Библиотека управления

Первые в мире, первые в России: Эмануил Нобель

Владимир Воеводин (Санкт-Петербург)

Оглавление журнала

    ...Двигатели Дизеля необходимо строить весьма тщательно с применением самых лучших материалов, ибо лишь при этих условиях двигатели проявляют все свойственные им качества; строить их могут наилучшие, вполне оборудованные для этой цели заводы.
    Рудольф Дизель

Эти слова известного немецкого изобретателя стали программой дальнейшей деятельности промышленников — представителей семьи Нобелей.

Эмануил Нобель (1859—1932)

К концу XIX века механический завод «Людвиг Нобель» располагал квалифицированными конструкторами и рабочими, уверенно занимая одно из первых мест в машиностроении России. Победы на художественно-промышленных и мануфактурных выставках 1870 и 1882 годов дали заводу право изображать на своей продукции герб Российской Империи.

После смерти Людвига Нобеля в 1888 году дело перешло к его сыну Карлу. Родился он в 1862 году в Петербурге. Как и все дети, получил прекрасное образование. В профессиональной деятельности он уделял большое внимание внедрению передовых инженерных открытий, наладил производство паровых машин, сепараторов фирмы «Альфа-Лаваль» для нужд сельского хозяйства. При Карле Нобеле литейная продукция завода была намного прочнее и дешевле, чем иностранная. Особенно следует отметить выпуск первого в России двигателя, работавшего на керосине. На Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году этот двигатель получил золотую медаль.

Жизнь Карла Нобеля была яркой, но короткой. Он умер 27 ноября 1893 года и, как и его отец, нашел упокоение на Смоленском кладбище в Петербурге.

Все управление империей Нобелей перешло к Эмануилу Людвиговичу (родился в 1859 году). Как писали в то время газеты, это были заводы: «Людвиг Нобель», механический, чугунно-стале-медно-литейный и котельный, а также Товарищество нефтяного производства братьев Нобелей, торговый дом и многое другое.

Эмануил Нобель вполне унаследовал фамильные черты: высокий профессионализм и организаторский талант. Но его уже по праву называли русским промышленником: приняв российское подданство, он занял видное место в финансовом мире и стал пользоваться большим авторитетом и неизменным уважением.

Э. Нобеля очень интересовало изобретение немецкого инженера Дизеля — двигатель, который работал на керосине. Но он хотел пойти дальше и  сделать так, чтобы двигатель работал на сырой нефти. Для этого нужно было приобрести соответствующую лицензию и найти сторонников в России.

Эмануил предложил ряду российских промышленников наладить совместное производство новых двигателей, но желающих рисковать не нашлось. Поэтому, как это и раньше случалось в его семье, он выступил самостоятельно, тем более что рискнуть следовало: в добычу нефти вложили большие деньги, и нужно было наладить ее переработку и использование, чтобы окупить затраты сполна. Поддержка известного химика Д.И. Менделеева и профессора Г.Ф. Деппа, с которыми Эмануил Нобель дружил, укрепили веру в  правильности предпринимаемых шагов.

Но вновь возникло препятствие: Дизель недоверчиво отнесся к идее Э. Нобеля. Он не хотел рисковать: неуспех русских мог испортить репутацию его детища на мировом рынке, а хлопот с двигателем и так хватало. Дизель начал капризничать, ставить одно условие за другим, однако русский промышленник не отступал и был готов принять все условия. Один из пунктов договора предусматривал создание в Нюрнберге «Русского общества двигателей Дизель». Оно должно было осуществлять связь с немецкими заводами, строившими двигатели. Этим Дизель страховал себя, не веря, что русский завод сможет самостоятельно освоить выпуск новых машин. Согласно другому условию договора двигатели, изготовленные на русских заводах, можно было продавать только в России.

Патент стоил очень дорого.

Э. Нобелю пришлось заплатить за него по тем временам довольно большую сумму — 50 тысяч фунтов стерлингов, то есть около полумиллиона рублей золотом. Но это не остановило предпринимателя: уж очень велик был выигрыш в случае удачи. По мнению Э. Нобеля, новый простой и удобный в эксплуатации двигатель мог найти широкое применение в российской промышленности.

И вот свершилось историческое событие. 9 апреля 1898 года в Нюрнберге, согласно договору с Рудольфом Дизелем, было основано общество с целью использования выданного патента на двигатели внутреннего сгорания, а также всех патентов, выданных в России и Финляндии на данный предмет. Так возникла фирма «Русские дизельные моторы», которая отвечала за производство двигателей в соответствии с выданным патентом за номером 261.

Вскоре пришли и чертежи. Перед конструкторами Э. Нобель поставил задачу: двигатель должен работать на сырой нефти. Заводские конструкторы нашли оригинальное решение, и русский двигатель был сделан за год.

В иностранных газетах и технических журналах появились сообщения о разработке совершенно нового двигателя, но они не привлекли особого внимания, так как в глазах Запада Россия того времени не рассматривалась как серьезный конкурент на мировом промышленном рынке.

Настал день, когда на стенде экспериментального цеха завода появился первый двигатель. Э. Нобель мог торжествовать: двигатель работал на сырой нефти. В декабре 1899 года он обратился к председателю Императорского технического общества, профессору Г.Ф. Деппу с просьбой провести испытания первой машины. Испытания показали, что двигатель расходовал на одну л.с. всего 0,6 фунта нефти, а его мощность составляла 25 л.с. Двигатель Р. Дизеля обладал мощностью в 20 л.с.

В 1900 году в Париже на выставке Россия была представлена двигателем постройки завода «Людвиг Нобель» из Санкт-Петербурга. Огромный интерес к двигателю нового типа, ярко обозначившийся на выставке, дал свои результаты: спрос на двигатели начал постепенно возрастать. На протяжении многих лет их называли «русскими двигателями».

В знак признания приоритета России в мировом дизелестроении Р. Дизель преподнес Э. Нобелю свой труд — книгу «Создание рационального теплового двигателя» с исторической надписью:

    «Вы первыми поняли значение этого изобретения для нефтяной промышленности и первыми, уже в 1898 году приняли решение и позже осуществили применение дизель-мотора на больших кораблях.
    В знак дружбы и благодарности.
    Дизель.

    10 сентября 1913 года».

Важно отметить, что в России были построены первые в мире теплоходы с дизельными двигателями, кроме того, такие двигатели стали широко применяться на насосных станциях.

Следуя традициям семьи, Э. Нобель отдавал много сил благотворительной деятельности. В 1893 году он выделил И.П. Павлову на проведение научных работ 400 тысяч рублей серебром и помог открыть первую в мире клинику для животных в Институте экспериментальной медицины. Немало средств было перечислено им на организацию стипендий и премий, на постройку больниц и школ для рабочих, на благоустройство рабочих поселков, на создание библиотек и открытие клубов для рабочих.

В 1909 году за исключительные пожертвования в различные области науки и среднего образования Э. Нобель был удостоен чина действительного статского советника, а в 1914 году награжден орденом Святого Станислава 1-й степени.

Как и другие члены семьи Нобелей, Эмануил был человеком творческим, не любил стоять на месте, стремился принести максимум пользы стране, в которой он жил и работал. Он никогда не забывал о людях, которые его окружали, старался сделать их жизнь лучше.

События, которые произошли в России в 1917 году, вынудили Эмануила Нобеля покинуть страну.

Умер он в 1932 году в Швеции, на своей исторической родине. Однако Эмануил Нобель по праву считается одним из лучших представителей русских промышленников конца XIX — начала XX века.