Библиотека управления

Конкурентоспособность региона

А.В. Ермишина к.э.н., доцент кафедры экономики и предпринимательства, эксперт Южнороссийского центра технологизации региональной и муниципальной деятельности Института экономики и внешнеэкономических связей Ростовского государственного университета

Преодоление системной угрозы, связанной со вступлением России в ВТО, возможно через обеспечение конкурентоспособности региона. При этом под конкурентоспособностью региона как субъекта рыночных отношений понимается способность выступать на рынке наравне с конкурирующими субъектами.

Конкурентоспособность региона определяется как наличием тех или иных конкурентоспособных отраслей или сегментов отрасли, так и способностью региональных органов власти создать условия региональным предприятиям для достижения и удержания конкурентного преимущества в определенных областях.

Ведущая роль в достижении конкурентной устойчивости региона принадлежит кластерам, т.е. сконцентрированным по географическому признаку группам взаимосвязанных предприятий, специализированных поставщиков услуг, а также связанных с их деятельностью некоммерческих организаций и учреждений в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и взаимодополняющих друг друга. [1, 206, 207] Именно кластеры создают критическую массу, необходимую для конкурентного успеха в определенных отраслях.

Поэтому одна из задач в системе повышения конкурентоспособности региона – выявить потенциал кластеризации региона.

Для решения этой задачи необходимо проведение анализа конкурентной устойчивости предприятий региона, под которой понимается укорененность хозяйствующих субъектов в среде, их способность поддерживать в долгосрочном периоде собственную индивидуальную конкурентоспособность при использовании возможностей внешней среды.

Анализ конкурентной устойчивости отдельных предприятий дополняется анализом конкурентной устойчивости отрасли, то есть группы предприятий региона, выпускающих однородную или технологически почти однородную продукцию.

Анализ конкурентной устойчивости проводится в три этапа:

  • количественный анализ конкурентной устойчивости, то есть определение рыночной позиции отраслей региона;
  • качественный анализ наличия и состава ресурсной базы, необходимой для обеспечения конкурентоспособности предприятий региона в определенных областях, т.е. условий конкурентной устойчивости.
  • выявление тех конкретных секторов экономики, в которых возможно достижение конкурентных преимуществ предприятий региона, т.е. анализ кластеров.

1 Количественный анализ конкурентной устойчивости

Статистическими показателями, отражающими конкурентную устойчивость отрасли в регионе и потенциал его кластеризации, могут служить коэффициент локализации данного производства на территории региона, коэффициент душевого производства и коэффициент специализации региона на данной отрасли.

Коэффициент локализации рассчитывается отношением удельного веса данной отрасли в структуре производства региона к удельному весу той же отрасли в стране. Расчеты могут быть произведены по объему произведенной продукции (КлПП), основным производственным фондам (КлОФ), численности основного персоналалЧП), производительности труда (КлПТ), фондоотдаче лФО), инвестициям в основной капитал лИН), иностранным инвестициям лИИ),, экспорту лЭК) и импорту лИМ).

Коэффициент душевого производства (КД) исчисляется отношением удельного веса отрасли региона в соответствующей структуре отрасли страны к удельному весу населения региона в населении страны.

Коэффициент специализации региона на данной отрасли (КС) определяется как отношение удельного веса региона в стране по данной отрасли к удельному весу региона в ВВП страны.

Если расчетные показатели больше или равны единице, следовательно, данные отрасли выступают как отрасли рыночной специализации и в них либо существуют кластеры, либо их создание является возможным. При формировании кластеров и выборе из них наиболее приоритетных необходимо оценить динамику коэффициентов локализации, так как увеличение значения показателей в динамике свидетельствует о возможных дальнейших перспективах роста кластеров, а снижение – о возможной необходимости расширения ассортимента выпускаемой продукции, необходимости модернизации производства или о неперспективности кластера в будущем.

Ранжирование отраслей по этим показателям определяет приоритетность анализа отраслей на следующем этапе. При этом нет оснований для исключения каких-либо отраслей из следующего этапа.

2 Качественный анализ условий конкурентной устойчивости

Количественный анализ предприятий и отраслей дополняется качественным.

Результаты данного этапа анализа – определение наличия и состава ресурсной базы, необходимой для обеспечения конкурентоспособности региона в определенных секторах экономики. Эти результаты формируются на основе анализа комплекса условий, каждое из которых в отдельности и все вместе, составляют основу конкурентной устойчивости:

  • Факторы производства, необходимые для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли.
  • Спрос на внутреннем рынке для продукции отрасли.
  • Конкурентоспособные отрасли-поставщики или другие сопутствующие отрасли в данном регионе.
  • Факторы, мотивирующие формирование эффективных стратегий организации и управления предприятиями, важнейшим из которых является конкуренция на внутреннем рынке.

Специфика отрасли определяет разную важность этих условий. Оценка наличия условия может быть количественной или качественной. Качественная оценка возможна на основе результатов специализированных опросов руководителей исследуемых предприятий.

2.1 Факторы производства

Качественная оценка наличия и доступности природных, материальных, трудовых, инфраструктурных и прочих факторов производства (доступны/недоступны)

2.2 Спрос на внутреннем рынке

Спрос на внутреннем рынке для продукции отрасли оценивается с помощью количественных и качественных показателей.

В ряду количественных показателей выступают следующие:

  • доли продукции отрасли, реализуемой в пределах региона, в пределах федерального, в России, в постсоветских республиках, за рубежом и их динамика в последние 3-5 лет;
  • коэффициент межрегиональной товарности (рассчитывается как отношение вывоза из района данной продукции к ее региональному производству);
  • доля аналогичной продукции производителей других регионов, реализуемой в исследуемом регионе, в том числе импортной.

Среди качественных показателей необходимо оценить уровень требовательности покупателей региона к ассортименту, новизне и качеству данной продукции (высокий/средний/низкий).

Анализ количественных и качественных показателей интегрируется в сводную оценку внутреннего спроса – “заинтересованный/безразличный”

2.3 Конкурентоспособные отрасли-поставщики или другие сопутствующие отрасли в данном регионе

Оценка данного условия имеет определяющее значение для заключения о наличии кластера и об условиях его конкурентной устойчивости. В анализе используются количественные и качественные показатели.

Количественными показателями выступают доли поставщиков отрасли, расположенных в пределах региона, в пределах федерального округа, в России, в постсоветских республиках, за рубежом и динамика их поставок в последние 3-5 лет.

В ряду качественных необходимы оценки следующих составляющих:

  • наличие и степень активности профессиональных некоммерческих организаций в данной отрасли (ассоциаций, союзов);
  • наличие и степень активности научно-исследовательских организаций, связанных с данной отраслью;
  • наличие и уровень учреждений профессионального образования, связанных с данной отраслью;
  • наличие и степень активности некоммерческих организаций, содействующих данной отрасли;
  • заинтересованность и степень содействия государственных учреждений предприятиям данной отрасли;
  • наличие и степень содействия организаций СМИ данной отрасли.

Анализ количественных и качественных показателей интегрируется в сводную оценку родственных и поддерживающих отраслей – “присутствуют/отсутствуют”

2.4 Факторы, мотивирующие формирование эффективных стратегий

Факторы, мотивирующие формирование эффективных стратегий организации и управления предприятиями, в том числе конкуренция на внутреннем рынке, оцениваются с помощью качественных показателей (присутствуют/отсутствуют). >

Полученные оценки позволяют сформировать шестнадцать первичных групп отраслей, которые в результате укрупненной группировки объединяются в три группы:

  • отрасли с высоким потенциалом существования кластера, нуждающиеся в информационной поддержке и минимальном управляющем воздействии;
  • отрасли, в которых возможно создание кластеров при целенаправленных длительных управляющих воздействиях;
  • отрасли, в которых создание кластеров требует значительных издержек, несопоставимых с ожидаемым эффектом.

Проведение следующего этапа целесообразно для первых двух групп отраслей.

3 Анализ кластеров

Результаты третьего этапа анализа – определения характера управляющих воздействий на конкурентоспособность региона - формируются на основе анализа кластеров предприятий региона. Анализ кластеров может производиться в различных направлениях: институциональная организация кластеров, внутренняя мотивация инициирования и поддержания кластеров, сравнительная конкурентоспособность участников кластера, стратегический потенциал кластеров.

3.1 Институциональная организация кластеров

В ходе кластерного анализа выявляются группы кластеров, характеризующиеся следующими признаками:

  • структурированность (наличие организации);
  • устойчивость (постоянный состав участников);
  • наблюдаемость (для государственной и муниципальной статистики).

Эти признаки позволяют сформировать восемь групп кластеров.

3.2 Внутренняя мотивация инициирования и поддержания кластеров

Кроме того, для формирования кластеров необходимо учесть мотивацию участников. Здесь возможны следующие основания кластеризации (мотивы):

  • производство однородной продукции;
  • однородность основных покупателей – крупных государственных или полугосударственных структур;
  • обеспечение мобильности труда и капитала внутри кластера;
  • другие мотивы

3.3 Сравнительная конкурентная сила участников кластера

Фактором, определяющим конкурентную силу кластера, может быть конкурентная сила его отдельных участников. Здесь возможны следующие модели:

  • кластер с примерно одинаковой конкурентной силой участников;
  • кластер, где конкурентная сила центральных участников значительно превосходит конкурентную силу остальных;
  • кластер, в котором конкурентная сила периферийных участников намного превосходит конкурентную силу центральных;
  • кластер, состоящий из конкурентно слабых участников.

3.4 Конкурентная сила кластеров

В качестве критериев оценки стратегического потенциала кластеров могут использоваться следующие:

    1. темп роста продукции отраслей, в которых заняты центральные предприятия кластера в сравнении с темпом роста экономики в целом (отраслевой рост);
    2. темп роста продукции кластера в сравнении с темпом роста отрасли в целом (кластерный рост);
    3. доля продукции отраслевого кластера в валовом региональном продукте.
    4. Для расчета необходимы статистические показатели в динамике за 3-5 последних лет:

      • темп роста отрасли: объем произведенной продукции данной отрасли по РФ в натуральном выражении, сопоставимых ценах и фактических ценах;
      • темп роста экономики в целом: ВВП РФ;
      • темп роста доли исследуемых предприятий: объем произведенной продукции центральных предприятий кластера в натуральном выражении; сопоставимых ценах и фактических ценах;
      • доля продукции отраслевого кластера в валовом региональном продукте: объем произведенной продукции предприятий, (потенциально) составляющих кластер в натуральном выражении; сопоставимых ценах и фактических ценах.

      В качестве критериев оценки показателей могут выступать следующие:

      высокий темп отраслевого роста (+) - темп роста отраслей, в которых заняты центральные предприятия кластера, превышает темп роста экономики в целом на 5 и более п.п.;

      высокий темп кластерного роста (+) - темп роста доли исследуемых предприятий выше темпа роста отрасли в целом на 5 и более п.п. (кластерный рост);

      высокая доля в ВРП (+) - доля продукции отраслевого кластера в валовом региональном продукте превышает 5%.

      Эти критерии позволяются выявить восемь типов кластеров и определить степень их стратегической важности для региона. В соответствии с этими типами и степенью стратегической важности выбирается комплекс управляющих воздействий с целью поддержки, инициирования или реструктуризации кластеров. (Таблица)

      Технологии поддержки, инициирования, масштабирования и реструктуризации кластеров разрабатываются в соответствии со спецификой отраслевых кластеров. Результатом управляющих воздействий является повышение индивидуальной конкурентной устойчивости предприятий, составляющих кластер и конкурентной силы самих кластеров.

      Таблица 3. – Стратегический анализ кластеров

      Характеристика типа кластера

      Стратегическая важность для региона

      Управляющие воздействия

      1. Высокий темп отраслевого роста в сочетании с высоким темпом кластерного роста и высокой долей в ВРП (+++)

      критическая важность для региона

      активная поддержка

    5. Низкий темп отраслевого роста в сочетании с высоким темпом кластерного роста и высокой долей в ВРП (-++)
    6. критическая важность для региона

      активная поддержка

    7. Высокий темп отраслевого роста в сочетании с низким темпом кластерного роста и высокой долей в ВРП (+-+)
    8. критическая важность для региона

      активная поддержка, инициирование кластеров

    9. Низкий темп отраслевого роста в сочетании с низким темпом кластерного роста и высокой долей в ВРП (--+)
    10. проблемная важность для региона

      реструктуризация кластера с целью повышения потенциала его роста

    11. Высокий темп отраслевого роста в сочетании с высоким темпом кластерного роста и низкой долей в ВРП (++-)
    12. средняя важность для региона

      не мешать

    13. Высокий темп отраслевого роста в сочетании с низким темпом кластерного роста и низкой долей в ВРП (+--)
    14. средняя важность для региона

      не мешать

    15. Низкий темп отраслевого роста в сочетании с высоким темпом кластерного роста и низкой долей в ВРП (-+-)
    16. средняя важность для региона

      не мешать

    17. Низкий темп отраслевого роста в сочетании с низким темпом кластерного роста и низкой долей в ВРП (---)
    18. относительная незначимость для региона

      реструктуризация предприятий с целью высвобождения ресурсов

      Таким образом, многофакторный кластерный анализ позволяет выявить потенциальные возможности региона в обеспечении конкурентоспособности при вступлении России в ВТО.

      Литература

      1. Портер М.Э. Конкуренция.: Пер. с англ..: Уч. пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 495 с.: ил.