Библиотека управления

Как выбрать форму ведения бизнеса

Действующее законодательство предусматривает следующие основные организационно-правовые формы предприятий:

  • хозяйственные товарищества и общества;
  • производственные кооперативы;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • потребительские кооперативы;
  • общественные, религиозные организации (объединения);
  • учреждения;
  • благотворительные и иные фонды.

Помимо учета налоговых последствий, при выборе той или иной формы целесообразно исходить из следующих соображений: размер ответственности, легкость и простота смены участников и т.д. вместе с тем возникает следующий аспект: существуют ли различия по формированию себестоимости для указанных организационно-правовых форм? Такие различия имеются.

В некоторых случаях налоговые последствия выбора организационно-правовой формы открытого акционерного общества будут заключаться в увеличении расходов по производству и реализации продукции путем включения в себестоимость стоимости услуг держателя реестра акционеров. То же можно сказать и о предприятиях с иностранным капиталом. Если у финансового менеджера есть основания для регулярного проведения независимого контроля и оценки финансовой деятельности предприятия, то учредители предприятия могут пригласить в качестве совладельца иностранную компанию. При этом стоимость таких регулярных аудиторских услуг будет относиться на себестоимость. В таком случае, два совершенно одинаковых во всем остальном предприятия (одно с иностранным акционером, другое — без) будут различаться размером себестоимости и, следовательно, чистой прибыли после уплаты налогов (табл. 1).

Таблица 1. Определение чистой прибыли для разных предприятий

Показатели

Предприятие с иностранным учредителем (акционером)

Предприятие без иностранного учредителя (акционера)

Прибыль, полученная налогоплательщиком

1000

1000

Себестоимость

700 (в т.ч. стоимость обязательного аудита — 100)

600

Налоговая база

300

400

Налоговая ставка

20%

20%

Сумма налога на прибыль

60

80

Чистая прибыль

240

320 — 100 (услуги аудиторов) = 220

Акционерные общества не только регистрируют выпуск акций (в некоторых случаях — проспект эмиссии), но и, в отличие от хозяйственных товариществ, уплачивают государственную пошлину за их регистрацию.

В тех странах, где правовые системы предусматривают возможность создания товарищества для осуществления деятельности, налоговое планирование также сосредоточено вокруг выбора между корпоративной формой налогообложения и партнерством. Товарищество, как правило, не является налогоплательщиком, а каждый участник такой совместной деятельности самостоятельно уплачивает налоги, основой исчисления которых служит часть прибыли, распределенной партнерами в его пользу.

При работе предприятия через сеть филиалов отпадает необходимость трудоемкого процесса расчета доли прибыли, которая приходится на структурное подразделение (если филиал имеет отдельный баланс и расчетный счет). Руководитель филиала, как уполномоченный представитель предприятия, может самостоятельно вести бухгалтерскую и иную отчетность. Филиал на налоговый учет не становится, но может уплачивать налоги от имени предприятия. В связи с этим передача имущества предприятием своему филиалу в настоящее время не рассматривается как налогооблагаемый оборот по НДС. Это создает для предприятия меньше проблем. Однако, только предприятие, как юридическое лицо, обязано становиться на налоговый учет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения его обособленных подразделений (в том числе филиалов), месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, принадлежащих ему (предприятию). Предприятие должно платить налоги и представлять в налоговые органы налоговую отчетность (особенно это касается обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного счета). Выгодно ли предприятию иметь структурные подразделения с точки зрения налогообложения? Рассмотрим следующий пример.

Фактическая среднесписочная численность работников по организации в целом составляет за первое полугодие 10000 чел., в т.ч. по обособленному подразделению 2000 чел., стоимость основных производственных фондов — соответственно 26000 и 4000 тыс. руб. Исходя из этого удельный вес среднесписочной численности работников обособленного подразделения в среднесписочной численности работников организации в целом составит 20% (2000 / 10000 × 100%), соответственно стоимость основных производственных фондов — 15,38% (4000 / 26000 × 100%). Тогда средняя величина удельного веса составит 17,69% ((20% + 15,38%) / 2). Если структурное подразделение не имеет основных производственных фондов, то соответственно средняя величина удельного веса составит 10%. Если общая прибыль предприятия составила 100000 руб., то доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение будет равна 17690 руб. Эта сумма должна быть обложена налогом на прибыль по ставке, действующей на территории субъекта РФ. Допустим, что по месту нахождения предприятия действует максимальная ставка, т.е. 20%, а по месту нахождения обособленного подразделения в бюджет субъекта РФ налог уплачивается по ставке 15,5%. Тогда, предприятие по месту своего нахождения будет платить налог в размере (100000 — 17690) × 20% / 100% = 16462 руб., а по месту нахождения обособленного подразделения сумма налога составит 17690 × 15,5% / 100% = 2742 руб. Вывод: в данном случае предприятию выгодно иметь обособленное подразделение на территории другого субъекта РФ.

Важные правовые последствия имеет создание организацией дочерних и зависимых предприятий. Во-первых, законодательно закрепляется солидарная ответственность основного предприятия по сделкам дочернего предприятия, заключенным по указаниям основного предприятия. Кроме того, закреплена субсидиарная ответственность основного предприятия при банкротстве дочернего предприятия.

Во-вторых, головное предприятие обязано представлять сводную бухгалтерскую отчетность.

В-третьих, хотя действующим законодательством не предусматривается каких-либо льгот или налоговых вычетов для подобных групп, возможно создание консолидированной группы налогоплательщиков. Это означает, например, что предприятия, составляющие консолидированную группу, вправе уплачивать один общий налог на прибыль или налог на добавленную стоимость. В некоторых случаях такое объединение налоговой ответственности может приводить к значительной экономии издержек по составлению и проверке налоговой отчетности, перечислению сумм налога в бюджет.

Операции между участниками консолидированной группы для целей налогообложения приравниваются к операциям между структурными подразделениями предприятия, по крайней мере, в отношении налогов, по которым консолидированная группа выступает в качестве единого налогоплательщика.

Для достижения существенной налоговой экономии может быть использована форма малого бизнеса. В некоторых случаях учредителям предприятия предпочтительнее получить для него статус субъекта малого предпринимательства и перейти на упрощенную систему исчисления и уплаты налогов.

При занятии определенным видом деятельности, при наличии определенного количества работников, а также при соблюдении некоторых других критериев целесообразно рассмотреть возможность приобретения статуса малого предприятия. Субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в значительной степени снижают свои налоговые обязательства.