеспечивающие спрос и потребление соевого белка, могут быть подразделены на следующие основные группы:

  1. Социальные факторы – несбалансированность продуктов питания по соотношению белков, жиров и углеводов, недостаточное содержание белка в рационе практически всех групп населения, включая и материально обеспеченные, а также необходимость специального, диетического питания для больных с целым рядом острых и хронических заболеваний.
  2. Сырьевые факторы – отсутствие достаточного количества высококачественного сырья для мясной промышленности, перебои в обеспеченности предприятий молочной, хлебобулочной, кондитерской промышленности яичным порошком, сухим молоком и другим пищевым сырьём.
  3. Экономические факторы – применение соевого белка в той или иной форме позволяет снизить себестоимость продукции при сохранении пищевой ценности и органолептических свойств продуктов питания.

Эксперты Центра маркетинга РСПП оценивают предельную потребность рынка пищевых продуктов по соевому белку приблизительно в 150-170 тыс. т. Из них 12-14 тыс. т – для мясоперерабатывающей промышленности; 10-12 тыс. т – для производства кондитерских изделий в тех случаях, когда соевые белки заменяют яйцо, молоко, а также ингредиенты шоколадных паст и начинок для конфет; 100-110 тыс. т пшеничной муки, предназначенной для производства хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий может быть заменено на соевые белки в виде соевой муки, соевого изолята и сухого соевого молока. Маловероятно, что этот уровень потребления соевых белков будет достигнут ранее 2010 года. Сейчас потребление соевых белков в России немного превышает 24 тыс. т в год. Существующая потребность полностью удовлетворяется импортными поставками. Основными потребителями соевого белка являются предприятия мясоперерабатывающей (около 70% всего потребления соевых белков), молочной и масложировой (около 7,5%) промышленности, а также предприятия, производящие продукцию на мучной основе (около 13%).

В настоящее время для производства пищевых продуктов в России характерна следующая ситуация:

  1. Рост цен и снижение реальных доходов населения привели к падению спроса в торговой сети на традиционные продукты, что вызвало снижение объёмов производства целого ряда пищевых продуктов за последние несколько лет примерно в 2 раза. Особенно сказывается резкое сезонное сокращение поставок молока и мяса на перерабатывающие предприятия.
  2. Снижение спроса на молочные и мясные продукты и рост издержек производства переориентируют предприятия на освоение несложных технологий, с низкими капитальными вложениями, на производство продуктов с длительным сроком хранения.
  3. Намечается стремление предприятий производить более качественно упакованную традиционную продукцию, а также различные продукты на немолочной основе по несложным рецептурам: напитки, майонезы, маргарины, спреды, пасты и др.
  4. Выравнивание внутренних цен до уровня мировых стимулирует импорт продуктов, что создаёт конкуренцию отечественным производителям.

Одним из реальных путей решения текущих проблем пищевой промышленности является производство комбинированных молочных, мясных и хлебобулочных продуктов, предусматривающих использование белка растительного происхождения. Здесь важную роль в эффективном решении проблем пищевой отрасли и начинают играть те решения, которые должны быть приняты в сфере маркетинга соевых белков.

Выбор типа соевого продукта и поставщика соевых продуктов практически однозначно основывается на следующих конкретных критериях:

  1. Надежность поставщика и его авторитет.
  2. Продукт обязательно должен иметь гигиенический сертификат.
  3. Продукт должен обладать требуемым уровнем органолептических свойств, то есть не иметь вкуса и запаха.
  4. Наличие нормативно-технической документации на технологический процесс, предусматривающий использование соевого белка данной марки в качестве сырья для производства определённого вида продукции, а также наличие нормативно-технической документации на готовую продукцию, выпускаемую с применением соевого белка конкретной марки.
  5. Присутствие на предприятии шеф-персонала поставщика для организации технологического процесса приготовления готовых продуктов.
  6. Цена соевого белка должна быть такой, чтобы обеспечивать снижение себестоимости готовой продукции не ниже, чем на 5%.
  7. Условия оплаты должны давать возможность производить оплату за поставляемый соевый белок после реализации готовой продукции.
  8. В большинстве случаев при выборе поставщика играет роль возможность доставки соевых белков контейнерами по железной дороге или водным путём.
  9. Соблюдение поставщиком договорных обязательств и согласованных графиков поставок.

В зависимости от административной структуры предприятия, а также от того, играет ли важную роль в управлении предприятием персонально главный инженер, коммерческий директор или главный технолог, прислушиваются ли к мнению специалистов из лаборатории предприятия, механизм принятия решения может видоизменяться. Однако ясно, что всегда последнее, решающее слово в принятии решения остаётся за директором предприятия.

На предприятиях, где придают должное значение службе главного технолога, существует следующий механизм принятия решения о закупке соевого белка вообще или о закупке конкретной марки продукции. Вначале технологическая служба предприятия во главе с главным технологом в процессе освоения нового вида продукции или модернизации технологического процесса производства уже выпускаемой продукции, определяет, что для данного вида колбасных изделий или мясных полуфабрикатов, производимых из определённого сырья с определёнными технологическими и потребительскими свойствами необходимо улучшение тех или иных свойств путём применения соевого белка. Затем по имеющимся информационным материалам и опытным наработкам определяют конкретную марку соевого белка, причём важно определить форму соевого белка – изолят или концентрат. Закупается пробная партия соевого белка, и с применением этого белка производится опытная партия продукции, которая затем дегустируется практически всеми специалистами предприятия, проводится глубокий анализ продукции в соответствии с требованиями ГОСТ и ТУ. Если качество опытных образцов продукции удовлетворяет требованиям, предъявляемым к данному виду продукции, рассчитывается себестоимость изделия и определяется экономическая эффективность использования соевого белка. В случае, если экономические показатели демонстрируют целесообразность применения данного вида соевого белка для производства данного вида продукции, принимается решение о выпуске этой мясопродукции, выделяются средства на закупку белка. Как правило, параллельно процессу закупки белка проводится сертифицирование мясопродукции, получение сертификатов соответствия и гигиенических сертификатов.

Окончательное решение вступает в силу после изготовления пробных образцов продукции и предварительного опробования потребительских свойств продукции, в том числе продаж опытных партий. Затем технологическая служба предприятия уже начинает непосредственно внедрять новое сырье в существующий технологический процесс. Одновременно со службой главного технолога работает маркетинговая служба предприятия по организации рекламных мероприятий и определению каналов сбыта, а коммерческая служба начинает договорную компанию, как с поставщиками, так и с потребителями.

Здесь описан наиболее правильный, по нашему мнению, механизм внедрения нового продукта, включающий в себя принятие решений о закупках соевых компонентов. Однако, все вышеизложенное совсем не исчерпывает всех проблем, с которыми может столкнуться предприятие при выборе импортера соевых белков, модернизации технологического процесса, продвижении товара на рынке пищевых продуктов.