Библиотека управления

Философия и идеология фирмы в работе с персоналом

Андрей Лузаков кандидат психологических наук, доцент, консультант по проблемам организационного развития (Краснодар)

Оглавление журнала

Еще пять-семь лет назад утверждение о том, что современная организация должна иметь свою идеологию, выглядело для отечественных руководителей и новых хозяев предприятий малопонятной выдумкой теоретиков: какая еще тут идеология, если надо думать о прибыли? Наше историческое прошлое привело к устойчивой негативной окраске термина «идеология» в массовом сознании. Поэтому сейчас предпочитают употреблять более нейтральные термины, например «философия организации» или «кредо». В литературе по менеджменту эти понятия (а также «миссия» и «политика») популярны, но используются хаотически, так что остается неясным, как все это соотносится друг с другом по содержанию и функциям.

В случаях, когда авторы фактически пишут об идеологии, термин «философия», конечно, может придать теме большую интеллектуальную респектабельность. Однако, поскольку как раз философия обычно более независима от экономической основы существования сообщества и тем более от корпоративных интересов тех или иных групп, термин «философия» в данном контексте следует признать неудачным.

Но дело не только в терминах. Эта тема ставит много интересных вопросов, непосредственно связанных с практикой эффективного управления, ответы на которые, к сожалению, нельзя получить в готовом виде из переводных учебников. Ведь теперь уже ясно, что многие закономерности менеджмента, считающиеся аксиомой на Западе, у нас не проявляются или проявляются с большим своеобразием.

Различия городов и регионов России тоже существенны. Мои наблюдения и выводы основаны главным образом на реальности Краснодара, крупного города юга России, реальности, типичной для экономически активных средних и крупных частных торгово-производственных фирм, хорошо интегрированных в рыночные отношения и доминирующих на рынке труда в качестве привлекательных работодателей. Такие фирмы думают не только о сиюминутной прибыли. Для них, как правило, характерны высокие требования к работникам, к интенсивности и качеству их труда, гибкость оргструктур и связанное с этим постоянное возникновение и упразднение рабочих мест, поощрение индивидуальной конкуренции, активная ротация персонала. Для работы с персоналом такие организации, как правило, уже не ограничиваются функционированием традиционного отдела кадров, а  имеют свои службы персонала или подразделения с подобными функциями.

Идеология в ее традиционном понимании — это совокупность идей, теорий, взглядов, которые отражают («конструируют») и оценивают социальную действительность с точки зрения интересов определенных групп, политических или экономических элит. Она специально разрабатывается, она внедряется в массовое сознание в форме ценностей, идеалов, норм и программ поведения. Ее конечная цель — способствовать утверждению, укреплению или изменению некоторой системы экономических, политических и иных отношений. Не будем забывать и социально-психологическую функцию идеологии — сплочение людей, усиление готовности к согласованным действиям. Это ответы на вопросы, почему люди ее востребуют, и почему она действует.

Идеологию и философию организации, на наш взгляд, можно различать по функциям и содержанию. Идеология призвана содействовать закреплению необходимых и целесообразных, с точки зрения субъекта управления (СУ), способов поведения работающих в организации людей, а точнее, тех аспектов их поведения, которые непосредственно касаются исполнения ими социальной роли работников фирмы. Идеология структурирована, отлита в формулировках, а это значит — статична и обречена постоянно не поспевать за динамичной, вечно изменяющейся реальностью.

Поэтому СУ не может ограничивать свое видение реальности идеологическими рамками, пусть даже теми, которые сам создал и внедрил в организации. В своем понимании человеческого мира и поведении в нем он руководствуется и логикой, и интуицией, не имеющими, на первый взгляд, никакого логического основания и порой вступающими в противоречие с идеологическими нормами и ценностями.

Мы описываем не чудовищного манипулятора, не беспринципного наследника Макиавелли, а просто хорошего менеджера (или команду менеджеров), который знает, что попытки уложить всю живую ткань управленческого труда в гробики строгих определений и правил ведут в никуда. Тем не менее он будет пытаться вносить порядок в «бурлящий поток», осмысливать организационный опыт, периодически корректировать взгляд, делать выводы о приоритетных ценностях и с учетом ситуации ставить новые цели. Продукт такого осмысления, ревизии ценностей и целеполагания мы и называем философией организации. Это рефлексия, предпринятая СУ «для себя». Идеология же — больше для коллектива работников, для внутреннего PR. Разработка философии — это ответы на вопросы, какие позиции в жизни фирмы и своей жизни в ней СУ рассматривает как ключевые, чем его фирма должна отличаться от других, как он намеревается в связи с этим действовать и почему именно так, а не иначе.

Автономность организационной философии и идеологии, понимаемых таким образом, относительна. И та, и другая в конечном счете предполагает выход на некий кодекс поведения в типичных ситуациях. Поведение руководителя утверждает идеологию или разрушает ее. Не имея продуманной «философии», вряд ли можно создать действенную идеологию в коллективе.

Руководитель с неотрефлексированной управленческой позицией, конечно, может найти специалистов по внутреннему PR или купить готовый пакет идеологических разработок и пошаговую методику их внедрения (от этого мало пользы, так как всегда требуется серьезная адаптация любых рекомендаций к  условиям конкретной организации), но в итоге это либо станет увлечением на сезон, либо превратится в элемент внешнего PR, в часть имиджа «фирмы, которая использует новейшие разработки». И только сотрудники будут знать истинное соответствие упаковки содержанию, слов и дел руководства организации.

Если СУ коллективный, то философия — это осознанный консенсус о приоритетах, принятый управленческой командой. Это иерархия ценностей-целей и, что не менее важно, иерархия предпочтительных средств их достижения, или ценностей-средств.

Иными словами, СУ важно определиться, что важнее в той системе понятий и действий, которые он использует для осмысления реальности и работы в ней.

Философия должна учитывать особенности периода развития организации и особенности тех людей, которым в этот период суждено определять ее судьбу (их личную философию, ценности, интересы). Следует понимать, что решения, актуальные для данного периода развития и при данном составе руководителей, подлежат уточнению или пересмотру, возможно, уже через два-три года.

Продолжение следует