Библиотека управления
[an error occurred while processing this directive]

Управленческий КОНСАЛТИНГ В РОССИИ наконец-то востребован

Консалтинговые фирмы по-прежнему отмечают недостаточное понимание российскими предпринимателями роли консультационных услуг, их значения для решения сложных проблем и повышения эффективности предприятий и их подразделений.

Мировая статистика и русские цифры

Управленческий консалтинг за последние пять лет претерпел значительные изменения. Если раньше нормой считалось разрабатывать бизнес-планы со стратегией на 6–12 месяцев, то в условиях «новой экономики» план развития организации – скорее не документ, а процесс. В условиях неопределенности собственных перспектив новоиспеченные Интернет-компании все чаще прибегают к услугам консультантов. И консалтинговые компании идут навстречу, предлагая Интернет-предпринимателям свои услуги.

По прогнозам компании Morgan Stanley Dean Witter, объем мирового рынка консалтинговых услуг для Интернет-компаний с 1999 по 2004 годы вырастет с $16 млрд до $129 млрд. Оценки других компаний не менее оптимистичны. Так, International Data Corporation (IDC) предрекает, что в период с 2000 по 2003 годы ежегодный прирост рынка консалтинга в сфере электронного бизнеса будет составлять в среднем 60%, a Forrester Research считает, что прирост будет равен 57%.

Интересно, что по мере роста спроса на специализированные консалтинговые продукты для «новой экономики» в структуре предложения, по прогнозам IDC и Forrester, будет постоянно увеличиваться доля такой услуги, как управленческое консультирование – с 15% в 2000 до 20% в 2003 году.

Стремительный рост емкости рынка консалтинга Интернет-проектов в развитых странах легко объяснить: пик роста спроса на одну из важнейших составляющих «новой экономики» – системы планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning Systems, ERP) – пришелся на 1997 год, а уже в 1998 году о себе заявили «электронные» консультанты.

В будущем объем рынка ERP-систем и услуг по их установке и запуску (то, чем занимаются «традиционные» консалтинговые компании) вырастет еще больше – согласно прогнозу Morgan Stanley Dean Witter, в в 2004 году он составит уже $50 млрд (в 1999 году – $20 млрд). Тем не менее, по темпам роста (20% в год) мировой рынок ERP серьезно отстает от Интернет-консалтинга.

Что касается России, то здесь объем рынка консалтинга Интернет-бизнеса по темпам роста даже опережает развитые страны. В прогнозе компании Pricewater-houseCoopers (PwC) говорится, что емкость российского рынка консалтинговых услуг в сфере электронного бизнеса (без учета рынка web-дизайна и оффшорного программирования) в 2000 году составил – $3–6 млн и в 2001 году вырастет до $10–15 млн. Группа «ЦентрИнвест» еще более оптимистична в оценках: $4–7 млн в 2001 году и $20–25 млн в следующем. Скептически настроенные наблюдатели объясняют столь высокие темпы роста тем, что рынок фактически растет «с нуля».

Действительно, хотя крупные консалтинговые компании уже предлагают разнообразные продукты для «новой экономики», такие понятия, как «реинжиниринг бизнес-процессов и организационной структуры», пока что мало известны на российском Интернет-рынке. Сегодня к консультантам чаще обращаются с просьбой переделать «неработающий» сайт.

Ситуация на российском рынке консалтинга Интернет-проектов осложняемся тем, что консультанты входят в неафишируемые альянсы с web-девелоперами и агентствами Интернет-рекламы. Консалтинг в таких «альянсах» заключается в перенаправлении клиента от одного поставщика услуг к другому в рамках самого «альянса». В итоге эффективность консалтинга снижается. В целом же рост консалтингового направления объясняется низкой стоимостью «входного билета» в этот бизнес. Похоже, что сегодня в России повторяется ситуация двухлетней давности, когда начать собственный «конкурентоспособный» Интернет-бизнес мог каждый. Теперь, поучившись на собственных ошибках, Интернет-компании взялись консультировать новичков. Сами консультанты с радостью относятся к перспективам роста своего рынка. Можно надеяться, что с приходом на российский рынок внешних инвесторов в отечественном Интернет-бизнесе произойдет качественный скачок, и в сеть потянутся «традиционные» компании, которым понадобятся услуги консультантов. А президент компании A. Partners Алексей Пригожин, наоборот, утверждает, что у компаний, которые занимались раньше традиционным консалтингом, есть шанс переместиться в «электронную» среду. Господин Пригожин недавно выделил подразделение стратегического консалтинга Интернет-бизнеса из A. Partners в самостоятельную фирму и оценивает ее долю на рынке консалтинга Интернет-проектов в 30%.

По мнению Анны Свердловой, возглавляющей консультационное подразделение в Actis Systems, российские компании «старой экономики» пока не спешат приобретать проекты по оптимизации бизнес-процессов с использованием Интернет-технологий. По ее мнению, причиной этого является неразвитость собственной технологической инфраструктуры. А молодым Интернет-компаниям, считает госпожа Свердлова, на профессиональный консалтинг попросту не хватает денег. С ее мнением соглашается директор по Интернет-консалтингу компании «Юникон» Михаил Гришакин: «Российские компании должны в первую очередь научиться управлять своими внутренними бизнес-процессами и лишь потом начинать развитие бизнеса в Интернете».

Некоторые участники рынка полагают, что вместе с «электронным» консалтингом должны вырасти и сопутствующие области. Так, директор по Интернет-стратегии компании Arrava Internet Advisors Максут Шадаев обнаружил спрос на исследовательские отчеты по электронной коммерции. Что же касается консалтинговых услуг по Интернет-стратегии, то господин Шадаев считает, что до окончательного формирования спроса на них еще далеко: «Лидерам рынка пока не нужны консультации по бизнес-стратегии, им бы разобраться с маркетингом и логистикой». Другие консультанты говорят о нехватке «просветительской» литературы для малого и среднего Интернет-бизнеса, о низком качестве конференций по электронной коммерции и недостаточном уровне обучающих платных семинаров. В недалекой перспективе книги, конференции и семинары могу приносить консультантам деньги и помогать им находить общий язык с клиентами.

Консультанты также отмечают, что рынок готов «переварить» внезапно свалившиеся на него деньги. Человеческие ресурсы для этого имеются: по мнению аналитика группы «ЦентрИнвест» В. Багрова, в российский Интернет-сектор ежегодно приходит 50 тыс. выпускников вузов, готовых работать и в консалтинге Интернет-проектов.

Русские проекты

Первые проекты консультантов по «новой экономике» не заставили себя долго ждать. К примеру, компании Actis System был поручен анализ поведения покупателей одного из крупнейших электронных магазинов Рунета. Собрав информацию, они представили владельцам магазина отчет. В результате число незавершенных сделок сократилось на 27,8%.

Агентство «Финмаркет» обращалось в компанию Arthur Andersen с просьбой оценить перспективы принадлежащего ему Интернет-магазина Co@Libri. Консультанты посоветовали слить Co@Libri с каким-либо из крупных Интернет-проектов.

Один из самых активных участников российского консалтингового рынка – PwC – консультирует конкурирующие Интернет-порталы Rambler.ru и Yandex.ru и помогает с выходом на рынок новичку портального бизнеса – проекту Runet.com. Кроме того, PwC совместно с «Русскими фондами» (владелец Rambler) и ММВБ занимается созданием торговой площадки для активов российских высокотехнологичных компаний.

Помимо «технологических» проектов на рынке «электронного» консалтинга присутствуют и инвестиционные. Так, группа «Центр Инвест» привлекает финансирование для американской Интернет-компании Bazar.net, создающей русскоязычный Интернет-портал. «ЦентрИнвест» планирует разместить акции компании на сумму $5–10 млн на западных фондовых рынках, что позволит Bazar.net совершить экспансию в русскоязычной части Интернета.

По оценкам «ЦентрИнвест», ежегодно вложения в Рунет будут расти не менее чем на 25–35%, так что инвестиционным консультантам будет над чем поработать.

Впрочем, некоторые эксперты скептически относятся к платежеспособности клиентов консалтинговых компаний из сферы «новой экономики». Например, Максут Шадаев отмечает, что услуги консультантов в области Интернет-стратегии зачастую обмениваются на акции Интернет-компаний, а консультационные услуги в области инвестиций – на процент от будущих инвестиций.

Объем российского рынка системной интеграции

Реальный сектор и классический консалтинг

Самых перспективных клиентов, которые обеспечат рост рынка консультирования Интернет-проектов, консультанты видят не в «чистых» Интернет-компаниях, а в предприятиях традиционной экономики, развертывающих «он-лайновое» направление. Генеральный директор IBS Сергей Мацоцкий замечает, что классический консалтинг (в реальном секторе экономики) направлен на оптимизацию существующих бизнес-процессов и на использование Интернет-технологий для повышения эффективности бизнеса, в то время как компаниям «новой экономики» приходится с нуля выстраивать бизнес-процессы и организационную структуру.

Алексей Пригожин говорит, что спрос на консалтинг «традиционного» бизнеса, переходящего в Интернет, будет расти быстрее, чем у «чистых» игроков Интернет-экономики. Однако, замечает господин Пригожин, в традиционном бизнесе существует нехватка кадров для Интернет-проектов, поэтому услуги консультантов такие предприятия будут покупать на стороне.

Согласно исследованию компании PwC «Метакапитализм: революция в электронном бизнесе и структура компаний и рынков XXI века», в ближайшие 10 лет тон на фондовых рынках будут задавать электронные рынки и «метарынки», позволяющие предприятиям автоматизировать процессы снабжения и значительно сократить издержки.

А максимальная польза от подключения к «электронному» рынку достигается в том случае, если компания заранее автоматизировала свою внутреннюю деятельность.

Перспективы роста рынка Интернет-консалтинга тесно связаны с состоянием рынка системной интеграции, в частности, услуг по установке систем управления бизнесом (ERP). Пока их в России немного, однако спрос на эти услуги постоянно растет.

Так, подразделение управленческого консультирования PwC представило данные, согласно которым 79% доходов в 1999/2000 финансовом году было получено именно от консалтинга по внедрению интегрированных систем управления предприятием.

Объемы рынка системной интеграции в целом в России на порядок ниже западных показателей, однако прогнозы роста здесь несколько превышают среднемировые. Так, по результатам совместного исследования Brunswick War-burg и IBS, в 2001 году емкость рынка системной интеграции вырастет на 25% – с $320 млн до $400 млн.

Впрочем, основными потребителями услуг консалтинга в области «неинтернетовских» информационных технологий и системной интеграции в России по-прежнему остаются крупные добывающие и перерабатывающие предприятия.

PwC, например, подсчитала, что в 1999/2000 финансовом году именно этот сектор принес более половины доходов от системной интеграции.

По мнению Леонида Богуславского, в 1998–2000 годах в России спрос на услуги по внедрению информационных технологий определялся потребностью крупнейших российских предприятий (ОАО «Газпром», НК «ЛУКойл» и другие) в установке ERP-систем, в первую очередь SAP R/3, а также потребностью отечественных компаний в консалтинговых услугах в связи со стратегическими преобразованиями.

Тем не менее, наметилась тенденция роста спроса на консалтинг в области информационных технологий и со стороны недобывающих предприятий. Консультанты отмечают, что до трети доходов им приносят заказы от предприятий реального сектора на консультации в области информационных технологий.

Впрочем, настоящий подъем наступит тогда, когда на ERP-системы придет спрос от предприятий, работающих на наиболее конкурентных рынках – например, на рынке потребительских товаров. Но для этого им придется прежде всего осознать такую необходимость, а также добиться серьезной финансовой устойчивости – типовой проект по внедрению ERP-системы для средней компании может стоить от $50 тыс. до $250 тыс.

Рубрика подготовлена КИА центром

Использованы материалы журналов «Эксперт», газеты «Коммерсантъ»

Дата публикации: 29.11.2001