Корпоративный менеджмент, https://www.cfin.ru

Адрес документа: https://www.cfin.ru/press/management/1998-6/08.shtml
Обновлено: 24.01.2018

Управление внешнеэкономической деятельностью в условиях эксклавного региона

Бородавкина Н.Ю.

В последнее десятилетие возросла роль внешнеэкономической деятельности в связи с открытием внешнего рынка для отдельных производителей и снятием тотальной монополии государства на ее осуществление.

Особенно важным фактором стала внешнеэкономическая активность для эксклавного региона России – Калининградской области. После распада СССР Калининградская область в географическом смысле ничего нового не приобрела, но ее геополитическое, а, следовательно, и экономическое положение радикально изменилось. Открылись новые возможности, но появились и новые угрозы.

Так, расположение в центре южной части Балтийского региона, обладающей большим потенциалом экономического роста, можно отнести к числу сильных сторон. Эта зона является наиболее населенной и урбанизированной, обладающей важными индустриальными возможностями. Она расположена вблизи стыка нескольких государств. Близость к другим странам с переходной экономикой, таким как Польша и страны Балтии, где есть похожие проблемы и сходное геополитическое положение, облегчает использование их опыта трансформации.

В числе слабых сторон такого положения области самой значительной является оторванность от основной территории Российской Федерации; она породила ряд проблем межгосударственного характера, включая транзит товаров, людей, энергии. Это повлекло значительные трудности функционирования хозяйственного комплекса области, но в то же время стало одной из причин усиления развития внешнеэкономической деятельности. Близость к другим странам с переходной экономикой, помимо положительного эффекта, влечет за собой проблему конкуренции на рынке иностранных инвестиций.

Эксклавный характер Калининградской области определил специфические подходы к государственному регулированию экономики данного региона. Еще в 1991 году постановлением Совета Министров РСФСР было утверждено Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ “Янтарь”), оно регламентировало процесс внешнеэкономического регулирования, определяя ряд льгот для экспортируемых, импортируемых и производимых на территории области товаров.

В дальнейшем свободная экономическая зона была трансформирована в особую экономическую зону (ОЭЗ). Основным законодательным актом, определяющим правовые и экономические основы создания и функционирования такой зоны, является Федеральный закон об Особой экономической зоне в Калининградской области от 22 января 1996 года. Особая экономическая зона создана в пределах всей территории Калининградской области, за исключением территорий и объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для Российской Федерации.

Существует ряд особенностей действия таможенного режима в условиях ОЭЗ в эксклавном регионе. Основной из них является то, что таможенные пошлины и другие таможенные платежи при оформлении товаров не взимаются в следующих случаях:

Что касается товаров, импортируемых и затем ввозимых на остальную часть Российской Федерации, они облагаются всеми ввозными таможенными пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении. К таким товарам могут применяться и меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности.

Порядок определения происхождения товаров из ОЭЗ устанавливается Администрацией области совместно с Государственным таможенным комитетом РФ. Товар считается произведенным в особой экономической зоне, если величина добавленной стоимости его обработки или переработки составляет не менее 30%, а для товаров электроники и сложной бытовой техники – не менее 15%, и его обработка влечет за собой изменение кода товара по таможенной классификации. Документом, подтверждающим происхождение товара, является сертификат, выдаваемый Калининградской торгово-промышленной палатой.

Таким образом, можно сказать, что для Калининградской области были созданы предпосылки для преодоления сложностей эксклавного положения и успешного осуществления внешнеэкономической деятельности. Тем не менее, внешние для региона факторы, такие, как изменения в таможенном регулировании, проблемы политического характера, имидж региона в глазах зарубежных партнеров становятся значительными препятствиями на пути развития международного экономического сотрудничества.

Так, таможенные льготы, сначала предоставленные для свободной экономической зоны “Янтарь”, а затем отмененные в середине 1995 года по соображениям усиления таможенного регулирования на всей территории России, оказали серьезное влияние на восприятие области иностранными партнерами и внесли дополнительный вклад в образ политической и экономической нестабильности.

Смена руководства Администрации области в результате выборов 1996 года привела и к смене приоритетов развития. Новое руководство стало ориентироваться, прежде всего, на полное использование внутреннего потенциала, в меньшей степени приветствуя развитие деятельности по импорту продукции в регион и сдержанно относясь к различным международным проектам на территории области. Такая смена ориентиров руководства региона повлияла на изменение имиджа области.

Вопросы внутреннего стимулирования развития внешнеторговых взаимоотношений вытекают из общего процесса экономической трансформации. Проблемы обеспечения региона предметами первой необходимости в эпоху тотального дефицита и последующее резкое облегчение решения вопросов по ввозу товаров из-за рубежа стали решающими факторами того, что в последующие годы импорт готовых товаров значительно преобладал над экспортом из региона. Для Калининградского эксклава характерно резкое увеличение количества и номенклатуры ввозимых в область товаров. Так, к началу 1998 года за шесть лет объем внешнеторгового оборота увеличился в 11 раз, в том числе объем импорта – в 22 раза. Годовой объем экспорта и импорта на одного жителя области составил около 1800 долл. США, что практически вдвое выше среднероссийского показателя (920 долл. США). Можно отметить также, что структура внешнеторгового оборота Калининградской области существенно отличается от общероссийской, где наблюдается превышение экспорта над импортом, осуществляемое, правда, за счет экспорта сырьевых ресурсов. Импорт товаров и услуг в области составил 72% внешнеторгового оборота, что и вызывало в докризисный период обеспокоенность властей региона. Отмечалась постоянная тенденция роста опережающими темпами импортных поступлений по сравнению с экспортными отгрузками.

К основным предметам экспортных поставок, в первую очередь, относятся нефть (23%), рыба и ракообразные (10%), удобрения, продукты неорганической химии и т.д., то есть сырье и товары с минимальным уровнем обработки. Объем услуг во внешней торговле Калининградской области незначителен, их доля во внешнеторговом обороте составила 9%. Основными видами международных услуг являлись транспортные, строительство и ремонт.

Наиболее значительными торговыми партнерами Калининграда являются соседние страны, то есть Польша, Литва и Германия. Например, импорт нефтепродуктов из Литвы составляет 80% общего объема импорта данного продукта. Помимо этого, примечателен тот факт, что доля стран СНГ в совокупном объеме внешней торговли просто мала (всего 5%).

Текущие тенденции перехода экономики на использование рыночных механизмов предполагают перераспределение полномочий между федеральным уровнем власти и регионами, причем в реальности этот процесс отстает от требований среды, вызывая дополнительные трудности на местах. Централизованное управление внешнеэкономическими процессами тормозит их развитие, затрудняя оперативное реагирование на быстро меняющуюся экономическую среду региона и ситуации в странах – партнерах по внешнеэкономической деятельности.

При ввозе продукции и материалов предприятиями области импортный НДС не платится. Однако, при реализации готовой продукции, при производстве которой использовались импортные компоненты, в облагаемый налогом оборот включается не реальная доля обработки или переработки, а полная стоимость этой готовой продукции. Так происходит дискредитация объявленных законодателем целей и льгот. В результате реальная таможенная льгота для калининградских производителей заключается только в отодвигании сроков внесения налогов в бюджет.

В таких условиях невозможно говорить о конкурентоспособности местных товаров, и, как следствие, о развитии экономики региона. Так, импортеры освобождены от уплаты НДС в отличие от обязательных для местных производителей налоговых платежей, что вело к усилению импортной направленности внешнеэкономической деятельности. В результате в 1997 году отрицательное сальдо торгового баланса увеличилось на 35% по сравнению с 1996 годом и составило 740 млн. долл. США.

В соответствии с Федеральным законом “Об особой экономической зоне в Калининградской области” Администрация области по согласованию с Правительством Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения режима свободной таможенной зоны и исключения из этого режима, направленные на защиту местных производителей.

Увеличение импорта продовольствия в область имело как положительные, так и отрицательные последствия. Положительным фактором явилось увеличение потребления продуктов питания и расширение возможностей выбора для потребителя. В числе негативных последствий выделяется ценовая конкуренция для отечественных производителей. Можно отметить, что в результате действия данного закона местные производители товаров оказались в неравном положении с импортерами.

Льготные условия, предоставленные импортерам, позволяют им поставлять товары по ценам, которые значительно ниже, чем цены на аналогичные товары отечественного производства. Попытки местных властей защитить отечественного производителя от ценовой конкуренции предпринимались неоднократно. Так, в 1996 г. постановлением главы администрации области уже вводились квоты на импорт некоторых видов продовольствия. В августе 1997 г. было опубликовано постановление главы администрации области № 641 “О защите местных производителей зерна”, которое было опротестовано затем прокуратурой и так и не вступило в силу. Наконец, Администрация области обратилась в Правительство РФ с просьбой о введении защитных мер на уровне федерального законодательства.

В итоге в марте 1998 г. вследствие политической воли руководителей области и лоббирования ряда местных обрабатывающих предприятий было принято постановление Правительства РФ № 281 “Об установлении на 1998 год количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области”. Этим постановлением предусматривается “в целях защиты местных товаропроизводителей” установление количественных ограничений на импорт отдельных видов товаров в режиме свободной таможенной зоны. После того, как установленные на год квоты будут исчерпаны, ввозимые товары будут облагаться таможенными сборами согласно общероссийским требованиям. Соответственно, розничные цены на импортные товары также возрастут.

Мы видим большое число негативных последствий в такой “защите” местных товаропроизводителей. Среди них, на наш взгляд, можно выделить следующие:

1. Ограничение импорта само по себе в принципе не может стимулировать местных товаропроизводителей выпускать продукцию более качественную. А исчезновение стимула к снижению себестоимости собственной продукции не будет способствовать улучшению ситуации для потребителей. Введение ограничения отразится только на льготных условиях ввоза. И поскольку, в случае превышения количества ввозимых товаров над установленными квотами на калининградском рынке еще будут свободные ниши, они будут заполняться товаром, но уже по более высоким ценам. Повышение цен на импортные товары после выборки квоты провоцирует местного товаропроизводителя последовать этим тенденциям и повысить цены на отечественную продукцию. В результате, весь процесс такого регулирования внешнеэкономической деятельности приводит лишь к развитию положения в негативном направлении, как для производителей, так и для жителей региона. Сокращение предложения товара не уменьшит спрос на него, а только сократит возможность выбора товара для потребителя.

2. В список квотируемых товаров попали, как и по предыдущим постановлениям, товары, которые не производятся в области (например, высокооктановый бензин, сигареты, виноградные и прочие вина) или производятся в количестве меньшем, чем величина спроса на эти товары: мебель, мука пшеничная, сыры и другие. Понятно, что это отрицательно скажется на количестве и качестве потребления и может провоцировать рост цен, причем в данном случае невозможно говорить о защите местных производителей из-за отсутствия таковых.

3. Введение ограничения на импорт не улучшает экономические и законодательные условия для местных товаропроизводителей. Более действенными, в данном случае, могли бы оказаться постановления о снижении налогового бремени для местных производителей, разработка инвестиционных проектов и т.п.

Таким образом, без подготовленного механизма осуществления квотирования и обоснования величин квот наблюдается ситуация полной неопределенности для участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих поставки товаров в область. В такой обстановке производится лишь контроль за исполнением данного постановления, фиксируется факт ввоза товаров и пересечения границы таможенной территории области. Отсутствие экономического обоснования по расчету величин квот подтверждается тем, что годовая квота на импорт алкогольных напитков была выбрана через сутки после ведения в действие данного постановления. Усиление фактора нестабильности для участников внешнеэкономической деятельности не позволяет прогнозировать дальнейшее развитие ситуации.

По поводу введения ограничений на импорт ряда товаров в режиме свободной таможенной зоны в регионе в настоящее время продолжаются бурные дискуссии, в основе которых лежит традиционное противоречие между политикой протекционизма и свободной торговли. Причем этот процесс в условиях эксклавного положения обостряется, поскольку в любом случае, будучи оторванной от основной части территории России, Калининградская область зависит от внешнеэкономических процессов.

В условиях эксклавности управление внешнеэкономической деятельностью осложняется вопросами отрегулированности межгосударственных отношений с соседними странами и необходимостью постоянно учитывать политические процессы, происходящие вблизи границ Калининградской области.

Таковы основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться в процессе управления внешнеэкономической деятельностью в Калининградской области.


© 1998-2023 Дмитрий Рябых