Библиотека управления

Бартер жил, бартер жив, бартер будет жить...

Миллионы лет назад, как рассказали нам Карл Маркс и Фридрих Энгельс, человек совершил первую в истории бартерную операцию: поменял мясо мамонта на каменный топор. С тех пор никто так и не смог изжить технологии безденежных обменов. В наше время происходит второе рождение неденежных расчетов в новой экономике.

В новейшей российской истории слово «бартер» стало ругательным. А термин «бартеризация экономики» – синонимом отсталости, серости и косности российского рынка. «Либеральная рыночная экономика не приемлет бартера!» – приговор отечественных экономистов. Между тем в самой передовой и либеральной экономике мира – американской – доля бартера постоянно возрастает. Не менее четверти миллиона американских компаний построили свою деятельность на бартере.

Доля бартера с распространением электронных В2В-торговых площадок будет возрастать. Бартер уже сегодня меняет лицо международной электронной торговли. Вероятно, Всемирная торговая организация, поняв, насколько велико будет влияние неденежных расчетов на мировую торговлю, в скором времени займется регулированием этого вида торговли, как предполагают эксперты.

Экстремисты Интернет-торговли вообще считают, что лет через десять абсолютно вся торговля между предприятиями станет бартерной. И для этого есть все предпосылки. Если раньше профессиональный специалист тратил уйму времени и ресурсов для выстраивания бартерной цепочки, на одном конце которой, скажем, автомобиль ВАЗ, а на другой – покрышки для этого же автомобиля, то сегодня формирование устойчивых систем неденежных расчетов могут взять на себя два технологических фетиша последних десятилетий: Интернет и поисково-аналитическая компьютерная программа.

«Теперь даже в самые плохие времена компании могут не опасаться потери заказчиков и остановки производства. Неденежная экономика позволяет сохранить рынок и объемы производства», – считают эксперты. Более того, выстраивание бартерных схем в глобальном масштабе позволяет транснациональным корпорациям получать прибыль и с таких рынков, которые ранее считались неперспективными из-за отсутствия денег на них (в основном рынки малоразвитых стран). В самом деле, при поддержке собственного правительства разве трудно заставить какую-нибудь «банановую республику» закупать «по бартеру» телекоммуникационное оборудование, компьютеры – в счет платежей за товары ее традиционного экспорта? А пропагандистское обеспечение в виде «преодоления цифровой пропасти» будет обеспечено всей мощью индустриально развитых стран и международных организаций. Но это уже – «высокая политика».

Почему те же практичные американцы, осознавая все опасности, которые таит в себе «бартеризация» экономики, как мотыльки, летят на свет этой новой «волшебной лампы»?

Главная причина – фетиш «снижения издержек». Компании сегодня хотят «ликвидировать как класс» всех тех, кто стоит между ними и потребителями их товаров и услуг. «Под нож» новой экономики попадают все: перепродавцы, финансовые посредники, биржевые брокеры. Снижение издержек любым возможным способом в условиях перманентного падения цен для многих – единственный способ поддержания прибыльности бизнеса на приемлемом для акционеров уровне.

Идеальной моделью становится прямое общение производителей с потребителями в автоматическом режиме электронной биржи. А если устанавливаются устойчивые связи, то зачем бесконечно гонять деньги по всем цепочкам поставок? Зачем платить банку за обслуживание транзакций, зачем тратить время и ресурсы на оформление многочисленных счетов и платежных поручений, когда система документирования сделок в любой момент выдаст вам распечатку состояния вашего сальдо в бартерной цепочке? Закрывая квартал, мы или выплачиваем, или получаем разницу. В конечном итоге никто не отменяет основного постулата рыночной экономики: деньги–товар–деньги. Только он приобретает несколько иной вид: деньги–товар–товар... товар–товар-деньги. «Кэш» только на входе и выходе системы. Но не нужно платить «спецам» по выстраиванию цепочек неприемлемую цену в виде «дисконта». Торговля идет в «нормальном» режиме, денежные потоки фиксируются в системе учета сделок. Просто деньги перестают без особого толку для производителей и покупателей «гоняться» через банки.

Представим себе гипотетическую электронную торговую площадку, на которую вышел издатель журнала. Он – потребитель офисных принадлежностей и мебели, компьютеров и программного обеспечения, телекоммуникационных, типографских и транспортных услуг. Но он же – поставщик рекламно-маркетинговых и исследовательских услуг для большого числа компаний. Формируется первичный поток денежных средств, проходящих через издательство: деньги рекламодателей и подписчиков направляются поставщикам. При этом со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что любой из поставщиков издательства является постоянным потребителем товаров или услуг хотя бы одного из его рекламодателей – и платит за это «живые деньги». Вот и замкнулась первая «бартерная цепочка». Вместо того, чтобы брать всю сумму деньгами, издательство на своей (или не своей) электронной торговой площадке предлагает прямой канал общения своим же контрагентам. Выгода для всех состоит не в том, что издательство начинает получать комиссионные с продаж, а в том, что ликвидируются лишние встречные потоки денег и лишние посредники. Каждый из участников такой сделки получает огромную экономию. В итоге формируются стабильные деловые альянсы.

Пример с издательством, вероятно, не самый показательный. Оно продает, как ни крути, лишь «возможности» завоевания новых рынков и клиентов. А вот взаимоотношения угледобывающей компании, железной дороги и электростанции на электронной торговой площадке могут служить примером создания реального устойчивого и взаимовыгодного делового альянса.

Угледобывающая компания в процессе основного производства потребляет электроэнергию. Железнодорожная компания, перевозящая уголь для электростанции, потребляет все ту же электроэнергию. Вот ядро электронной торговой площадки, минимизирующей встречные денежные потоки. Следующий явный кандидат вступления в альянс – металлургический комбинат, поставляющий рельсы для железной дороги и крепежные конструкции для шахт, с одной стороны, и потребляющий электроэнергию, коксующиеся угли и транспортные услуги железной дороги в процессе производства – с другой. Банковские переводы становятся еще более редкими... Достоинство этого альянса – в постоянстве деловых интересов партнеров. И теперь перед ними стоит выбор – стремиться к закреплению своего альянса и превращению его фактически в постоянное и закрытое от постороннего вмешательства деловое партнерство или сделать свою торговую площадку конкурентной, допустив на нее по несколько электростанций, угольных, железнодорожных, металлургических компаний. В каждом из вариантов есть как плюсы, так и минусы.

Адвокаты нового бартера полагают, что рынок уже оценил возможности, предоставляемые «закрытыми бартерными клубами». По данным Business 2.0, у некоторых североамериканских бартерных торговых площадок объемы торгов растут со скоростью под 700% в год. Скептики же считают, что только изобретение денег сделало взаимоотношения между субъектами рынка эффективными, и спрашивают: «Зачем же возвращаться к тому, от чего цивилизация отказалась сотни лет назад?». И все же возможность снизить свои издержки хотя бы на 10% – слишком сильный аргумент для бизнесмена, чтобы он стал задумываться о том, стоит или не стоит возвращаться к чему бы то ни было.