Формирование кадрового резерва
«Работа с персоналом»
Где брать хороших руководителей: искать или выращивать? Пока одни компании, подобно нашим первобытным предкам, занимаются собирательством, другие с успехом возделывают собственные грядки: придирчиво отбирают рассаду, заботливо за ней ухаживают и радуются первому урожаю менеджеров.
Редкий работодатель не упоминает в своих вакансиях о возможности карьерного роста, ведь такая перспектива определяет выбор многих соискателей. Однако зачастую оказывается, что и расти в компании некуда, и работа по развитию персонала здесь никак не организована. Расскажу, как с последним справляется наша компания.
ОАО «Хлебпром» работает на рынке пищевой промышленности уже более 30 лет, и за эти годы сменилось не одно поколение сотрудников. При этом среди них есть те, чей стаж в компании уже перевалил за второй и даже за третий десяток.
1. Шанс есть у каждого
Если сотрудники растут профессионально и карьерно, тогда и у компании всегда будут достойные кандидаты на вакантные места. Эта задача решается с помощью программы формирования и развития кадрового резерва, у нас она называется «Перспектива». Её участником может стать любой сотрудник.
Чтобы на раннем этапе отсеять желающих, склонных к самообучению только на словах, и больше времени уделять сотрудникам, действительно готовым тратить личное время на своё развитие, был разработан регламент вступления в программу.
2. Как отобрать лучших
Желающих участвовать в программе HR-кураторы просят выполнить два задания.
Первое — простое: прочесть одну из пяти предложенных книг из корпоративной библиотеки (например, о личной эффективности и менеджменте организации). По этой книге нужно сдать экзамен.
Второе задание — практическое. Необходимо предложить ряд улучшений в работе своего подразделения, а одно из этих предложений реализовать. По результатам — подготовить отчёт.
Несколько живых примеров подобных мини-проектов:
-
Региональный менеджер по продажам из Екатеринбурга предложил задействовать новый канал реализации для продукции бренда Dr. Korner (хлебцы, снеки из серии «Здоровое питание») через аптеки, а также придумал рекламу, что значительно увеличило продажи этого продукта.
-
Старший кладовщик из Новосибирска создал информационную базу клиентов подразделения и регламентировал взаимодействие с ними. Это облегчило управление разнородной информацией по торговым точкам, ускорило работу, упростило коммуникацию между разными отделами (склад, логистика, отдел продаж). Нагрузка на склад выровнялась по сменам и дням недели, а новые сотрудники легче адаптируются на рабочем месте.
-
Секретарша из Санкт-Петербурга провела инвентаризацию книг корпоративной библиотеки и начала выпускать красочную электронную рассылку для сотрудников — с «рекламой» корпоративных книг (тема, содержание, автор, отзывы читателей из числа коллег). Ряды активных книголюбов с тех пор здорово пополнились, а за самыми популярными изданиями сотрудники начали выстраиваться в очереди.
Итак, речь идёт не о проектах «для галочки», а о реальных улучшениях, меняющих жизнь отдела и компании к лучшему.
3. Ставим цель, определяемся с позицией
Прежде чем подать заявку, кандидату необходимо разобраться, какую цель он перед собой ставит и каким видит результат от участия в программе. Об этом он должен рассказать на следующем этапе — в ходе самопрезентации.
Тогда же он представляет мини-отчёт о том, как выполнил задания вступительного этапа, вкратце рассказывает о себе (об опыте работы, увлечениях и т. п.).
На этой встрече, помимо HR-куратора, присутствуют генеральный директор и топ-менеджеры компании (директоры функциональных направлений, отвечающие за выработку и реализацию стратегии). Они и рекомендуют сотрудника в кадровый резерв.
В кадровом резерве за сотрудником закрепляется не абстрактная должность, а конкретная позиция, существующая в компании, а тот, кто её пока занимает, становится руководителем резервника.
4. План развития
Чтобы определить, что нужно подтянуть участнику программы, чтобы соответствовать желаемой должности, мы измеряем деловые и личностные качества сотрудника, оцениваем его профессиональную компетентность, результаты работы и потенциал (исходя из целей, стоящих перед компанией).
На основании этого HR-куратор составляет индивидуальный план развития сотрудника. Этот план рассчитан на год и включает в себя:
-
Тренинги и семинары. Они нужны, чтобы участник освоил модель эффективного поведения.
-
Самообразование. Самостоятельное изучение книг, особенностей и тенденций бизнеса, просмотр фильмов о моделях эффективного поведения.
-
Установку обратной связи. Участник должен получить обратную связь от коллег по работе и своего непосредственного руководителя. Цель — понять, насколько успешно поведение резервника (оцениваются компетенции, необходимые в будущей должности).
-
Приобщение к опыту коллег. Если в компании есть люди, у которых хорошо развита нужная компетенция, то модель поведения этих людей берётся на вооружение.
-
Специальные задания (проекты). Резервнику предлагаются задачи, решение которых требует высокого развития нужных компетенций. Эти задачи выходят за рамки его обязанностей.
-
Развитие на рабочем месте. Резервник должен искать и осваивать более эффективные модели поведения при решении задач, которые входят в его непосредственные обязанности.
Как видите, индивидуальный план развития требует от резервника активности. Поэтому очень важно, чтобы тот умел видеть открывающиеся перспективы, сильно желал изменений и прикладывал к этому реальные усилия.
5. Через год оцениваем работу резервника
В таком формате сотрудник работает год, после чего должен отчитаться в том, что:
-
сделано по плану (с какими результатами?);
-
не выполнено (почему?);
-
выполнено сверх плана.
Отчёт обсуждается на встрече, где присутствуют сам резервник, HR-куратор и держатель целевой должности. Последние делятся своими выводами с сотрудником и дают рекомендации по дальнейшему развитию. При необходимости проводится повторная оценка некоторых компетенций.
После этой встречи участник снова готовит самопрезентацию для топ-менеджеров. После презентации резервнику предоставляют новый индивидуальный план развития на следующий период — с учётом всех рекомендаций, выводов, оценки и т. д.
6. Что это даёт компании
Перейдём к цифрам, поскольку они говорят сами за себя.
-
Сегодня в компании кадровый резерв топ-менеджеров покрывает 41 % позиций.
-
Преемники есть у более чем трети операционных директоров и их заместителей.
-
33 % всех вакансий компании были закрыты за счёт внутренних переводов. Для компании с тремя тысячами сотрудников это очень неплохой показатель.
Какие выводы можно сделать? Когда в компании появляются новые должности (а развивается она весьма динамично), новые перспективы открываются и перед нашими сотрудниками. У работника, который вырос из рядового специалиста, отлично знает специфику бизнеса и попутно приобрёл навыки управления, есть масса преимуществ. И одно из них — лояльность к компании, которая помогла сотруднику в развитии, дала ему возможность подняться выше.
Вырастить достойный кадровый резерв непросто, подготовка требует много времени, сил и, конечно, правильно выстроенной образовательной стратегии. Но результаты доказывают, что траты эти не напрасны.