Библиотека управления

Правовые вопросы использования иностранной валюты во внешнеторговой деятельности

Степанян М.Г

Оглавление журнала



2. ВАЛЮТНЫЙ РЕЖИМ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

2.1. Условия и порядок валютных расчетов во внешнеторговой деятельности

Важным условием участия резидентов Российской Федерации во внешнеторговой деятельности является возможность свободного использования иностранной валюты при осуществлении расчетов. В то же время нормативно-правовая регламентация данных отношений является эффективным рычагом воздействия государства на регулирование экономики страны, чем обусловлены следующие её особенности: во-первых, комплексность, то есть регулирование осуществляется нормативными актами, относящимися к различным отраслям права; во-вторых, многоуровневость правовой регламентации, 85 процентов которой приходится на подзаконные нормативные акты, что обеспечивает Правительству РФ и Банку России возможность оперативного воздействия; в-третьих, динамика нормативно-правового регулирования, обусловленная нестабильностью экономической ситуации в стране.

Валютное регулирование внешнеторговой деятельности выражается в установлении особого правового режима использования иностранной валюты при осуществлении экспортно-импортных операций (в дальнейшем — валютный режим экспортно-импортных операций). Содержание его составляют установленные валютным законодательством обязательные требования к экспортерам и импортерам. Данные требования в определенной степени ограничивают свободу предпринимательства в сфере внешней торговли в отношении использования иностранной валюты, так как вводятся в целях защиты публичных интересов государства. Таким образом, требования валютного законодательства всегда носят ограничительный характер, поэтому их традиционно рассматривают в качестве валютных ограничений.

С учетом предмета регулирования, эти требования можно разделить на три основные группы: предпосылки совершения валютных операций, процедуры проведения отдельных валютных операций (последовательность действий ее участников) и последствия их совершения, которые включают обязанности резидентов перед государством, возникающие вследствие использования иностранной валюты во внешнеторговых операциях. Таким образом, валютный режим экспортно-импортных сделок включает две основные составляющие: 1) условия и порядок проведения валютных расчетов, 2) обязанности резидентов — экспортеров и импортеров перед государством по использованию иностранной валюты.

Первую группу требований валютного режима экспортно-импортных операций составляют условия совершения валютных расчетов во внешнеторговой деятельности. Данная группа является наиболее многочисленной и включает все ограничения, налагаемые валютным законодательством, которые можно рассматривать как предпосылки совершения валютных операций. Соблюдение экспортерами и импортерами при осуществлении валютной операции во внешнеторговой деятельности условий, установленных законодательством, обеспечивает её законность. Условия валютных операций во внешнеторговой деятельности по их содержанию можно разделить на три группы:

а) условия, устанавливающие один из следующих режимов: валютные операции осуществляются свободно или на основании разрешений (лицензий) Банка России;

б) условия, определяющие субъектный состав валютных операций во внешнеторговой деятельности;

в) условия, обеспечивающие государственный контроль за соблюдением валютного законодательства.

Резиденты вправе свободно осуществлять только текущие валютные операции, а также операции с движением капитала, для которых Банком России установлен свободный порядок осуществления. Это условие обусловлено одним из общих принципов валютного регулирования в России: возможность участников валютных отношений совершать без специального разрешения (лицензии) уполномоченного на то государственного органа только те валютные операции, которые прямо и исчерпывающе перечислены в законодательстве, то есть доминантным является принцип “запрещено все, кроме дозволенного”. Поэтому получение в установленных случаях разрешения на проведение валютной операции является её основной предпосылкой. Валютные операции, совершенные с нарушением этого условия, недействительны в форме ничтожности (ст. 14 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”).

Другим важным условием валютных операций в сфере внешней торговли является наличие специального субъектного состава. Так, расчеты по внешнеторговым сделкам, предусматривающим ввоз/ вывоз товаров осуществляются только через счета резидентов, заключивших внешнеторговые сделки, и только через уполномоченные банки, подписавшие паспорта этих сделок (в том случае если паспорт сделки был оформлен). Это является проявлением следующего принципа валютного регулирования: осуществление валютных операций возможно только через уполномоченные банки или при их непосредственном участии. В валютном режиме внешнеторговых сделок, предметом которых является товар, данный принцип имеет более узкое значение, а именно: валютные операции, вытекающие из внешнеторговой сделки, предметом которой является товар, должны осуществляться только через уполномоченные банки, оформившие паспорт сделки. Исключением из данного принципа являются валютные операции, хотя и возникающие во внешнеторговой деятельности, но непосредственно не связанные с платежами в иностранной валюте, например, переуступка долга по внешнеторговому контракту экспортером-резидентом другому резиденту, совершенная на основании разрешения (лицензии) Банка России.

В целях осуществления государственного контроля за законностью валютных операций установлена система взаимосвязанных условий, которые экспортеры и импортеры обязаны соблюдать. Эти условия объединяют обширный комплекс требований валютного контроля. Несмотря на то что система валютного контроля экспортных и импортных операций формировалась разрозненно, она имеет много общих черт и одинаковый субъектный состав. Поэтому её требования могут быть объединены в одну группу условий. Валютный контроль осуществляется на разных этапах, но, как правило, он предваряет валютную операцию. Так, таможенно-банковский контроль начинается с момента оформления в уполномоченном банке экспортером/ импортером паспорта сделки, а прекращается в момент его закрытия уполномоченным банком. Поэтому соблюдение требований валютного контроля следует рассматривать как предпосылки совершения валютных операций, без выполнения которых невозможно осуществление экспортно-импортных операций. Так, таможенное оформление ввезенных товаров осуществляется только при предоставлении одновременно с грузовой таможенной декларацией и паспорта импортной сделки.

В ряде случаев нормативно-правовыми актами закреплен порядок проведения резидентами — экспортерами и импортерами некоторых валютных операций или выполнения валютных обязанностей, то есть установлена последовательность действий всех участников данной операции и регламентирован её документооборот (процесс прохождения документов). Так, организации-резиденты вправе покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке для целей оплаты импортируемых товаров только через уполномоченные банки и в порядке, установленном Банком России. В частности, данная процедура регламентируется Указаниями Банка России № 383-У, № 519-У, № 543-У, иными. Отсюда вторую группу требований, составляющих содержание валютного режима экспортно-импортных операций, можно определить как порядок проведения отдельных валютных операций.

Подобная регламентация в нормативных актах порядка проведения отдельных валютных операций создает механизм, который эффективно обеспечивает выполнение установленных валютным законодательством условий и обязанностей экспортеров и импортеров. Например, законодательством установлена обязанность организации-экспортера осуществлять продажу 75% выручки в иностранной валюте, а также регламентирован механизм выполнения данной обязанности. При непредставлении экспортером поручения на продажу обязательной части экспортной выручки по истечении семи календарных дней от даты её поступления на его счет, уполномоченный банк как агент валютного контроля на следующий рабочий день депонирует 75 процентов всей валютной выручки на своем отдельном лицевом счете “Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты” и продает указанные средства в установленном порядке на межбанковской валютной бирже. Данная мера носит обеспечивающий характер, так как денежные средства, полученные от продажи иностранной валюты, в полном объеме подлежат зачислению на рублевый счет организации-экспортера. Поэтому валютным законодательством даже не предусмотрены меры ответственности за неисполнение экспортерами этой обязанности.

Третью группу требований валютного режима внешнеторговой деятельности составляют установленные законодательством обязанности экспортеров и импортеров перед государством по поводу использования иностранной валюты (валютные обязанности). В данном случае требование валютного законодательства зафиксировано именно как мера должного поведения субъектов хозяйственной деятельности в валютной сфере, что характерно для правовой конструкции обязанностей. Подробнее они будут рассмотрены далее, но необходимо отметить, что требования валютного законодательства оформляются как обязанности экспортеров и импортеров по использованию иностранной валюты только применительно к наиболее экономически значимым общественным отношениям. Например, законодательством установлена обязанность импортеров, осуществивших перевод иностранной валюты в оплату товаров, ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них валютных средств, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней. Эта обязанность обеспечивает полноту поступления экспортной выручки в Россию и предотвращает утечку капитала. В целях государственного контроля за исполнением резидентами данной обязанности сформирована система таможенно-банковского контроля за обоснованностью оплаты импортируемых товаров в иностранной валюте.

Таким образом, все требования валютного режима экспортно-импортных операций носят ограничительный характер. Однако рассмотрение их исключительно в качестве валютных ограничений не позволяет эффективно исследовать их правовую природу и содержание. В зависимости от предмета правового регулирования (устанавливают предпосылки, регламентируют процедуру или определяют последствия), все требования валютного режима внешнеторговой деятельности могут быть разделены на три основные группы:

а) условия совершения валютных операций во внешнеторговой деятельности;

б) порядок (последовательность действий) осуществления отдельных видов валютных операций;

в) публично-правовые обязанности резидентов перед государством по поводу использования иностранной валюты в сфере внешней торговли.

Ограничения, вводимые в целях охраны наиболее экономически значимых общественных отношений, как правило, оформляется в форме публично-правовых обязанностей экспортеров и импортеров, что позволяет формировать механизм контроля за их выполнением. Иные требования валютного законодательства составляют условия (предпосылки) совершения валютных операций во внешнеторговой деятельности. Установленный валютным законодательством порядок осуществления отдельных валютных операций также носит ограничительный характер, так как стороны не могут изменять по взаимному согласию последовательность действий по их исполнению.

Итак, валютный режим экспортно-импортных операций — это урегулированные нормами права условия и порядок совершения валютных операций во внешнеторговой деятельности, а также установленные законодательством публично-правовые обязанности экспортеров и импортеров по использованию иностранной валюты перед государством.

Особенности правового режима валютных счетов резидентов — экспортеров и импортеров. Необходимой предпосылкой проведения расчетов в иностранной валюте является наличие у резидентов валютного счета. Как участники внешнеторговой деятельности, они вправе открывать на территории Российской Федерации в уполномоченных банках несколько валютных счетов в одной или нескольких валютах, а также за рубежом. Порядок открытия и ведения валютных счетов резидентов в Российской Федерации устанавливается Банком России.

Резиденты могут иметь валютные счета в банках за пределами страны при условии наличия разрешения (лицензии) Банка России, который устанавливает процедура их получения. В частности, получение разрешений на открытие и ведение валютных счетов, открываемых организациями-резидентами для оплаты расходов на содержание их заграничных представительств, регламентируется Приказом Банка России от 22 апреля 1997 г. № 02-193 “О введении в действие Положения Банка России “О порядке выдачи разрешений на открытие и ведение валютных счетов, открываемых юридическими лицами — резидентами для оплаты расходов на содержание их представительств за рубежом”.

Институт банковского счета является постоянным объектом исследования юристов. До недавнего времени правоотношения по поводу открытия банковского счета, проведения операций по счету исследовались исключительно как взаимоотношения банка и клиента без учета публично-правовых аспектов данных взаимоотношений. На сегодняшний день многие исследователи отмечают, что “для полноты анализа правовой природы банковского счета необходимо обращаться как к гражданско-правовым конструкциям, так и к публично-правовым”.

Во взаимоотношениях, возникающих при заключении договора валютного счета с организациями и гражданами – предпринимателями, можно выделить следующие аспекты:

  • гражданско-правовой — предпосылкой возникновения данных отношений является договор банковского счета в иностранной валюте, заключаемый банком и клиентом. Заключение данного договора и порядок работы по нему регламентируется гражданско-правовым законодательством — главой 45 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом “О банках и банковской деятельности”, иными нормативными актами.
  • публично-правовые аспекты.

Публично-правовой аспект выражается, во-первых, в том, что открывать и вести валютные счета резидентов имеют право только уполномоченные банки, то есть банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензию Банка России на проведение валютных операций и выполняющие функции агентов валютного контроля. Во-вторых, для валютных счетов организаций-резидентов нормативными актами Банка России установлен ряд особенностей их открытия и функционирования. В-третьих, для проведения отдельных операций по переводу или зачислению иностранной валюты на свой счет резидент должен оформить паспорт внешнеторговой сделки в уполномоченном банке, а в некоторых случаях — получить разрешение Банка России. Вышеназванные публично-правовые аспекты обусловлены потребностью проведения комплекса мер валютного регулирования за использованием выручки в иностранной валюте и распоряжением валютными средствами, а также позволяют реализовать государственный контроль в валютной сфере (в том числе за — вывозом капитала за рубеж).

Валютным законодательством установлен следующий порядок открытия и режим использования банковских счетов в иностранной валюте. Уполномоченные банки на основании договора банковского счета в иностранной валюте открывают организациям-резидентам текущий валютный счет. Одновременно, без их дополнительных заявлений, на основании императива, установленного в нормативных актах, банк открывает транзитный и специальный транзитный валютные счета. Первоначально Указание Банка России от 20 октября 1998 г. № 383-У содержало указание на договор об открытии специального транзитного счета. Однако впоследствии это положение было исключено. Так, теперь установлено, что основанием закрытия специального транзитного счета является “расторжение договора текущего валютного счета” (п. 17).

Ни один из названных счетов, являющихся самостоятельными регистрами бухгалтерского учета, не может в полной мере обеспечить предоставление банком клиенту всего комплекса услуг по договору банковского счета в соответствии с Главой 45 ГК РФ. Текущий валютный счет открывается уполномоченным банком на основании заключаемого с клиентом договора и предназначен для учета его валютных средств, остающихся после обязательной продажи экспортной выручки, и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством. На транзитный валютный счет зачисляются все поступления в иностранной валюте, в том числе и не подлежащие обязательной продаже, осуществляется обязательная продажа и другие операции в соответствии с Инструкцией Банка России от 29 июня 1992 г. № 7. В целях учета совершаемых организацией-резидентом операций покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России и контроля за ее дальнейшим использованием дополнительно открывается специальный транзитный счет.

На транзитный валютный счет зачисляются поступления в иностранной валюте в пользу резидентов, включая выручку от реализации за иностранную валюту на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности). Резиденты-экспортеры, в том числе посреднические организации, могут оплачивать со своих транзитных валютных счетов расходы в иностранной валюте (за исключением расходов и потерь, относимых на счет прибылей и убытков):

  • в пользу нерезидентов (на их валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации или в иностранных банках) в оплату транспортировки, страхования и экспедирования грузов;
  • в пользу организаций-резидентов (на их валютные счета в уполномоченных банках) в оплату транспортировки, страхования и экспедирования грузов по территории иностранных государств и в международном транзитном сообщении;
  • по уплате экспортных таможенных пошлин в иностранной валюте, а также по оплате таможенных процедур;
  • иные расходы в случаях, разрешенных Банком России;
  • в пользу уполномоченных банков по начисленным ими комиссионным вознаграждениям за осуществление платежей с транзитных валютных счетов

Вышеуказанные расходы в иностранной валюте оплачиваются до осуществления обязательной продажи части валютной выручки, то есть учитываются в уменьшение базы при расчете сумм экспортной выручки, подлежащей обязательной продаже. В случае, если организации произвели вышеуказанные расходы со своих текущих валютных счетов, то на сумму фактически произведенных платежей средства в иностранной валюте переводятся с транзитных валютных счетов на их текущие валютные счета.

На специальный транзитный валютный счет зачисляются следующие поступления в иностранной валюте:

  • иностранная валюта, купленная резидентом за рубли на валютном рынке;
  • иностранная валюта, ранее списанная со специального транзитного валютного счета и являющаяся:
  • а) суммами, не использованными для целей оплаты командировочных расходов;
  • б) суммами, полученными от продажи дорожных чеков, не использованных для оплаты командировочных расходов.

Представляется интересным вопрос о правовой природе специального транзитного и транзитного валютных счетов. Транзитный счет предназначен для учета поступающей экспортной выручки и обеспечивает осуществление обязательной продажи части валютной выручки. Основное же назначение специального транзитного счета, во-первых, учет иностранной валюты, приобретенной на внутреннем валютном рынке России, а во-вторых, выполнение мер государственного контроля за ее дальнейшим использованием, в том числе за правомерностью вывоза капитала из страны. Данные счета открываются уполномоченными банками самостоятельно, без участия клиента, на основании императивного указания законодательства, но в рамках договора банковского счета. Режим этих счетов детально регламентирован нормативно-правовыми актами, что не только позволяет эффективно осуществлять государственный контроль за валютными операциями резидентов, но и обеспечивает соблюдение ими требований валютного регулирования.

Таким образом, порядок и цель открытия данных счетов, их правовой режим позволяют сделать вывод о том, что данные счета нельзя рассматривать как самостоятельные банковские счета. Они являются формой учета использования валютных средств организацией-резидентом и обеспечивают выполнение ими установленных валютным законодательством публично-правовых обязанностей в валютной сфере. Поэтому при осуществлении правовой регламентации рассматриваемых отношений необходимо исходить из принципа единства банковского счета в иностранной валюте, согласно которому весть комплекс банковских услуг, согласно Главе 45 ГК РФ, может быть предоставлен организации-резиденту только с использованием текущего, транзитного и специального транзитного счетов. Причем, транзитный и специальный транзитный счета не являются самостоятельными банковскими счетами в силу ограниченности их правового режима. Так, транзитные счета по учету валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, открываются на тех балансовых счетах второго порядка, на которых ведутся расчетные (текущие) счета, то есть в плане счетов кредитной организации для них не предусмотрено самостоятельного балансового счета.

Учет валютных средств на различных счетах (регистрах бухгалтерского учета) организаций-резидентов обусловлен необходимость охраны публичных интересов государства и способствует реализации государственного контроля за выполнением организациями-резидентами обязанностей, установленных валютным законодательством. Публичным характером данных отношений обусловлен запрет уполномоченным банкам начислять и выплачивать проценты за пользование денежными средствами клиентов, находящимися на транзитном и специальном транзитном валютных счетах, и их обязанность вести учет документов по контролю за обоснованностью покупки иностранной валюты на валютном рынке и целевым характером её использования.

Переводы с валютных счетов резидентов (текущего, транзитного и специального транзитного) могут быть осуществлены в любой иностранной валюте вне зависимости от того, в какой иностранной валюте открыт счет резидента. На указанные счета также могут быть зачислены суммы, поступающие в пользу резидента в валюте иной, чем валюта счета. В этих случаях уполномоченный банк, в котором открыт счет, в случае необходимости проводит конверсионную операцию по курсу, согласованному с владельцем счета.

Требования законодательства Российской Федерации, определяющие условия и порядок проведения расчетных валютных операций во внешнеторговой деятельности, распространяются исключительно на её резидентов. Валютным законодательством установлены различные требования по использованию иностранной валюты при проведении расчетов во внешнеторговой деятельности для резидентов — экспортеров и импортеров. Поэтому в нормативном регулировании данного вопроса можно выделить два основных направления:

1) определение условий и порядка использования иностранной валюты при проведении импортных операций;

2) определение условий и порядка использования иностранной валюты при проведении экспортных операций.

Условия и порядок валютных операций при импорте. Для осуществления платежей в иностранной валюте за импортируемые товары (работы, услуги) импортер — резидент может использовать находящиеся на его счетах валютные средства, поступившие как экспортная выручка в иностранной валюте, либо может купить иностранную валюту. Покупка резидентом иностранной валюты производится через уполномоченные банки на цели и в порядке, устанавливаемом Банком России.

Порядок покупки иностранной валюты, то есть последовательность действий всех участников операции, устанавливается рядом нормативных актов Банка России: раздел IV Инструкции № 7 от 29 июня 1992 г. “О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации”, Указание от 20 октября 1998 г. № 383-У “О порядке совершения юридическими лицами — резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации”, Указание от 22 марта 1999 г. № 519-У “О порядке покупки юридическими лицами — резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке Российской Федерации для целей осуществления платежей по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию”, иными.

Основным документом, определяющим порядок покупки иностранной валюты резидентом – импортером, является Указание Банка России № 383-У. Действие данного Указания не распространяется на операции по покупке иностранной валюты на валютном рынке, совершаемые физическими лицами, в том числе зарегистрированными как предприниматели. Покупка иностранной валюты осуществляется резидентами на основании заключаемых с уполномоченными банками договоров комиссии на специальных сессиях межбанковских валютных бирж, то есть специализированных бирж, имеющих лицензии Банка России на организацию операций по купле-продаже иностранной валюты за рубли и проведение расчетов по заключенным на них сделках.

Для приобретения иностранной валюты за рубли на валютном рынке резидент передает в банк поручение на покупку. Уполномоченный банк (Банк-покупатель) осуществляет исключительно в интересах резидента покупку иностранной валюты с зачислением ее на специальный транзитный валютный счет в другом банке (Исполняющий банк). Последний является обслуживающим банком организации-резидента, в котором открыт его валютный счет. Исполняющий банк формирует досье, то есть осуществляет систематизированную подборку документов по контролю за обоснованностью операций в иностранной валюте по специальному транзитному валютному счету. При проведении операций по покупке валюты Банк-покупатель и Исполняющий банк могут совпадать.

Принимая для исполнения поручение резидента на покупку иностранной валюты, сотрудник банка обязан проверить его содержание на предмет наличия обязательных сведений: вид основания (код и наименование) покупки; наименование, дату и номер документов, обосновывающих соответствие данного основания требованиям действующего законодательства (например, паспорт импортной сделки, разрешение Банка России на осуществление валютной операции); распоряжение резидента о зачислении купленной иностранной валюты на его специальный транзитный валютный счет в Исполняющем банке; наличие на поручении на покупку отметки Исполняющего банка об её обоснованности, содержащей подпись ответственного лица.

Валютным законодательством России закреплено, что покупка иностранной валюты на внутреннем валютном рынке может быть осуществлена только на определенные цели. Эти цели закреплены в п. 24 Инструкции Банка России № 7. Так, организации-резиденты вправе покупать иностранную валюту за рубли через уполномоченные банки в следующих целях: для осуществления текущих валютных операций и операций, связанных с движением капитала, которые осуществляются резидентами свободно; для погашения кредитов, полученных в иностранной валюте у уполномоченных банков, включая проценты и сумм штрафных санкций; для оплаты командировочных расходов своих сотрудников; для осуществления платежей на валютные счета за границей, открытые в соответствии с разрешениями Банка России, для оплаты расходов на содержание представительств; для осуществления обязательных платежей в иностранной валюте, взимаемых государственными органами в соответствии с федеральными законами в иностранной валюте; для осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, при наличии разрешений (лицензий) Банка России на их осуществление.

Впоследствии Банком России в Указание № 383-У был установлен исчерпывающий перечень оснований покупки иностранной валюты. Этот перечень содержит 12 оснований покупки иностранной валюты, каждому из них присвоен код, который проставляется в поручении на покупку. Однако в этом перечне отсутствует основание покупки валюты для целей осуществления платежей, взимаемых государственными органами в иностранной валюте, что на практике затрудняет исполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте (например, по уплате налогов, таможенных пошлин).

Со специального транзитного валютного счета запрещен перевод иностранной валюты в оплату приобретаемых резидентом ценных бумаг, в целях размещения иностранной валюты в депозит, в оплату одной иностранной валюты за другую, а также в целях передачи иностранной валюты в доверительное управление уполномоченному банку. При этом не учтена ситуация перечисления иностранной валюты в депозит таможенных органах в целях обеспечения таможенных платежей.

Не позднее трех рабочих дней со дня принятия к исполнению поручения клиента Банк-покупатель обязан перевести со своего корреспондентского счета купленную иностранную валюту на специальный транзитный валютный счет резидента в Исполняющем банке. Резидент вправе приобрести на внутреннем валютном рынке любую иностранную валюту, вне зависимости от валюты платежа. Приобретенная иностранная валюта должна быть переведена Исполняющим банком по распоряжению клиента не позднее семи календарных дней со дня её зачисления. Основание перевода должно совпадать с основанием её покупки. Если в течение этого срока списание не осуществлено, то она подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке. Для этого Исполняющий банк депонирует подлежащую продаже сумму иностранной валюты на отдельном лицевом счете пассивного балансового счета № 47405 “Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты” и в течение трех рабочих дней продает указанные средства в порядке, установленном Банком России с зачислением суммы в рублях на расчетный счет резидента.

Таким образом, нормативно-правовыми актами детально регламентирован порядок покупки иностранной валюты организациями-резидентами на внутреннем валютном рынке России, то есть установлена последовательность действий всех участников данной операции: организаций-резидентов, обслуживающего банка, банка-покупателя и межбанковской валютной биржи. По своему правовому режиму данная операция относится к валютным операциям с движением капитала. Однако это единственная валютная операция с движением капитала, режим осуществления которой определен в самом Законе РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” (ст. 5). Закон предоставил резидентам право приобретать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке при соблюдении следующих условий: а) только через уполномоченные банки, б) на цели и в порядке, установленном Банком России.

Приобретаемая на внутреннем валютном рынке России иностранная валюта может быть использована только на цели, указанные в основании покупки. Банк России вправе установить иной порядок ее использования, выдав специальное разрешение в соответствии с Указанием Банка России от 12 марта 1999 г. № 511-У “Об установлении специального порядка использования иностранной валюты, купленной на внутреннем валютном рынке”. Такие разрешения могут быть выданы федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации, а также организациям. Причем исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации и организациям такое разрешение может быть выдано при условии, что покупаемая иностранная валюта используется для выполнения обязательств перед федеральным бюджетом либо для финансирования поставок товаров и выполнения подрядных работ для государственных нужд. В этих случаях разрешения могут быть подписаны исключительно Председателем Банка России или его заместителями.

Помимо общего порядка приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России, установлены некоторые особенности покупки в зависимости от целей ее использования. Особый порядок покупки иностранной валюты установлен для целей осуществления платежей по договорам об импорте товаров. Данные особенности определены в следующих нормативных документах Банка России: Указание от 22 марта 1999 г. № 519-У “О порядке покупки юридическими лицами-резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке Российской Федерации для целей осуществления платежей по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию”, Указание от 14 апреля 1999 г. № 543-У, Положением от 5 июня 1999 г. № 78-П.

Этими документами установлен дифференцированный порядок покупки организациями-резидентами иностранной валюты в зависимости от того, осуществляется ли покупка с целью оплаты уже ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации товара, либо для осуществления авансового платежа. В первом случае одновременно с поручением на покупку организация-резидент представляет в исполняющий банк копию грузовой таможенной декларации, подтверждающую ввоз товаров. Во втором случае к организации-резиденту предъявляются два требования:

а) за один рабочий день до проведения специальной торговой сессии межбанковской валютной биржи, перечислить полностью 100 процентов суммы рублей, за которую будет покупаться иностранная валюта, для предварительного депонирования уполномоченным банком указанной суммы в соответствии с требованиями биржи;

б) одновременно с этим действием организация-резидент обязана открыть в исполняющем банке депозит в размере средств, перечисленных на покупку иностранной валюты.

Возврат суммы депозита осуществляется исполняющим банком в соответствии с договором депозита после представления заверенной нотариально либо самим резидентом копии грузовой таможенной декларации, подтверждающей ввоз товаров в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, устанавливаемых Банком России. Данная мера стимулирует импортеров обеспечить возврат иностранным партнером авансового платежа, в случае непоступления товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Ужесточен порядок покупки организациями-резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России для целей оплаты импортируемых нематериальных объектов. Указанием Банка России от 30 декабря 1999 г. № 721-У “О покупке юридическими лицами — резидентами иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности” утвержден их перечень, при покупке иностранной валюты, для оплаты которых требуется заключение Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю (в дальнейшем ВЭК России) об обоснованности платежей в иностранной валюте.

Поручение резидента на покупку иностранной валюты может быть принято к исполнению только при условии предоставления в уполномоченный банк такого заключения. Исключением из данного правила является ситуация, когда покупка иностранной валюты осуществляется в размере, не превышающем сумму, эквивалентную десяти тысячам долларов США.

Условия и порядок валютных операций при экспорте. Контроль за получением резидентом экспортной выручки проводится в рамках валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров. Регулирование получения экспортной выручки является одним из эффективнейших рычагов влияния на курс национальной валюты и на экономику страны в целом. В государствах с развитой экономикой валютный контроль, в том числе экспортный и импортный, не осуществляется. Для экономики России характерен переходный этап от запрета использования иностранной валюты до 1 ноября 1990 года к полной конвертируемости национального платежного средства. До 1 ноября 1990 года у организаций в РСФСР было два валютных счета: внебалансовый и балансовый текущий счет. На внебалансовый валютный счет зачислялась сумма иностранной валюты в рублевой оценке, предоставляющая право владельцу счета на использование валютных средств. Непосредственное перечисление средств с внебалансового счета за границу не допускалось. По существу, на внебалансовом счете накапливалась не реальная валюта, а лишь обусловленные права на ее получение. Расчеты в иностранной валюте осуществлялись с балансового текущего валютного счета. Только с введением 1 ноября 1990 года коммерческого валютного курса рубля отпала необходимость во внебалансовом валютном счете, и у экспортеров появилось право свободно распоряжаться валютными средствами.

Получение резидентами валютной выручки от экспортных операций сопряжено с выполнением ряда требований валютного законодательства. Условно их можно подразделить на две группы:

  • соблюдение требований валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров в иностранной валюте;
  • обязательная продажа части экспортной выручки в иностранной валюте, поступившей на счет резидента, как от реализации товаров, так и от реализации работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности.

Только при условии выполнения данных требований экспортер — резидент вправе использовать поступившую иностранную валюту, оставшуюся в его распоряжении.

В настоящее время валютный контроль за поступлением экспортной выручки распространяется на сделки, заключаемые между резидентами — участниками внешнеторговой деятельности и нерезидентами, и предусматривающие осуществление расчетов полностью или частично как в иностранных валютах, так и в рублях за экспортируемые резидентами товары, которые помещаются под таможенный режим экспорта. По каждому заключенному резидентом — экспортером внешнеторговому контракту оформляется паспорт сделки, подписываемый одним банком, где открыт счет экспортера, на который должна поступить экспортная выручка.

Для оформления паспорта сделки экспортер представляет в банк оригинал и копию внешнеторгового контракта. На оригинале контракта банк делает отметку: “Контракт принят на расчетное обслуживание”, которая заверяется его печатью либо специальной печатью для целей валютного контроля. Если в контракте предусматривается предоставление иностранной стороне отсрочки платежа на срок более 90 календарных дней либо иная валютная операция с движением капитала (для проведения которой требуется разрешение Банка России), то экспортер представляет в банк копию соответствующего разрешения (лицензии). Заполнение паспорта экспортной сделки, его регистрация в банке означает не только принятие банком контракта на расчетное обслуживание, но и выполнение резидентом-экспортером действий, обеспечивающих возможность осуществления дальнейшего таможенно-банковского валютного контроля.

Недобросовестное выполнение экспортером требований российского законодательства о порядке и условиях заполнения паспорта сделки делает невозможным в дальнейшем проведение экспортной сделки как таковой, поскольку паспорт сделки в обязательном порядке должен быть представлен в таможенные органы одновременно с грузовой таможенной декларацией. Должностные лица таможенных органов проверяют соответствие сведений, содержащихся в копии паспорта сделки сведениям, заявленным в грузовой таможенной декларации, во внешнеторговом контракте и информации из иных имеющихся в их распоряжении документов. При наличии расхождений между документами, а также при непредставлении ксерокопии паспорта сделки экспортируемые товары выпуску не подлежат.

Согласно Закону РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” (п. 5 ст. 6) порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации устанавливается Президентом Российской Федерации. Указ Президента РФ от 30 декабря 1991 г. “О формировании республиканского валютного резерва в 1992 году” установил обязательную продажу части экспортной валютной выручки в Республиканский валютный резерв России по специальному коммерческому курсу рубля. Впоследствии Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 629 “О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин” данное требование было заменено обязанностью экспортеров осуществлять продажу части валютной выручки.

Обязательной продаже подлежало пятьдесят процентов валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) предприятий, независимо от форм собственности, места регистрации, включая предприятия с участием иностранных инвестиций. Она осуществлялась через уполномоченные банки по рыночному курсу рубля на внутреннем валютном рынке не позднее, чем через 14 календарных дней после поступления валютной выручки. Порядок обязательной продажи детализирован в Инструкции Банка России от 29 июня 1992 г. № 7 “О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке”, Телеграмме Банка России от 25.03.1993 г. № 50-92 и иных документах.

Следствием негативных тенденций в экономике России стало обострение системного кризиса экономики 17 августа 1998 г. и снижение золотовалютных резервов, которые были необходимы для удержания темпов инфляции на уровне не более 30% в 1999 г. Поэтому Федеральным законом от 29 декабря 1998 г. № 192-ФЗ “О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики” был повышен норматив обязательной продажи валютной выручки до 75% и сокращен её срок до семи календарных дней.

Обязательной продаже подлежат средства в иностранной валюте, причитающиеся резиденту по заключенным им или от его имени сделкам, предусматривающим экспорт товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности). Федеральными законами и указами Президента РФ могут быть предоставлены льготы по порядку обязательной продажи валютной выручки либо предоставлены освобождения резидентов от обязательной продажи.

Организации осуществляют обязательную продажу части валютной выручки через уполномоченные банки на межбанковских валютных биржах, действующих на основании соответствующих лицензий Банка России, либо непосредственно Банку России — по согласованию с Департаментом иностранных операций Банка России. При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет организации-резидента, уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня извещает его об этом. После чего экспортер дает ему поручение на продажу части валютной выручи и на перечисление оставшейся части на свой текущий валютный счет. Уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня депонирует иностранную валюту, подлежащую обязательной продаже, с транзитного счета организации на свой отдельный лицевой счет “Расчеты с клиентами по покупке и продажи иностранной валюты”, открываемый на пассивном балансовом счете 47405. В течение трех рабочих дней от этой даты он обязан продать иностранную валюту на межбанковских валютных биржах. Одновременно с депонированием иностранной валюты на лицевом счете “Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты” уполномоченный банк списывает с транзитного счета экспортера оставшуюся часть валюты и зачисляет на его текущий валютный счет.

В случае превышения суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже десяти миллионов долларов США, уполномоченный банк имеет право по предварительному согласованию с Департаментом иностранных операций Банка России осуществить продажу долларового эквивалента этой суммы иностранной валюты Банку России. В случае если разница между суммой иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже, и суммой, кратной размеру одного лота биржевых торгов меньше его размера, то уполномоченный банк вправе купить иностранную валюту в сумме этой разности от своего имени и за свой счет в пределах лимита открытой валютной позиции.

Оставшаяся после обязательной продажи валютная выручка перечисляется уполномоченным банком по поручению экспортеров на их текущие валютные счета, после чего эти средства могут свободно использоваться в соответствии с действующим валютным законодательством. В случае непредставления экспортером поручения на продажу по истечении семи календарных дней уполномоченный банк как агент валютного контроля самостоятельно осуществляет обязательную продажу в установленном порядке.

Если экспортная операция осуществляется через посреднические организации, то они могут переводить валютную выручку по поручению поставщиков экспортной продукции на их транзитные валютные счета за вычетом своего комиссионного вознаграждения. В этом случае обязательную продажу части валютной выручки осуществляют и поставщики, и посредники (в части начисленного комиссионного вознаграждения). Однако по поручению резидентов-поставщиков посреднические организации могут самостоятельно осуществлять обязательную продажу части экспортной выручки после начисления комиссионного вознаграждения в свою пользу, после чего оставшаяся часть валютной выручки переводится непосредственно на текущие валютные счета поставщиков либо по их поручению на счета посредников для оплаты заключенных договоров на импорт продукции.

Итак, валютным законодательством закреплен ряд требований в отношении использования иностранной валюты, выполнение которых обязательно для резидентов экспортеров и импортеров. Исследуя весь комплекс требований валютного законодательства, регламентирующих использование иностранной валюты во внешнеторговой деятельности, по предмету регулирования их можно разделить на: публично-правовые обязанности резидентов, налагаемые государством в связи с использованием иностранной валюты, условия и порядок её использования. Данные требования составляют валютный режим внешнеторговой деятельности. Правовая регламентация валютного режима осуществляется большим количеством нормативных правовых актов различной юридической силы, большинство из которых составляют нормативные акты подзаконного характера. Эта особенность правого регулирования валютных отношений, с одной стороны, обеспечивает Правительству РФ и Банку России эффективный рычаг воздействия на экономику страны, в частности, на курс рубля по отношению к валютам развитых стран, процессы инфляции, уровень импорта и экспорта. С другой стороны, хозяйствующим субъектам сложно разобраться в массиве нормативного регулирования валютные операции. Поэтому целесообразно систематизировать правовые нормы, устанавливающие валютный режим внешнеторговой деятельности в едином нормативном акте.

2.2. Обязанности экспортеров и импортеров перед государством по использованию иностранной валюты

Законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования в отношении использования резидентами иностранной валюты в расчетах по экспортно-импортным операциям. Строгое соблюдение данных требований является одним из условий легитимности валютных операций по проведению расчетов во внешнеторговой деятельности. В случае их нарушения в силу п. 1 ст. 14 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” валютная сделка является недействительной, и в доход государства подлежит взысканию все полученное сторонами по такой сделке.

Установленные законодательством обязательные требования по использованию иностранной валюты являются выражением валютной политики государства, направленной на валютное обеспечение социально-экономического развития страны и поддержание ее устойчивого международного валютно-финансового положения. Как часть общеэкономической политики государства валютная политика направлена на укрепление валютно-финансового положения страны, регулирование внешнеторговой деятельности, распределение поступлений в иностранной валюте между государством и самим экспортером, укрепление национального платежного средства. Эти меры связаны с контролем за вывозом капитала за рубеж и необходимостью обеспечить полноту поступления валютной выручки от экспорта в Российскую Федерацию.

Механизм реализации валютной политики включает юридическое закрепление обязательных требований, обращенных к экспортерам и импортерам — резидентам, в отношении использования иностранной валюты при осуществлении внешнеторговых операций. В правовой литературе данные требования анализировались преимущественно как валютные ограничения, то есть “меры, осуществляемые государством, по регулированию валютных операций резидентов и нерезидентов страны, осуществлению ими платежей, инвестиций, порядка перевода национальной и иностранной валюты за границу, порядка репатриации прибыли”. Данная позиция подчеркивает финансово-правовой аспект валютного регулирования, а именно воздействие посредством метода властных предписаний, неравенства субъектов валютных отношений. Однако анализ валютных правоотношений исключительно как финансово-правовых не раскрывает полностью их природу.

Предметом финансового права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Нормы финансового права “всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующих функций при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме”. Однако правоотношения по использования иностранной валюты во внешнеторговой деятельности имеют комплексную и сложную природу и не ограничиваются только финансово-правовым аспектом.

Внешнеторговая деятельность является разновидностью предпринимательской деятельности, при осуществлении которой хозяйствующие субъекты полностью автономны и самостоятельны. В то же время государство воздействует на них в целях защиты публичных интересов (основная цель — поддержание национального платежного средства Российской Федерации, что включает повышение его конвертируемости и обеспечение приоритета обращения по отношению к валютам иностранных государств на территории Российской Федерации). И хотя валютные правоотношения между резидентами и государством являются властными по своей природе и основаны на подчинении одной стороны другой, они порождены предпринимательскими правоотношениями в сфере внешней торговли и напрямую зависят от них.

Под предпринимательскими (хозяйственными) правоотношениями понимаются урегулированные нормами права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с нею связанной деятельностью некоммерческого характера, а также отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности. Хозяйствующие субъекты, заключая внешнеторговые сделки, реализуют свое право на свободное осуществление предпринимательской деятельности. Специфика международного обмена товарами, работами, услугами, его трансграничный характер предопределила его валютное регулирование со стороны государства. Поэтому предпринимательство во внешней торговле сопряжено с выполнением ряда дополнительных требований экспортерами и импортерами, в результате чего складываются хозяйственные правоотношения в валютной сфере.

Возникающие во внешнеторговой деятельности валютные правоотношения порождают хозяйственные обязательства, в силу которых один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий либо воздержаться от их совершения. Однако данные обязательства неоднородны. В зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов хозяйственного права они обслуживают, они могут быть разделены на две основные группы. Первая возникает по горизонтали из договоров между резидентами либо с участием нерезидентов. Это, во-первых, само расчетное отношение по перечислению иностранной валюты, т.е. валютная сделка по исполнению обязательств, вытекающих из внешнеторгового контракта в части перечисления валютных средств. Во-вторых, отношения, складывающиеся в валютной сфере на основании заключенных резидентами договоров. Например, между уполномоченным банком и импортером из договора комиссии на приобретение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке либо между посредником и экспортером на основании договора поручения при осуществлении сделок продажи иностранной валюты за рубли.

Вторая группа обязательств возникает по вертикали между государством и резидентами (экспортерами, импортерами, уполномоченными банками) при выполнении обязанностей, налагаемых на них валютным законодательством. В качестве примера можно привести обязанность резидента-экспортера зачислить в полном объеме валютную выручку на счета в уполномоченных банках в России. Данная обязанность возлагается публично-правовыми нормами, и государство в лице своих органов контролирует её исполнение хозяйствующими субъектами. За сокрытие экспортной выручки предусмотрены определенные меры ответственности.

Исходя из изложенного и согласно теории предпринимательского (хозяйственного) права, складывающиеся в валютной сфере при осуществлении внешнеторговой деятельности правоотношения можно определить как относительные обязательственные хозяйственные правоотношения, включающие следующие виды обязательств:

  • оперативно-хозяйственные, которые возникают в силу договоров между резидентами (экспортерами, импортерами, уполномоченными банками) либо между резидентами и нерезидентами;
  • хозяйственно-управленческие, возникающие между государством и резидентами (экспортерами и импортерами) по выполнению налагаемых на них обязанностей по использованию иностранной валюте.

В рассматриваемой сфере иногда употребляется термин “обязательства в иностранной валюте”. Так, одним из основных направлений валютного контроля Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” называет проверку выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством. Этот же термин употребляется в Постановлении Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. “Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли РФ” (п/п. 6 п. 7). Необходимо разграничить публично-правовые обязанности, налагаемые на резидентов при использовании иностранной валюты, и обязательства перед государством в иностранной валюте. Первые далеко не всегда имеют имущественное содержание. Так, импортер обязан обеспечить поступление в Россию товара, эквивалентного сумме переведенных в его оплату средств. В то же время вторые предполагают, на наш взгляд, финансовые обязательства резидентов перед государством, валюта платежа в которых отлична от национальной валюты Российской Федерации. К таким обязательствам можно отнести все виды обязательных платежей государству (налогов, сборов, пошлин и иных безвозмездных платежей) в иностранной валюте, установленных российским законодательством (п. 1 ст. 3 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”).

Таким образом, государственно-правовое воздействие на отношения по использованию иностранной валюты в сфере внешнеторговой деятельности преобразует их в хозяйственно-правовые отношения и выражается в системе публично-правовых обязанностей резидентов по использованию иностранной валюты при осуществлении экспортных и импортных сделок. Для них характерно неравенство субъектов: государство в императивном порядке устанавливает меры должного поведения резидентов (экспортеров и импортеров) в валютной сфере. Так, экспортер должен зачислить выручку в иностранной валюте на счета в уполномоченных банках, импортер должен обеспечить поступление в Российскую Федерацию товаров, по стоимости равных перечисленным в их оплату валютным средствам.

Публичный характер данных обязанностей обусловлен необходимостью защиты интересов государства в валютно-финансовой сфере. Например, по оценке некоторых экспертов, суммы, размещенные на зарубежных счетах резидентов, исчисляются миллионами долларов, и, в случае возврата в Россию, её валютных ресурсов страна смогла бы не только решить проблему выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи других государств и международных организаций. Решение экономических проблем в валютной сфере на уровне законодательства выразилось в закреплении определенных публично-правовых обязанностей резидентов по использованию иностранной валюты во внешнеторговой деятельности, за неисполнение которых установлены специальные меры ответственности.

Так, организация — резидент, заключившая сделку на экспорт товаров, обязана зачислить экспортную выручку в иностранной валюте в полном объеме на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации. За незачисление валютной выручки организациями-экспортерами предусмотрен штраф в размере всей суммы сокрытой валютной выручки в иностранной валюте или в рублевом эквиваленте (п. 8 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 629 “О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин”). Более того, как отмечено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.07.1997 г., зачисление экспортерами валютной выручки является условием таможенного режима экспорта. Причем экспортер обязан не только зачислить на счет в уполномоченном банке на территории России валютную выручку, но и в качестве обеспечения зачисления предпринять все необходимые меры для ее получения. Незачисление валютной выручки, равно как и не принятие мер для ее получения являются нарушениями таможенного режима экспорта товаров и подпадают под действие ст. 273 ТК РФ, что может повлечь наложение штрафа в размере от ста до двухсот процентов стоимости товаров, являющихся непосредственным объектом правонарушения, иные меры ответственности. Данная позиция подтверждается и Приказом ГТК РФ № 467 от 24.07.95 г. “О порядке применения нормы права, установленной статьей 273 Таможенного кодекса РФ”.

Таким образом, неисполнение гражданско-правового обязательства иностранным партнером по внешнеторговому контракту может повлечь для экспортера взыскание штрафа в размере сокрытой экспортной выручки либо применение мер ответственности в соответствии со ст. 273 ТК РФ. Данные неблагоприятные последствия являются результатом неисполнения экспортером обязанности, установленной валютным законодательством в целях защиты публичных интересов. В данном случае право экспортера получить встречное исполнение по внешнеторговой сделке трансформируется в публично-правовую обязанность.

Валютным законодательством также установлена обязанность импортеров-резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров. Данная публично-правовая обязанность установлена в целях ограничения вывоза капитала за рубеж. За невыполнение или ненадлежащее выполнение импортером предписаний органа валютного контроля по обеспечению ввоза товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них валютных средств, либо обеспечению возврата этих средств в течение 90 дней с момента даты оплаты, подлежит взысканию штраф в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, переведенной в оплату товаров. В случае, когда нарушение валютного законодательства при осуществлении импортной операции является одновременно нарушением таможенных правил, ответственность импортеров наступает в соответствии со ст. 221 ТК РФ.