Библиотека управления
[an error occurred while processing this directive]

Как выбирают президента в США

Валерий ГАРБУЗОВ

Каждые четыре года на протяжении вот уже более 200 лет с большой помпезностью и торжественностью американцы определяют главу государства. Сама инаугурация президента, сопровождаемая балами, парадами и приемами, — это лишь праздничное и величественное завершение острой и зачастую изматывающей политической борьбы, длительного и отработанного за десятилетия избирательного процесса. Начиная с Джорджа Вашингтона, ставшего президентом в 1789 году, все руководители американского государства давали обещание добросовестно исполнять обязанности президента США и «в полную меру сил поддерживать, охранять и защищать Конституцию Соединенных Штатов».

Однако инаугурация не только праздник, но и начало периода чрезвычайной ответственности. Президент США является высшим должностным лицом в стране, совмещающим полномочия главы государства и главы правительства (администрации). Он избирается на четыре года с правом переизбрания еще на один четырехлетний срок, что было закреплено 22-й поправкой к конституции, принятой в 1951 году. Президентом США может стать гражданин США по рождению, не моложе 35 лет, проживающий на территории Соединенных Штатов не менее 14 лет.

В соответствии с конституцией, президент Соединенных Штатов имеет очень широкие административные полномочия. Он является верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны и высшим представителем США на международной арене. С одобрения и согласия сената он назначает высших должностных лиц американского государства: членов Верховного суда и федеральных судей, руководителей министерств (департаментов) и ведомств, других высших должностных лиц аппарата исполнительной власти, послов. Президент обладает правом созыва чрезвычайной сессии конгресса и переноса его очередных сессий, а также правом отсрочки исполнения приговора и помилования осужденных. При возникновении внутренних и внешних кризисных ситуаций президенту могут быть предоставлены чрезвычайные полномочия. Глава государства имеет право издания президентских директив (указов), обладающих законодательной силой. Реализация полномочий главы администрации зависит как от конкретно-исторических условий, так и от субъективных факторов, в частности личных качеств того или иного президента.

ГРАЖДАНСКИЙ УРОК ДЛЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Выборы президента в США не следует рассматривать только как избрание очередного главы администрации. Их цели гораздо шире. Во-первых, они предоставляют американским избирателям право, проявив личную ответственность, сделать тот или иной выбор. Во-вторых, участвуя в голосовании, граждане получают шанс исправить свои ошибки, совершенные во время последней избирательной кампании. В-третьих, президентские выборы дают возможность прийти к власти новой команде политиков, которая будет добиваться реализации интересов обделенной вниманием действующей администрации части электората.

Избирательную кампанию в США без преувеличения можно назвать намеренно запланированным политическим кризисом: во время него обсуждаются проблемы, волнующие американское общество, выясняются его социально-экономические и политические предпочтения, анализируются успехи и неудачи истекшего четырехлетия, определяются национальные приоритеты, разрабатываются предвыборные партийные платформы, а вместе с ними и новые подходы к разрешению назревших вопросов. Фактически в год избрания президента в стране происходит своеобразная психологическая мобилизация всего общества, формируется его очередная «повестка дня», или, говоря словами Артура Шлезингера-младшего, «перезаряжаются национальные батареи».

Не случайно один из наиболее авторитетных в США знатоков института президентской власти Ричард Уотсон назвал президентские выборы гражданским уроком для избирателей, политическим «катарсисом», в процессе которого происходит очищение от наслоений недавнего прошлого, от того, что дестабилизирует и разделяет американское общество. Результатом подобного катарсиса является формирование политического компромисса и укрепление социального консенсуса, являющегося залогом успешного развития государства в целом.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ

Сама кульминация — голосование в ноябре каждого високосного года — это лишь заключительная часть продолжительной, сложной и зачастую выматывающей кандидатов в президенты и захватывающей в свою орбиту массы избирателей кампании, которая длится в течение многих месяцев и проходит в своем развитии несколько этапов.

На первом этапе (как правило, с февраля по июнь) проводятся первичные выборы, съезды партийных организаций или закрытые совещания партийных руководителей в штатах, где выбираются делегаты на национальные партийные съезды (конвенты).

Второй этап связан с проведением национальных съездов Республиканской и Демократической партий в июле — августе, где утверждаются предвыборные партийные платформы и избираются кандидаты на пост президента и вице-президента.

На третьем, заключительном этапе, который начинается после Дня труда (первый понедельник сентября), разворачивается борьба непосредственно между кандидатами на работу в Овальном кабинете. Он завершается во вторник, следующий после первого понедельника ноября каждого високосного года — в день, определенный Конституцией США. Уже ночью после дня выборов страна узнает имена победителей — президента и вице-президента.

Однако на этом официальная избирательная процедура не заканчивается. Выборы президента и вице-президента США не прямые, а косвенные — двухступенчатые. В день выборов американские избиратели голосуют не только за первых лиц своего государства, но и за членов коллегии выборщиков, выдвинутых партийными организациями штатов. Численность выборщиков от каждого штата (а это, как правило, наиболее авторитетные партийные функционеры) равна количеству его представителей в конгрессе США, а общее их число составляет 538 человек.

Именно эти люди, собирающиеся в свои штатах в первый понедельник после второй среды декабря года выборов, и голосуют (в соответствии с партийной дисциплиной) отдельными списками за президента и вице-президента. Чтобы стать президентом, необходимо набрать не менее 270 (из 538) голосов выборщиков. Причем избирательная процедура такова, что президентом может оказаться кандидат, набравший меньшее количество голосов избирателей. Подобная ситуация складывается в том случае, когда претендент получает большинство в коллегии выборщиков. Если такое происходит, перевес в голосах избирателей уже не играет никакой роли.

Как отмечают известные отечественные специалисты по проблемам конституционного права США А.А.Мишин и В.А.Власихин, будучи формально косвенными, президентские выборы в Соединенных Штатах превратились в наихудший вариант прямых выборов. «При фактически сложившейся системе выборов избиратель голосует в действительности не за выборщиков, а за кандидата в президенты от той партии, которая выдвинула список выборщиков, но воля избирателя при этом не только опосредствуется, но и искажается, так как голоса избирателей при определении победителя в расчет не принимаются».

Таким образом, претенденты на высший пост в американском государстве должны пройти через сложную и далеко не совершенную выборную процедуру, в ходе которой они тем не менее подвергаются довольно строгой проверке со стороны избирателей.

Длительный и изнурительный характер президентских выборов, огромные финансовые затраты на их проведение, открытая и, как правило, жесткая критика кандидатов на высший государственный пост со стороны общественности, взаимные обвинения претендентов, их постоянное напряжение, активное участие печатных и электронных средств массовой информации, непременно возникающие скандалы окрашивают любую избирательную кампанию в особые тона, формируют ее логику, придавая ей неповторимый характер и порой даже интригу. То, что происходит на политической сцене Соединенных Штатов в период президентских выборов, зачастую напоминает хорошо отрежиссированный спектакль, каждому участнику которого отводится особая роль.

Окончание в следующем номере

Дата публикации: 05.06.2002