Библиотека управления

Организация налогового планирования на предприятии

Муравьев В.В.

Оглавление журнала



Примерный перечень документации, применяемой в процессе планирования налоговых отчислений, должностные лица, ответственные за принятие того или иного документа, представлены в табл.  3.

Правильный выбор организационной структуры налогового планирования, организация документооборота между ее элементами только создают предпосылки для эффективной работы подразделений налогового планирования. Необходимо укомплектовать эти службы квалифицированными специалистами, правильно распределить между ними обязанности, наделить их необходимыми правами, создать приемлемые условия для работы.

Должностные инструкции специалистов, занятых в процессе налогового планирования, должны содержать, помимо обязательных для административно-управленческого состава, специальные требования, предъявляемые в связи с комплексным характером налоговых отношений, регулирующиеся как нормами налогового, таможенного, гражданского, административного, уголовного права, законодательства о валютном регулировании, пенсионном и социальном обеспечении, так и исходя из их экономического существа, текущего состояния общественных отношений. В частности, должностные инструкции специалистов-налоговиков могут составляться из следующих принципиальных положений.

Начальник отдела налогового планирования (руководитель налоговой группы)

Осуществляет руководство работой по налоговому планированию на предприятии, направленное на организацию рациональной хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями налогового законодательства и возможностями получения необходимых ресурсов, выявление и использование резервов оптимизации налоговых платежей с целью достижения наибольшей эффективности работы предприятия. Возглавляет подготовку проектов текущих планов подразделениями предприятия, участвующими в процессе налогового планирования, а также обоснований и расчетов к ним. Участвует в разработке стратегии предприятия с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим условиям, налоговой политики государства. Руководит составлением среднесрочных и долгосрочных комплексных налоговых планов предприятия, согласовывает и взаимно увязывает все их разделы. Обеспечивает доведение плановых заданий до экономических подразделений предприятия. Организует разработку прогрессивных плановых технико-экономических нормативов в области налогового планирования. Осуществляет руководство проведением комплексного экономико-налогового анализа всех видов деятельности предприятия и разработкой мероприятий по оптимизации налогового портфеля предприятия. Организует контроль за выполнением подразделениями предприятия плановых налоговых заданий, а также статистический учет по показателям налогового планирования, подготовку периодической отчетности в установленные сроки, систематизацию статистических материалов. Подготавливает предложения по конкретным направлениям изучения практики налогового планирования в российских и зарубежных организациях с целью определения перспектив развития предприятия, осуществляет координацию проведения исследований, направленных на повышение эффективности мероприятий налогового планирования. Дает необходимые рекомендации по вопросам налогообложения с целью предупреждения просчетов и ошибок, которые могут повлечь штрафные и другие санкции, снизить прибыль и отрицательно повлиять на репутацию предприятия, учреждения, организации. Участвует в рассмотрении исков к налоговым, таможенным органам, органам налоговой полиции в арбитражных судах. Следит за изменениями и дополнениями в нормативных правовых документах. Совместно с бухгалтерией осуществляет методическое руководство и организацию работы по налоговому учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности в целях налогообложения, разработку рациональной, с точки зрения налоговых последствий, учетной политики; осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств; обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды. Организует разработку унифицированной плановой документации, экономических стандартов, внедрение средств механизированной и автоматизированной обработки плановой и учетной информации. Оказывает методическую помощь работникам подразделений предприятия по вопросам налогообложения и налогового учета, контроля, отчетности и экономического анализа. Руководит работниками отдела (группы).

Начальник отдела налогового планирования (руководитель налоговой группы) должен знать: налоговое и таможенное законодательство; законодательство по бухгалтерскому учету; постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих, финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам организации налогового и бухгалтерского учета и составления налоговой отчетности, а также касающиеся хозяйственно-финансовой деятельности предприятия; гражданское и финансовое право, законодательство о валютном регулировании и валютном контроле; структуру предприятия, стратегию и перспективы его развития; положения и инструкции по организации налогового планирования на предприятии, правила его ведения; порядок оформления операций и организацию документооборота по налоговому планированию; формы и порядок финансовых расчетов; порядок составления финансовых и налоговых планов, прогнозных балансов и бюджетов денежных средств, планов реализации продукции (работ, услуг), планов по прибыли; систему финансовых методов и рычагов, обеспечивающих управление финансовыми потоками; методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, выявления внутрихозяйственных резервов; условия налогообложения юридических и физических лиц; современные средства вычислительной техники и возможности их применения для выполнения учетно-вычислительных работ и анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия; передовой отечественный и зарубежный опыт совершенствования организации налогового планирования; организацию разработки перспективных и текущих налоговых планов; порядок разработки бизнес-планов; систему экономических стандартов и показателей предприятия; организацию статистического учета, планово-учетную документацию, сроки и порядок составления отчетности; средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда; экономику, организацию производства, труда и управления; основы технологии производства; рыночные методы хозяйствования; этику делового общения.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж финансово-экономической работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет.

Бухгалтер, участвующий в работе налоговой группы

Выполняет работы по осуществлению налогового учета на предприятии, анализу и контролю за состоянием и результатами хозяйственной деятельности в целях налогообложения. Осуществляет исчисление налоговых платежей, основываясь на показателях учета поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств, и своевременное отражение на соответствующих бухгалтерских счетах операций, связанных с их движением, а также учета издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции (выполнения работ и услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности. Составляет в налоговой части отчетные калькуляции себестоимости готовой продукции (выполняемых работ, услуг). Следит за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в целях выявления резервов по уменьшению налоговых отчислений, снижения себестоимости продукции, предупреждения потерь и непроизводительных расходов. На основе данных бухгалтерского учета и отчетности проводит комплексный анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и его подразделений, подготавливает предложения по устранению недостатков в расходовании средств, повышению эффективности производства, последовательному осуществлению режима экономии. Участвует в разработке мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины, своевременную уплату налогов. Производит начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды. Выполняет необходимую работу, связанную с нерегламентными расчетами и контролем за правильностью осуществления уплаты налогов. Участвует в работе по подготовке рабочего плана счетов, форм первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также разработке форм документов внутренней бухгалтерской и налоговой отчетности, определении содержания основных приемов и методов ведения учета, технологии обработки налоговой информации. Проводит работу по совершенствованию организации и внедрению прогрессивных форм и методов налогового учета и отчетности на основе применения современных средств вычислительной техники, упорядочению первичной учетной документации, применению типовых унифицированных форм. Обеспечивает руководителей, кредиторов, инвесторов, аудиторов и других пользователей бухгалтерской и налоговой отчетности сопоставимой и достоверной налоговой информацией. Составляет в установленные сроки налоговую отчетность предприятия для предоставления в налоговые органы. Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных о хозяйственных операциях и финансовых результатах деятельности предприятия. Вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных. Участвует в формировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов, пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки налоговой информации. Изучает передовой опыт организации налогового планирования.

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, другие руководящие, методические и нормативные материалы по организации бухгалтерского и налогового учета и анализа хозяйственной деятельности; формы и методы налогового учета; план и корреспонденцию счетов; порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с начислением налоговых платежей; организацию документооборота по участкам налогового учета; методы определения налогооблагаемой базы, использования законодательно предусмотренных льгот; методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и его подразделений; порядок осуществления контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; налоговое законодательство; экономику, организацию производства (обращения), труда и управления; рыночные методы хозяйствования; возможности применения вычислительной техники для осуществления бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности, правила ее эксплуатации; законодательство о труде; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 3-х лет.

Экономист по налоговому планированию

Осуществляет работу по налоговому планированию на предприятии, направленную на организацию рациональной хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями налогового законодательства, определение пропорций развития производства исходя из конкретных условий и потребностей налоговой политики, выявление и использование резервов оптимизации налоговых платежей с целью достижения наибольшей эффективности работы предприятия. Подготавливает исходные данные для составления проектов перспективных и годовых налоговых планов, разрабатывает с учетом прогнозных и маркетинговых данных налоговый раздел производственного плана с разбивкой по кварталам, выполняет расчеты и обоснования к нему, доводит плановые показатели до производственных подразделений предприятия. Своевременно вносит в налоговый раздел производственного плана изменения, обусловленные конъюнктурой рынка и налоговой политикой государства. Принимает участие в обосновании с точки зрения влияния на налоговое поле освоения новых видов продукции, новой техники и прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов. Разрабатывает прогрессивные технико-экономические нормативы в области налогового планирования. Составляет сметную калькуляцию товарной продукции, разрабатывает проекты оптовых и розничных цен на выпускаемую продукцию, тарифы на работы (услуги) с учетом налоговой политики. Принимает участие в разработке мероприятий по эффективному использованию капитальных вложений, снижению издержек производства и реализации продукции, повышению рентабельности производства, увеличению прибыли, устранению потерь и непроизводительных расходов, а также во внедрении и совершенствовании внутрихозяйственного расчета на предприятии и его подразделениях, совершенствовании плановой и учетной документации, в подготовке методических материалов по организации внутрихозяйственного планирования. Осуществляет комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений, выявляет резервы снижения налоговых отчислений и намечает меры по обеспечению режима экономии, более эффективному использованию ресурсов предприятия. Контролирует правильность расчетов экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организации труда, рационализаторских предложений и изобретений, осуществляемых в подразделениях. Участвует в проведении маркетинговых исследований и прогнозировании развития предприятия в условиях рыночной экономики. Ведет учет и контроль за ходом выполнения плановых заданий по предприятию и его подразделениям. Подготавливает периодическую отчетность в установленные сроки. Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической информации налоговой тематики, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных. Участвует в формулировании налоговых задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов и пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки плановой информации.

Должен знать: налоговое и таможенное законодательство; постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные материалы по планированию, учету и анализу деятельности предприятия; организацию плановой работы на предприятии; порядок разработки перспективных и годовых планов производственно-хозяйственной деятельности и социального развития предприятия; порядок разработки бизнес-планов; планово-учетную документацию; порядок определения себестоимости товарной продукции; методы экономического анализа показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений; методы определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организации труда, рационализаторских предложений и изобретений; порядок и сроки составления отчетности; отечественный и зарубежный опыт рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики; экономику, организацию налогового планирования; возможности применения вычислительной техники для технико-экономических расчетов и анализа хозяйственной деятельности предприятия, правила ее эксплуатации; законодательство о труде.

Требования к квалификации. Экономист по налоговому планированию I категории: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности экономиста по налоговому планированию II категории не менее 3-х лет.

Экономист по налоговому планированию II категории: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности экономиста по планированию либо других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3-х лет.

Экономист по налоговому планированию: высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное образование и стаж работы в должности техника по планированию I категории не менее 3-х лет или в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5-и лет.

Экономист по финансовой работе, принимающий участие в работе налоговой группы

Выполняет работу по осуществлению финансовой деятельности предприятия, направленной на обеспечение финансовыми ресурсами заданий налогового плана, формирование и распределение доходов и накоплений предприятия и их использование по обязательствам перед государственным бюджетом, налоговыми органами. Разрабатывает, исходя из технико-экономических показателей производственного и финансового плана, проекты перспективных и годовых налоговых планов. Определяет размеры доходов и расходов, поступлений и отчислений средств, взаимоотношения предприятия с бюджетом, налоговыми органами, банками, составляет балансы доходов и расходов. Участвует в подготовке планов производства и реализации продукции, работ (услуг), капитальных вложений, планов по прибыли и налогу на прибыль, готовит необходимые расчеты и обоснования к ним, в разработке нормативов оборотных средств по видам сырья, материалов и других товарно-материальных ценностей и затрат в стоимостном выражении, доводит утвержденные показатели до подразделений предприятия. Обеспечивает оперативное выполнение расчетных и платежных налоговых обязательств, своевременное отражение происходящих изменений в платежеспособности предприятия, отслеживает состояние собственных средств. Подготавливает банковские документы на все виды платежей по налоговым обязательствам предприятия. Участвует в разработке нормативной и методической документации, регламентирующей финансовую деятельность предприятия. Составляет установленную отчетность о результатах финансовой деятельности предприятия. Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных внутрипроизводственной и внешней финансовой информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных. Участвует в формулировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов и пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки финансово-налоговой информации.

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, руководящие и методические материалы по организации финансовой и налоговой работы; экономику производства; порядок составления финансовых и налоговых планов; нормирование оборотных средств; правила финансирования из государственного бюджета, долгосрочного и краткосрочного кредитования, в том числе налогового; порядок начисления и уплаты платежей в государственный бюджет, налоговые органы, банковские учреждения и внебюджетные фонды; порядок распределения финансовых ресурсов; систему финансовых методов, обеспечивающих управление финансовыми потоками; порядок финансирования капитального строительства, ремонта и затрат по техническому перевооружению предприятия; систему счетов бухгалтерского учета; порядок и формы финансовых расчетов; установленную налоговую отчетность о финансовой деятельности предприятия, порядок и сроки ее составления; организацию производства, труда и управления; возможности применения вычислительной техники для осуществления финансовых расчетов и учета денежных средств предприятия, правила ее эксплуатации; рыночные методы хозяйствования; законодательство о труде; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации

Экономист по финансовой работе I категории: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности экономиста по финансовой работе II категории не менее 3-х лет.

Экономист по финансовой работе II категории: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности экономиста по финансовой работе либо других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3-х лет.

Экономист по финансовой работе: высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3-х лет или других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5-ти лет.

Налоговый юрист

Разрабатывает или принимает участие в разработке документов налогово-правового характера. Осуществляет методическое руководство налогово-правовой работой на предприятии, оказывает правовую помощь структурным подразделениям и общественным организациям в подготовке и оформлении различного рода налоговых документов, участвует в подготовке исков о признании недействительными решений должностных лиц органов налоговой службы, полиции о привлечении предприятия, его управленческого персонала к налоговой, административной либо уголовной ответственности. Осуществляет учет и хранение находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел. Участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины. Проводит изучение, анализ и обобщение результатов рассмотрения судебных и арбитражных дел в сфере налогообложения, практики заключения и исполнения хозяйственных договоров с целью разработки предложений об устранении выявленных недостатков и улучшении хозяйственно-финансовой деятельности предприятия посредством оптимизации. Принимает участие в работе по заключению хозяйственных договоров, проведении их налогово-правовой экспертизы. Ведет работу по систематизированному учету и хранению действующих законодательных нормативных актов, производит отметки об их отмене, изменениях и дополнениях, подготавливает справочную документацию на основе применения современных информационных технологий и вычислительных средств. Принимает участие в подготовке заключений по налогово-правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия, проектам нормативных актов, поступающих на отзыв. Осуществляет информирование работников предприятия о действующем налоговом законодательстве и изменениях в нем, ознакомление должностных лиц предприятия с нормативными правовыми актами, относящимися к их деятельности. Осуществляет внешние сношения с государственными органами на предмет урегулирования налоговых споров.

Должен знать: законодательные акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия; нормативные правовые документы, методические и нормативные материалы по правовой деятельности предприятия; гражданское, трудовое, финансовое, административное право; налоговое и таможенное законодательство; экологическое законодательство; порядок ведения учета и составления отчетности о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия; порядок заключения и оформления хозяйственных договоров; порядок систематизации, учета и ведения правовой документации с использованием современных информационных технологий; основы экономики, организации труда, производства и управления; средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (юридическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

Бухгалтер-ревизор (Аудитор), контролирующий работу по исполнению мероприятий по оптимизации налоговых платежей

Осуществляет в соответствии с действующими положениями и инструкциями плановые, и по специальным заданиям, документальные ревизии хозяйственно-финансовой деятельности предприятий по ведению налогового учета. Своевременно оформляет результаты ревизии и представляет их в соответствующие инстанции для принятия необходимых мер. Дает оперативные указания руководителям подразделений, участвующим в налоговом планировании, об устранении выявленных нарушений и недостатков, проведении контрольных проверок выполненных работ. Контролирует достоверность налогового учета, а также соблюдение сроков перечисления налогов. Участвует в разработке и осуществлении мер, направленных на повышение эффективности использования налоговых льгот, усиление налогового контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия, обеспечение правильной организации процесса налогового планирования. Принимает необходимые меры по использованию в работе современных технических средств. Контролирует деятельность работников предприятия по вопросам ведения налогового учета и отчетности.

Должен знать: законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, руководящие, методические и нормативные материалы по организации налогового учета и налогового планирования, составлению отчетности; формы и методы налогового и бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности на предприятии; порядок проведения документальных ревизий и проверок, правильности ведения бухгалтерского учета обязательств и хозяйственных операций; организацию документооборота и порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с исчислением налоговых платежей; налоговое, таможенное, финансовое и хозяйственное законодательство; экономику, организацию производства, труда и управления; рыночные методы хозяйствования; правила эксплуатации вычислительной техники; законодательство о труде; правила и нормы охраны труда.

В целях рационализации распределения задач, прав и ответственности между различными структурными звеньями предприятия при выполнении функций налогового планирования может стать полезной линейная карта распределения обязанностей (матричный метод). Матрица показывает, кто и в какой степени принимает участие в подготовке решения и работе по его выполнению. Она отражает объем и характер полномочий, реализуемых каждым должностным лицом при совместном участии в реализации функций налогового планирования, когда области полномочий и ответственности двух или нескольких лиц пересекаются. Матрица уточняет полномочия при распределении между ними общей работы. Овладение этим методом должно способствовать более качественному решению вопросов распределения задач, прав и ответственности в системе планирования налоговых платежей.

Матричный метод распределения задач, прав и ответственности представляет собой таблицу, в верхней части которой (наименование столбцов) дан перечень структурных подразделений и должностей, выполняющих те или иные функции налогового планирования, а в левой части (наименование строк) — перечень задач и функций, сгруппированных в соответствии с основными элементами налогового планирования. На пересечении вертикальных и горизонтальных линий с помощью символов указаны управленческие действия, посредством которых реализуются права и обязанности субъектов планирования.

Р — принятие решения. На основе подготовленной информации первый руководитель или его заместители осуществляют акт решения;

П — подготовка решения. Комплексная подготовка решения с привлечением указанных в матрице подразделений или должностных лиц;

У — участие в подготовке решения, заключающегося в подготовке отдельных вопросов или информации по поручению подразделений или должностного лица, ответственного за подготовку решения;

С — обязательное согласование на стадии подготовки решения или его принятия;

И — исполнение решения;

К — контроль исполнения решения.

В табл.  4 приводится пример использования матричного метода на предприятии. Предприятие имеет линейно-функциональную структуру налогового менеджмента с элементами проектной структуры. Ключевыми должностями в этой структуре являются: директор по экономике и финансам, которому подчиняются службы экономической и финансовой направленности предприятия и налоговая группа, созданная из специалистов подразделений финансово-экономического блока, юридической, ревизионной служб, отделов сбыта, снабжения, маркетинга, внешнеэкономических связей, сторонних консультантов.

Матричный метод распределения задач, прав и ответственности обладает рядом достоинств:

  • процесс составления матрицы предусматривает ликвидацию перекрещивания и параллелизма при функционировании системы налогового планирования;
  • достигается наглядность процедур подготовки, принятия и реализации решений в области налогового планирования;

Таблица  4

ФРАГМЕНТ МАТРИЦЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Функции
налогового планирования

Совет

директоров

Гене-
ральный директор

Директор по экономике и финансам

ПЭО

Бухгал-
терия

Финан-
совый отдел

Юриди-
ческая служба

Налоговая группа

Стратеги-
ческие решения по снижению налого-
обложения

Р, К

П

У, С

У

У

У

У

У, И

Исследование факторов внешней налоговой среды и налоговой политики государства

 

К

Р, С, К

 

И

И

И

У, П

Формирования стратегических целей деятельности предприятия в области налогового планирования

Р, К

П, С, К

У, И

         

Обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики, нормативно-правовой базы и ее изменения в долгосрочном периоде

 

Р

   

И

 

И

И

Составление прогнозов налоговых обязательств организации, в т. ч. при наступлении форс-мажорных обстоятельств

   

Р, К

У

С, И

С

С, И

П

Разработка схем финансовых, документарных и товарно-материальных потоков

   

Р, К

И

И

И

И

П, К

Составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых, финансовых и коммерческих обязательств организации

   

Р

И

 

И

 

П, К

Координация стратегических и операционных схем

 

К

Р

У, С

С

С

С

П, И

Разработка системы мероприятий по налоговой оптимизации

 

Р

К

С

С

С

С

П, И

Функции налогового планирования

Совет

директоров

Генераль-
ный директор

Директор по экономике и финансам

ПЭО

Бухгал-
терия

Финан-
совый отдел

Юриди-
ческая служба

Налого-
вая группа

Прогноз эффективности применяемых мер

   

Р

И

     

П

Оценка риска различных программ действий

   

Р

И

И

И

И

И

Включение налогов в бюджет и планирование

   

К

И

 

И

   

Правильность расчетов и документации

       

И

   

К

Еженедельный мониторинг нормативно-правовой базы, определение базы налоговых отчислений и ставок налогообложения

   

К

 

И

 

И

И

Ведение календаря налогоплательщика

       

И

     

Контроль за своевременностью и правильностью расчетов, составления первичной документации, ведения бухгалтерских регистров, исполнения налоговых обязательств

 

Р

И

       

И

  • выявление элементов системы налогового планирования, работающих с недогрузкой или перегрузкой;
  • простота реализации данного метода;
  • персональное и коллегиальное признание полученного распределения задач, прав и ответственности в системе налогового планирования при утверждении результатов применения данного метода;
  • легкость составления по полученным результатам положений и должностных инструкций.

Помимо создания адекватной сегодняшним экономическим реалиям структуры налогового планирования, определения полномочий и требований к участникам процесса планирования налоговых платежей, для успешной постановки деятельности по планированию налогов необходимо наличие финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов, которые формируются при составлении ежегодного налогового плана.

Материально-технические ресурсы, задействованные в процессе налогового планирования, определяются до создания группы планирования мероприятий по оптимизации налогового портфеля, и формируются из двух частей: первая часть состоит из элементов материально-технической базы, находящейся в распоряжении тех подразделений предприятия, сотрудники которых заняты планированием налоговых платежей; вторая часть создается специально в целях функционирования налоговой группы. Среди всего перечня материально-технических ресурсов, необходимых для успешного осуществления функций налогового планирования, существенное место должны занимать: обеспечение налоговой группы современными информационно-вычислительными комплексами, необходимыми для применения статистико-математических методов определения вариантов распределения мероприятий по налоговой оптимизации; использование в процессе работы обширного библиотечного фонда, состоящего из нормативной, научной, практической и периодической литературы; применение баз данных законодательства РФ, облегчающих поиск необходимой документации нормативно-правового характера.

Финансовая база организации налогового планирования формируется исходя из потребностей в осуществлении мероприятий по налоговой оптимизации. Кроме того, руководство предприятия должно сформировать политику стимулирования работников налогового сектора за достижение положительных результатов процесса налогового планирования.

В целях повышения интеллектуального уровня специалистов системы налогового планирования составляется график участия в тематических семинарах, конференциях, учебных курсах, курсах повышения квалификации, на что отводятся дополнительные финансовые ресурсы. Указанный график также входит в налоговый план предприятия.

Таким образом, налоговый план предприятия должен иметь следующие разделы:

  • календарь налогоплательщика по каждому налогу;
  • перечень мероприятий по оптимизации налоговых потоков, временные параметры реализации оптимизационных мероприятий, ответственные исполнители, ресурсы и инструментарий, необходимые для реализации указанных мероприятий;
  • график налоговых выплат с учетом применения мероприятий по оптимизации налогового портфеля и налоговых льгот по конкретным налогам;
  • график повышения квалификации специалистов налоговой сферы;
  • иные вопросы.

Заключительным этапом постановки налогового планирования на предприятии является организация работы по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической информации, внесению изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке налоговых данных. Данная работа состоит, во-первых, в сборе и обработке практического опыта по внедрению тех или иных мероприятий по налоговой оптимизации, формированию банка статей и научных работ по заданной тематике, во-вторых, в анализе с помощью средств вычислительной техники основных индикаторов налогового планирования и принятии на основе этого анализа заключений по формам и методам реформирования системы планирования налоговых отчислений; и, в-третьих, в обработке статистической налоговой информации с использованием прикладных программных продуктов, таких как: Microsoft Excel, Microsoft Access, FoxPro. Кроме того, для автоматизации процесса бюджетирования могут использоваться пакеты программ бизнес-планирования: MS Project 2000, Expert Project 5, , Налоговый вестник, QuickTax HeadStart 1995, Small Business Tax Organizer, TimeLine 5.0 и другие. А также автоматизированные системы ведения бизнес-процесса: 1С-Рарус, Галактика, БЭСТ, RAP3, Scala и т.п. системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методологически построение системы налогового планирования начинается с определения стратегических целей предприятия в области налогообложения. Далее в соответствии с поставленными стратегическими установками генерируются показатели, позволяющие судить о достижимости и успешности выбранных в качестве стратегических ориентиров нормативов. Исходя из целевых параметров, строится организационная структура процесса налогового планирования. Наиболее подходящей для реализации стратегических целей налогового планирования, как было выявлено в результате исследования, является проектная структура управления налоговыми потоками, ибо она позволяет соединить элементы линейно-функциональной организационной структуры, в рамках которой происходит на практике процесс бюджетирования, и индивидуальный подход при оптимизации налогового портфеля, требующий применения знаний и навыков специалистов различного профиля, начиная с работников финансовой, бухгалтерской, экономической, юридической служб и заканчивая маркетологами и аудиторами.

Успешность построения организационной структуры не в последнюю очередь зависит от наличия отлаженного, рационально организованного документооборота, а также четкого определения должностных обязанностей специалистов, занятых в процессе налогового планирования. Последнему отводится значительное место, ибо конкретизация трудового статуса работников — непременное условие успеха организации любой сферы производственной деятельности.

Распределение должностных обязанностей налоговых специалистов, равно как и корреспонденция связей между подразделениями предприятия по поводу налогового планирования, осуществляется на основе матрицы принятия управленческих решений, пример которой приведен в третьей главе настоящей работе.

Организация налогового планирования требует, помимо всего прочего, наличия определенных ресурсов, финансовых, материально-технических, интеллектуальных, объем и перечень которых применительно к отдельным мероприятиям налогового планирования закрепляются в налоговом плане предприятия.

Реализация и контроль закрепленных в налоговом плане мероприятий и показателей производится, в том числе, и с использованием электронно-вычислительной техники и автоматизированных комплексов.

Таким образом, налоговое планирование на промышленном предприятии представляет собой комплексный, интеграционный процесс, организация которого должна базироваться на системном подходе, с использованием достижений различных экономических, финансовых и юридических дисциплин.

Литература

  1. “Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая)” (ред. от 02.01.2000). — Электронная версия “Консультант+”.
  2. “Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая)”. — Электронная версия “Консультант+”.
  3. Абдулгалимов А.М. Организационно-экономический механизм налогового регулирования доходов предприятия// Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономический наук. Специальности: 08.00.05, 08.00.10. — Махачкала, 1997.
  4. Агеева О.А. Учетная политика предприятия как элемент налогового планирования// Налоговое планирование, № 3 1997, с. 5.
  5. Бирюков Д.В. Планирование и регулирование деятельности интегрированных финансово-социальных систем/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономический наук. Специальность: 08.00.05. — СПб, 1995.
  6. Брейли Ричард, Майерс Стюарт. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. — М.: ЗАО “Олимп-Бизнес”, 1997. — 1120 с.
  7. Вавилов А.П. Эффективность производства. Современные проблемы. — М.: Экономика, 1970.
  8. Валиулин В.Г. Организация планирования на акционерных обществах/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономический наук. Специальность: 08.00.05. — Челябинск, 1992.
  9. Вареха Ю.М. Совершенствование системы налогообложения// Аудит и финансовый анализ, № 3 1998, с. 98-101.
  10. Васильев А. Налоговое планирование: быть или не быть?// Налоговый инспектор, № 9, 2000, Internet-версия.
  11. Виссарионов А., Федорова И. Налоговое регулирование экономической активности// Экономист, № 4, 1998, с. 69.
  12. Водянов А., Гаврилова О. Налоговые инструменты восстановления инвестиций в реальном секторе российской экономики// “Проблемы Теории и Практики Управления”, № 6 1999.
  13. Волошина Н. Н. Воздействие налогов на инвестиционную деятельность в промышленном секторе экономики РФ/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономический наук. Специальность: 08.00.10. — М., 2000.
  14. Гайдар Е. Тактика реформ и уровень государственной нагрузки на экономику// Вопросы экономики, № 4, 1998, с. 4.
  15. Галимзянов Р.Ф. Приказ об учетной политике предприятия как элемент минимизации налогов. — www.cfin.ru. 1999.
  16. Галимзянов Р.Ф. Общие принципы минимизации налогов. — www.cfin.ru. 1999.
  17. Галимзянов Р.Ф. Управление налогами на предприятии, в 2-х тт./ Том первый — Уфа: “Эксперт”, 1998.
  18. Гаретовский Н.В. Финансовые методы стимулирования интенсификации производства. — М.: Финансы, 1972.
  19. Горбунов А. Hалоговое планирование и снижение финансовых потерь. — М.: Анкил, 1999.
  20. Григорьев С. Г., Гриншкун В.В., Скворцов О.В. Налоги России: Электронный учебник. Необходимость налогового планирования/ Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, Международный научно-консультационный центр по проблемам налогообложения. — www.fa.ru
  21. Гуськов С. Налоги в экономике предприятий — М.: Дашков и Ко, 1999.
  22. Даниэль М. Марти. Российское налоговое законодательство: препятствия на пути инвестиций// “Проблемы Теории и Практики Управления”, № 2 1997.
  23. Денисенко В. Предпосылки налогового планирования// Закон. Финансы. Налоги. № 29, 18 июля 2000, с. 6.
  24. Жестков С.В. Проблемы налогового планирования в Российской Федерации// Налоговый вестник, № 6 1997, с. 74.
  25. Залесский А.Б. Принципы налогообложения предприятий и экономические последствия их применения // Экономические и математические методы. — 1993. Т .29, № 1. C. 39-55.
  26. Исаев Х.К. Сокращение налоговых неплатежей предприятий в региональной экономике (на примере Ростовской области)/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономический наук. Специальность: 08.00.10. — Ростов-на-Дону, 2000.
  27. Искусство налогового планирования// Экономика и жизнь. СПб региональный выпуск. 1994, № 18.
  28. Кадушин А., Михайлова Н. Насколько посильно налоговое бремя (попытка количественного анализа). —www.cfin.ru. 1999.
  29. Калинина Е.М. Договорная работа в организации как элемент налогового планирования. / /Бухгалтерский учет.-1999.-N 6.-С.21- 28. //Бухгалтерский учет и налоговое планирование.-1999.-N 9.- С.158-168.
  30. Караваева И. Налоговые методы стимулирования производственных инвестиций (зарубежный опыт)// Вопросы экономики, № 8 1994, с.95-101.
  31. Карбушев Г.И., Зимин В.М. Совершенствование налоговой системы России// ЭКО № 2, 1997, с. 58.
  32. Кац И. Система внутрифирменного планирования// “Проблемы Теории и Практики Управления”, № 4 1999.
  33. Кожинов В.Я. Налоговое планирование: Рекомендации бухгалтеру: Учебно-методическое пособие. — М.: 1 Федеральная Книготорговая Компания, 1998.
  34. Козенкова Т.А. Налоговое планирование на предприятии. — М.: АиН, 1999.
  35. Комарова И.Ю. Совершенствование налогообложения прибыли предприятий в Российской Федерации)/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономический наук. Специальность: 08.00.10. — Москва, 1999.
  36. Коровкин В.В., Кузнецова Г.В. Налоговая проверка предприятия. — М.: ПРИОР, 1995.
  37. Кочетков А.И. Советы налогового инспектора. — М.: ИКЦ “ДИС”, 1997.
  38. Кочетова Н.Д. Индивидуальный бизнес: как платить налоги. — М.: АиН, 1997.
  39. Кукушкина В.В. Совершенствование системы планирования на предприятии (на примере предприятий г. Ульяновска)/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономический наук. Специальность: 08.00.05. — Ульяновск, 1999.
  40. Кулеш В.А. 47 законных способов снижения налоговых платежей. — СПб.: Аналитик, 1994.
  41. Кузнецова. А.П. Политика государства в налоговой сфере. Н. Новгород, 1995, с. 199-203.
  42. Завьялов Н.Ф. Налоговое планирование: мировой опыт и Россия. / /Бухгалтерский учет и налоговое планирование.-1998.-N 6.-С. 308.
  43. Засухин А. Т. Доходы и налоги. — М.: ОАО “НПО “Издательство “Экономика”, 1999.
  44. Значение налоговой системы для иностранного инвестора// Закон. 1992, № 5.
  45. Медведев А. Н. Как планировать налоговые платежи. Практическое руководство для предпринимателей. — М.: ИНФРА-М, 1996.
  46. Мельник Д.Ю., Сосновский С.Н. Налоговое планирование: международные аспекты// Налоговый вестник, № 6 1998, с. 103.
  47. Мельник Д. Налоговый менеджмент — М.: Финансы и статистика, 1999.
  48. Методология налоговой оптимизации: конкретные приемы// Консультант, № 22, 1999 г.
  49. Найденов Е. Практическая технология гашения налоговой задолженности// Деловой визит № 11 1998, с. 28.
  50. Налоги в механизме хозяйствования. — М, 1991.
  51. Налоги и налоговое право: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Брызгалина. — М.: Аналитика-Пресс, 1997.
  52. Налоговая политика ведущих западных государств в системе экономического регулирования// Законодательство и экономика. 1996, № 17/18.
  53. Налоговое планирование и управление в период кризиса: Расшифровка выступления Марины Хохловой (компания “Цефей”) на Дне руководителя 21 октября 1998 г., организованном “АКДИ Экономика и жизнь”/ Internet –версия “АКДИ Экономика и жизнь”.
  54. Налоговое планирование. Business Toolkits. — www.gaap.ru.
  55. Налоговый портфель (Книга II. Налогообложение юридических лиц). — М.: “СОМИНТЕК”, 1993.
  56. Нефедов Э. Налоговое планирование // Технология успеха, 2000. — www.pplus.ru .
  57. Окладников Д. Рационализация учетной политики// “Проблемы Теории и Практики Управления”, № 5 1999.
  58. Организация предпринимательской деятельности и основы выявления налоговых преступлений и правонарушений. М., 1995.
  59. Павленко Н. Налоговое планирование и роль юридической службы в этом процессе. — www.cfin.ru. 1999.
  60. Павленко Н. Налоговое планирование // Эпиграф, № 7, март 2000.
  61. Панагушин В.П. Выявление налоговых ошибок, нарушений, преступлений. — М.: ПРИОР, 1997.
  62. Петти В., Рикардо Д. Трактат о налогах и сборах: Начала политиче-ской экономии и налогового обложения. — Петрозаводск: Петроком, 1993. — 154с. — (Шедевры миров. экон. мысли; Т.2). РЖ ЭП. – 1993.
  63. Понеделкова О.И., Барсук Р.П. Методические аспекты определения уровня налогообложения предприятий и организаций // Организация и регулирование экономики: Межведомственный научный сборник. — 1993, Выпуск 113. С.49-58.
  64. Поплавко Т.А. Анализ согласования финансового и налогового учета и отчетности в коммерческих организациях)/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономический наук. Специальность: 08.00.12. — Москва, 1998.
  65. Попонова Н. Контроль за уплатой налогов в развитых странах. М., 1993.
  66. Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа. В 2 тт./ Научные труды Института экономики переходного периода. — М., 2000.
  67. Рогозин Б.А. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях (оптимизация и минимизация налогообложения). 7-е изд., в 3-х тт. — М., 1997.
  68. Саладзе В.Г. К чему приводит снижение налоговых платежей? // Налоговый вестник, № 1 1999, с. 108.
  69. Сластенко В.Б. О налоговой оптимизации/ Актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе. Материалы региональной научно-практической конференции 14-15 апреля 2000 г., г. Калуга. — Internet-версия.
  70. Сологуб Н. М. Налоговые преступления: методика и тактика расследования. — М: ИНФРА-М, 1998.
  71.  Солюс Г.П. Налоги в системе государственно-монополистического капитализма. — М.: Финансы, 1964.
  72. Споры с налоговой инспекцией/ Составитель В.У. Асташенков — М.: “ПРИОР”, 1998.
  73. Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике/ Под ред. Сутырина С.Ф. — СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, Изд-во “Полиус”, 1998.
  74. Сякин Р.Р. Налоговые методы активизации инвестиционного процесса в условиях рынка/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономический наук. Специальность: 08.00.10. — Саратов, 2000.
  75. Терещенко О.В., Каракулов М.В. Управление налоговой задолженностью предприятий ВПК/ Государственное регулирование экономики. Региональный аспект. Материалы Второй международной научно-практической конференции. Том I. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1999. — с.185-186.
  76. Тихонов Д.Н. Основы налогового планирования. — М., 1999.
  77. Финансовое планирование и контроль: Пер. с англ./ Под. ред. М.А. Поукока и А.Х. Тейлора. — М.: ИНФРА-М,. 1996.
  78. Фокин Ю., Кирова Е. Налоговая нагрузка: проблемы и пути решения// Экономист, № 10 1998, с. 52.
  79. Фомина О.А. Зарубежный опыт налогового планирования// Налоговый вестник, № 5 1997, с. 82.
  80. Черник Д.Г., Морозов В.П., Лобанов А.В. Технология налогового контроля// Налоговый вестник, № 5, 6 2000.
  81. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Д.Г. Черника. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
  82. Штарев С.С. Использование налоговых механизмов в обеспечении нового качества экономического роста// ЭКО № 5, 1998, с. 53.
  83. Щербинин А.Т. Проблемы повышения эффективности налогового контроля/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономический наук. Специальность: 08.00.10. — М., 1997.
  84. Экономика общественного сектора как сложная система: методы и примеры применения/ Под редакцией Ю.В. Трифинова: Монография. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1997.
  85. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 1999.
  86. Юцковская И.Д. Учетная политика — основа налогового планирования. Планирование (регулирование) себестоимости// Налоговый вестник, № 9 1997, с. 57.
  87. Яркин А.П. Налоговые нарушения и ошибки. — М.: ВИНИТИ, 1997.
  88. Campbell D. International Tax Planning. Kluwer Law International, 1995.
  89. Huston J., Williams R. Permanent Establishments – A Planning Primer. Kluwer Law & Taxation. 1993.
  90. Jung Y.H., Snow A, Trandel G.A. Tax Evasion and the Size of the Underground Economy// Journal of public economics. 1994, № 3.
  91. Tax: Strategic Corporate Tax Planning. L., 1989.
  92. Tax Planning and Corporate Responsibilities of Board Members. Kluwer Law International. 1995.
  93. The disappearing Taxpayer// The Economist. May 31-June 6, 1997.
  94. Tomsett E. Tax Planning For Multinational Companies. N.Y., 1989.

Контактный телефон:

7 (8312) 222252 или 7 (8312) 362649 (дом.),

7 (83171)63857 (раб.)

8-29037688 (сотовый)
Муравьев Владимир Владимирович

Почтовый адрес: 603037, г. Нижний Новгород,
ул. Островского, д. 8, кв. 105

Дата публикации: 30.04.2002