Корпоративный менеджмент, https://www.cfin.ru

Адрес документа: https://www.cfin.ru/press/afa/1999-3/05-2.shtml
Обновлено: 24.01.2018

Учет специфики инвестиционных проектов при оценке их эффективности

Смоляк С.А.

Журнал "Аудит и финансовый анализ"

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РЕАЛИЗУЕМОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА

В проектных материалах должен быть описан организационно-экономический механизм реализации проекта. Что это такое и зачем он нужен?

Организационно-экономический механизм реализации проекта — форма взаимодействия участников проекта.

В общем случае он включает:

  • нормативные документы, на основе которых осуществляется взаимодействие участников;
  • условия финансирования инвестиций;
  • особые условия оборота продукции и ресурсов между участниками (например, использование бартерного обмена, предоставление товарных кредитов, использование льготных цен для взаимных расчетов, безвозмездная передача основных средств в постоянное или временное использование и т.п.);
  • обязательства участников по совместным действиям при реализации проекта, гарантии таких обязательств и санкции за их нарушение;
  • меры по взаимной финансовой, организационной и иной поддержке, включая меры государственной поддержки проекта и/или его участников в различных формах. Такая поддержка может быть как организационной (например, разрешение на реализацию проекта или включение проекта в федеральные программы), так и финансовой (например, бюджетное финансирование или налоговые льготы);
  • систему управления реализацией проекта, обеспечивающую (при возможных изменениях условий реализации) должную синхронизацию деятельности участников, защиту интересов каждого из них и своевременную корректировку их последующих действий в целях успешного завершения проекта;
  • основные особенности учетной политики участников.
  • Знать организационно-экономический механизм реализации проекта надо по трем причинам. Прежде всего, без этого нельзя быть уверенным в том, что проект реализуется вообще, а не сорвется из-за прихоти любого участника. Главное, однако, в другом — не зная учетной политики участника, условий его взаимоотношений с другими участниками, нельзя правильно определить (или оценить правильность рассчитанных в проектных материалах) ни результатов работы участника, ни его затрат, а именно это и является самым главным, что определяет выгодность проекта. И, наконец, правильно подобранный организационно-экономический механизм может не только повысить эффективность проекта, но и сделать его менее рискованным.

    “Увидеть” организационно-экономический механизм какого-нибудь проекта не просто. “Внутри” этого механизма скрыты разнообразные “детали”, в которых, собственно, и заключена специфика механизма. На некоторых таких “деталях” можно остановиться.

    Эффективность проекта оценивается соотношением затрат и доходов. Однако и величина затрат (доходов) и даже формула, по которой они рассчитываются, в реальном проекте определится именно механизмом взаимоотношений участников проекта и их учетной политикой. При разработке проекта обычно сопоставляется несколько его вариантов, которые могут различаться не только техническими параметрами, но и организационно-экономическим механизмом. Поэтому, если рассматривать проектирование как процесс выработки лучшего варианта проекта, то оно должно предусматривать и оптимизацию организационно-экономического механизма реализации проекта, включая и учетную политику.

    Пример 1. Проект предусматривает передачу оборудования одним заводом другому в долгосрочную аренду. Здесь имеет значение, страхует ли оборудование арендодатель или арендатор. В первом случае арендодатель сразу платит страховку, а арендатор покрывает эти расходы постепенно через более высокую арендную плату. Во втором случае арендатор будет платить несколько меньшую арендную плату, зато вначале понесет дополнительные единовременные расходы по страхованию. Легко видеть, что для обоих заводов эти два варианта могут быть неравновыгодны (неравноэффективны, см. ниже).

    То, что, не зная схемы финансирования проекта, нельзя оценить его эффективность, очевидно. Однако это относится не только к “внешнему”, но и к “внутреннему” финансированию. Так, если часть доходов от проекта резервируется для финансирования предстоящих расходов (скажем, в виде ремонтного фонда), денежные потоки по проекту и его эффективность меняются. Если предусмотреть в проекте вместо реинвестирования части прибыли выплату ее в виде дивидендов с одновременным получением инвестиционного займа, эффективность проекта также изменится.

    Обычно проект предусматривает использование заемных средств. Первая проблема, которая здесь возникает — что именно может служить залогом таких займов. Рассмотрим три подобных возможности.

    Земельный участок. Он, действительно, мог бы выступать в качестве залога, если бы в стране было развито ипотечное кредитование, а земля была бы объектом купли-продажи. К сожалению, пока этого нет, земельные участки могут быть только предметом спекулятивных, а не инвестиционных операций.

    Имеющиеся здания и оборудование. Они тоже могут быть предметом залога, однако имеют слишком низкую ликвидность, а их балансовая стоимость имеет мало отношения к рыночной. По этой причине в проектных материалах целесообразно указывать как само имущество, могущее выступать предметом залога, так и его рыночную стоимость.

    Приобретаемое оборудование. Использование его как залога также связано с рядом проблем. Первая сводится к невозможности быстро реализовать данное оборудование (проблема ликвидности). Вторая состоит в том, что целью займа является не только приобретение, но и доставка и монтаж оборудования. Если заимодавец захочет реализовать данное оборудование, он в лучшем случае возместит его стоимость, но не затраты на доставку и монтаж. Поэтому для приобретения оборудования нужен залог на сумму примерно на 20-30 % выше его стоимости. Какое имущество будет этим залогом, должно отражаться в описании организационно-экономического механизма проекта.

    Другой элемент организационно-экономического механизма проекта относится к ценообразованию и условиям взаимных расчетов. В общем случае обычно предполагается, что любые товары, работы и услуги оплачиваются по рыночным ценам. Однако для отдельных типов проектов ситуация может быть иной.

    Пример 2. Если акционером создаваемого предприятия будет потребитель его продукции, проект может предусматривать продажу ему продукции по льготным ценам.

    Пример 3. Проект освоения нового месторождения, реализуемый вертикально интегрированной структурой типа “Лукойл” предусматривает продажу добытого углеводородного сырья нефтегазотранспортному предприятию, входящему в ту же структуру. При этом цена продажи устанавливается централизованно и может отличаться от рыночной (тем самым обеспечивается воздействие структуры на распределение денежных потоков между входящими в нее предприятиями, хотя одновременно искажаются показатели эффективности функционирования этих предприятий).

    Важным элементом организационно-экономического механизма является учетная политика предприятия. В широком смысле учетная политика охватывает совокупность способов и методов бухгалтерского учета. В узком смысле она представляет собой документ, который называется “Положение об учетной политике предприятия на. год” и утверждается руководителем предприятия. Оно регистрируется в государственных органах и определяет методику и технику бухгалтерского учета на предприятии на достаточно длительный срок. В частности, учетная политика определяет, какую продукцию считать “готовой”, а какую — “реализованной”, порядок учета затрат на проведение ремонта основных средств, способ погашения стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов, метод определения себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, методы распределения отдельных видов общепроизводственных расходов по видам продукции, метод начисления амортизации и др. Ремонт помещений или оборудования и некоторые иные работы осуществляются на предприятии периодически с целью обеспечить функционирование производства в течение относительно продолжительного времени. Затраты на такие работы не всегда удобно относить на себестоимость продукции в том месяце, когда эти работы выполнялись — их обычно “распределяют” на несколько месяцев (поэтому в учете они именуются “расходами будущих периодов”). На сколько именно месяцев нужно распределить каждый вид таких затрат, также определяется учетной политикой. Допускается и третий вариант — финансирование таких затрат из специального (ремонтного) фонда, формируемого за счет равномерно производимых и относимых на себестоимость отчислений. Нетрудно убедиться, что при каждом из этих вариантов оценка эффективности и реализуемости одного и того же проекта будет своя. Например, если относить на себестоимость затраты на ремонт в том периоде, когда они производятся, у предприятия может не хватить денежных средств для проведения дорогостоящего капитального ремонта, особенно, если при этом необходимо останавливать производство. Если же производить значительные равномерные отчисления в ремонтный фонд, то при наличии средств в этом фонде их нельзя будет израсходовать, скажем, на погашение кредита (формально проект будет реализуем, поскольку деньги на счетах предприятия есть, а фактически — нет, поскольку их нельзя использовать ни на что, кроме ремонта).

    Мы видим, что в зависимости от учетной политики меняется и прибыль предприятия, а соответственно — налог на прибыль, чистая прибыль и размеры выплачиваемых акционерам дивидендов.

    Продолжение статьи...


    © 1998-2023 Дмитрий Рябых