Библиотека управления

"Доступность информационных услуг - ключевая проблема информационного общества"

Леонид РЕЙМАН

Министр РФ по связи и информатизации Леонид Рейман — один из тех высоких государственных чиновников, кто пришел во власть из бизнеса, — до прихода в правительство Леонид Дододжонович был одним из руководителей компании «Петербургская телефонная сеть».

Два года назад г-н Рейман стал главой Минсвязи России и с тех пор реализует свой предпринимательский потенциал в масштабных государственных проектах.

Один из таких проектов — «Электронная Россия».

— Леонид Дододжонович, Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (ФЦП ЭР) вошла в первую десятку важнейших государственных программ. Если говорить о центральной задаче программы — повышении доступности информационных услуг для всего населения, — что на практике это означает для среднего и малого бизнеса, в который сегодня вовлекаются миллионы людей?

— Доступность информационных услуг — ключевая проблема формирования информационного общества. Можно сколько угодно совершенствовать интернет-технологии и создавать в Сети значительные объемы нужной и полезной информации, но если человек не имеет возможности подключиться к Интернету — все эти колоссальные ресурсы представляют для него лишь познавательный интерес.

С точки зрения среднего и малого бизнеса повышение доступности информационных технологий означает прежде всего возможность использовать их в своей деятельности, а значит, повышать конкурентоспособность своей продукции и услуг, возможность заниматься электронной торговлей и получать различную деловую информацию.

Другой аспект проблемы — появление новых рынков и предоставление новых видов услуг. Чем больше людей получают доступ к Интернету, тем больше возможностей для ведения бизнеса в Сети, особенно для небольших, «стартовых» фирм.

Обеспечение доступности информационных услуг — задача многоаспектная, требующая как решения правовых вопросов, так и снижения административных барьеров на пути развития бизнеса в области связи и информатизации, не говоря уже о создании предпосылок внедрения новых информационных технологий в реальный сектор экономики. Все эти меры предусмотрены в Федеральной целевой программе «Электронная Россия на 2002—2010 годы». В результате реализации программы рынок информационных услуг должен увеличиться вдвое уже к 2005 году. Очевидно, что большая часть этого прироста придется на средний и малый бизнес.

— Россия достаточно быстро подтянулась к Европе в понимании социального значения информатизации: в Старом Свете аналогичная программа «Электронная Европа» (еЕurоре) была принята уже два года назад. Какие принципиальные отличия в задачах и методах решения есть у нашей, российской программы? В чем эти две программы схожи? В каких сферах уже идет или налаживается обмен научно-техническими результатами между Россией и странами Европейского союза?

— В программах немало общего, прежде всего у них общая направленность. Они в целом ориентированы на интенсификацию использования новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во всех областях деятельности. В обеих программах предусматривается совершенствование правовой базы, инвестиции в образование и повышение квалификации всех категорий специалистов ИКТ, развитие доступа к информации через глобальные сети, включая Интернет, совершенствование информационной инфраструктуры.

Программы различны в конкретных мерах, и эти различия связаны с разным уровнем развития инфокоммуникаций в России и странах Запада. Так, «Электронная Россия», разработанная с учетом реальных российских условий, направлена на повышение эффективности развития отечественной экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий. Перед ее разработчиками стояли две первоочередные задачи — предложить обществу комплекс мер по обеспечению доступа к информационным услугам и технологиям и усилить кадровый потенциал за счет квалифицированных пользователей и специалистов в области ИКТ.

Мы придаем очень большое значение сотрудничеству с европейскими странами в области связи и информатизации. В 1998 году подписано совместное заявление о сотрудничестве в области формирования общеевропейского информационного общества с Комиссией Европейских Сообществ (КЕС), с которой поддерживаются постоянные контакты: не далее как в сентябре текущего года прошло очередное заседание Подкомитета «Россия-ЕС» по транспорту, связи и космосу. Мы также участвуем в деятельности авторитетных европейских организаций, таких, как Европейская организация администраций почт и электросвязи (CEPT), Европейский институт стандартизации в области электросвязи (ETSI) и других.

Мы уверены и в том, что хорошие перспективы имеет сотрудничество российских и европейских фирм в области разработки программного обеспечения и новых сетевых приложений, в частности электронной торговли и дистанционного обучения.

— Ваше министерство назначено координатором ФЦП ЭР. Как Вы предполагаете организовать выполнение этой координирующей роли?

— Роль координатора «Электронной России», безусловно, возлагает на Минсвязи России большую ответственность. Мы к ней объективно готовы: министерство располагает значительным потенциалом отраслевой науки, позволяющим решать сложные проблемы развития связи и информатизации.

Кроме того, с нашими партнерами-госзаказчиками мы намерены создать эффективный механизм, который позволит привлечь к работе по реализации программы большое число специалистов в области информационных и коммуникационных технологий.

Координацией деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ходе реализации «Электронной России» займется специальный координационный орган — создаваемая Правительством Российской Федерации Межведомственная комиссия (МВК). МВК обеспечит комплексную реализацию государственной политики в области информационных технологий через действующие федеральные, ведомственные и региональные программы в сфере ИКТ. В состав комиссии войдут первые руководители федеральных органов исполнительной власти, участвующих в процессах развития информационных и коммуникационных технологий.

При Межведомственной комиссии создается экспертный совет из представителей ИКТ-бизнеса, РАН, научных и учебных организаций, ответственных работников заинтересованных министерств, ведомств и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Экспертный совет будет готовить рекомендации для МВК и разрабатывать предложения по эффективной реализации программных мероприятий и организации взаимодействия с другими программами в сфере ИКТ. В рамках экспертного совета будут сформированы постоянные рабочие группы по направлениям.

Для обеспечения оперативного управления реализацией ФЦП ЭР создается ее дирекция, в составе которой — высококвалифицированные специалисты, имеющие опыт управления федеральными программами.

Надеюсь, что такой механизм позволит рационально координировать реализацию «Электронной России».

— В «Основных направлениях развития народного хозяйства России на период до 2004 года», разработанных Минэкономразвития России, для Вашего министерства установлены контрольные цифры по вводу абонентских телефонных аппаратов и прокладке магистральных кабельных линий. Пользуетесь ли Вы какими-то контрольными цифрами в области информатизации? Есть ли какие-то плановые задания Вашему министерству по этому направлению?

— Развитие информатизации в целом по стране может характеризоваться большим количеством показателей. К наиболее общим из них относятся объем рынка информационных технологий, парк компьютеров и число пользователей сети Интернет. Именно по этим показателям установлены ориентиры, которых мы должны достичь в результате реализации «Электронной России».

Так, объем рынка информационных услуг и программного обеспечения должен увеличиться к 2005 году в два раза, число пользователей Интернетом — в восемь раз, а парк персональных компьютеров, используемых населением, к 2010 году — в четыре раза. Это достаточно высокая «планка», и мы должны много работать, в том числе с бизнес-структурами, чтобы взять эту высоту.

— Отвечает ли Ваше министерство за технический уровень отечественных средств обработки, передачи и коммутации речи, данных и изображений, например за создание суперЭВМ или высокопроизводительных станций, мультиплексоров, АТС и тому подобного?

— Разделяя ответственность с другими госзаказчиками ФЦП ЭР, Минсвязи России отвечает за существенную часть этих направлений.

В рамках реализации программы одним из наших приоритетов является политика поддержки национального производителя, направленная на создание условий для развития национального производства конкурентоспособного оборудования связи и программного обеспечения. Есть многочисленные примеры эффективности этой политики. Достаточно обратиться к тенденциям в области производства аппаратуры связи.

В 90-е годы операторы ежегодно закупали за рубежом оборудование средств связи на сумму 500—520 миллионов долларов; все международные и междугородные станции, а также 80 процентов местных АТС были произведены за рубежом. Сейчас на рынке телекоммуникационного оборудования иная ситуация. С середины 90-х годов появилась российская коммутационная техника высокого уровня — станции «Квант», «Элком», «Бэта», появилось коммутационное оборудование совместного производства с Alcatel, NEC, Siemens, IskraTel, которое получило статус отечественного продукта. Существующие на сегодняшний день мощности российских производителей позволяют удовлетворить потребности рынка в коммутационной технике, а по качеству производимая ими продукция не уступает мировым аналогам.

Можно привести удачные примеры и из области информационных технологий. Существует целый ряд перспективных разработок, в том числе современных программных средств распознавания образов, которые с успехом продаются ведущим мировым производителям сканеров или систем управления, используемых в авиационной промышленности. Наконец, в России созданы центры разработки программного обеспечения для самой передовой коммутационной техники.

От отдельных достижений мы должны перейти к созданию широкомасштабной индустрии информационных технологий. Поэтому в рамках программы «Электронная Россия» очень большое внимание уделяется созданию предпосылок для ее развития и формированию условий, способных повысить эффективность национального производства.

— Не пострадает ли отечественная индустрия средств связи, телекоммуникационных услуг и информатизации от вступления в ВТО?

— Участие России в таких организациях, как ВТО, является одним из наиболее эффективных способов интеграции нашей страны в мировую экономическую систему. Кроме того, оно позволит нам продвигаться в решении экономических проблем. Поэтому альтернативы присоединению России к ВТО нет. Другое дело, на каких условиях. Мы рассчитываем на конструктивный диалог с нашими зарубежными партнерами при выработке условий присоединения России к ВТО.

Необходимо иметь в виду, что при вступлении в ВТО либерализация рынков неизбежна, и всем участникам рынка связи и информатизации необходимо готовиться к конкуренции с мировыми лидерами. Мы должны быть максимально к этому готовы. Что касается российского рынка телекоммуникаций, то в отрасли проводится активная реорганизация, ведется работа по созданию необходимой законодательной базы, разрабатываются соответствующие нормативно-правовые механизмы. Это позволяет нашим компаниям эффективно развиваться в новых условиях. При вступлении в ВТО наибольшие выгоды получат те из них, кто имеет большую абонентскую базу, способен предложить качественные и конкурентоспособные услуги и имеет опыт работы на внешних телекоммуникационных рынках. В этом направлении уже начинали работать часть альтернативных операторов и «Ростелеком».

Если мы успешно справимся с повышением конкурентоспособности отечественных компаний, вступление в ВТО придаст значительный позитивный импульс развитию наших рынков.

— Какова роль Вашего министерства в сфере охраны прав на интеллектуальную собственность в области компьютерных программ, топологии микросхем, баз данных?

— Вопросами охраны прав на объекты интеллектуальной собственности в сфере информатизации занимается несколько федеральных структур: Минюст России, Минпромнауки России, Роспатент. Мы считаем, что большой потенциал в этой сфере есть у системы Государственного надзора за связью и информатизацией, который может быть эффективно использован.

Вместе с другими федеральными структурами Минсвязи России готовит предложения по совершенствованию охранного законодательства, поскольку существующая правовая база во многих случаях не позволяет эффективно защищать права владельцев программных продуктов и баз данных.

— Какие первоочередные законы и регулирующие меры нужны для реализации программы ЭР? В каких областях (регистрация сайтов в Интернете, защита интеллектуальной собственности, налоговые нормы, электронная коммерция) мы наиболее остро нуждаемся в новых законах?

— В программе много внимания уделяется правовому обеспечению развития новых информационных и коммуникационных технологий, и прежде всего расширению правового поля равноправного использования электронных форм информации наряду с другими видами носителей. К основным задачам относится также сокращение числа ограничений и барьеров в создании, распространении и использовании информационных продуктов, технологий и обеспечение равных прав доступа ко всем источникам открытой информации. Среди прочего, нельзя не отметить важность совершенствования нормативной базы, направленной на улучшение предпринимательского климата в области информационных технологий.

Разработка законопроектов ведется по всем указанным направлениям. Совместно с заинтересованными организациями Минсвязи России подготовлен и внесен в Правительство РФ проект Федерального закона «Об электронной цифровой подписи». В июле текущего года законопроект в первом чтении принят Государственной думой. В Правительство РФ внесен также новый вариант Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». Продолжается работа над законопроектом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О связи», который должен существенно улучшить условия деятельности всех операторов электросвязи, повысить уровень конкуренции на телекоммуникационном рынке и привлекательность его для инвесторов.

В начале 2002 года в рамках программы «Электронная Россия» будет проведен обстоятельный анализ действующей нормативной базы, создана система мониторинга нормативно-правовой базы в области информационных и коммуникационных технологий, после чего будет разработана концепция развития законодательства в этой сфере.

— Будут ли и на каких условиях привлекаться к реализации ФЦП ЭР работающие на российском рынке коммерческие IT-компании?

— Исполнители программы будут определяться на конкурсной основе. В соответствии с Федеральным законом «О конкурсах на размещение заказов, на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», принятым 6 мая 1999 года (№ 97-ФЗ), исполнителями ФЦП могут стать организации любой формы собственности. Условия конкурса будут размещены в СМИ и на информационном сайте Минсвязи России.

— Как Ваше министерство относится к проводимым сейчас тендерам по внедрению информационных технологий в различные сферы экономики и государственного управления, в частности в образование?

— Считаю эту форму прогрессивной, тем более что для государственных нужд проведение конкурсов является обязательным и регламентируется соответствующим федеральным законом.

Что касается проведения тендеров по внедрению информационных технологий в различных сферах экономики и государственного управления, я думаю, для их совершенствования предстоит еще много сделать как в методическом, так и в организационном плане.

— Многие тенденции развития электронных средств информации и связи определяются динамикой развития высоких технологий. Как будет задействован научно-исследовательский потенциал России для реализации программы? В каких областях (микроэлектроника, нанотехнологии, сетевые технологии, широкополосная связь) планируется целевая программная поддержка со стороны государства и централизованных финансовых фондов?

— Без использования научно-исследовательского потенциала реализация программы невозможна. Поэтому в ней предусмотрены значительные средства на проведение НИОКР, в основном в области применения информационных технологий. Механизм привлечения НИИ такой же, как и других организаций, — на конкурсной основе.

Направленность «Электронной России» не позволяет ей охватить все перспективные направления в сфере ИКТ. В области новых высоких технологий предполагается реализация других программ: федеральных, ведомственных и региональных. Эффективности реализации этих программ будет способствовать деятельность Межведомственной комиссии по координации ФЦП ЭР.

— Международная экономика (торговля, совместные предприятия, инфраструктурные сети) быстро трансформируется в электронные сетевые структуры. В какой мере программа рассматривает вопросы международного научно-технического и делового сотрудничества? В каких международных институтах и объединениях Россия будет активно участвовать с целью изучения и выбора путей интеграции в международное экономическое сообщество?

— Программа предусматривает поддержку участия России в работе международных организаций, связанных с развитием информационных и коммуникационных технологий (электронное правительство, электронное обучение, электронная коммерция), включая рабочую группу ООН, профильные организации Всемирного банка, Европейских Сообществ, ВТО, АТЭС и других объединений. Целью такого сотрудничества является интеграция российского и мирового опыта в области развития информационных технологий, обеспечение согласованности и координации деятельности и, конечно же, создание глобальной среды обмена знаниями и информацией.

Беседу вел Иван ПЕТРОВ

Фото Ивана КУРИННОГО