Библиотека управления

Иностранец в джунглях российского бизнеса

Вилли ПаульОрганизатор переездов, руководитель отдела Office moves AGS/Froesch
Tom Hunt

Чем бизнес в России отличается от европейского?

«Умом Россию не понять…» — сказал один из русских классиков.… И действительно, именно такое впечатление у меня сложилось, когда в 2005 году я приступил к работе в России по приглашению одной немецко-французской компании.

Отличия в ведении бизнеса ощутимы с первых дней работы. Я столкнулся с тем, что многие российские компании пытаются добиться моментального получения прибыли, часто не думая о стратегическом развитии своего бизнеса и построении положительного имиджа и дальнейших взаимовыгодных отношений с бизнес-партнерами.

Вместо того чтобы делать бизнес, многие пытаются изначально найти или даже искусственно создать подвохи и переложить сложившеюся проблему на плечи других для получения выгоды. Огорчает еще и тот факт, что выгода здесь достигается не за счет темпа роста, а за счет подавления цены или же хитро спланированных расчетов для получения личной выгоды. Конечно, это относится не ко всем, но если в цепочке добавленной стоимости появляется хотя бы одно такое звено, то найти зачинщика невозможно — происходит цепная реакция, которая «красит» одновременно всех. Искать зачинщика и не нужно, так как в поиске его мы теряем время и деньги. Порой складывалось впечатление, что бизнес в России построен с целью найти виновного, а отнюдь не для получения прибыли, удовлетворения клиента и повышения качества обслуживания. А законы существуют не для того, чтобы их соблюдать, а для того, чтобы их обходить. Создается вид бурной деятельности, а на самом деле ведется всего лишь поиск выхода из сложившейся ситуации по принципу «создать проблему, чтобы вместе ее решить» и тратится много времени на простои, а не на движение вперед.

Многое работает не по общепринятым меркам и экономическим законам, а по понятиям.

Также невозможно не обратить внимание на существенную разницу корпоративного мышления в западных и российских компаниях. Во времена кризиса многие компании в Европе пытаются сохранить свой рабочий состав, тем самым снимая с сотрудников головную боль о поиске нового рабочего места и создавая чувство привязанности и принадлежности к компании. В российских же с наступлением кризиса неминуема волна сокращений.

Все ли западные бизнесмены готовы к российским условиям?

Европейцы работают по своим принципам — обеспечивают стабильный рост компании, заключают долгосрочные контракты. Но в бурном море российского рынка скрыто много подводных камней.

Готовность к ведению бизнеса в России заключается в том, что те, кто уже готов, приезжают в Россию и делают это. Те, кто еще готовятся, с большей вероятностью так и не решатся на этот шаг. Хотя находятся люди, которые, уже переехав, не справляются с нагрузкой, ломаются и бросают начатое.

Честно признаюсь, после переезда в Россию у меня случился культурный шок. Я очень часто болел и посещал врача. Это стоило огромных денег, которые мне тогда были так необходимы для текущих дел. От сильных моральных и физических нагрузок, случались приступы артериального давления, сопровождающиеся вызовом скорой помощи на рабочее место. Из-за давления со всех сторон, культурной перестановки и борьбы с собственной силой воли приходилось планировать не на пятилетку, а на пятидневку. Таким образом, я поставил себе цель выдержать любой ценой хотя бы один год в России. После этого — еще один год. Теперь я уже пятый год в России и мне нравится заниматься бизнесом именно в этой стране. Я начал замечать здесь конкретный бизнес, несмотря на все присущие проблемы. Есть ощутимая динамика и развитие. Ведение бизнеса по европейским меркам в России окупается не сразу, а постепенно: своему делу необходимо уделить много времени, сил и быть верным самому себе.

Основные проблемы, с которыми я столкнулся по прибытии в Россию: трудности при самом переезде, проблемы со стороны законодательства, сложности с получением рабочей визы и связанные с этим посещения государственных и медицинских учреждений. После переезда в Россию я практически изолировался от немецкой социальной системы и оказался в очень непривычной для меня ситуации незащищенности. Я лишился перечислений в пенсионный фонд, у меня пропала страховка от безработицы, а так же полное медицинское обслуживание. Но, в силу российского законодательства, я был обязан иметь медицинскую страховку на время пребывания в России по краткосрочным визам, что в конечном итоге мне пошло на пользу и сохранило меня. Все привычные условия жизни и работы стали вдруг не доступными, усугубляли ситуацию постоянные перелеты и бессмысленная трата денег на решение проблем, на которые в Германии даже не обращают внимание. Единственным выходом для меня осталось лишь оплачивать все расходы из своего кармана. В итоге для восстановления всех привычных благ мне понадобилось три года. Чтобы понять этот мир, я смотрел старые советские фильмы, такие как «Афоня», например, слушал русскую музыку и много общался. Со мной непрестанно были люди, которые мне морально помогали.

Все ли российские управленцы способны взаимодействовать с западным рынком и его представителями? И насколько европейцы заинтересованы в этом сотрудничестве?

Все приходит с опытом! Система взаимодействия российского и западного рынков в целом уже отлажена. Хотя тут дело даже не в способности, а в совместимости. Если у российского бизнесмена сформировано понятие, кто такие европейцы и как они мыслят и наоборот, то конечно может сложиться успешный бизнес. Причем, на мой взгляд, в России всегда должен присутствовать бизнесмен, который является своеобразным «ключом-переходником». При необходимости он сможет доступно для понимания и точно сформировать информационный посыл для ключевых аудиторий с учетом русского менталитета.

Ровно настолько, насколько российских бизнесменов привлекает партнерство с западными коллегами, так же и нам, европейцам, интересен выход на российский рынок! Конечно, этому способствует активный рост и развитие российского рынка. Следует отметить, что Россия — это вообще один из самых перспективных рынков в мире с точки зрения роста и развития. Сейчас Россия находится в самом начале процесса трансформации от традиционной торговли к современному ритейлу. Особенно это ощущается в Москве, где раз в квартал открываются большие торговые и бизнес центры.

Бизнесменов всегда привлекают новые и неосвоенные рынки. Возможность завоевать первым новый рынок. Зарекомендовать свой бизнес в качестве неотъемлемой части российского бизнеса.

Со стороны менеджера — думаю, что основная мотивация — это заработать «хороших денег» и повысить свой статус на рынке труда, показать, что он способен к адаптации в стране с «экстремальным» для него ведением бизнеса.

Со стороны компании с западным капиталом, это внести свежий ветер и новое мышление в развитие российского бизнеса и компании. Это в некой мере заставляет российских коллег работать «по правилам», что для некоторых из них может послужить дополнительным барьером при ведении бизнеса по «старым наезженным российским схемам», что для компании в итоге идет на пользу и влияет непосредственно на повышение прибыли.