Информационно-коммуникационные технологии на складе
Издательство «Гревцов Паблишер»
Важность информации
ICT позволяют собирать, анализировать и оценивать информацию и передавать ее из одного пункта в другой. Информационные потоки складов и цепочек поставок являются такой же основой их существования, как и физические потоки товаров и сырья. Подобный обмен информационными потоками происходит не только внутри компаний, но также между внешними поставщиками, подрядчиками и покупателями. В результате все потоки реальных товаров, а также людские и сырьевые потоки инициируются и совмещаются при помощи ICT. Весь процесс работы склада и цепочки поставок поддерживается благодаря обмену и поставке информации.
Своевременность и качество информации облегчают процесс принятия правильных решений. А поскольку все звенья цепочки поставок полагаются на ICT в вопросах планирования, организации, функционирования и управления наряду со всеми другими управленческими процессами, верно и обратное. Использование любой формы электронного обмена информацией также включает в себя пользовательский интерфейс заказчика.
Информационные потоки обеспечивают обмен данными как внутри, так и вне компании. Например, складской отборщик заказов использует отборочный лист, который был сформирован на основании заказа покупателя (внешний информационный поток). Такие отборочные операции, в свою очередь, являются частью решений, принятых на уровне тактического планирования работы склада и запасов. Таким образом, все данные оказываются взаимосвязанными и являются частью совокупности обработки и обмена. ICT облегчают все эти базовые инициирующие, координирующие и управляющие функции на всем протяжении цепочки поставок, включая склад. Использование языка XML (extensible markup language), который служит протоколом для передачи данных между компьютерами, облегчает передачу данных и делает ее более гибкой. XML усовершенствовал методологию электронного обмена информацией (EDI), поскольку работает через Интернет и не нуждается в некоммутируемых сетях связи. Это позволяет использовать его более мелким компаниям.
- Для покупателей возможность получить данные в режиме реального времени означает получение следующих преимуществ web-доступа.
- Время обновления состояния дел составляет несколько секунд.
- Пользователи в режиме реального времени с помощью компьютера получают доступ к информации о многосторонних событиях для принятия деловых решений.
- Создание отчета по специальным требованиям заказчика.
- Сигнал, автоматически извещающий пользователей об изменениях, проблемах и др.
- Контроль промежуточных этапов, например, раннее/позднее прибытие.
- Возможность отслеживать груз и просматривать его состояние при помощи персональной информации, например, номера бланка на заказ, заказа на покупку или транспортной накладной.
- Проведение отслеживания и мониторинга, приспособленность к существующему бизнес-процессу пользователя и его информационным системам.
- Возможность размещения логотипа, терминологии и др. в качестве дополнительной услуги организации пользователя.
- Поддержка выборочного совместного пользования данными с определенными партнерами по торговле.
- Способствует более тесному взаимодействию между подразделениями предприятия в управлении цепочкой поставок.
- Расширение сферы действия услуги (увеличение рабочих часов, расширение зоны действия).
- Гибкие методы коммуникации.
- Расширенная клиентская база:
- выход на новые рынки, требующие функциональных возможностей web-доступа;
- дифференцирование на рынке, управляемом ценой.
- Усовершенствование имиджа компании и торговой марки.
- Автоматизация некоторых операций, например, таких, как отслеживание груза.
- Автоматизация транзакций, например, таких, как обработка заказа.
- Увеличение средней деловой эффективности и эффективности эксплуатации.
- Увеличение размера прибыли за счет дополнительных услуг.
- Снижение стоимости транзакций и обслуживания покупателей.
Принятие решений и ICT
Многие методы управления цепочкой поставок полагаются на электронный сбор и управление данными. Электронные средства связи делают возможным автоматическое принятие решений, моделирование предложенных изменений, автоматическое управление отслеживания и автоматическое формирование мониторинга производительности и управления. Это означает возможность более быстрого и усовершенствованного принятия решений, как это показано в следующих примерах.
- Повторный заказ запасов в зависимости от заранее установленных уровней и количества. В данном случае проводится мониторинг уровня запасов в зависимости от доставок покупателям, и как только уровень запасов снижается до заданного уровня, поставщик получает очередной заказ, пополняя его до желаемого уровня.
- Предложенные изменения в операциях и сетях можно смоделировать таким образом, чтобы можно было оценить результаты и принять решения. Здесь компания может выразить желание изменить способ планирования своих складских операций. Может также смоделировать множество различных вариантов, которые затем будут оцениваться, и на основании этого будут приняты решения по каждому из необходимых изменений в текущих операциях и планировке.
- Автоматизированное управление и контроль оборудования, продукции и имущества (например, упаковочных лотков, контейнерных тележек, бочонков для пива). Это обеспечивает прозрачность операций, что, в свою очередь, повышает безопасность и позволяет реагировать на операции в режиме реального времени. Потеря регистрационной записи, например, номера пивных кег, может стоить крупнейшим пивоварам до £ 10 миллионов в год, а потеря паллет в национальном масштабе Великобритании оценивается в сумму, превышающую £ 100 миллионов в год.
- Автоматическое формирование мониторинга производительности и управления. Здесь, например, можно провести мониторинг всех физических операций и затем выделить любые отклонения от ожидаемого и планового показателя. Например, товар планируется поставить покупателям в течение трех дней с момента получения заказа. При фиксировании в системе ICT времени и даты поступления заказа все последующие шаги маркетинга (заказы покупателя/обслуживание), учета (наличие запасов), складирования (отборка) и транспортировки (доставка), фактическое и расчетное время и даты всех этих операций становятся доступными и очевидными. Это позволяет сравнить действительный показатель с плановым ожидаемым показателем.
Как видим, информация необходима на каждом уровне и этапе цепочки поставок. И прогресс в развитии как операционных систем ICT, так и вычислительной мощности облегчает и удешевляет получение информации. Как правило, использование ICT снижает издержки, а это означает, что при надлежащем их использовании можно значительно увеличить прибыли.
Усовершенствования, связанные с ICT
ICT продолжают вносить усовершенствования везде, где они необходимы:
- для немедленного доступа к информации;
- для снижения себестоимости;
- чтобы иметь преимущество перед конкурентами;
- для точности проведения работ;
- для интеграции и координации;
- для снижения времени цикла;
- для усовершенствования контроля;
- для улучшения обслуживания.
ICT становятся инструментом интеграции и координации логистики, цепочек поставок и всех предприятий и компаний, участвующих в этих процессах.
Работа склада становится все более гибкой, на смену статическим операциям хранения приходят сложные операции сортировки. Поскольку запасы должны оцениваться без задержки, на смену методам ручного труда с использованием бумажных документов приходит система слежения, основанная на штрих-кодировании. Мобильные компьютеры и лазерные сканеры считывают данные и передают их по беспроводной связи в режиме реального времени, предоставляя информацию для оперативного принятия решений.
Тогда как для одних компаний некоторые области применения ICT могут оставаться чем-то непостижимым, для других они являются повседневной реальностью. Благодаря автоматизации движение сырья на складе больше не является в основном ручной операцией, а включает автоматизированное хранение и поиск товара, а контроль над всеми операциями производится при помощи системы управления складом (WMS, или СУС, далее по тексту — СУС).
ICT значительно увеличили эффективность и результативность управления цепочками поставок. Многие не согласны с тем, что усовершенствование работы складов и управления цепочкой поставок в основном связаны с развитием ICT. Давайте рассмотрим некоторые рабочие моменты с использованием ICT. Практически все они сегодня считаются естественным и нормальным явлением, однако так было не всегда.
- Закупка: заказ, отслеживание процесса его выполнения и проведение платежа при помощи электронного обмена данными (EDI, или ЭОД).
- Производство: использование систем планирования потребностей в материальных ресурсах (MRP) позволяет с высокой скоростью осуществлять повторные заказы, пополнять запасы, управлять ими и планировать производство известных товарных групп.
- Запасы: управление запасами и система обработки повторных заказов.
- Складирование: системы управления складом (СУС), автоматические системы хранения и поиска (АСХП), внутренние контакты при помощи радиочастотного оборудования, считывание штрих-кодов (подробнее рассматривается ниже).
- Транспортировка: управление парком, разработка маршрута и система календарного планирования.
- Маркетинг: системы обработки заказов.
Приложения ICT для склада
Система управления запасами
Система управления запасами (IMS, или СУЗ) может управлять информационными потоками для всех единиц, проходящих через склад. Она эффективна в следующих случаях:
- Для модели спроса, например, средний спрос, стандартные отклонения на каждую ЕСХ.
- При определении методов пополнения запасов, что и в каком количестве следует заказать (однако окончательное решение необходимо согласовать с руководством в соответствии с существующими правилами принятия решений).
- Для анализа эффективности использования на ЕСХ.
- При предоставлении такой управленческой информации:
- Какие единицы используются?
- Когда и сколько?
- Сколько единиц находится в оперативном запасе?
- В каком месте склада они расположены и/или в сети распределения?
- Кто является поставщиком?
- Каково время цикла?
- Какова стоимость за ЕСХ?
Система управления складом
Система управления складом (СУС) может охватить все текущие складские операции, например: пополнение запасов по соответствующим документам, формирование этикеток и отборочных листов, определение размеров запасов открытого хранения, пополнение запасов открытого хранения и др. Таким образом, внедрение СУС дает массу преимуществ: усовершенствование контроля уровня запасов, их прослеживаемость, повышение уровня производительности и улучшение управленческой отчетности. Кроме того, обе системы, СУЗ и СУС, могут быть объединены с системами заказов, например, web-системами, имеющими отношение к покупкам через каталог, для организации прямой связи между получением заказа и операциями по отборке и распределению наряду с финансовым и кредитным контролем.
Однако СУС имеет и свои недостатки: многие базовые пакеты не могут справиться с отслеживанием паллет/оборудования в системе объединенного резервирования, не могут осуществлять оперативное календарное планирование при динамически меняющейся исходной информации. Если вы рассматриваете вопрос установки программного обеспечения СУС, всегда важно определить проблемные зоны при помощи консультации с другими ее пользователями по следующим вопросам:
- Точность учета запасов
- Снижение количества ошибок
- Производительность и управление ресурсами
- Обслуживание покупателей
- Уменьшение количества бумаг
- Управление информацией и контроль.
Внедрение СУС предполагает конкретные затраты, а ожидаемую экономию в каждой из оговоренных проблемных зон необходимо подсчитать. Как только сделан обзор возможных источников экономии, можно рассмотреть следующие моменты: стоимость СУС; ее свойства и способность адаптироваться к будущим потребностям; как поставщик будет производить управление и ремонт; наличие у поставщика знаний и опыта в данном секторе; имеющиеся варианты поддержки и возможности модернизации.
Выбор системы управления складом
Следующий перечень контрольных вопросов может оказаться полезным при выборе СУС.
- Коротко перечислите требования (например, на лист А4).
- Оцените стоимость неиспользования СУС.
- Загляните лет на 10 вперед.
- Будьте готовы пойти только на небольшие коррективы стандартных пакетов (которые не вызовут конфликтов с последующими обновлениями).
Найдите поставщика, который:
- разделяет ваши взгляды;
- имеет опыт практической работы в вашей отрасли и вашим типом склада;
- ориентирован на склад и цепочку поставок;
- имеет сильную команду бывших складских менеджеров, которые ведут разработку совместно с программистами;
- поддержка пользователей работает круглосуточно семь дней в неделю («24/7»);
- имеет хорошие отзывы.
Удостоверьтесь в том, что пакет программ:
- относительно новый, имеет внушительный «послужной список» клиентов;
- использует новейшие технологии и совместим с будущими технологиями;
- регулярно усовершенствуется и легко обновляется;
- не является повторным «изобретением колеса»;
- хорошо выглядит при демонстрации его возможностей, легок в использовании и принят всеми пользователями.
СУС (WMS) может расширить свои функции в управлении поставками и способствовать увеличению прозрачности и скорости передвижения товаров по расширенной цепочке поставок путем обмена данными с другими подобными системами, включая системы планирования ресурсов предприятия (ERP). Система ERP взаимодействует со складом через данные о заказах, которые необходимо сформировать, а также через данные о продажах, уровне спроса и состоянии отобранных заказов, отгрузке на транспортное средство и вплоть до выставления соответствующих счетов бухгалтерией. СУС может также использоваться с автоматизированным сбором данных, чтобы предоставить складским операторам более точные сведения, сократив расходы на рабочую силу и уменьшив время цикла. Об этом будет подробнее рассказано после рассмотрения темы об автоматизированных складах.
Автоматизированные операционные системы
Использовать данные системы для перемещения и хранения товара имеет смысл в высоких, более 15 метров в высоту, складских зданиях. Автоматизированные операционные системы будут определенно полезны при проведении складских операций, для которых характерны незначительный товарный ассортимент и высокий уровень товарооборота (как минимум 3 смены и более 60 паллет в час), а также для операций, в которых можно использовать следующие преимущества автоматизированных систем.
- Работает в режиме «24/7».
- Снижает высокие затраты на рабочую силу.
- Позволяет максимально использовать каждый квадратный метр при арендной плате за метраж.
- Требует меньшего количества персонала и снижает вспомогательные расходы, например, на освещение и обогрев, на операции при полном отсутствии освещения (за исключением ситуаций, когда необходим срочный доступ или доступ в связи с техобслуживанием).
- Увеличивает безопасность и снижает уровень мелких краж, т. к. доступ персонала ограничен.
- Незаменима в условиях опасной операционной среды, например, при работе с химикатами (поскольку здесь практически не требуется участие операторов).
- Снижает количество ошибок, что связано с использованием систем отслеживания/поиска и минимальным вмешательством человека.
- Продукция имеет стандартные размеры, вес и идентификацию.
Недостатки автоматизированных складов можно суммировать следующим образом.
- Высокие первоначальные капитальные затраты и период окупаемости от 3 до 4 лет.
- Медленный возврат инвестиций, который может длиться вплоть до 7–10 лет.
- Сложности с утверждением архитектурного плана в районах с высокой плотностью населения, поскольку такие здания нарушают визуальный баланс общей картины построек.
- Подобные здания сложно сдать в аренду/перепродать.
- Установлены жесткие требования относительно товарооборота, размера груза, операционных моделей и будущего изменения условий.
- Восприимчивость к неполадкам в работе программного обеспечения.
- Требует большего внимания к унификации упаковки и штрих-кодирования/идентификации продукции.