Библиотека управления

Опыт стратегического планирования Почтовой службы США

Рубенчик АндрейРуководитель проекта ФГУП НИИ почтовой связи

Введение

Настоящая статья продолжает тему опыта стратегического планирования на примере Почтовой службе США (United States Postal Service). В первой статье («Заметки об опыте стратегического планирования», [9]) рассматривались основные вехи, стимулы и движущие силы в реорганизации и трансформации Почтовой службы США.

Начало разработке стратегических планов на регулярной основе было положено в 1993 году, когда был принят Закон о результатах деятельности и исполнении работ правительственными ведомствами (The Government Performance and Results Act of 1993).[1]

В статье дается обзор стратегических планов развития Почтовой службы США, разработанных в период с 1998 по 2008 годы:

  • Пятилетний Стратегический план Почтовой службы на 1998–2002 годы (1998–2002 USPS Five-Year Strategic Plan);
  • Пятилетний Стратегический план Почтовой службы на 2001–2005 годы (2001–2005 USPS Five-Year Strategic Plan);
  • План трансформации Почтовой службы 2002 года (2002 Transformation Plan);
  • Пятилетний Стратегический план Почтовой службы на 2004–2008 годы (2004–2008 USPS Five-Year Strategic Plan);
  • Стратегический план трансформации Почтовой службы на 2006–2010 годы (Strategic Transformation Plan 2006–2010);
  • Стратегический план трансформации Почтовой службы на 2006–2010 годы / редакция 2007 года (Strategic Transformation Plan 2006–2010 / 2007 Update);
  • Видение 2013. Стратегический план на 2009–2013 годы. (VISION 2013. Strategic Plan for 2009–2013).

По каждому плану приводятся стратегические цели, стратегии их достижения, а в примечании рассматриваются те или иные особенности планов, которые могут быть интересны российским специалистам.

Оглавление планов и сводная таблица параметров планов приводятся соответственно в Приложениях № 1 и 2.

1. Пятилетний Стратегический план Почтовой службы на 1998–2002 годы

Это первый стратегический план, разработанный в соответствии с Законом от 1993 года. Перечень разделов плана полностью соответствует требованиям этого Закона (см. [9], Приложение №1):

I.

Миссия: быстрая, надежная, эффективная универсальная услуга

II.

Предприятие сегодня: Почтовая служба и ее окружение

III.

Куда движется Почтовая служба: Цели на 2002 год

IV.

Вызовы и внешние факторы

V.

Как Почтовая служба собирается достичь своих целей: Организационные стратегии

VI.

Как Почтовая служба будет измерять свои достижения: Система оценки и управления эффективностью

VII.

Консультации с заинтересованными лицами

Стратегические цели

Главные цели Почтовой службы образуют 3 целевые категории или, как они названы в Плане, «мнения/взгляды» (voices):

  • Взгляд Потребителя: Удовлетворенность Потребителя (Voice of the Customer: Customer Satisfaction),
  • Взгляд Служащего: Организационная эффективность (Voice of the Employee: Organizational Effectiveness),
  • Взгляд Бизнеса: Финансовая жизнеспособность (Voice of the Business: Financial Viability).

Для более четкого понимания целей, определения конкретных задач и обеспечения оценки выполненного, каждая из указанных целевых категорий разбивается на подцели с определением показателей выполнения и установкой целевых значений:

Целевая категория

Цель / подцели

Взгляд Потребителя

Повысить удовлетворенность потребителей посредством предоставления наилучшей потребительской ценности на каждом целевом рынке и целевом потребительском сегменте

Подцель 1: Обеспечивать своевременную доставку

Подцель 2: Обеспечивать стабильность услуг

Подцель 3: Обеспечивать точность услуг

Подцель 4: Гарантировать доступность услуг

Подцель 5: Обеспечивать легкость использования услуг

Взгляд Служащего

Повысить индивидуальную и организационную эффективность посредством использования нужных людей в нужном месте с нужными инструментами в нужное время для обеспечения наилучшей потребительской ценности и коммерческой жизнеспособности предприятия на динамичном рынке

Подцель 1: Обеспечивать выполнение служащими на своем рабочем месте требуемых навыков и умения

Подцель 2: Предвидеть кадровые потребности и размещать персонал для удовлетворения организационных требований

Подцель 3: Обеспечивать безопасные условия работы

Подцель 4: Совершенствовать рабочие места для улучшения отношений служащих

Взгляд Бизнеса

Повысить финансовые показатели деятельности для обеспечения коммерческой жизнеспособности предприятия как сервис-провайдера на мировом рынке сообщений, товаров и денег

Подцель 1: Увеличить объемы от существующих или усовершенствованных продуктов и услуг

Подцель 2: Увеличить чистый доход от новых продуктов и услуг

Подцель 3: Управлять издержками посредством реинжиниринга, управления бизнес-процессами, сокращения переделок и рабочего цикла, механизации и автоматизации

Подцель 4: Контролировать издержки посредством повышения производительности

Подцель 5: Использовать ценообразование в качестве инструмента конкуренции, сохраняя повышение тарифов ниже уровня инфляции

Подцель 6: Восстановить чистые активы предприятия

Формулировка Взгляда Потребителя основывается на исследовании удовлетворенности клиентов, проведенных по заказу Почтовой службы внешними специалистами. 5 подцелей образуют основу для клиентской стратегии Почтовой службы, сердцевиной которой является создание потребительской ценности на каждом из обслуживаемых рынков и учет заинтересованности клиентов в превосходных и доступных услугах.

Клиентская целевая категория определяет опорные точки, ориентиры, с которыми должны согласовываться целевые категории служащих и бизнеса.

Стратегии

В основе разработанных стратегий лежит идея создания и поддержания потребительской ценности. Именно ценность является движущей силой роста. Она создается непрерывным улучшением услуг и управлением издержками. Создание ценности и индивидуализация ее для каждого клиента обеспечивают фундамент для долговременного роста.

Главными компонентами этой формулы являются:

  • Приверженность высокому качеству услуг,
  • Энергичное управление издержками,
  • Превращение в растущую компанию 21 века,
  • Создание исключительной потребительской ценности.

Эти стратегии согласованы с целевыми категориями — взглядами:

Целевая категория

Стратегии / подстратегии

Взгляд Потребителя

Повышать эффективность услуг и создавать исключительную ценность для потребителей

Подстратегия 1: Фокус на своевременности доставки

Подстратегия 2: Совершенствовать каналы взаимодействия с потребителями

Подстратегия 3: Использовать информационные технологии

Подстратегия 4: Повышать защиту потребителя

Подстратегия 5: Внедрять инновации

Взгляд Служащего

Развивать корпоративную культуру, основанную на качестве исполнения

Подстратегия 1: Поддерживать приверженность общим ценностям

Подстратегия 2: Внедрять корпоративную культуру, основанную на качестве исполнения

Подстратегия 3: Улучшать рабочую среду и отношения

Взгляд Бизнеса

Рост доходов, положительный чистый доход и управление издержками

Подстратегия 1: Рост доходов и положительный чистый доход

Подстратегия 2: Управление издержками

Подстратегия 3: Инвестиции

Подстратегия 4: Управление прибылью

Примечания к плану

1. Введение термина «Взгляд» подчеркивает то обстоятельство, что Почтовая служба направляется и стимулируется мнениями и информацией, получаемых от рынка (взгляды клиента и бизнеса) и внутри организации (взгляды служащего и бизнеса).

2. Для управления эффективностью Почтовая служба использует систему CustomerPerfect! (Performance Management System), которая базируется на основных принципах и положениях Закона Малкольма Болдриджа об улучшении качества от 1987 года (The Malcolm Baldrige National Quality Improvement Act of 1987).

Система помогает работать со сложными структурами показателей деятельности.

Цикл управления системы включает 4 фазы:

  • Фаза «Установить» (Establish) — установка целей, подцелей, показателей и целевых значений;
  • Фаза «Развернуть» (Deploy) — развертывание/распределение ресурсов для достижения поставленных целей, подцелей, показателей и целевых значений;
  • Фаза «Выполнить» (Implement) — выполнение необходимых работ;
  • Фаза «Проверить» (Review) — проверка и анализ полученных результатов и принятие соответствующих действий.

На первой фазе осуществляется сбор и анализ данных по трем ключевым аспектам деятельности: взгляды Потребителя, Служащего и Бизнеса. Данные включают результаты текущего года, тенденции развития и прогнозные данные. На этой основе вырабатываются рекомендации руководителям Почтовой службы для установки долгосрочных целей и целей на следующий год, а также, соответственно подцелей, показателей и целевых значений.

На второй фазе результаты предыдущей фазы доводятся до всей организации. На данной фазе решаются 2 задачи: первая задача — согласование программ и работ со стратегическими целями, установленными руководством, и вторая задача — установление конкретных целевых значений на каждом организационном уровне. Эта фаза включает в себя процесс бюджетирования и такие процессы, как планирование инвестиций и разработка новых продуктов. В итоге определяются окончательные целевые значения показателей и достигается соглашение по финансированию программ и работ, направленных на достижение целевых значений.

На третьей фазе, когда имеется финансирование для программ и работ и установлены целевые показатели для подразделений, осуществляется выполнение утвержденных программ и работ.

Четвертая фаза — это анализ и проверка результатов выполняемых программ и работ руководством Почтовой службы. Основная задача данной фазы — выяснить, что случилось и почему, что сработало хорошо, а что нет, и задокументировать полученные знания для их общего использования, в том числе, через интранет Почтовой службы. Анализ и проверки выполняются на каждом организационном уровне, при этом, обратная связь работает от низших уровней до высшего руководства. Также на данной фазе выполняет свою работу специальное подразделение Почтовой службы — Офис генерального инспектора (Office of Inspector General). Он проводит мониторинг и осуществляет целый ряд проверок и аудитов. Среди них аудит договоров, финансовый аудит, ИТ-аудит и технический, аудит имущества и аудит эффективности систем и программ.

Хронологически фазы цикла управления накладываются друг на друга. Например, осуществляется фаза «Выполнить» для текущего года и одновременно могут выполняться фазы «Установить» или «Развернуть» для будущего года и фаза «Проверить» для предыдущего года.

Продолжительность фаз ограничена по времени, так что корпоративные цели, подцели, показатели и целевые значения устанавливаются, а соответствующие ресурсы назначаются перед началом очередного финансового года.

4. Почтовая служба уже использует в своей деятельности и продолжает внедрять и совершенствовать методологию «процессного управления». Это подразумевает систематический подход к созданию, управлению и совершенствованию бизнес-процессов. Основные цели внедрения процессного управления — повышение эффективности за счет использования полученного опыта и навыков и создание проверенных, надежных бизнес-процессов.

5. Интересен раздел Плана, посвященный консультациям с заинтересованными лицами в процессе стратегического планирования. В нем рассматриваются:

  • каналы взаимодействия (встречи с заинтересованными лицами, публикации извещений и материалов в Федеральном регистре, на вэб-сайте Почтовой службы и корпоративном портале, рассылка писем, совещания на почтовых конгрессах и форумах, региональные совещания, публикации в почтовых изданиях);
  • рассматривается состав заинтересованных лиц (основные корпоративные клиенты, почтовые служащие, граждане, поставщики, конкуренты, профсоюзы, менеджерские ассоциации, почтовые ассоциации);
  • анализируются полученные предложения по следующим группам: новые продукты и услуги, работа Почтовой службы как коммерческой организации, тарифы и ценообразование, базовые почтовые обязательства, трудовые отношения, совершенствование основных услуг, миссия и корпоративные цели, конкуренция в почтовой индустрии, производительность и автоматизация.

2. Пятилетний Стратегический план Почтовой службы на 2001–2005 годы

Перечень разделов этого плана во многом повторяет перечень разделов Плана на 1998–2002 годы. Введена новая глава «Планирование будущего», в которой рассматриваются возможные сценарии развития экономической ситуации на рынке почтовых услуг:

Глава 1.

Миссия и видение

Глава 2.

Меняющееся окружение (среда)

Глава 3.

Цели Почтовой службы на 2005 год

Глава 4.

Организационные стратегии: Планы развития

Глава 5.

Консультации с заинтересованными лицами

Глава 6.

Планирование будущего

Стратегические цели

Структура корпоративных целей осталась прежней. Это Взгляды Потребителя, Служащего и Бизнеса. Интересно, что в плане такое представление целей называют «balanced scorecard approach», подчеркивая системность и сбалансированность стратегических целей.

По сравнению с предыдущим планом существенно изменилась целевая категория Взгляд Служащего: акцент смещен в сторону интересов работников Почтовой службы; фактически группа подцелей в Плане 1998–2002 годов поднята на уровень выше и стала корпоративной целью.

Целевая категория

Цель / подцели

Взгляд Потребителя

Привлечь потребителей на конкурентном рынке посредством предоставления качества мирового уровня по конкурентным ценам

Подцель 1: Своевременная доставка экспресс-почты

Подцель 2: Своевременная доставка почты 1-го класса

Подцель 3: Своевременная доставка приоритетной почты

Подцель 4: Своевременная доставка рекламной почты

Подцель 5: Стабильность доставки

Подцель 6: Точность доставки

Подцель 7: Удовлетворенность потребителя

Взгляд Служащего

Создавать рабочие места и обстановку, совместимые со справедливостью, возможностями, надежностью и безопасностью, где каждому сотруднику предоставляются знания, инструментарий, образование и поддержка и где каждый сотрудник ценится и гордится своим участием в успехе клиента и достижениях Почтовой службы

Подцель 1: Обеспечить каждому сотруднику возможность получения знаний, обучения, инструментария, а также поддержку профессионального роста

Подцель 2: Повышать безопасность, защиту и здоровье служащих

Подцель 3: Улучшать рабочие взаимоотношения

Подцель 4: Улучшить понимание проблем и интересов служащих

Подцель 5: Обеспечить комфортную рабочую обстановку для всех служащих

Взгляд Бизнеса

Обеспечить финансовую эффективность, которая гарантирует коммерческую жизнеспособность Почтовой службы как поставщика услуг на изменчивом, конкурентном рынке и которая будет генерировать денежный поток для финансирования высокопродуктивных инвестиций и в тоже время поддерживать на конкурентном уровне цены на услуги и продукты

Подцель 1: Получить чистый доход

Подцель 2: Повысить общую эффективность

Подцель 3: Управлять издержками посредством повышения производительности

Стратегии

Успех или неудача Почтовой службы зависят от той потребительской ценности продуктов и услуг, которые она предложит клиентам, имеющим возможности выбора на рынке.

Потребительская ценность состоит из 2-х элементов:

  • эффективность (effectiveness) услуг, то есть такие характеристики услуг, которые непосредственно касаются потребителей; например, своевременность и точность доставки;
  • экономическая эффективность, выгодность (efficiency) или общая стоимость осуществления взаимодействия или бизнеса с Почтовой службой и ее партнерами.

Для обеспечения потребительской ценности Почтовая служба разработала стратегии, охватывающие 5 направлений:

Направление

Стратегии / подстратегии

Инфраструктура

Довести общее сокращение затрат от 3 до 4 млрд. долларов к 2005 году в таких областях, как административная деятельность, закупки, обработка почты, механизация и автоматизация, транспортировка

  • внедрять вэб-ориентированный документооборот и информационные системы для сокращения процессов закупок, бумажного оборота и получения лучших цен на услуги и оборудование
  • совершенствовать бизнес-процессы
  • развивать схемы транспортировки и распределения

  • Сотрудники

    Согласовывать управление предприятием и управление трудовыми отношениями

  • Создавать рабочие места, безопасные и удовлетворяющие потребностям служащих с точки зрения уважения, признания и возможностей
  • Совершенствовать программы и системы стимулирования служащих
  • Развивать программы подготовки менеджеров и лидерские инициативы

  • Ценообразование

    Сохранить доступность и конкурентоспособность Почтовой службы

  • Повышать конкурентоспособность продуктов
  • Повышать гибкость ценообразования
  • Пересмотреть скидки на совместные работы

  • Доходы

    Получать доходы от новых и усовершенствованных продуктов и услуг

  • Совершенствовать базовые продукты и услуги
  • Развивать поддержку розничных продуктов и услуг
  • Совершенствовать работу сети почтовых представителей бизнес-услуг
  • Повышать возможности работников почты, особенно почтальонов, по непосредственному общению с потребителями и малым бизнесом
  • Развивать союзы и партнерство с иностранными почтовыми операторами в области международной почты
  • Развивать союзы и партнерство с другими компаниями в области посылочных услуг
  • Развивать услуги электронной коммерции
  • Предоставлять услуги другим федеральным, штатным и региональным ведомствам и агентствам
  • Совершенствовать управление активами

  • Инвестиции

    Обеспечить эффективность инвестиций

  • Внедрять новые и модернизировать существующие информационные системы для более эффективного и прибыльного управления ресурсами
  • Механизировать и автоматизировать обработку и сортировку писем типа flat и посылок
  • Совершенствовать техническое оснащение почтовых отделений
  • Примечания к плану

    1. Как уже отмечалось, существенно обновлен Взгляд Служащего. Это связано с пониманием того, что в современных условиях добиться большей гибкости, ответственности, восприимчивости к инновациям невозможно без изменения отношения к сотрудникам, к оснащению рабочих мест, к инвестициям в подготовку персонала.

    Исследования показывают связь между удовлетворенностью потребителей и удовлетворенностью служащих.

    Одним из самых значительных вызовов для Почтовой службы в предстоящие годы будет являться способность организации привлекать и удерживать ценных сотрудников:

    • Приближающийся уход на пенсию многих опытных сотрудников на всех уровнях;
    • Возрастающая потребность в сотрудниках, умеющих работать с современным оборудованием и системами;
    • Растущая конкуренция со стороны частного сектора в привлечении квалифицированных служащих и управленцев;
    • Развитие систем мотивации и поощрения персонала.

    2. Вовлечение служащих в обсуждение будущего организации является одним из приоритетов Почтовой службы.

    Проблемы и решения при подготовке Плана обсуждались по многим каналам:

    • Публикации в профсоюзной печати и изданиях ассоциации руководителей почтовых отделений и ассоциации менеджеров;
    • Публикации на вэб-сайте и корпоративном портале;
    • Ежегодная национальная конференция почтовых руководителей;
    • Встреча руководства Почтовой службы с представителями профсоюзов и ассоциаций;
    • Приглашение представителей профсоюзов и ассоциаций на Международный почтовый симпозиум;
    • Рассылка проекта Плана профсоюзам и ассоциациям для ознакомления, замечаний и предложений.

    3. Для мотивации сотрудников Почтовая служба внедряет систему, связывающую результаты работы с вознаграждением.

    Система базируется на концепции добавленной экономической стоимости (ДЭС) (Economic Value Added) и использует показатели, входящие во все три целевые категории. ДЭС переводит финансовые результаты в финансовые стимулы.

    ДЭС образуется созданием или увеличением доходов, сокращением операционных расходов и управлением стоимостью капитала. Чем выше ДЭС, тем больше потенциальное значение поощрения.

    Величина ДЭС вычисляется следующим образом: из чистого операционного дохода вычитается стоимость капитала, использованного для получения этого дохода. Набор показателей и формула определения бонусов определяется руководством Почтовой службы и одобряется Советом директоров. Формула ежегодно пересматривается с учетом изменений в приоритетах и бизнес-среде.

    Значения ДЭС и соответствующие показатели отслеживаются в течение года. Итоговые значения определяются в конце финансового года. Вычисление ДЭС создает поощрительный фонд.

    Более 84 000 сотрудников участвуют в этой программе. В основном это управленческий и административный персонал.

    4. Важное значение придается построению и развитию почтового брэнда.

    В этой связи обращается внимание на момент исполнения, реализации почтовой услуги («mail moment»), с которыми связаны ожидания потребителей. Например, отправители чеков ожидают, что они будут оплачены; отправители периодики ожидают, что газеты и журналы будут прочитаны; отправители рекламной информации ожидают, что получат отклики.

    Ценность почтовых услуг и Почтовой службы как канала связи между отправителями и получателями связана с определенными эмоциями, которые испытывают потребители в момент получения почтовой услуги, поскольку эта услуга может им помочь или заинтересовать.

    Именно конкретный опыт взаимодействия потребителей с Почтовой службой вместе с самой Почтовой службой, как организацией и как поставщиком услуг, формирует «брэнд» или отношение, которое добавляет ценность связи между отправителем и получателем.

    Брэнд рассматривается как стратегический актив, которым необходимо тщательным образом управлять. При разработке и выполнении различных программ и проектов должно учитываться их влияние и воздействие на брэнд и его атрибуты:

    • Традиция (знакомство, осведомленность, понимание);
    • Доверие (символ, уверенность, безопасность);
    • Границы (соответствие продуктов и услуг потребностям клиентов);
    • Надежность (эффективность и качество услуг);
    • Доступность (прямые и непрямые расходы).

    Брэнд становится удобным средством, своеобразным ярлыком для потребителей, когда они сталкиваются с выбором среди многих альтернатив на конкурентном рынке.

    Цель введения концепции брэндинга в стратегическое планирование — повысить видимость, различимость корпоративных атрибутов брэнда. В сложной, меняющейся бизнес-среде почтовый брэнд действует как важное потенциальное конкурентное преимущество.

    5. Почтовая служба обладает развитой системой оценки потребителями ее деятельности и получения обратной связи от потребителей.

    Например, Офис по работе с потребителями (Office of Consumer Affairs) эксплуатирует одну из наиболее комплексных систем измерения удовлетворенности потребителей и анализа запросов и жалоб в США.

    Помимо этого, существует несколько независимых организаций, которые используют разные методы и подходы, для оценки работы Почтовой службы.

    Например, Roper Organization на основе опросов публикует рейтинги качества работы правительственных ведомств, а также включает услуги Почтовой службы вместе с другими услугами, оказываемыми частным сектором, в рейтинг «наибольшая ценность за доллар», а American Center for Service Quality публикует рейтинги качества услуг различных отраслей.

    Проверка и подтверждение фактически достигнутых значений показателей также осуществляется как самой Почтовой службой, так и независимыми компаниями.

    Например, система оценки компании PricewaterhouseCoopers используется для оценки таких услуг, как почтовые отправления 1-го класса и приоритетные почтовые отправления, а показатель удовлетворенности клиентов оценивается компанией Gallup.

    6. Для укрепления передовых позиций Почтовая служба активно участвует в работе исследовательского консорциума, в который входят ведущие национальные почтовые администрации и ключевые почтовые поставщики. Рассчитанный на несколько лет проект «Будущее глобальной почты» предоставляет отличные возможности для дискуссии по стратегическим вопросам.

    7. В связи с сокращениями объемов почтовых отправлений Почтовая служба собирается уточнить определения постоянных и переменных затрат. В традиционном планировании предполагается, что некоторые затраты, например, затраты на труд, изменяются в соответствии с произведенными объемами. Однако, эти затраты не так легко сократить при уменьшении почтовых объемов. И поскольку сокращение затрат остается ключевой задачей, то Почтовой службе необходимо улучшить документирование и трактовку своей структуры затрат.

    8. В главе «Планирование будущего» делается попытка представить долгосрочное (более 5 лет) видение будущего Почтовой службы. Предлагаются 3 сценария будущего развития:

    • Основной сценарий (значительное сокращение объемов почтовых отправлений 1-го класса и умеренный рост почтовых отправлений класса «стандарт A»);
    • Сценарий быстрых изменений (ускоренное сокращение объемов почтовых отправлений 1-го класса и сокращение почтовых отправлений класса «стандарт A»);
    • Исторический сценарий (тенденции традиционного умеренного роста продолжаются).

    Цель данного рассмотрения — проанализировать, в какой степени цели, подцели, cтратегии и ключевые показатели, предлагаемые в Плане, обеспечат выполнение организацией ее миссии. Анализ показывает, что неопределенность будущего очень затрудняет создание совершенного прогноза и для практического применения весьма ценным и полезным является разработка более гибких систем управления и подготовка более полной и точной информации.

    Тем не менее, сценарии будущего вводят в обиход проблемы, ставят вопросы и дают возможность подготовиться, заранее разработать план действий, предусмотреть те или иные направления действий.

    9. Процесс планирования Почтовой службы включает следующие элементы:

    Элемент

    Назначение

    Пятилетний стратегический план

    Рассмотрение миссии предприятия.

    Утверждение базовых плановых предположений и определение основных вопросов, на которых должна сосредоточиться организация.

    Также определение стратегических целей, подцелей, показателей и ключевых значений.

    Операционное планирование

    Процесс, координирующий и интегрирующий различные функциональные планы для достижения установленных целей и показателей при выполнении многолетних программ и инициатив.

    Ежегодное планирование работ

    Процесс подготовки ежегодных планов работ, детализирующих выполнение установленные в пятилетнем плане целей и показателей, и ежегодных отчетов, концентрирующихся на финансовых результатах деятельности.

    Функциональные планы

    Подробные планы работ по различным направлениям деятельности (маркетинг, продажи, операционная деятельность, закупки и другие) с указанием ответственных и связанные с ежегодным бюджетным циклом

    Бюджетные планы

    Ежегодный бюджетный процесс, предусматривающий:

    • определение приоритетов;
    • установление обратной связи с функциональными руководителями и руководителями программ;
    • распределение ресурсов по функциональным областям и программам;
    • возможную корректировку ранее установленных показателей.

    Программные планы

    Планы работ, направляющие ежедневную деятельность по каждой операционной области и различным обеспечивающим функциям.

    3. План трансформации Почтовой службы 2002 года

    Данный План занимает особое место как по сути, так и по форме. Это первый План, в котором предлагаются новая бизнес-модель организации, и это самый объемный по размерам документ: 76 страниц занимает План плюс 23 приложения на 367 страницах.

    План — это ответ на вызовы и угрозы успешной деятельности Почтовой службы, связанные с кардинальными изменениями в экономике и технологиях.

    Принятие Плана трансформации не означало прекращения действия Стратегического плана на 2001–2005 годы.

    Основное назначение Плана трансформации — представить предложения по структурным изменениям организации и определить стратегии дальнейшего развития, как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочной.

    В Плане сокращено количество разделов; их всего 4, причем основная информация содержится в первых 3-х разделах:

    Раздел 1.

    Необходимость преобразований

    Раздел 2.

    Навстречу вызовам

    Раздел 3.

    Подготовка к будущему

    Раздел 4.

    Заключение

    Стратегические цели

    В Плане явно отсутствуют целевые категории, подобные Взглядам Потребителя, Служащего и Бизнеса.

    В документе сформулированы стратегические направления, по которым предлагается действовать в настоящем времени, в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

    Стратегии

    Текущие стратегии вытекают из 3-х императивов:

    • Стимулировать рост посредством повышения ценности почтовых продуктов и услуг;
    • Повышать операционную эффективность;
    • Внедрять корпоративную культуру, основанную на качестве исполнения.

    Императив

    Стратегии / подстратегии

    Стимулировать рост посредством повышения ценности почтовых продуктов и услуг

    Розница: расширение доступа к почтовым услугам

    Стратегия 1: Вывод простых операций из почтовых отделений

    Стратегия 2: Создание новых альтернатив с низкой стоимостью

  • Расширение самообслуживания
  • Новая функциональность на www.usps.com
  • Сотрудничество с ритейлерами
  • Упрощение продуктов
  • Стратегия 3: Оптимизация розничной сети

    Стратегия 4: Развитие новых розничных услуг, повышающих потребительскую ценность и почтовую выручку

  • Услуги для государственных организаций
  • Повышение отдачи от почтовых активов
  • Розничные продукты, дополняющие почтовые услуги
  • Продукты и услуги: повышение потребительской ценности

    Стратегия 1: Использование современных технологий для повышения потребительской ценности

    Стратегия 2: Развитие тарифов и подготовка почтовых отправлений

    Стратегия 3: Позиционирование Почты как ключевого средства коммуникаций и инструмента взаимоотношения с клиентами

    Стратегия 4: Совершенствование услуг по отправке посылок

    Стратегия 5: Внедрение концепции «Управление взаимоотношениями с клиентами» (CRM)

    Стратегия 6: Развитие функциональности и новых услуг

    Стратегия 7: Повышение отдачи от почтовых активов

    Повышать операционную эффективность

    Стратегия 1: Улучшение обработки писем

    Стратегия 2: Полная автоматизация обработки писем типа flat

    Стратегия 3: Расширение механизации ручных операций

    Стратегия 4: Повышение эффективности доставки

    Стратегия 5: Внедрение следующего поколения сортировочного оборудования

    Стратегия 6: Оптимизация транспортной и распределительной сетей

    Стратегия 7: Повышение продуктивности розничных услуг

  • Повышение продуктивности розничных услуг
  • Изменение внешнего облика почтовых отделений
  • Стратегия 8: Совершенствование управления производительностью

    Стратегия 9: Управление недвижимым имуществом

    Внедрять корпоративную культуру, основанную на качестве исполнения

    Стратегия 1: Удержание и привлечение квалифицированного персонала

    Стратегия 2: Воспитание будущих лидеров

    Стратегия 3: Обучение и развитие сотрудников

    Стратегия 4: Создание системы оплаты, ориентированной на качество исполнения работ

    Стратегия 5: Воспитание высокоэффективного и мотивированного персонала

    Стратегия 6: Улучшение трудовых отношений

    Стратегия 7: Совершенствование планирования рабочей силы

    Стратегия 8: Расширение использования общих сервисных центров и аутсорсинга

    Стратегия 9: Совершенствование процесса разрешения споров при заключении коллективных договоров

    Стратегия 10: Сокращение компенсационных расходов

    Среднесрочные стратегии или стратегии, обеспечивающие развитие, определяют шаги, которые должны быть предприняты, чтобы начать процесс преобразования Почтовой службы:

    Стратегия

    Подстратегии

    Совершенствование финансового управления

    Стратегия 1: Сокращение непогашенной задолженности

    Стратегия 2: Повышение прозрачности и качества отчетности

    Стратегия 3: Финансирование расширения сети доставки и исследование вопросов альтернативных инвестиций для отсроченных пенсионных обязательств

    Расширение использования концепции управления цепочками поставок

    Внедрение современных технологий

    Совершенствование технологической инфраструктуры

    Повышение безопасности во всех технологических звеньях

  • Образование и обучение (содействие осознанию важности информационной безопасности, проведение обучения, внедрение управления рисками);
  • Сертификация (сертификация и аккредитация приложений, акцент на критически важных приложениях);
  • Планирование непредвиденных обстоятельств (совершенствование и проверка непрерывности деятельности и планов деятельности в непредвиденных обстоятельствах);
  • Защита от проникновения (совершенствование внутренних и внешних мер защиты от несанкционированного проникновения);
  • Мониторинг (активный мониторинг необходимых соответствий посредством надзора и автоматизированного мониторинга).

  • Совершенствование инфраструктуры

  • Модернизация распределенной вычислительной инфраструктуры (замена технического и программного обеспечения с истекшим сроком гарантии, включая системы электронной почты и рабочие станции; консолидация 94 систем helpdesk до 3);
  • Модернизация вычислительной инфраструктуры уровня mainframe (модернизация систем backup, операционных систем и машин mainframe);
  • Модернизация вычислительной инфраструктуры уровня midrange (улучшение возможностей и поддержки);
  • Развитие общих технических сервисов (построение более интегрированных приложений);
  • Развитие общих корпоративных сервисов (реинжиниринг широко используемых функций, таких как бухгалтерия и кадры).

  • Обеспечение связности

  • Консолидация голосовой сети, сетей данных и видеоданных;
  • Внедрение беспроводных технологий.

  • Обеспечение надежности, безопасности и неприкосновенности почты

    Стратегия 1: Предотвращение использования почты для обмана клиентов и отправки опасных почтовых отправлений

  • Сокращение и предотвращение использования почты для закупки или доставки материалов, поддерживающих сексуальную эксплуатацию детей;
  • Сокращение и предотвращение незаконного национального и международного телемаркетинга и прямых почтовых рассылок;
  • Сокращение и предотвращение использования вводящих в заблуждение почтовых операций;
  • Сокращение и предотвращение использования почты для транспортировки наркотиков;
  • Сокращение и предотвращение использования почтовых денежных отправлений для отмывки денег.
  • Стратегия 2: Сокращение воровства на почте и других криминальных действий в отношении почтовых продуктов, услуг и активов

  • Сокращать и предотвращать нападения на почтовый транспорт, почтовые ящики и контейнеры;
  • Сокращать и предотвращать хищения национальной и международной почты «в пути»;
  • Сокращать и предотвращать растраты, злоупотребления с компенсациями сотрудникам почты и жульнические схемы почтовой оплаты.
  • Стратегия 3: Обеспечение надежной, безопасной и свободной от наркотиков рабочей обстановки

  • Сокращать и предотвращать нападения на почтовых служащих;
  • Предотвращать грабежи почтовых служащих и почтового оборудования;
  • Сокращать и предотвращать распространение наркотиков.
  • Стратегия 4: Поддержка и обеспечение высоких уровней доверия и неприкосновенности

    Осуществление разумных законодательных и нормативных реформ

    Стратегия 1: Максимальная гибкость в процессе установления тарифов

    Стратегия 2: Рациональное использование площадей розничной сети

    Стратегия 3: Совершенствование процедур закупок

    Стратегия 4: Реформирование трудовых отношений и условий занятости

    В долгосрочной перспективе необходима значительная реструктуризация законодательной и нормативной баз, регулирующих деятельность Почтовой службы.

    Главное — выбор будущей бизнес-модели. Предложение Почтовой службы состоит в выборе модели «Коммерческое правительственное предприятие».

    Для обеспечения эффективного функционирования этой модели необходимо выполнение следующих условий:

    • возможность накопления нераспределенной прибыли;
    • гибкость в партнерствах и интеграции с другими организациями;
    • свобода в выборе поставщиков товаров и услуг;
    • регулирование деятельности Почтовой службы тем же законодательством, которое регулирует деятельность частного сектора. Например, единым торговым кодексом, который имеет дело со многими типами коммерческих операций;
    • гибкость в ценообразовании — предоставление полномочий по определению цен на свои конкурентные услуги по рыночным правилам;
    • спецификация БПО посредством общих, но гибких критериев, допускающих локализацию и касающихся главных атрибутов услуг, например, числа дней доставки;
    • включение в переговорный процесс обсуждения компенсационного пакета в полном объеме при заключении коллективных договоров;
    • совместимость законодательных положений в сфере занятости для Почтовой службы с соответствующими законами для частного сектора.

    Примечания к плану

    1. По сравнению с предыдущими планами данный План носит концептуальный характер. План представляет собой расширенное видение будущего организации с указанием стратегических направлений и набором стратегий.

    План предлагает действовать по 2-м направлениям.

    Первое направление — «Отвечать на вызовы времени» — определяет действия на ближайшую перспективу и предлагает проведение умеренных законодательных изменений, поддерживающих эти действия.

    Второе направление — «Готовиться к будущему» — рассматривает вопросы подготовки и принятия новой законодательной и нормативной базы для Почтовой службы.

    2. Для разработки Плана активно привлекались другие организации. По заказу Почтовой службы такими компаниями, как PricewaterhouseCoopers, JP Morgan, Laurits R. Christensen Associates, Inc., был выполнен целый ряд аналитических исследований:

    • «Влияние электронных технологий на объемы почтовых операций» (приложение E) (компания Laurits R. Christensen Associates, Inc.);
    • «Глобальные почтовые операторы на рынке США» (приложение G) (компания PricewaterhouseCoopers);
    • «Трансформация почты — международный опыт» (приложение H) (компания PricewaterhouseCoopers);
    • «Приватизация — процедурные и финансовые вопросы» (приложение S) (компания JP Morgan);
    • «Обзор ряда существующих американских государственных предприятий и корпораций» (приложение T) (компания JP Morgan);
    • «Базовое почтовое обязательство и почтовая монополия» (приложение U) (компания Laurits R. Christensen Associates, Inc.).

    3. Очень интересен раздел Плана «Подготовка к будущему». В нем представлены варианты новой бизнес-модели организации, с которой связаны долгосрочные структурные преобразования.

    Представлены 3 модели, иллюстрирующие диапазон возможностей и последствий, которые могут иметь место в результате коренной трансформации Почтовой службы:

    Правительственное агентство (государственная организация, ориентированная на оказание услуг, в должной мере не обеспечиваемых рынком, и поддерживаемая государственными субсидиями);

    Частная корпорация (организация с частными владельцами, действующая по рыночным законам);

    Коммерческое правительственное предприятие (предприятие, владельцем которого является государство, работающее как коммерческая организация и предоставляющая на рынке почтовые и связанные с ними услуги).

    Мнение Почтовой службы состоит в том, что модель «Коммерческое правительственное предприятие» обеспечивает наилучшее сочетание коммерческой составляющей и правительственного владения организацией.

    4. Пятилетний Стратегический план Почтовой службы на 2004–2008 годы

    В основу Плана на 2004–2008 годы положены инициативы Плана трансформации 2002 года. В документе часто встречаются ссылки на приведенные в Плане трансформации 2002 стратегии, подходы, рекомендации. Специально для реализации этих инициатив Почтовая служба организовала офис по контролю и мониторингу внедрения инициатив и подготовки отчетов руководству.

    В отличие от предыдущих пятилетних стратегических планов данный План построен по другому шаблону, в нем иная форма представления и рассмотрения целей и стратегий.

    Если в планах 1998–2002 и 2001–2005 годов стратегические цели и стратегии были представлены по отдельности, в разных разделах, то в данном Плане рассмотрение каждой стратегической цели и стратегий ее достижения объединено в один раздел. При этом наименование раздела совпадает с формулировкой стратегической цели (разделы 2–6). Каждый из этих разделов содержит также подраздел, описывающий систему измерения эффективности.

    Всего в Плане 6 разделов:

    Раздел 1.

    Миссия, вызовы и ответы

    Раздел 2.

    Совершенствовать услуги

    Раздел 3.

    Управлять расходами

    Раздел 4.

    Развивать культуру, основанную на качестве исполнения

    Раздел 5.

    Увеличивать доход

    Раздел 6.

    Продолжать законодательные изменения

    Стратегические цели

    Стратегические цели были адаптированы с учетом Плана трансформации 2002 года. Они разбиты на 5 целевых категорий:

    • Совершенствовать услуги;
    • Управлять расходами;
    • Развивать культуру, основанную на качестве исполнения;
    • Увеличивать доход;
    • Продолжать законодательные изменения.

    Стратегии

    Ключ к успешному выполнению стратегий — использование эффективных процессов управления.

    Целевая категория

    Стратегии / рекомендации

    Совершенствовать услуги

    Совершенствовать распределение, доставку и транспортировку почты

    Инвестировать в технологии, повышающие стабильность, качество услуг и эффективность операционных процессов

    Совершенствовать процессы сбора и принятия почтовых отправлений

    Стимулировать участие крупных отправителей и почтовых посредников в подготовке и сортировке почтовых отправлений

    Совершенствовать тарифы, связанные с крупными отправителями и почтовыми посредниками, для сокращения затрат при подготовке и сортировке почтовых отправлений

    Совершенствовать системы управления и оценки эффективности

    Развивать совместно с почтовой индустрией почтовые стандарты

    Обеспечивать потребителей своевременной и точной информацией об адресах доставки

    Управлять расходами

    Развивать программы автоматизации обработки писем, писем типа flat и посылок

    Повышать эффективность использования помещений и транспорта почтовой сети

    Определять и внедрять передовой опыт по всей организации

    Развивать культуру, основанную на качестве исполнения

    Активно искать квалифицированные кадры, особенно для руководителей среднего уровня и технических специалистов

    Совершенствовать систему оплаты, ориентированную на качество исполнения работ

    Совершенствовать рабочие места и условия труда

    Внедрять мероприятия, связанные с Планом готовности к непредвиденным обстоятельствам

    Увеличивать доход

    Развивать новые подходы в ценообразовании

    Обеспечивать удобный доступ к почтовым продуктам и услугам, повышать легкость их использования

    Улучшать знания потребителей о почтовых продуктах и услугах

    Повышать эффективность подразделений, занимающихся продажей почтовых продуктов и услуг

    Повышать потребительскую ценность почтовых продуктов и услуг посредством современных технологий

    Укреплять доверие к Почтовой службе

    Продолжать законодательные изменения

    Согласовать финансовые обязательства Почтовой службы в отношении CSRS

    Предоставить право Совету директоров устанавливать тарифы с обязательным анализом

    Предоставить право Почтовой службе оставлять нераспределенную прибыль

    Предоставить право Почтовой службе производить изменения почтовой инфраструктуры, включая, но не ограничиваясь, изменениями количества и местоположения почтовых отделений и центров обработки почты, изменений в транспортной сети

    Примечания к плану

    1. Для успешного выполнения инициатив, принятых Почтовой службой, необходимо активно использовать проектный подход и его дальнейшее развитие — управление программами и проектами. В Плане особо подчеркивается, что Почтовая служба будет продолжать активно внедрять соответствующие инструменты управления, проводить специальные тренинги для своих сотрудников.

    2. Более чем в 300 центрах обработки почтовых отправлений Почтовая служба развертывает внедрение такого инструмента, как ABC (Activity-Based Costing). Данный инструмент позволит более эффективно управлять операционными издержками и проводить сравнение издержек по операциям внутри центров и между ними.

    3. Почтовая служба уделяет пристальное внимание организации обратной связи с потребителями. Существующий процесс обратной связи заменен новой программой «Мы хотим знать», которая позволит Почтовой службе быть более проактивной, гибкой, более оперативно реагировать на запросы потребителей.

    Новый механизм предоставляет 3 быстрых и удобных способа взаимодействия с Почтовой службой:

    • Беседа с почтовым менеджером;
    • Звонок по телефону 800-ASK USPS;
    • Визит на сайт www.usps.com.

    Для анализа клиентских запросов разработана информационная система, которая в режиме реального времени собирает предложения, замечания и запросы клиентов, поступающие по различным каналам по всей стране.

    4. В Приложении к Плану приводится описание основных показателей эффективности деятельности предприятия.

    Представляет интерес показатель «Развитие персонала» («Developing People (Workplace environment»)), измеряющий удовлетворенность почтовых служащих условиями труда, своим рабочим местом, отношениями с коллегами и т.п. Данные для расчета показателя берутся из опросников, которые раз в год получает каждый служащий, находящийся на постоянном контракте. Участие в опросе добровольное и анонимное. Служащим предоставляется в течение рабочего дня определенное время для заполнения опросника.

    Всего 34 вопроса, которые затрагивают ключевые аспекты рабочего окружения. Расчет показателя осуществляется по ответам на 6 вопросов, которые касаются таких тем, как признание, ответственность, игнорирование, сексуальное домогательство, уважение и общение (контакты).

    Данный опрос фактически представляет перепись всех почтовых служащих. Полученные данные могут группироваться по региональным и функциональным признакам. Также возможен анализ по таким факторам, как возраст, специальность, должность и стаж работы.

    Далеко не все служащие участвуют в опросе. Реальные значения охвата — в районе 60 %.

    Особое значение придается организации опроса. Администрированием процесса занимается специализированная независимая компания-посредник, что позволяет сохранить объективность, анонимность и конфиденциальность, а также обеспечить использование общепринятых стандартов при проведении подобных работ.

    Посредник осуществляет работу от начала до конца. Он печатает, рассылает и собирает опросники, следит за тем, чтобы раз в год каждый сотрудник получил этот документ.

    Результаты опроса публикуются ежеквартально и в конце года. Они доступны на твердых носителях и в электронном формате.

    Полученные результаты дают возможность Почтовой службе действовать проактивно, то есть на ранних этапах формировать программы воздействий в тех областях, где наметились проблемы.

    5. Стратегический план трансформации Почтовой службы на 2006–2010 годы

    В 2005 году Пятилетний стратегический план на 2004–2008 годы был заменен Стратегическим планом трансформации Почтовой службы на 2006–2010 годы.

    Структурно данный план похож на предыдущий: рассмотрение каждой стратегической цели и стратегий ее достижения объединено в один раздел. При этом наименование раздела совпадает с формулировкой стратегической цели (разделы 2–5). Каждый из этих разделов содержит описание стратегических вызовов и трендов, значимых для достижения целей.

    Всего в Плане 6 разделов:

     

    Введение

    I.

    Производить доход

    II.

    Сокращать расходы

    III.

    Достигать результаты с клиентоориентированной, основанной на качестве исполнения, культурой

    IV.

    Улучшать услуги

     

    Заключение

    Новшество в построении Плана состоит в том, что он объединяет и учитывает требования Плана трансформации 2002 года и требования, предъявляемые к составлению пятилетнего стратегического плана. Это отражается и в названии: стратегический план трансформации.

    Стратегические цели

    План структурирован вокруг 4-х стратегических целей:

    • Производить доход,
    • Сокращать расходы,
    • Достигать результаты с клиентоориентированной, основанной на качестве исполнения, культурой,
    • Улучшать услуги.

    Стратегии

    Цель

    Стратегии / подстратегии

    Производить доход

    Стимулировать рост через потребительскую ценность

    Создавать больше потребительской ценности в продуктах и услугах

    Кастомизировать и упрощать ценообразование

    Улучшать доступ и легкость использования

    Энергичные продажи, продвижения и охват

    Сокращать расходы

    Улучшать операционную эффективность

    Развивать стандартизацию процессов

    Продолжать инвестиции в оборудование, технологии и приспособления

    Расширять партнерство с клиентами

    Рационализировать сеть зданий и помещений

    Оптимизировать и развивать гибкость транспортной сети

    Оптимизировать бизнес-процессы

    Достигать результаты с клиентоориентированной, основанной на качестве исполнения, культурой

    Вовлекать и мотивировать сотрудников

    Вовлекать сотрудников

    Выявлять и поддерживать таланты

    Устанавливать и поддерживать рыночный уровень вознаграждения

    Управлять штатным расписанием для обеспечения гибкости

    Улучшать услуги

    Обеспечивать своевременную, надежную доставку и повышать качество услуг через все точки доступа

    Обеспечивать своевременные и надежные сквозные услуги

    Повышать качество услуг через все точки контакта с клиентами

    Примечания к плану

    Почтовая служба продолжает поиск взаимовыгодного сотрудничества с другими организациями в различных областях, которым требуется надежный партнер.

    Показателен пример сотрудничества с Государственным департаментом США. По соглашению с Государственным департаментом почтовые отделения принимают заявления на получение паспортов. В результате две трети всех заявлений на получение паспорта выполняется через почтовые отделения. В этой области ценность Почтовой службы как партнера будет только увеличиваться из-за возрастания требований к паспортам.

    6. Стратегический план трансформации Почтовой службы на 2006–2010 годы / редакция 2007 года

    Новая редакция Плана опубликована через год после вступления в силу Закона об отчетности и оздоровлении Почтовой службы 2006 года.

    План содержит два новых раздела (разделы V и VI), которые касаются вопросов охраны окружающей среды и учета новых требований по отчетности, требуемых Законом от 2006 года:

     

    Введение

    I.

    Производить доход

    II.

    Увеличивать эффективность

    III.

    Улучшать услуги

    IV.

    Клиентоориентированная культура

    V.

    Повышать экологичность

    VI.

    Учет нового законодательства и требований по отчетности

     

    Заключение

    Стратегические цели

    План структурирован вокруг 6 стратегических целей:

    • Производить доход,
    • Увеличивать эффективность,
    • Улучшать услуги,
    • Клиентоориентированная культура,
    • Повышать экологичность,
    • Учет нового законодательства и требований по отчетности.

    Стратегии

    Цель

    Стратегии / подстратегии

    Производить доход

    1. Повышать ценность почтовых услуг

    Осваивать новые рынки для почтовых отправлений 1-го класса и стандартной почты

    Поощрять и развивать новые почтовые приложения

    Помогать потребителям эффективнее использовать Intelligent Mail

    Предлагать больше продуктов и тарифов, ориентированных на потребности клиентов

    2. Приспосабливать услуги доставки к требованиям рынка

    Совершенствовать продукты с учетом требований потребителей

    Модифицировать ценообразование для поддержки роста

    Развивать новые инструменты и компетенции

    3. Создавать продукты и услуги, ориентированные на получателя

    Расширять использование премиальных опций при пересылке

    Развивать услуги по возврату товаров

    Совершенствовать услуги по работе с почтовыми ящиками

    4. Развивать внутренние возможности для роста международного бизнеса

    Содействовать бизнесу на международных рынках

    Новые решения для потребителей прямой рассылки

    Распространять электронные денежные переводы на новые рынки

    5. Совершенствовать прием отправлений для коммерческих отправителей

    6. Сделать онлайн-услуги ключевой компетенцией

    7. Расширять охват клиентов

    Расширять присутствие на рынках малого бизнеса

    Фокусировать усилия на работе с крупными почтовыми потребителями

    Повысить детальность учета расходов по видам клиентов

    Развивать сотрудничество с участниками почтовой индустрии

    Задействовать новые средства для продвижения почтовых услуг

    Увеличивать эффективность

    1. Внедрять раздельный учет затрат по категориям

    2. Повышать стандартизацию

    Сокращать ручные операции

    Увеличивать количество доставок на маршрут

    Оптимизировать розничные операции

    Концентрироваться на процессе постоянных улучшений

    3. Стандартизировать использование данных о почтовых операциях

    4. Управлять персоналом для обеспечения гибкости и эффективности

    Повысить полезность и доступность персонала

    5. Оптимизировать использование оборудования

    6. Автоматизировать обработку писем типа flat

    Опытная эксплуатация систем по обработке писем типа flat

    Сотрудничать с почтовой индустрией по внедрению систем по обработке писем типа flat

    Планировать будущие этапы по внедрению систем по обработке писем типа flat

    7. Развивать эффективную, ориентированную на потребителя сеть услуг

    Сделать более удобными тарифы международных перевозок

    Совершенствовать приобретение, ремонт и расположение почтовых зданий и сооружений

    Предоставлять Конгрессу отчеты об изменениях состояния почтовых сооружений и рабочей силы

    8. Оптимизировать подготовку почты крупными отправителями

    Стандартизировать время приема почты по классам и расположению

    Разработать дополнительные опции, связанные с подготовкой почты, для увеличения загрузки контейнеров

    9. Оптимизировать бизнес-процессы

    Максимально использовать возможности управления цепочками поставок (SCM)

    Проводить стандартизацию и консолидацию ИТ-инфраструктуры и систем

    Совершенствовать и расширять применение общих сервисов

    Улучшать услуги

    1. Повышать клиентские навыки в использовании всех каналов предоставления услуг

    Услуги по доставке и подбору почты

    Совершенствовать доступ клиентов к почтовым услугам

    2. Обеспечивать надежный, предсказуемый сервис для всех продуктов

    Пересмотреть стандарты почтовых услуг

    Максимально использовать сканирование и Intelligent Mail для измерения качества услуг

    Уменьшить непостоянство уровня услуг

    Предоставить Конгрессу план работ по приведению к новым стандартам услуг

    Адаптировать показатели эффективности услуг по перевзке рыночным требованиям

    3. Сократить наполовину издержки, связанные с адресными ошибками

    Расширять применение Интернета для изменения адресов

    Продолжать работы по совершенствованию адресной базы данных

    Повышать качество адресной информации в почтовой индустрии, используя средства работы в режиме реального времени

    4. Активно повышать общую прозрачность данных о почтовых отправлениях

    Развивать инфраструктуру, обеспечивающую прозрачность

    Стимулировать внедрение IM-штрихкодов на посылках и контейнерах

    Расширять использование системы FAST (Facility Access and Shipment Tracking System)

    Завершить фазу I системы Surface Visibility

    Развивать прозрачность в операциях доставки

    Улучшить информационный обмен с потребителями

    5. Обеспечивать безопасность, неприкосновенность и доверие

    Клиентоориентированная культура

    1. Привлекать и удерживать таланты

    Воспитывать будущих лидеров

    Привлекать таланты

    Позиционировать Почтовую службу как лучшего работодателя

    2. Заинтересовывать сотрудников для обеспечения первоклассного сервиса

    Совершенствовать опрос «Взгляд служащего»

    Повышать безопасность рабочих мест

    Сокращать споры и пререкания на рабочих местах

    3. Повышать ответственность и значение управления, основанного на качестве (эффективности) исполнения

    Повышать экологичность

    1. Лидерство в охране окружающей среды

    Изучать воздействие почты на окружающую среду

    Повышать полезность почты в деле защиты окружающей среды

    Утилизация и сокращение отходов

    2. Сокращать энергопотребление

    Транспортные средства

    Здания и сооружения

    Разработка экологичных сооружений и оборудования

    Учет нового законодательства и требований по отчетности

    1. Внедрять положения Закона Сарбейнса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act, SOX)

    2. Готовить годовые отчеты

    3. Готовить дополнительные отчеты и исследования

    4. Управлять законодательными неопределенностями

    Примечания к плану

    В Плане впервые появляется раздел, посвященный вопросам экологии. Ежегодно Почтовая служба потребляет огромное количество ресурсов (тара, топливо, электроэнергия, вода и другие), что накладывает на нее особую ответственность. С 1995 года Почтовая служба была несколько раз отмечена за достижения в деле охраны окружающей среды. План предусматривает повседневную работу и специальные мероприятия по 2-м направлениям: расширение применения методов и способов работы, не наносящих вреда окружающей среде, и сокращение энергопотребления транспортом, зданиями и оборудованием.

    7. Видение 2013. Стратегический план на 2009–2013 годы

    «Видение 2013» — новый подход к стратегическим планам Почтовой службы. План больше похож на концепцию развития, он предлагает более широкий взгляд на то, что будет предпринято для продвижения вперед Почтовой службы и почтовой индустрии в целом.

    Это самый небольшой по объему документ из всех рассматриваемых планов, всего 13 страниц. План состоит из следующих разделов:

     

    Введение

    I.

    Развитие на прочном фундаменте

    II.

    Проблемные времена

    III.

    Инвестиции в постоянное развитие

    IV.

    Видение 2013

     

    1. Фокус на том, что наиболее важно для потребителя

     

    2. Использовать наши сильные стороны

     

    3. Принимать и использовать перемены

     

    Заключение

    В первых разделах Плана в краткой форме дается описание текущего состояния (раздел «Развитие на прочном фундаменте»), основных проблем и вызовов (раздел «Проблемные времена») и основных направлений развития, в которые идут значительные инвестиции (раздел «Инвестиции в постоянное развитие»). В разделе «Видение 2013» рассмотрены стратегические приоритеты Почтовой службы и ее главные стратегии.

    Стратегические цели

    В Плане явно не сформулированы стратегические цели. Говорится о том, что Почтовая служба не будет сворачивать со стратегических направлений, указанных в Плане на 2006–2010 годы. Эти направления включают:

    • Совершенствование и развитие почтовых услуг;
    • Активное проведение автоматизации и стандартизации;
    • Активное внедрение новой технологической платформы Intelligent Mail®;
    • Повышение гибкости почтовой сети;
    • Позиционирование продуктов и ценообразования на потребителя;
    • Строительство корпоративной культуры, основанной на качестве исполнения.

    Стратегии

    Основным разделом Плана является раздел IV. В нем представлено Видение Почтовой службы на ближайшие годы.

    Стратегическим приоритетом и центральным моментом Видения является утверждение: «Чтобы расти, мы должны создавать новые решения, которые будут соответствовать потребностям завтрашних клиентов».

    Видение опирается на 3 главные стратегии:

    1) фокус на том, что наиболее важно для потребителя;

    2) умелое использование сильных сторон для создания потребительской ценности и получения прибыли, направляемой на модернизацию;

    3) принятие и использование перемен для удовлетворения нужд потребителей и оперативного реагирования.

    Стратегия

    Подстратегии

    Фокус на том, что наиболее важно для потребителя

    Начинать с потребностей клиента

     

    Адаптировать решения для определенных сегментов

    Понимать потребности клиентов и рыночные тенденции

    Обеспечивать позитивные впечатления у потребителя

    Сокращать усилия потребителя

    Обеспечивать согласуемость во всех точках контакта с потребителем

    Помогать потребителю по всей цепочке

    Основываться на доверительных отношениях

    Расширять индивидуальные контакты

    Защищать клиентов и их информацию

    Взаимодействовать эффективно

    Посылать ясное представление о будущем почты

    Улучшать двухстороннее взаимодействие

    Привлекать всех служащих в качестве адвокатов почты

    Умелое использование сильных сторон

    Использовать масштаб и потенциал почтовой сети

    Управлять почтовым отделением как бизнесом

    Оптимизировать розничную сеть

    Совершенствовать услуги почтальона

    Развивать внутренние возможности для роста международного бизнеса

    Использовать информацию для совершенствования продуктов и повышения производительности

    Создавать информационно насыщенные услуги

    Интегрировать данные для улучшения принятия решений

    Создавать безбумажные бизнес-процессы

    Давать сотрудникам возможность работать на результат

    Создавать корпоративную культуру, ориентированную на клиента и достижение результатов

    Повышать гибкость рабочих мест

    Поощрять инновации

    Принятие и использование перемен

    Использовать весь потенциал Интернета

    Обеспечивать дружеский, всесторонний и интерактивный доступ

    Интегрировать почту с онлайн- и мультимедийными сервисами

    Совместно использовать информацию и улучшать доступ посредством инноваций

    Быть лидером в охране окружающей среды

    Прививать энергосберегающую культуру

    Перенимать жизнеспособные бизнес-практики

    Сотрудничать для роста бизнеса

    Повышать значимость почты

    Укреплять отношения на рынке инноваций

    Создать более эффективный процесс инноваций и разработки продуктов

    Сотрудничать для создания новой потребительской ценности

    Примечания к плану

    В Плане в сжатой форме изложены основные приоритеты и направления развития Почтовой службы на ближайшие годы и среднесрочную перспективу. По сути «Видение 2013» является манифестом, воззванием Почтовой службы США ко всем заинтересованным сторонам: почтовым руководителям разных уровней и служащим, участникам и партнерам в почтовой индустрии, законодателям и, конечно, многочисленным потребителям, среди которых национального уровня почтовые отправители и небольшие организации, отправители счетов и плательщики по счетам, издатели и изготовители каталогов, рекламодатели и те, кто занимается прямой рассылкой, национальные и международные пользователи; клиенты всех возрастов, доходов и географического местоположения.

    Заключение

    Что полезного можно почерпнуть из американского опыта и что может быть применено в российской практике ?

    1. Необходимо законодательно закрепить требования к процессу стратегического планирования для государственных организаций, особенно крупных. Эти требования должны включать:

    • временные параметры разработки,
    • структуру планов (от стратегического до ежегодных),
    • отчетность,
    • публичность.

    В общем, необходим законодательный акт, похожий на Закон о результатах деятельности и исполнении работ правительственными ведомствами (см. Приложение №1, [9]).

    По мере накопления организациями опыта возможно достижение следующих результатов:

    • стандартизации процессов стратегического планирования;
    • регулярности процесса стратегического планирования;
    • использования лучших практик передовых российских предприятий и организаций;
    • увеличения ответственности руководителей организаций;
    • повышения уровня прозрачности и доступности отчетности ведомств;
    • повышения стабильности и устойчивости деятельности государственных организаций в случае смены первых руководителей, когда неизбежные политические назначения руководителей могут приводить к параличу, беспорядку и апатии.

    Построение целостной системы планирования существенно повысит шансы создания действенной системы выполнения стратегических планов. Появятся инструменты, с помощью которых можно будет перевести утвержденные цели и задачи стратегических планов в практическую каждодневную работу.

    2. В качестве шаблона можно использовать следующий перечень основных блоков стратегического плана:

    • письмо-обращение руководителя(ей) организации;
    • миссия и видение;
    • стратегические цели и задачи;
    • внешние факторы, которые могут в значительной степени повлиять на достижение целей;
    • стратегии (описание того, как цели и задачи будут достигнуты);
    • описание того, как цели, включенные в ежегодные планы, связаны с общими целями и задачами стратегического плана;
    • коммуникации с заинтересованными лицами;
    • приложения.

    3. Необходимо максимально использовать американский опыт по разработке стратегических планов, касающийся работы с заинтересованными сторонами и специалистами.

    Это касается и состава заинтересованных сторон (основные корпоративные клиенты, служащие, граждане, поставщики, конкуренты, профсоюзы, менеджерские ассоциации), и каналов взаимодействия (встречи с заинтересованными лицами, публикации статей на веб-сайте организации и корпоративном портале, рассылка по почте материалов для ознакомления, замечаний и предложений, различные совещания и форумы, публикации в отраслевых изданиях), и работы с замечаниями и предложениями по таким разделам, как миссия и корпоративные цели, новые продукты и услуги, тарифы и ценообразование, трудовые отношения, совершенствование основных услуг, конкуренция, производительность и автоматизация.

    При разработке стратегических планов следует шире привлекать другие организации (аналитические и исследовательские центры, консалтинговые компании), специалистов из университетов и институтов).

    4. Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание. Почти каждый стратегический план Почтовой службы начинается с письма-обращения ее руководителей, которое занимает всего одну страницу, но является весьма важной частью документа.

    Кажется, что это формальность, но в данном случае важна моральная сторона дела. Руководитель организации подтверждает свою ответственность за реализацию плана.

    5. Стоит обратить внимание на удачный опыт сотрудничества государственных организаций друг с другом. Это позволяет повысить эффективность обслуживания граждан и, в то же время, позволяет получать дополнительный доход. Наглядный пример — сотрудничество Государственного департамента США и Почтовой службы по паспортному обслуживанию граждан.

    Приложение № 1. Таблица оглавлений стратегических планов

    Планы

    Основные разделы документа

    Пятилетний Стратегический план Почтовой службы на 1998–2002 годы

    Письмо-обращение

    Основные положения (резюме плана)

    I. Миссия: быстрая, надежная, эффективная универсальная услуга

    II. Предприятие сегодня: Почтовая служба и ее окружение

    Введение

    Организация

    Объемы почтовых услуг

    Продукты, доля рынка и конкуренция

    Персонал

    Регулирование

    III. Куда движется Почтовая служба: Цели на 2002 год

    Введение

    Категории корпоративных целей: 3-х уровневая структура

    Взгляд Потребителя: Удовлетворенность Потребителя

    Взгляд Служащего: Организационная эффективность

    Взгляд Бизнеса: Финансовая эффективность

    Цель роста в перспективе

    IV. Вызовы и внешние факторы

    Ограничения регулирования

    Технологии

    Конкуренция

    Изменяющиеся клиентские ожидания

    Вызов эффективности управления

    V. Как Почтовая служба собирается достичь своих целей

    Организационные стратегии

    Введение

    Взгляд Потребителя: Обеспечить отличное качество услуг и создавать исключительную ценность для потребителей

    Взгляд Служащего: Внедрять культуру, основанную на качестве исполнения

    Взгляд Бизнеса: Рост, положительный чистый доход и управление издержками

    VI. Как Почтовая служба будет измерять свои достижения

    Система оценки и управления эффективностью

    Система CustomerPerfect!

    Ежегодный План выполнения работ

    Добавленная экономическая стоимость

    Управление процессами

    VII. Консультации с заинтересованными лицами

    Процессы охвата

    Отклики заинтересованных лиц

    Свод вопросов заинтересованных лиц

    Включение комментариев заинтересованных лиц

    Приложение A: Вовлечение заинтересованных лиц

    Приложение B: Предположения при экономическом планировании

    Приложение C: Вопросы аудита Почтовой службы

     

    Пятилетний Стратегический план Почтовой службы на 2001–2005 годы

    Основные положения (резюме плана)

    Глава 1. Миссия и видение

    Глава 2. Меняющееся окружение (среда)

    Глава 3. Цели Почтовой службы на 2005 год

    Глава 4. Организационные стратегии: Планы развития

    Глава 5. Консультации с заинтересованными лицами

    Глава 6. Процесс планирования Почтовой службы

    Приложение 1. Процесс планирования Почтовой службы

    Приложение 2. Прогнозируемые изменения для почтовых отправлений 1-го класса в модели H.R. 22 Simulation Model

    Приложение 3. Запрос на предложения и замечания

     

    План трансформации Почтовой службы 2002 года

    Письмо-обращение

    Основные положения (резюме плана)

    Раздел 1. Необходимость преобразований

    1.1. Основания для преобразований

    1.2. Перспективы преобразований

    Раздел 2. Навстречу вызовам

    2.1. Стимулировать рост посредством повышения потребительской ценности

    2.2. Повышать операционную эффективность

    2.3. Внедрять корпоративную культуру, основанную на качестве исполнения

    2.4. Стратегии, обеспечивающие развитие

    2.5. Осуществить разумные законодательные и нормативные реформы

    2.6. Действия в краткосрочной перспективе

    Раздел 3. Подготовка к будущему

    3.1. Правительственное агентство

    3.2. Частная корпорация

    3.3. Коммерческое правительственное предприятие

    3.4. Базовое почтовое обязательство

    3.5. Перспектива Почтовой службы

    3.6. Законодательные изменения в долгосрочной перспективе

    Раздел 4. Заключение

    Приложения

    Пятилетний Стратегический план Почтовой службы на 2004–2008 годы

    Письмо-обращение

    Основные положения (резюме плана)

    Раздел 1. Миссия, вызовы и ответы

    Раздел 2. Совершенствовать услуги

    Раздел 3. Управлять расходами

    Раздел 4. Развивать культуру, основанную на качестве исполнения

    Раздел 5. Увеличивать доход

    Раздел 6. Продолжать законодательные изменения

    Приложение I: Система управления качеством исполнения

    Приложение II: Система измерения эффективности

    Приложение III: Взаимодействие с заинтересованными лицами по стратегическому планированию

    Приложение IV: Эволюция стратегического планирования в Почтовой службе в период 2000–2003 годов

     

    Стратегический план трансформации Почтовой службы на 2006–2010 годы

    Письмо-обращение

    Основные положения (резюме плана)

    Введение

    I. Производить доход

    A. Стратегические вызовы и тренды

    B. Стратегии преобразования

    1. Создавать больше потребительской ценности в продуктах и услугах

    2. Кастомизировать и упрощать ценообразование

    3. Улучшать доступ и легкость использования

    4. Энергичные продажи, продвижения и охват

    II. Сокращать расходы

    A. Стратегические вызовы и тренды

    B. Стратегии преобразования

    1. Развивать стандартизацию процессов

    2. Продолжать инвестиции в оборудование, технологии и помещения

    3. Расширять партнерство с клиентами

    4. Рационализировать сеть зданий и помещений

    5. Оптимизировать и развивать гибкость транспортной сети

    6. Оптимизировать бизнес-процессы

    III. Достигать результаты с клиентоориентированной, основанной на качестве исполнения культурой

    A. Стратегические вызовы и тренды

    B. Стратегии преобразования

    1. Вовлекать сотрудников

    2. Выявлять и поддерживать таланты

    3. Устанавливать и поддерживать рыночный уровень вознаграждения

    4. Управлять штатным расписанием для обеспечения гибкости

    IV. Улучшать услуги

    A. Стратегические вызовы и тренды

    B. Стратегии преобразования

    1. Обеспечивать своевременные и надежные сквозные услуги

    2. Повышать качество услуг через все точки контакта с клиентами

    Заключение

    Приложение A. Требования Закона о результатах деятельности и исполнении работ правительственными ведомствами от 1993 года

    Приложение B. Программа взаимодействия с заинтересованными лицами

    Приложение C. Постоянные и переменные расходы

     

    Стратегический план трансформации Почтовой службы на 2006–2010 годы / редакция 2007 года

    Письмо-обращение

    Основные положения (резюме плана)

    Введение

    I. Производить доход

    1. Повышать ценность почтовых услуг

    2. Приспосабливать услуги доставки к требованиям рынка

    3. Создавать продукты и услуги, ориентированные на получателя

    4. Развивать внутренние возможности для роста международного бизнеса

    5. Совершенствовать прием отправлений для коммерческих отправителей

    6. Сделать онлайн-услуги ключевой компетенцией

    7. Расширять охват клиентов

    II. Увеличивать эффективность

    1. Внедрять раздельный учет затрат по категориям

    2. Расширять стандартизацию

    3. Стандартизировать использование операционных данных

    4. Управлять персоналом для обеспечения гибкости и эффективности

    5. Оптимизировать использование оборудования

    6. Автоматизировать обработку писем типа flat

    7. Развивать эффективную, ориентированную на потребителя сеть услуг

    8. Оптимизировать подготовку почты крупными отправителями

    9. Оптимизировать бизнес-процессы

    III. Улучшать услуги

    1. Повышать клиентские навыки в использовании всех каналов предоставления услуг

    2. Обеспечивать надежный, предсказуемый сервис для всех продуктов

    3. Сократить наполовину издержки, связанные с адресными ошибками

    4. Активно добиваться прозрачности данных

    5. Обеспечивать безопасность, неприкосновенность и доверие

    IV. Клиентоориентированная культура

    1. Привлекать и удерживать таланты

    2. Заинтересовывать сотрудников для обеспечения первоклассного сервиса

    3. Повышать ответственность и признание управления, основанного на качестве исполнения

    V. Повышать экологичность

    1. Лидерство в охране окружающей среды

    2. Сокращать энергопотребление

    VI. Учет нового законодательства и требований по отчетности

    1. Внедрять положения Закона Сарбейнса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act, SOX)

    2. Готовить годовые отчеты

    3. Готовить дополнительные отчеты и исследования

    4. Управлять законодательными неопределенностями

    Заключение

    Видение 2013. Стратегический план на 2009–2013 годы.

    Письмо-обращение

    Обзор документа

    Введение

    I. Развитие на прочном фундаменте

    II. Проблемные времена

    III. Инвестиции в постоянное развитие

    IV. Видение 2013

    1. Фокус на том, что наиболее важно для потребителя

    2. Использовать наши сильные стороны

    3. Принятие и использование перемен

    Заключение

    Приложение № 2. Таблица параметров Планов


    Параметры

    Пятилетний стратегический план на 1998–2002 годы

    Пятилетний стратегический план на 2001- 2005 годы

    План трансформации Почтовой службы 2002 года

    Пятилетний стратегический план на 2004–2008 годы

    Стратегический план трансформации на 2006–2010 годы

    Стратегический план трансформации на 2006–2010 годы / редакция 2007 года

    Видение 2013. Стратегический план на 2009–2013 годы

    Дата создания

    1998

    2000

    Апрель 2002

    Сентябрь 2003

    Сентябрь 2005

    Декабрь 2007

    Октябрь 2008

    Письмо-обращение

    есть

    Нет

    есть

    есть

    есть

    Есть

    Есть

    Резюме плана

    есть

    Нет

    есть

    есть

    есть

    Нет

    Есть

    Руководитель Почтовой службы

    М.. Раниен

    У. Гендерсон

    Дж. Поттер

    Дж. Поттер

    Дж. Поттер

    Дж. Поттер

    Дж. Поттер

    Объем плана

    (в страницах)

    64

    67

    76

    61

    61

    62

    13

    Количество приложений

    3

    3

    23

    4

    3

    Нет

    Нет

    Объем приложений

    (в страницах)

    16

    14

    367

    31

    21

    0

    0

    Объем резюме плана

    (в страницах)

    5

    5

    11

    10

    4

    0

    2

    Количество разделов

    7

    6

    4

    6

    6

    8

    6

    Источники

    1. 1998–2002 USPS Five-Year Strategic Plan. Сайт Почтовой службы США www.usps.com. Раздел «About USPS@News», подраздел «Organization Information», подраздел «Office of Strategic Planning», подраздел «OSP Publication».

    2. 2001–2005 USPS Five-Year Strategic Plan. Сайт Почтовой службы США www.usps.com. Раздел «About USPS@News», подраздел «Organization Information», подраздел «Office of Strategic Planning», подраздел «OSP Publication».

    3. 2002 Transformation Plan. Сайт Почтовой службы США www.usps.com. Раздел «About USPS@News», подраздел «Organization Information», подраздел «Office of Strategic Planning», подраздел «OSP Publication».

    4. 2004–2008 USPS Five-Year Strategic Plan. Сайт Почтовой службы США www.usps.com. Раздел «About USPS@News», подраздел «Organization Information», подраздел «Office of Strategic Planning», подраздел «OSP Publication».

    5. Strategic Transformation Plan 2006–2010. Сайт Почтовой службы США www.usps.com. Раздел «About USPS@News», подраздел «Organization Information», подраздел «Office of Strategic Planning», подраздел «OSP Publication».

    6. Strategic Transformation Plan 2006–2010 / 2007 Update. Сайт Почтовой службы США www.usps.com. Раздел «About USPS@News», подраздел «Organization Information», подраздел «Office of Strategic Planning», подраздел «OSP Publication».

    7. VISION 2013. Five-Year Strategic Plan for 2009–2013. October 2008. Сайт Почтовой службы США www.usps.com. Раздел «About USPS@News», подраздел «Organization Information», подраздел «Office of Strategic Planning», подраздел «OSP Publication».

    8. Сайт ФГУП «Почта России» www.russianpost.ru. Раздел «Новости компании», подраздел «Архив новостей».

    9. «Заметки об опыте разработки стратегических планов». Журнал «Стратегический менеджмент», № 1 за 2009 год, http://www.grebennikoff.ru/product/36/.


    1 В настоящей статье уточнен перевод названия Закона от 1993 года. Вариант перевода в первой статье — Закон о повышении эффективности деятельности правительственных ведомств.