Библиотека управления

Как не отвлекать средства из оборота для участия в госзаказе

Андрей ВарнавскийК. э. н., партнер, руководитель направления финансовых инструментов консалтинговой компании «Тендер-центр № 1»
Журнал «Финансовый директор», №10 за 2010 год

Чтобы принять участие в аукционе или конкурсе госзаказа, скорее всего предприятию придется внести обеспечение еще до подачи заявки. А в случае победы заказчик может потребовать финансовых гарантий исполнения обязательств. Способы, позволяющие не отвлекать немалые деньги из оборота, есть.

В условиях по-прежнему не оправившейся от кризиса экономики постоянная потребность государства в огромном перечне товаров, работ и услуг остается хорошим шансом поправить финансовое положение для многих компаний. Интерес к госзаказу дополнительно подогревается и переходом на электронные торги.

Выиграть в госзаказе не так-то просто. Кроме прочего, от компаний — участников конкурсов и аукционов требуется подтверждение серьезности намерений, а именно разные типы обеспечения. Расскажем подробнее об их нюансах и о том, какие инструменты можно использовать за небольшую плату, чтобы не отвлекать из оборота «живые» деньги.

Обеспечение по заявке

Госзаказчик может установить для всех участников аукциона требование о внесении залога — обеспечении заявки. И в большинстве случаев этим действительно пользуются, чтобы быть уверенными в серьезности намерений участников. Когда речь идет о проведении аукционов на электронных площадках, обеспечение по заявке обязательно. Его размер может достигать 5 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, не больше. И, как правило, меньше заказчик никогда не требует. В зависимости от того, где размещен госзаказ (реальный («бумажный») конкурс или электронный аукцион), различаются держатели обеспечения, а форма всегда одна и та же — только денежные средства. Никакие поручительства, гарантии и т.д. не принимаются.

В случае так называемых бумажных аукционов деньги перечисляются на лицевой счет самого заказчика. Вся сумма должна быть внесена еще до подачи заявки. Разумеется, позже деньги компании вернут. А произойдет это в течение пяти дней с момента наступления одного из следующих событий:

  • публикация протокола, в соответствии с которым заявка участника не допущена к аукциону или не стала победителем аукциона, а также не заняла второе место среди всех претендентов;
  • заключение госконтракта.

Тем не менее есть риск лишиться средств, перечисленных в счет обеспечения заявки. Это может произойти, если компания выиграла конкурс на госзаказ, но отказывается от заключения контракта. А также когда предприятие заняло второе место на аукционе и тоже, как и победитель, уклоняется от подписания договора.

Самый сложный вопрос — когда удастся вернуть средства, перечисленные в качестве обеспечения на счет заказчика. Иначе говоря, в течение какого времени не будет возможности использовать их для участия в других аукционах или в своей операционной деятельности. Хотя законом «О госзакупках» и предусмотрено пять дней на возврат денег, в реальности возврат средств затягивается на 10–50 дней.

Несколько другой порядок работы с обеспечением у электронных аукционов.

При аккредитации на площадке компании предоставляется лицевой счет, на котором она размещает некоторую сумму средств, достаточную для обеспечения заявок. Когда подается заявка на конкретный аукцион, часть этих денег блокируется. Фактически их нельзя отозвать или использовать для другого аукциона. Размораживаются деньги в порядке, аналогичном описанному выше для обычных («бумажных») аукционов. Возврат средств на расчетный счет предприятия возможен только по письменному заявлению и займет еще один-два дня.

И в том, и другом случае требование госзаказчика об обеспечении заявки создает для предприятий серьезные проблемы. Суммы в зависимости от размеров контрактов могут быть более чем внушительными. А свободными средствами, которые можно безболезненно отвлечь из оборота, компания может и не располагать. Решить проблему можно, если воспользоваться тендерным кредитом. Правда, немногие банки предоставляют такую услугу. Зачастую тендерный кредит ошибочно приравнивают к обыкновенному и требуют от заемщика залог.

На самом деле, отличительные особенности тендерного кредита: отсутствие залога, быстрота выдачи (10–12 дней), краткосрочность (не более 50 дней). Средняя стоимость тендерного кредита — 5–6 процентов от его суммы. Эта стоимость складывается из комиссии за выдачу (2–2,5% от суммы кредита), расходов на открытие счета и других разовых платежей, а также процентов за пользование денежными средствами. Ставка, как правило, составляет от 17 до 28 процентов годовых. Но поскольку деньги привлекаются на достаточно короткий срок (в среднем 45 дней), затраты не так уж и велики.

Главная проблема, которая может помешать компании воспользоваться тендерным кредитом, состоит в том, что банки излишне требовательны к заемщику и охотно работают с клиентами, если речь идет о предоставлении не менее 5–7 млн рублей. То есть с такими предприятиями, которые планируют получить госзаказ на сумму более 100 млн рублей.

Гарантия исполнения обязательств

Еще одна неприятная для финансового директора сторона госзаказа — заказчик может, а в случае, если цена контракта превышает 50 млн рублей, должен требовать от победителя конкурса (аукциона) обеспечения надлежащего исполнения обязательств. Его размер может достигать 30 процентов от начальной цены контракта. А в тех редких случаях, когда договором предусмотрен аванс, сумма обеспечения не может быть меньше аванса.

Победитель аукциона обязан предоставить обеспечение в срок от 6 до 20 дней, в зависимости от типа торгов и требований заказчика.

Предприятия, впервые принимающие участие в госзакупках, часто забывают о том, что размер обеспечения рассчитывается от начальной цены контракта. Эта ситуация усугубляется, когда в ходе торгов цена контракта становится намного меньше. Вот ситуация из практики. Компания выиграла электронный аукцион на проведение ремонтных работ. Начальная цена контракта была установлена в размере 8,5 млн рублей. В торгах приняли участие пять компаний, и в результате цена снизилась до 3,39 млн рублей. Удивление победителя было неподдельным, когда он обнаружил, что размер обеспечения контракта составляет 2,55 млн рублей.

Сегодня в качестве обеспечения исполнения контракта может быть использовано следующее: залог денежных средств, банковская гарантия, поручительство.

Залог денежных средств. Пожалуй, единственная ситуация, когда оправданно отдать в залог «живые» деньги, — предельно короткий срок исполнения контракта. Но даже в этом случае могут быть исключения. Достаточно вспомнить предыдущий пример, где потребовалось бы увеличение оборотных средств более чем на 75 процентов.

А когда срок выполнения контракта превышает шесть месяцев, использование залога бессмысленно. Простое размещение этой суммы на депозите на этот срок принесет не менее 4 процентов, а затраты, связанные с использованием других способов обеспечения, как правило, меньше.

Банковская гарантия. До августа 2010 года страховые компании имели возможность наряду с банками выдавать гарантии, которые стоили дешевле банковских, и получить их было проще. Поэтому гарантиями от страховых компаний активно пользовались предприятия.

Сейчас этот инструмент официально запрещен. И ничего не остается, кроме как получать гарантию от банка. Затраты на нее будут примерно такими: комиссия за выдачу — от 2 до 3 процентов от суммы по гарантии; процентная ставка за пользование гарантией — от 4 до 7 процентов годовых; и еще придется уплатить комиссию за открытие расчетного счета (если его нет в банке, выдающем гарантию). Кроме того, некоторые банки могут потребовать залог. Вся процедура займет от трех до десяти дней.

Поручительство. На практике чаще всего используется сочетание двух договоров: поручительства (между госзаказчиком и поручителем) и оказания услуг поручительства (между поручителем и поставщиком, получившим госзаказ).

В отличие от страховки или банковской гарантии, в поручительстве принимает участие госзаказчик, и если первые два инструмента ему просто предоставляются, то договор поручительства подписывается им. Поэтому госзаказчики иногда начинают вносить свои изменения в текст документа, превращая процесс подписания в ад, с постоянными корректировками и изменениями. Хотя, конечно, это скорее исключение из правил. Вообще, если в аукционной документации не предусмотрен конкретный текст, который должен быть отражен в договоре поручительства, или не представлен проект договора поручительства, госзаказчик не может отклонить ту редакцию, которую ему предоставил победитель.

Есть и другие проблемы. А именно жесткие требования к поручителям:

  • капитал и резервы поручителя, отраженные в бухгалтерской отчетности, должны составлять не менее 300 млн рублей и превышать размер поручительства не менее чем в десять раз;
  • чистая прибыль поручителя, указанная в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности, должна превышать не менее чем в три раза размер поручительства, или размер чистой прибыли поручителя должен составлять более чем 100 млн рублей;
  • стоимость основных средств (в части зданий) поручителя, указанная в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности, должна составлять не менее чем 300 млн рублей и превышать не менее чем в десять раз размер поручительства, или стоимость указанных основных средств (в части зданий) должна составлять более чем 1 млрд рублей.

И еще один важный нюанс. В настоящий момент на рынке поручителей действует группа мошенников, которые не соответствуют данным требованиям, но выдают поручительства, предоставляя поддельную отчетность. Риск покупки такого поручительства в том, что позже взамен поддельного придется покупать другое обеспечение, а деньги, заплаченные мошенникам, уже не вернуть.

Оригинал статьи: Инструменты, позволяющие не отвлекать средства из оборота для участия в госзаказе
Журнал "Финансовый директор"