Библиотека управления

Внешний аудит банков

Беленькая Т.Д., Скрипка В.И.

Введение

Вступление России в рынок в значительной мере связано с реализацией потенциала кредитных отношений. Появились новые финансовые операции, банки создают новые финансовые инструменты.

Все это находит отражение в бухгалтерском учете и отчетности банка. Система банковского бухгалтерского учета и отчетности непрерывно совершенствуется, ориентируясь на принятые международные нормы и стандарты.

В современных условиях, когда налаживанию экономических связей между экономическими субъектами часто препятствует отсутствие доверия партнеров друг к другу, особо остро проявляется потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота, а также пользователи финансовой информации.

В Российской Федерации финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности, которые находятся в стадии становления и постепенного совершенствования в соответствии с потребностями правового государства.

Государственный финансовый контроль ведется в масштабе Российской Федерации, субъектов России, а также на уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль.

Контроль является одним из важных элементов рыночной экономики, причем действуют системы как государственного, управленческого, так и независимого контроля, позволяющие обеспечить необходимой информацией все уровни управления.

Аудит имеет достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX веке в акционерных компаниях Европы.

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием, и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность. Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия.

Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению, акционеров, можно было доверять.

Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Эти качества являются, по моему мнению, актуальными и на сегодняшний день

В России впервые должность аудитора была введена Петром I. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Три попытки организации института аудита в России (в 1889, 1912 и 1928 г.) оказались неудачными.

С появлением акционерных обществ, разгосударствлением экономики, развитием частного предпринимательства в конце 80-х годов в России появилась аудиторская деятельность и профессия аудитора.

Аудиторская деятельность (аудит) в России представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов(аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию других аудиторских услуг.

Аудитор (от латинского — слушатель, ученик, последователь) — лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия, банка за определенный период.

Понятие аудита значительно шире таких понятий, как ревизия и контроль. Аудит обеспечивает проверку достоверности финансовых показателей и, что особенно важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса, это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска, а также можно сказать, что аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов.

В России создана соответствующая правовая база аудиторской деятельности, определилась система его нормативного регулирования, проводится работа по аттестации и лицензированию аудиторской деятельности, осуществляемой по установленным государством правилам.

Переход к рыночным отношениям потребовал изменения банковской системы, и реорганизация ее началась в 1987 году. В результате реорганизации банковской системы в конце 1988 — начале 1989 годов начался процесс создания первых коммерческих банков. Задача этого этапа реорганизации состояла в создании условий для свободного перелива финансовых ресурсов в сферы и отрасли, дающие больший эффект.

Если говорить о банковском деле, то оно находится в процессе развития и совершенствования. Стремясь повысить экономическую эффективность и улучшить механизм распределения ресурсов, правительство предпринимает шаги в направлении создания в экономике атмосферы открытости, конкуренции и рыночной дисциплины. Банки, до этого жестко регулировавшиеся, получили большую самостоятельность. Для того чтобы выжить и добиться процветания, банкиры должны превратиться в предпринимателей, приспосабливающихся к рыночной экономике. Это становится невозможным без усиления контроля за качеством банковских активов, доходов, процедур учета и управленческого контроля.

Коммерческие банки, в соответствии с законодательством, подконтрольны Центральному Банку России и обязаны предоставлять в Центральный Банк подтверждение достоверности своей финансовой отчетности. Без аудиторского заключения годовой отчет банка не принимается Центральным Банком России.

Коммерческие банки как субъекты — плательщики налогов в соответствии с законодательством обязаны представлять бухгалтерские отчеты и расчеты сумм налога налоговым органам. Для целей налогообложения бухгалтерская отчетность банка также должна иметь аудиторское заключение.

Необходимость проведения аудита банка исходит также из того, что коммерческие банки должны открывать доступ заинтересованным пользователям к своей публичной финансовой отчетности.

Публичная финансовая отчетность банка — это отчетность, включающая в себя аудиторское заключение, баланс, отчет о прибылях и убытках и иную бухгалтерскую и финансовую отчетность, определенную действующим законодательством для предоставления пользователям финансовой отчетности и обязательной периодической публикации.

Исходя из этого, цель данной работы: дать характеристику системы внешнего аудита банка, показать его основные принципы и методики, а также возрастающее значение аудита в деятельности банков.

1. СУЩНОСТЬ БАНКОВСКОГО АУДИТА

1.1. Понятие о банковской деятельности

Банк — один из основных элементов инфраструктуры рыночной экономики. Без банка немыслима работа любого предприятия, поскольку деятельность каждой организации подразумевает контакт с банком, который начинается с открытия расчетного счета, расчетного и кассового обслуживания. Через банки осуществляются различные расчеты с партнерами, предоставляются кредитные ресурсы, совершаются определенные сделки и проводятся валютные операции.

Коммерческие банки выполняют следующие функции:

  • мобилизация временных свободных денежных средств и превращение их в капитал;
  • выпуск кредитных денег и кредитование государства, предприятий, населения. Денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуды, и сокращается, когда эти ссуды возвращаются. Значение кредитования состоит в том, что оно обеспечивает финансирование народного хозяйства, расширение производства, а потребительские ссуды способствуют повышению уровня жизни населения и росту спроса на товары и услуги;
  • обеспечение расчетно-платежного механизма, то есть банки выполняют для своих клиентов операции по проведению расчетов и платежей;
  • эмиссионно-учредительская функция состоит в том, что банки выпускают и размещают ценные бумаги, а также предоставляют посредников для рынка ценных бумаг, кредита для подписки на ценные бумаги, а посредники продают банкам ценные бумаги для перепродажи в розницу;
  • консультирование, предоставление экономической и финансовой информации.

Специфика банковской деятельности позволяет давать им консультации по слияниям, поглощениям, по инвестициям, по состоянию годовой отчетности.

Принципы деятельности банков состоят в следующем:

  • работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков, предоставлять другим банкам кредиты и получать деньги наличными в пределах остатка средств на своих корреспондентских счетах. Возможности самостоятельно создавать средства на расчетных счетах своей клиентуры, сверх имеющихся у них ресурсов, ограничены. Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего, это относится к срокам тех и других. Так, если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки (вклады краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам (т.е. его ликвидность) оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов. Жесткая зависимость активов банка от характера его пассивов должна учитываться при определении экономических нормативов деятельности банка и при регулировании его операций. В пределах имеющихся у банка ресурсов он свободен в проведении своих активных операций при соблюдении установленных экономических нормативов. Работа в пределах реально привлеченных ресурсов заинтересовывает банк в привлечении депозитов, вкладов, стимулирует поиск эффективных сфер их приложения и в результате этого происходит перемещение банковского капитала в наиболее рентабельные и динамичные отрасли;
  • полная экономическая самостоятельность и экономическая ответственность за результаты своей деятельности, которая заключается в свободе распоряжения собственными и привлеченными ресурсами, свободном выборе клиентов и вкладчиков, свободном распоряжении доходами после уплаты налогов. Экономическая ответственность означает, что по своим обязательствам банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом. Весь риск от своих операций банк берет на себя;
  • взаимоотношения банка и его клиентов строятся на рыночных принципах, то есть критерием отношений является прибыльность, риск, ликвидность.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сказать, что финансовые результаты деятельности банков, содержащиеся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, интересуют достаточно большое количество пользователей информации, к которым можно отнести: администрацию, руководство, персонал, партнеров, собственников, настоящих и потенциальных клиентов, государственные органы, внебюджетные фонды и пр.

1.2. Понятие о банковском аудите. Нормативная база. Цели и задачи банковского аудита

В 1993 году был сделан первый шаг в направлении создания законодательной базы и организации аудиторской деятельности. Указом Президента Российской Федерации “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации” (от 22 декабря 1993 года за № 2263) утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, которые определили правовые основы аудита как независимого вневедомственного финансового контроля. На основании этих правил, а также в соответствии с Федеральными законами “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, “О банках и банковской деятельности” и Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 482 “Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации” разработано “Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации” № 64 от 10 сентября 1997 года.

В соответствии с Федеральным законом “О банках и банковской деятельности”, деятельность кредитной организации подлежит ежегодной аудиторской проверке аудиторской фирмой (самостоятельно работающим аудитором), имеющей лицензию Банка России на осуществление аудита кредитных организаций.

Банковский аудит является одним из видов аудиторской деятельности.

Основной целью банковского аудита является установление достоверности финансовой отчетности банка и соответствия совершенных им операций действующему законодательству Российской Федерации и выражение аудитором мнения о соответствии финансовой отчетности банка его действительному положению.

Второй целью аудиторской проверки является проверка адекватности системы внутреннего контроля банка.

Основные показатели (содержание, объем и формы) бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы устанавливаются в соответствии с Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Для проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита Центральным банком Российской Федерации создается Центральная аттестационно-лицензионная аудиторская комиссия (ЦАЛАК) Банка России.

Состав ЦАЛАК Банка России утверждается Председателем Центрального Банка Российской Федерации.

Функции, права ЦАЛАК Банка России, порядок проведения заседаний и принятия решений устанавливаются Положением о ЦАЛАК Банка России, утверждаемым Приказом Банка России.

К аттестации допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое (высшее или среднее специальное) образование и стаж работы на постоянной основе не менее трех лет из последних пяти аудитором, руководителем или специалистом аудиторской фирмы, научным работником или преподавателем по экономическому профилю, а также бухгалтером, экономистом, ревизором, другим специалистом по банковскому делу в банковской системе.

Аттестация и повышение квалификации аудиторов для продления срока действия аттестата проводятся на базе учебно-методических центров по обучению и переподготовке аудиторов, определяемых ЦАЛАК Банка России и утверждаемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации по представлению Центрального банка Российской Федерации. ЦАЛАК Банка России рассматривает результаты аттестации и принимает решение о выдаче или отказе в выдаче аттестата претендентам. Аттестат выдается сроком до трех лет.

Аудит кредитных организаций могут осуществлять аудиторские фирмы и самостоятельно работающие аудиторы, имеющие лицензию Банка России.

Вопрос о выдаче лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудитору или аудиторской фирме рассматривается Банком России при соблюдении определенных условий. Лицензия выдается ЦАЛАК Банка России на срок от одного года до пяти лет.

Аудиторские фирмы (аудиторы) не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельностью.

Аудиторские фирмы (аудиторы), помимо проведения проверок, могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета; составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности; анализу финансово-хозяйственной деятельности; оценке активов и пассивов кредитной организации; консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и оказывать другие услуги кредитным организациям по профилю своей деятельности.

Аудиторские фирмы (аудиторы) не вправе передавать полученные ими в процессе аудита сведения третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России.

Аудиторские фирмы (аудиторы) несут в установленном порядке ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении аудиторской деятельности.

Аудиторские фирмы (аудиторы), имеющие лицензии, представляют в территориальные учреждения Банка России по месту регистрации аудиторской фирмы (аудитора) и в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России не позднее 15 августа текущего года отчеты о своей деятельности за период с 1 июля года, предшествующего текущему, до 1 июля текущего года.

Для развития аудита в России важнейшим направлением явилось проведение работ по становлению и созданию аудиторских фирм, определению их статуса, структуры, видов выполняемых услуг и др. По данным Департамента государственного финансового контроля и аудита Минфина России, по состоянию на 1 мая 1999г. действуют 3 313 лицензий на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, страхового и инвестиционных институтов.

Аудиторские фирмы (АФ) могут иметь любые организационно-правовые формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, за исключением формы открытого акционерного общества (ОАО). По данным ЦАЛАК, аудиторские фирмы имеют организационно-правовые формы закрытого акционерного общества (ЗАО) или общества с ограниченной ответственностью (ООО).

К числу основных признаков классификации аудиторских фирм можно отнести следующие:

  • характер деятельности (выполняемые функции);
  • объем реализуемых услуг.

По характеру деятельности (выполняемым функциям) аудиторские фирмы подразделяются на универсальные и специализированные.

Универсальные аудиторские фирмы могут иметь несколько лицензий на право проведения того или иного вида обязательного аудита и занимаются самыми разнообразными видами работ. К их числу относятся: организация аудиторских проверок в области общего аудита, банковского аудита и др.: услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета: по анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта: консультирование по вопросам финансового, управленческого и налогового учета; проведение обучения по бухгалтерскому учету и аудиту: компьютеризация учета; другие услуги по профилю своей деятельности.

Специализированные аудиторские фирмы выполняют более узкий круг работ и специализируются на определенных видах работ (например, аудиторские проверки, обучение и др.).

Аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельностью.

Независимо от того, является ли фирма специализированной или универсальной, она обязательно должна выполнять основной вид услуг — проведение обязательного аудита. В противном случае она не может являться аудиторской фирмой.

По объему оказываемых услуг аудиторские фирмы подразделяются на большие, средние, малые. Универсальные фирмы чаше всего бывают большими и средними.

Основным критерием объема оказываемых услуг, на мой взгляд, следует считать объем выручки от реализации. При этом в качестве единицы измерения, как это принято у нас в стране, можно использовать минимальный размер оплаты труда.

В настоящее время в Российской Федерации в основном создаются небольшие и средние аудиторские фирмы. С развитием института аудита в нашей стране аудиторские фирмы будут объединяться в ассоциации, союзы, иные объединения.

Цель такого объединения — развитие аудиторской деятельности, обмен опытом, разделение сфер влияния. Созданы и успешно функционируют общественные профессиональные объединения аудиторов и бухгалтеров. Это, прежде всего, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов России и СНГ, Аудиторская палата России, Российская коллегия аудиторов, Московская и Санкт-Петербургская аудиторские палаты, более 20 региональных аудиторских палат и др.

Аудиторские фирмы, работающие на рынке аудиторских услуг в России, можно сгруппировать следующим образом: фирмы большой пятерки и иные зарубежные аудиторские и консалтинговые фирмы; крупные российские региональные фирмы; средние и малые российские фирмы.

Фирмы большой пятерки (ранее большой шестерки) и иные аудиторские и консалтинговые фирмы имеют офисы во многих странах мира, в том числе во многих городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и др.). Эти фирмы проводят аудит почти всех крупнейших компаний России, коммерческих, инвестиционных и др. Более 70 % услуг по аудиту выполняют именно эти фирмы. Они являются по существу монополистами, поскольку западные инвесторы признают заключения по аудиту именно этих фирм. Их услуги обходятся российским предприятиям и организациям значительно дороже, чем аналогичные услуги российских аудиторских фирм.

К числу фирм большой пятерки относятся: Andersen Worldwide, Ernst & Young, K.PMG, Price Waterhouse Coopers, Deloitte Tohmatsu International.

Крупные российские аудиторские фирмы выполняют разнообразные аудиторские услуги. К числу наиболее крупных и эффективно работающих фирм относятся: “Росэкспертиза”, ФБК, “Гориславцев и К°”, МКПЦН, “Руфаудит”, “Новгородаудит” (Новгород), “Внешаудит” и др. В основном это универсальные фирмы, которые ни в чем не уступают зарубежным фирмам.

Многие из крупных фирм имеют филиалы в других городах России. Они выполняют многие услуги из тех, которые выполняют фирмы большой пятерки, успешно конкурируя с ними.

Многие предприятия и фирмы иногда вынуждены пользоваться услугами как отечественных, так и зарубежных фирм. Российские фирмы более квалифицированно выполняют работу по аудиту, а западные способствуют распространению международных стандартов аудита и передовых методов работы.

В 1996 году Минфином России, наряду с фирмами “большой шестерки”, были рекомендованы девять российских аудиторских фирм для проведения аудита проектов, финансируемых Всемирным банком. В 1997 году в соответствии с договоренностью, достигнутой между МБРР и Правительством РФ в ходе третьего обзора проектов, финансируемых Всемирным банком в России, Департаментом организации аудиторской деятельности проведена экспертиза качества аудиторских проверок и состояния материально-технической базы в десяти аудиторских фирмах, в результате которой они рекомендованы МФ РФ Всемирному банку. После проверки предложенных фирм миссией Всемирного банка фирмы “Юникон” и “ФБК” отобраны для участия в проектах типа А (прибыльные проекты) и семь фирм — для участия в проектах типа Б (прочие проекты): “Петро-Балт-Аудит” (Санкт-Петербург), “МКД” (Санкт-Петербург), “Интеркон” (Москва), “Союзаудит” (Москва), “Гориславцев и К°” (Москва), “ГО МКПЦН” (Москва), “Новгородаудит” (Новгород).

Работа в данном направлении не прекращается. В связи с подготовкой к вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО) Министерством финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами и функциями был подготовлен и представлен пакет документов по подготовке переговорной позиции России к вступлению в ВТО в части аудиторских услуг. Активное участие в этом приняли ведущие аудиторские фирмы, научные и практические работники сферы аудита и финансового контроля.

Преобладают среди российских фирм средние и малые. Более 90 % аудиторских фирм имеют штат менее 20–25 человек и один офис. Они проводят обязательный аудит и оказывают сопутствующие услуги в основном для небольших предприятий и организаций.

Количество частнопрактикующих аудиторов в России довольно велико, но, как показывают общие тенденции, будет сокращаться, а многие из них уже переходят на работу в аудиторские фирмы.

Профессиональные сотрудники аудиторской организации по выполняемым функциям могут быть разделены на следующие группы: руководители аудиторской проверки, старшие аудиторы (руководители звеньев или бригад), рядовые участники аудиторских проверок, прочие специалисты. К числу прочих относятся бухгалтеры-эксперты, программисты, экономисты и др.

Крупные и средние аудиторские фирмы могут иметь сложную структуру управления, включающую отделы (бюро).

В крупной аудиторской фирме имеются заместители руководителя, которым подчиняются соответствующие отделы. К основным относятся отделы по видам аудита и сопутствующим услугам. Кроме того, для ведения бухгалтерского учета в фирме имеется бухгалтерия, для осуществления хозяйственной деятельности — административно-хозяйственный отдел. Редакционно-издательский отдел занимается издательской деятельностью. Если у фирмы имеются филиалы, то организуется специальный отдел для связи с ними.

Небольшие аудиторские фирмы могут иметь упрощенную двухуровневую систему управления — руководитель аудиторской фирмы, как правило, являющийся и руководителем проверки, и подчиненные ему рядовые аудиторы.

Аудиторская проверка кредитной организации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России.

Кредитная организация самостоятельно выбирает аудиторскую фирму (аудитора) для проведения у нее аудиторской проверки с целью подтверждения достоверности годового отчета.

Перед заключением договора на проведение аудиторской проверки аудиторская фирма (аудитор) должна предъявить кредитной организации лицензию, выданную Центральным Банком Российской Федерации.

В недельный срок после начала аудиторской проверки по итогам деятельности за истекший год кредитная организация сообщает территориальному учреждению Банка России по месту нахождения своего корреспондентского счета информацию, содержащую данные об аудиторской фирме (аудиторе), привлекаемой для проведения проверки.

При проведении аудиторской проверки аудиторские фирмы (аудиторы) имеют право:

  • самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, а также конкретных условий договора с кредитными организациями;
  • проверять у кредитной организации в полном объеме управленческую документацию и документацию о финансовой деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;
  • получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших провести проверку;
  • привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, аудиторские фирмы;
  • отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемой кредитной организацией необходимой документации. О всех случаях отказа от проведения проверки с указанием причин аудиторская фирма (аудитор) сообщает в 2-х недельный срок в территориальное учреждение Банка России.

При аудиторской проверке кредитной организации, имеющей филиалы, аудиторской проверке подлежат филиалы, валюта баланса каждого из которых составляет не менее 5 % от валюты баланса кредитной организации. Одновременно должно выполняться требование об аудиторской проверке филиалов кредитной организации, совокупная валюта баланса которых составляет не менее 60 % общей валюты баланса филиалов.

По заявлению экономического субъекта или собственной инициативе Банк России может назначить проверку качества аудиторского заключения. Установление неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам государства или экономического субъекта, является основанием для применения к аудиторской фирме (аудитору) мер ответственности, установленных Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2263 “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации”.

В соответствии с п.24 Временных правил, Банком России лицензии могут быть аннулированы в следующих случаях:

  • в случае неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг;
  • в случае обнаружения после выдачи лицензии факта предоставления аудитором недостоверных сведений;
  • в случае осуществления аудиторской фирмой (аудитором) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ей лицензией;
  • в случае предоставления аудиторской фирмой (аудитором) полученных ею сведений третьим лицам без разрешения участников или руководителя кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
  • в случае умышленного сокрытия аудиторской фирмой (аудитором) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки кредитной организации;
  • в случае вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений.

Решение об аннулировании лицензии принимает ЦАЛАК Банка России.

Аудиторская фирма (аудитор) вправе обжаловать решение об аннулировании лицензии в установленном порядке в суд или арбитражный суд.

В настоящее время проходить ежегодную аудиторскую проверку обязана большая часть экономических субъектов, в том числе коммерческие банки.

Банки должны получать аудиторское заключение установленной формы и ежегодно публиковать отчетность, заверенную аудиторской фирмой.

На основании действующих нормативных актов разработан и применяется Стандарт № 1 аудиторской деятельности в области банковского аудита “Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год”:

Федеральный закон от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ “О банках и банковской деятельности”;

Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации от 10 сентября 1997 года № 64, утвержденное Приказом Банка России от 10 сентября 1997 года № 02–391 (с изменениями и дополнениями);

Положение банка России от 23 декабря 1997 года № 10-II “О порядке составления и представления в Банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за год”;

Правила (стандарты), аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации;

Положение Банка России от 28 августа 1997 года № 509 “Об организации внутреннего контроля в банках”.

Цели и задачи аудиторской деятельности весьма многогранны. Она включает в себя: аудит и сопутствующие аудиту услуги.

Аудит подразделяется на:

  • внутренний;
  • внешний;
  • обязательный;
  • инициативный.

Исходя из приведенной классификации, целесообразно рассматривать цели и задачи аудиторской деятельности. Преимущество в этом отношении имеет именно внешний аудит, цель и основные задачи которого приведены во Временных правилах аудиторской деятельности в Российской Федерации и российских правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

Главная цель внешнего аудита — дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Достижению главной цели способствуют особенности ведения аудиторской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциальность, профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора, использование методов статистики и экономического анализа, применение новых информационных технологий, умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки, доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам, ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок, содействие росту авторитета аудиторской профессии.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Внешний аудит в Российской Федерации с точки зрения направлений аудиторской деятельности подразделяется на:

  • общий аудит;
  • страховой аудит;
  • аудит банков;
  • аудит бирж;
  • аудит внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей.

Основная цель внутреннего аудита — защита интересов инвесторов, банков и их клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов, обеспечения надлежащего уровня надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых банком операций и минимизации рисков банковской деятельности.

Банки осуществляют создание системы внутреннего контроля и формируют службы внутреннего контроля в соответствии с “Положением об организации внутреннего контроля в банках” № 509 от 28 августа 1997 года.

Внутренний аудит организационно представлен как структурное подразделение банка и подчиняется руководителю банка. Для организации и проведения внутреннего аудита рекомендуется разрабатывать методические указания или инструкции, которые должны определять процесс проведения контроля на данном участке работы. Внутренний аудит проводится в соответствии с утвержденными годовыми планами. Руководитель аудита несет полную ответственность за всю организацию и проведение проверки.

Особое внимание в кредитных организациях должно быть направлено на ограничение рисков, принимаемых кредитными организациями, и на обеспечение порядка проведения операций и сделок. Под рисками банковской деятельности понимается возможность потери ликвидности и (или) финансовых потерь (убытков), связанная с внутренними и внешними факторами, влияющими на деятельность банка.

Перечень и определения рисков приводятся в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору “Основополагающие принципы эффективности банковского надзора”: риски, вызываемые последствиями неправомерных или некомпетентных решений отдельных работников. Эти риски возникают в условиях превышения исполнительными лицами банка установленных полномочий по принятию решений, несоблюдения сотрудниками банка установленных процедур проведения операций, а также нарушения правил и этических норм.

Данные риски включают:

  • хищение ценностей;
  • проведение сделок и операций, наносящих банку ущерб, сокрытие результатов таких операций;
  • вовлечение банка в коммерческие взаимоотношения с теневой или криминальной экономикой;
  • риски ликвидности и снижения капитала, формируемые решениями управленческого аппарата;
  • кредитный риск: кредитная деятельность требует определенных суждений относительно кредитоспособности заемщика. Основной риск— это кредитный риск, состоящий в неспособности или нежелании партнера действовать в соответствии с условиями договора. Этот риск имеет отношение не только к кредитованию, но и к другим операциям, которые находят свое отражение в балансе банка или на внебалансовом учете (вложения в ценные бумаги, гарантии, акцепты и др.);
  • cтрановой риск или риск неперевода средств: этот риск связан с экономическими, социальными или политическими условиями страны заемщика;
  • рыночный риск: банки несут риск потерь по балансовым и внебалансовым статьям в связи с движением рыночных цен. Специфическим элементом рыночного риска является валютный риск: банки выступают агентами рынка, устанавливая курс для своих клиентов или поддерживая открытые валютные позиции. Рыночные риски резко возрастают в период потрясений на соответствующих рынках;
  • процентный риск: этот риск связан с влиянием на финансовое состояние банка неблагоприятного изменения процентных ставок. Это риск находит свое отражение как в получаемых банком доходах, так и в стоимости его активов, обязательств и внебалансовых статей, проявляется как по чисто банковским операциям, так и по операциям на финансовых рынках;
  • риск потери ликвидности: этот риск связан с возможным невыполнением банком своих обязательств или необеспечением требуемого роста активов;
  • операционный риск: важнейшие виды операционных рисков связаны с нарушениями процесса внутреннего контроля и управления банком, а также в случае существенного сбоя операционной системы;
  • правовой риск: возникновение такого рода рисков связано с неадекватными или некорректными юридическими советами либо неверно составленной документацией, кроме того, сюда можно отнести несовершенство законодательной базы;
  • риск потери репутации банка: эти риски возникают из операционных сбоев, неспособности действовать в соответствии с определенными законами и инструкциями, а также при подозрении в связях с криминальными структурами или в легализации доходов, полученных преступным путем.

Угроза потери репутации особенно разрушительна для банков, поскольку природа их бизнеса требует поддержания доверия кредиторов, вкладчиков и рынка в целом.

В последнее время во многих организациях роль внутреннего аудита была расширена путем включения в нее оценки качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой и составляющей основу для принятия решений, а также оценки полезности применяемой методики анализа информации. Внутренние аудиторы предпочли бы, чтобы эта тенденция усиливалась и они воспринимались бы в качестве специалистов в области независимой управленческой контролирующей деятельности.

Обязательный аудит проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируется законодательными нормами.

Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта, на основе договора с аудиторской фирмой (аудитором). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

1.3. Этика аудитора

Этика — это система норм нравственного поведения человека или какой-либо общественной или профессиональной группы. Функции аудитора можно сравнить с функциями врача, только объектом благотворного воздействия аудитора является не человек, а предприятие (кредитная организация).

Кратко этические нормы аудиторской деятельности сводятся к независимости, компетентности, добросовестности, объективности.

Профессиональные организации разрабатывают подробные кодексы профессиональной этики аудиторов, стараясь предусмотреть все возможные нюансы их поведения.

В этическом кодексе аудиторов обобщены этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, определены нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество, готовое защищать их от всех возможных нарушений и посягательств. Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм — непременная обязанность и высший долг каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы.

Соблюдение этических норм профессионального поведения гарантируется высокими моральными качествами и профессиональной ответственностью аудиторов, объективной необходимостью поддержать в общественном мнении уважение и доверие к профессии аудитора. Нарушители этических норм профессионального поведения проявляют неуважение ко всему аудиторскому сообществу и наносят ему моральный и материальный ущерб. Сообщество аудиторов осуждает неэтичное поведение отдельных аудиторов и требует их наказания вплоть до исключения из своей среды, лишения квалификационного аттестата и лицензии на проведение аудиторской деятельности.

Каждый нарушитель этики профессионального поведения имеет право на объективное публичное расследование допущенных отступлений от норм, предусмотренных этическим кодексом. По желанию нарушителя расследование может проводиться конфиденциально.

Этический кодекс содержит следующие требования

Соблюдение общепринятых моральных норм и принципов

Аудиторы обязаны придерживаться общечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести; соблюдать правила нормы общей морали, правдивость и честность в поступках и решениях, самостоятельность и объективность в суждениях и выводах, непримиримость к несправедливости.

Соблюдение общественных интересов

Внешний аудитор обязан действовать в интересах общества и всех пользователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика. Защищая интересы клиента в налоговых, судебных и иных органах власти, а также в его взаимоотношениях с иными юридическими и физическими лицами, аудитор должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных и справедливых основаниях. Как только аудитору станет известно, что защищаемые интересы клиента возникли в нарушении закона либо справедливости, он обязан отказаться от защиты.

Объективность аудитора

Объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объем требуемой информации.

Аудиторы не должны представлять факты сознательно неточно или предвзято.

Оказывая любые профессиональные услуги, аудиторы обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты, не допускать, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны могли сказаться на объективности их суждений.

Аудитору следует избегать взаимоотношений с лицами, которые могли бы повлиять на объективность его суждений и выводов, либо немедленно прекращать их, указывая на недопустимость давления на аудитора в любой форме.

Внимательность аудитора

При выполнении профессиональных услуг следует проявить максимальное внимание. Аудиторы должны внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты, адекватно планировать и контролировать работу, проверять подчиненных специалистов.

Независимость аудитора

Аудиторы обязаны отказаться от оказания профессиональных услуг, если имеются обоснованные сомнения в их независимости от организации клиента и ее должностных лиц во всех отношениях. В заключении или в другом документе, составленном в результате оказанных услуг, аудитор обязан сознательно заявить о своей независимости в отношении клиента.

Основные обстоятельства, которые могут нанести ущерб независимости аудитора либо позволяют сомневаться в его фактической независимости:

  • предстоящие (возможные) или ведущиеся судебные (арбитражные) дела с организацией клиента;
  • финансовое участие аудитора в делах организации клиента в любой форме;
  • финансовая и имущественная зависимость аудитора от клиента (например, совместное участие в инвестициях);
  • косвенное финансовое участие (финансовая зависимость) в организации клиента через родственников, служащих фирмы, через основные и дочерние организации и т.д.;
  • родственные и дружеские отношения с директорами и высшим управляющим персоналом клиента;
  • чрезмерная гостеприимность клиента, а также получение от него товаров и услуг по ценам, существенно сниженным относительно реальных рыночных цен;
  • участие аудитора (руководителей аудиторских фирм) в любых органах управления организации клиента, его основных и дочерних организаций;
  • неосторожные рекомендации и советы аудиторов (руководителей аудиторских фирм) о финансовых вложениях в организации, в которых они сами имеют какие-либо финансовые интересы;
  • прежняя работа аудитора в организации клиента либо в управляющей организации на любых должностях;
  • предложения от клиента о назначении аудитора на руководящую и иную должность в организации клиента.

По вышеуказанным обстоятельствам независимость считается нарушенной, если они возникли, продолжали существовать или были прекращены в периоде, за который должны быть выполнены профессиональные аудиторские услуги.

Основные обстоятельства, которые могут нанести ущерб независимости аудиторской фирмы либо позволяют сомневаться в ее фактической независимости:

  • если аудиторская организация участвует в финансово-промышленной группе, в группе кредитных организаций или холдинге и оказывает профессиональные аудиторские услуги организациям, входящим в эту финансово-промышленную либо банковскую группу (холдинг);
  • если аудиторская организация возникла на базе структурного подразделения бывшего или действующего министерства (комитета) или при прямом или косвенном участии бывшего или действующего министерства (комитета) и оказывает услуги организациям, ранее или в настоящее время подчиненным данному министерству (комитету);
  • если аудиторская организация возникла при прямом или косвенном участии банков, страховых компаний или инвестиционных институтов и оказывает услуги организациям, акции которых находятся в собственности, приобретены или приобретались названными выше структурами в период, за который аудиторская фирма должна оказать услуги.

В тех случаях, когда аудитор выполняет по поручению клиента другие услуги (консультирование, составление отчетности, ведение бухгалтерского учета и т. п.), необходимо следить, чтобы они не нарушали независимости аудитора. Независимость аудитора обеспечивается в том случае, когда:

  • консультации аудитора не перерастают в услуги по управлению организацией;
  • нет причин и ситуаций, влияющих на объективность суждений аудитора;
  • персонал, участвовавший в ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, не привлекается к аудиторской проверке организации клиента;
  • ответственность за содержание бухгалтерского учета и отчетности принимает на себя организация клиента.

Профессиональная компетентность аудитора

Аудиторы обязаны обеспечить достаточный профессиональный уровень аудиторских услуг, необходимых клиенту.

Принимая обязательство оказать определенные профессиональные услуги, аудитор должен быть уверен в своей компетентности в данной области, обладать необходимым объемом знаний и навыков, чтобы добросовестно и профессионально выполнить обязательства, гарантировать клиенту аудиторские услуги, основанные на современных методиках с использованием всех, в том числе новейших, нормативных актов.

Аудитор обязан воздерживаться от оказания профессиональных услуг, выходящих за пределы его компетенции, а также не соответствующих его квалификационному аттестату.

Аудиторская фирма может привлечь компетентных специалистов для помощи аудитору в решении поставленных конкретных задач.

Профессиональная компетентность аудитора основывается на общем и специальном высшем образовании, сдаче аттестационных экзаменов, подтверждаемых соответствующими дипломами и аттестатами, а также на опыте непрерывной практической работы по оказанию профессиональных аудиторских услуг совместно с другими специалистами данного профиля и профессионального уровня.

Аудитор обязан постоянно обновлять свои профессиональные знания в области бухгалтерского учета, налогообложения, финансовой деятельности и гражданского права, организации и методов аудита, законодательства, российских и международных норм и стандартов бухгалтерского учета и аудиторской деятельности.

Аудиторская фирма обязана проводить ежегодное обучение аудиторов в объеме не менее 40 учебных часов с обязательным ежегодным контролем знания новых норм и положений, возникших в профессиональной аудиторской деятельности.

Для обеспечения качества выполнения профессиональных услуг аудитор обязан строго следовать российским и международным аудиторским стандартам.

Конфиденциальная информация клиентов

Аудитор обязан сохранить в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними.

Аудитор не должен использовать конфиденциальную информацию клиента, ставшую ему известной при выполнении профессиональных услуг, для своей выгоды или для выгоды любой третьей стороны, а также в ущерб интересам клиента.

Публикация, иное разглашение конфиденциальной информации клиентов не являются нарушением профессиональной этики в случаях:

  • когда это сделано с разрешения клиента, а также с учетом интересов всех сторон, которые она может затронуть:
  • когда это предусмотрено законодательными актами или решениями судебных органов;
  • для защиты профессиональных интересов аудиторов в ходе официального расследования или частного разбирательства проводимого руководителями или уполномоченными представителями клиентов;
  • когда клиент вовлек аудитора в действия, противоречащие профессиональным нормам.

Аудитор отвечает за сохранение конфиденциальной информации помощниками и всем персоналом фирмы.

Налоговые отношения

Аудиторы обязаны неукоснительно соблюдать законодательство о налогообложении во всех аспектах: они не должны сознательно скрывать свои доходы от налогообложения или иным образом нарушать налоговое законодательство в своих интересах либо в интересах других лиц.

При оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор руководствуется интересами клиента. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не должен способствовать фальсификациям в целях уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы.

О выявленных в ходе проведения обязательного аудита фактах нарушения налогового законодательства, ошибках в расчетах и уплате налогов аудитор обязан в письменной форме сообщить администрации клиента и ревизионной комиссии акционерного (хозяйственного) общества и предупредить их о возможных последствиях и путях исправления нарушений и ошибок.

Рекомендации и советы в области налогообложения аудитор обязан представлять клиенту только в письменной форме. При этом он не должен обнадеживать клиента в том, что его рекомендации исключают любые проблемы с налоговыми органами, а также должен предупредить клиента, что ответственность за составление и содержание налоговых деклараций и иной налоговой отчетности лежит на самом клиенте.

Плата за профессиональные услуги

Плата за профессиональные услуги аудитора отвечает нормам профессиональной этики, если она выплачивается в зависимости от объема и качества предоставляемых услуг. Она может зависеть от сложности оказываемых услуг, квалификации, опыта, профессионального авторитета и степени ответственности аудитора.

Размер оплаты профессиональных услуг аудиторов не должен зависеть от достижения какого-либо определенного результата или обусловливаться иными обстоятельствами, кроме указанных выше.

Аудитор не имеет права получать плату за профессиональные услуги наличными деньгами сверх общеустановленных норм расчетов.

Аудитор обязан воздерживаться от выплаты и получения комиссионных за приобретение или передачу клиентов либо передачу кому бы то ни было услуг третьей стороны.

Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и письменно закрепить условия и порядок платы за свои профессиональные услуги. Заранее объявлять о расценках за оказываемые услуги аудитор не обязан.

Сомнения в соблюдении профессиональной этики вызывает ситуация, когда плата одного клиента составляет всю или большую часть годовой выручки аудитора за оказанные профессиональные услуги.

Отношения между аудиторами

Аудиторы обязаны доброжелательно относиться к другим аудиторам, воздерживаться от необоснованной критики их деятельности и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам.

Аудитор должен воздерживаться от нелояльных действий в отношении коллеги при замене клиентом аудитора, содействовать вновь назначенному аудитору в получении информации о клиенте и о причинах замены аудитора. Информирование вновь назначенного аудитора проводится в письменной форме с соблюдением норм.

Вновь приглашенный аудитор, если такое приглашение сделано не по результатам конкурса, проведенного клиентом, прежде чем согласиться на предложение, обязан направить письменный запрос прежнему аудитору и убедиться, что не существует профессиональных причин для отказа от него.

Вновь приглашенный аудитор, не получивший ответа от прежнего аудитора на свой запрос в течение приемлемого времени и, несмотря на предпринятые усилия, не имеющий иной информации об обстоятельствах, препятствующих его сотрудничеству с данным клиентом, имеет право дать положительный ответ на полученное предложение.

Аудитор имеет право в интересах своего клиента и с его согласия приглашать для оказания профессиональных yслуг других аудиторов и иных специалистов. Отношения с другими аудиторами (специалистами), привлекаемыми дополнительно, должны быть деловыми и корректными.

Аудиторы (специалисты), дополнительно привлекаемые к оказанию услуг, обязаны воздерживаться от обсуждения с представителями клиента деловых и профессиональных качеств основных аудиторов, проявлять максимальную лояльность к пригласившим их коллегам.

Отношения сотрудников с аудиторской фирмой

Аттестованные аудиторы, согласившиеся стать сотрудниками аудиторской фирмы, обязаны лояльно относиться к ней, всей своей деятельностью способствовать авторитету и дальнейшему развитию фирмы, поддерживать деловые, доброжелательные отношения с руководителями и иными сотрудниками фирмы, руководителями и персоналом клиентов.

Взаимоотношения сотрудников и аудиторской фирмы должны основываться на взаимной ответственности за выполнение профессиональных обязанностей, на преданности и непредубежденности, постоянном совершенствовании организации аудиторских услуг, их профессионального содержания.

Аудиторская фирма обязана разрабатывать методы профессиональной деятельности, обобщать нормативные акты, снабжать ими своих сотрудников, постоянно заботиться о повышении их профессиональных знаний и качеств.

Аудиторы, работающие в аудиторской фирме, обязаны добросовестно выполнять свою работу, постоянно совершенствоваться профессионально, осторожно и взвешенно подходить к содержанию документов, направляемых клиентам, во взаимоотношениях с ними руководствоваться профессиональными нормами и интересами фирмы.

Аттестованный аудитор, часто меняющий аудиторские фирмы либо внезапно покидающий ее и тем самым наносящий фирме определенный ущерб, нарушает профессиональную этику.

Специалисты, перешедшие в другую аудиторскую фирму, обязаны воздерживаться от осуждения или восхваления своих прежних руководителей и коллег, от обсуждения с кем бы то ни было организации и методов работы в прежней фирме; не должны разглашать известную им конфиденциальную информацию и документы аудиторской фирмы, с которой они прекратили трудовые отношения.

Руководители (сотрудники) аудиторской фирмы воздерживаются от обсуждения с третьими лицами профессиональных и личных качеств своих бывших сотрудников и коллег, за исключением случаев, когда эти бывшие сотрудники нанесли своими действиями существенный ущерб профессии и законным интересам фирмы.

По запросу руководителя аудиторской фирмы, в которую устраивается на работу аудитор, руководитель аудиторской фирмы, сотрудником которой ранее являлся данный аудитор, может дать письменную рекомендацию с указанием профессиональных и личных качеств аудитора.

Аудитор, по тем или иным причинам покидающий аудиторскую фирму, обязан добросовестно и в полном объеме передать фирме всю имеющуюся у него документацию и иную профессиональную информацию.