Библиотека управления

Потребительские инновации в организациях

Первова Н.Ю Монография «Управление потребительскими инновациями на предприятиях».
БГТУ Им.В.Г.Шухова (СКФ)

Оглавление

Предисловие

Социально-экономические преобразования, осуществляемые в России, предполагают активный поиск инновационных путей и средств для кардинального обновления управления бизнесом. Ключевым фактором экономического роста и эффективности развития организации в современных условиях становятся нововведения. После эпох эффективности (50—60-е годы XX в.), качества (70—80-е годы), гибкости (80— 90-е годы) нынешнее время можно назвать эпохой инноваций. Инновационная деятельность — единственно реальный способ обеспечения устойчивого конкурентного преимущества для большинства компаний, которым можно успешно пользоваться как в настоящий момент, так и в будущем.

Изучение практики и тенденций развития инноваций в России и других странах мира показало, что на первый план выходят проблемы эффективной работы с потребителем, от которой зависит успех коммерческой реализации инноваций. Конец ХХ века знаменуется для человечества вступлением в новую эру и характеризуется двумя важными событиями, оказавшими глубокое влияние на дальнейшее развитие экономических отношений. Это глобализация рынков и информационная революция. Благодаря этим фактам, клиенты получили настоящую свободу выбора. С одной стороны, глобализация способствовала резкому увеличению числа компаний, конкурирующих в одной товарной категории, за счет выхода на внутренние рынки иностранных игроков. С другой стороны, информационные технологии, в первую очередь Интернет, обеспечили легкий доступ основной части населения развитых стран к необходимой информации о товарах и услугах. Власть над рынком уверенно переходит в руки потребителей, а это означает, что в будущем компаниям предстоит бороться уже не за пассивные целевые рынки – им придется овладевать стратегиями активного сотрудничества с клиентами, что и станет залогом их дальнейшего успеха.

В результате возникает новый рынок с новым набором потребностей - «рынок потребителя», и этот рынок требует управления ориентированного на клиентов. Однако при общем согласии относительно ключевой роли понимания нужд потребителя для успеха процесса коммерциализации инноваций в целом, мнения о том, как это понимание должно быть достигнуто, существенно расходятся. Обнаружено, что маркетинговые исследования равной тщательности были выполнены и для успешных, и для невостребованных рынком продуктов. Таким образом, простое увеличение внимания к исследованиям рынка не приводит к лучшему пониманию нужд потребителей и увеличению вероятности успеха нового продукта на рынке.

Одним из вариантов решения данных задач и реализации клиентоориентированной стратегии является использование потребительских инноваций. Это требует более подробной детализации управления инновационными процессами, с целью выработки конкретных рекомендаций к применению.

Ориентация на клиентов не явилась данностью, она появилась в ходе исторического развития экономических отношений и это нельзя игнорировать, так как это становится для компаний основой выживания и развития. Поэтому основным направлением совершенствования работ по осуществлению инновационной деятельности становится практическая интеграция основных положений клиентоориентированной организации в механизм управления инновациями. Данный подход не исключает другие подходы к инновационной деятельности, а наоборот дает им определенную базу знаний о потребителях.

Актуальность этой проблематики для российских предприятий, а также недостаточная научная и практическая проработка этих вопросов, обусловили выбор темы исследования. Целью исследования является разработка методических подходов по организации механизма управления потребительскими инновациями и разработка методов оценки эффективности инновационной деятельности в разрезе потребительской эффективности.

Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие основные задачи:

  • анализ источников и сущности потребительских инноваций;
  • исследование особенностей и классификация потребительских инноваций;
  • рассмотрение потребительских инноваций как инструмента управления инновационным процессом в рамках клиентоориентированного подхода;
  • анализ управленческих технологий, необходимых для создания потребительских инноваций на предприятии;
  • разработка методов получения, отбора и стимулирования потребительских инноваций;
  • разработка методики оценки эффективности потребительских инноваций;
  • определение основных направлений развития потребительских инноваций с использованием Интернет – технологий.

Объектом исследования являются предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью.

Предметом исследования являются отношения в процессе создания и использования потребительских инноваций. Теоретические и методические основы исследования. Методологическую основу выполненного исследования составили принципы диалектического развития явлений и закономерностей инновационной деятельности на предприятии; системный подход, при котором инновационная деятельность рассматривается в рамках клиентоориентированной стратегии управления предприятием; ситуационный анализ, моделирование и другие общенаучные методы познания.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов. Большое значение для методологической проработки темы исследования в части раскрытия теоретических основ инноватики имели работы Н.Д. Кондратьева, Й Шумпетера, Г.Менша, А.Клайнехта, Ф.Фримена и других видных экономистов ХХ века. Вопросам управления инновационными процессами на предприятиях посвящены работы П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Р.А. Фатхутдинова и другие. Основные положения теории поведения потребителей в рыночной экономике разработаны такими зарубежными авторами, как Андерсон З., Керр К., Котлер Ф., Ламбен Ж.Ж. , Райчхельд Ф., Прахалад К. и д.р., а так же отечественными учеными Черкашиным П. А.., Лосевым С.В., Голубковым Е.П., Моисеевой Н.К. В процессе работы над диссертацией автором были использованы материалы и информация, опубликованные в периодической печати и Интернете, информация независимых исследований.

В ходе проведенного исследования автором получены следующие, обладающие научной новизной результаты:

  1. Сформулировано понятие потребительской инновации, отражающее источник инициализации нововведения.
  2. Предложена классификация потребительских инноваций, основывающаяся на различии степени участия потребителя в инновационном процессе.
  3. Адаптировано использование клиентоориентированной технологии для управления инновационными процессами на предприятии.
  4. Разработаны алгоритм и методические инструменты по созданию потребительских инноваций на предприятии.
  5. Предложена методика оценки эффективности потребительских инноваций.

Методические положения и процедуры, разработанные в ходе исследования, во многом являются универсальными. Они могут найти применение в сфере организации инновационных процессов на предприятиях при работе с различными видами нововведений.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования доведены до уровня конкретных практических рекомендаций, которые могут быть использованы как для дальнейших научно-теоретических исследований, так и в практической деятельности субъектов экономики, участвующих в инновационных процессах, независимо от отраслевой принадлежности.

К оглавлению