Библиотека управления

Здоровый бизнес

Анастасия САЛОМЕЕВАредактор отдела экономики и менеджмента журнала «БОСС», NastyaS@bizcom.ru

В России фармацевтическое производство — один из наиболее стабильных сегментов промышленности. Во-первых, потому, что она ориентирована на внутренний рынок, а значит, менее чувствительна к колебаниям валютных курсов, нежели отрасли, ориентированные на экспорт.

Во-вторых, спрос на фармацевтическую продукцию слабо зависит от колебаний экономического цикла, а это положительно влияет на развитие отрасли в целом.

Даже в середине 90-х, в период спада производства уменьшение объемов в фармацевтике не было таким значительным, как в других отраслях. Достаточно отметить, что доля убыточных предприятий этого сегмента рынка на начало 2000 года составляла 12,6%, в то время как в целом по промышленности — около 50%.

И сегодня российская фармацевтическая промышленность уверенно демонстрирует быстрые темпы роста. Согласно данным Госкомстата, в первом полугодии 2001 года в нашей химико-фармацевтической промышленности индекс производства (показатель, характеризующий изменение массы произведенных продуктов в сравниваемых периодах) продукции составил 93,7% (индекс соответствующего периода 2000 года был равен 87,2%).

За первые шесть месяцев текущего года увеличился выпуск противотуберкулезных средств, препаратов для наркоза и местной анестезии, для лечения болезней эндокринной системы, органов пищеварения (в ампулах и упаковках), для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, кровезаменителей и других плазмозамещающих средств (в ампулах), препаратов для лечения психоневрологических заболеваний (в упаковках). Правда, при этом снизилось производство кровезаменителей и других плазмозамещающих средств (в упаковках), а также болеутоляющих, жаропонижающих, противовоспалительных средств и витаминных препаратов во всех формах выпуска.

Лето, по наблюдениям специалистов, не самое удачное время для фармацевтов — пик продаж приходится на осенне-зимний сезон, когда население страны сплошь и рядом начинает чихать и кашлять. Тем не менее во II квартале объем рынка вырос на 30% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

ЛЕКАРСТВА ОТ ПРОБЛЕМ ПОКА НЕ НАЙДЕНО

Однако у этой успешной отрасли российской промышленности существуют серьезные проблемы. В советские времена отрасль активно развивалась в рамках сложившегося в странах СЭВ разделения труда. Значительная часть мощностей фармацевтической промышленности была ориентирована на производство так называемых субстанций — компонентов лекарственных средств, менее значительная — на производство готовых лекарств. Потом все изменилось.

В 1992—1998 годах российское производство субстанций неуклонно снижалось и в 1998 году составило 19,8% к уровню 1992 года. Но в производстве готовых лекарственных средств наблюдалась несколько иная картина: после резкого падения уровня производства этой продукции в 1993 году доселе плохо развитое направление российской фармацевтики неожиданно стабилизировалось, а затем даже начало расти.

В итоге за последние десять лет готовых лекарственных средств у нас стало выпускаться значительно больше, чем субстанций. Нехватку последних отечественные производители компенсировали тем, что принялись изготовлять лекарства на основе импортных субстанций... и превратились в заложников некачественного сырья (в основном индийского и китайского).

В результате перед российскими предприятиями вновь встала задача наладить выпуск качественных субстанций для лекарственных средств, а для этого — усовершенствовать производственные мощности. Но тут возникла еще одна проблема — устаревшее оборудование. База современной фармацевтической промышленности России создавалась в основном в 60—80-е годы и с тех пор не подвергалась существенной реконструкции и модернизации.

Поэтому до недавнего времени большинство капиталовложений отрасли направлялось на производство — его техническое перевооружение, модернизацию и расширение мощностей, а также на реконструкцию существующих и создание новых производств, которые могли бы соответствовать требованиям GMP.

GMP — это международный стандарт качества фармацевтического производства, соответствие которому вывело бы отечественные лекарственные средства на мировой рынок. В 1998 году правительством России была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие медицинской промышленности на 1998—2000 годы и на период до 2005 года», предусматривающая поэтапное внедрение требований стандарта GMP на российских фармацевтических предприятиях. Сегодня стандарту GMP соответствует продукция всего лишь нескольких отечественных предприятий.

Стало ясно, что самим реконструировать производство российским предприятиям будет непросто. Нужны были инвестиции, которые в то время предлагались не очень охотно. Однако некоторые заводы их нашли.

ОАО «Нижфарм» в декабре 1998 года приобрело стратегического партнера в лице Европейского банка реконструкции и развития, который инвестировал в развитие производства компании 10 млн долл. США. Важнейшим условием сотрудничества с «Нижфармом» ЕБРР и его дочерней компании «Квадрига Капитал» была абсолютная прозрачность финансовых потоков, жесткий контроль расходования вложенных денег на волжском предприятии. С помощью ЕБРР «Нижфарму» удалось реструктурировать свое производство и стать фармацевтической компанией, продукция которой соответствует требованиям GMP.

ЗДОРОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

До кризиса 1998 года импортная продукция практически не встречала серьезной конкуренции со стороны российских производителей, восполняя пробелы в их ассортименте. Однако после кризиса многие отечественные фармзаводы сделали ставку на производство импортзамещающих препаратов.

Ассортимент импортзамещающей продукции сейчас приближается к двум сотням наименований, причем по многим позициям внутреннее производство может удовлетворить все потребности российского рынка. Однако на соотношение импортных и отечественных лекарств это пока существенного влияния не оказывает. Дело в том, что большинство иностранных производителей ориентируются на потребителей с доходами выше среднего уровня, которые могут себе позволить дорогие лекарства. Кроме того, ассортимент российских производителей по-прежнему ограничен и по целым терапевтическим группам конкуренция с импортом вообще отсутствует.

Многие эксперты сходятся на том, что широкое присутствие на российском фармацевтическом рынке зарубежных компаний, безусловно, повышает уровень конкуренции в отрасли. В результате наибольшего прогресса добиваются предприятия, модернизирующие производство, активно обновляющие ассортимент и совершенствующие маркетингово-сбытовую деятельность.

НОВЫЕ МЕТОДЫ В ЛЕЧЕНИИ ОТРАСЛИ

В последние пять лет на отечественном фармацевтическом рынке произошли существенные изменения. Директора многих российских предприятий были вынуждены пересматривать сложившиеся рыночные стратегии и искать новые пути развития бизнеса.

Аналитики отмечают, что в прошлом году явно оформились три новые тенденции.

Во-первых, многие компании принялись за диверсификацию бизнеса — инвестиции стали вкладываться не только в производство, но и в розничную аптечную сеть.

Наиболее яркий пример — экспансия группы компаний «Время», производственный сектор которой контролирует деятельность белгородского и воронежского фармацевтических производственных предприятий (объединенных в ЗАО «Верофарм»).

Последние несколько лет компания очень активно развивает сеть аптечных супермаркетов «36,6». Инициаторов проекта не остановило даже то, что первые магазины «36,6» появились в самый разгар кризиса — осенью 1998 года.

Оптовой и розничной торговлей успешно занимается также международный холдинг ICN Pharmaceuticals.

Во-вторых, сегодня все больше фармацевтических компаний, действующих на российском рынке, пытаются объединить свои структуры в холдинги. Первые вертикально-интегрированные структуры в фармацевтическом бизнесе возникли еще в 1996 и 1997 годах.

Тогда были созданы российский холдинг международной корпорации ICN Pharmaceuticals (ICN-Октябрь, Санкт-Петербург), ICN-Лексредства (Курск), ICN-Полифарм (Челябинск), ICN-Томскхимфарм, ICN-Марбиофарм (Йошкар-Ола) и ЗАО «Верофарм» («Верофарм-Воронеж», «Верофарм-Белгород»). В прошлом году появились еще два холдинга — «Отечественные лекарства» («Красфарма», «Новосибирскхимфарма» и «Щелковский витаминный завод») и «ФармТЭК» (курганский «Синтез», пензенский «Биосинтез» и мордовский «Биохимик»).

По мнению аналитиков, интеграционные процессы соответствуют тенденциям, которые наблюдаются сейчас в мировой фармацевтике. В последнее время ее захлестнула волна слияний и поглощений. Кроме того, опыт западных фармкомпаний свидетельствует, что успеха, как правило, добиваются крупные вертикально-интегрированные корпорации.

И в-третьих, российские фармацевты сегодня все больше обращаются к интернет-технологиям. Сеть используется в трех направлениях.

Это, прежде всего, взаимоотношения с потребителем. Ярчайшим примером таких отношений является создание в Москве и некоторых других крупных российских городах электронных аптек. Еще недавно это направление считалось самым перспективным в фармацевтической дистрибьюции. Но ожидания не оправдались: на практике оказалось, что не так уж много людей предпочитают покупать лекарства через Интернет.

Кроме того, это создание вертикальных и горизонтальных порталов В2В.

Наконец, это активизация с помощью Сети бизнес-процессов внутри компаний. Примером может служить одна крупная мировая фармацевтическая корпорация, которая обладает значительной региональной сетью и в нашей стране. Благодаря своему сайту, доступному сотрудникам российских представительств, она организовывает практически весь процесс обмена информацией внутри подразделений.