Библиотека управления

Российский рынок лизинга в 2004 году

Материалы всероссийской конференции "Российский рынок лизинга", РА "Эксперт РА"

Оглавление

Перспективы рынка

Переход к обслуживанию малого и среднего бизнеса — это ключевая тенденция, которая будет определять развитие российского рынка лизинга в дальнейшем. В мировой практике лизинг является инструментом финансирования преимущественно для малого и среднего бизнеса. Эту нишу лизинг занимает, прежде всего, в силу своей низкорисковой природы. Предмет лизинга, остающийся в собственности лизингополучателя до окончания срока сделки, является гарантией (зачастую единственной и достаточной) успешного осуществления сделки для лизингодателя. Поскольку в большинстве стран мира лизинг не пользуется столь значительными налоговыми льготами как в России, низкий уровень рисков становится основным преимуществом этого инструмента. По нашему мнению, к 2004 году налоговые льготы перестали быть ключевой причиной быстрого развития рынка лизинга. Теперь этой причиной стал спрос со стороны малого и среднего бизнеса. В отношениях между лизинговыми компаниями и их клиентами — предприятиями малого и среднего бизнеса можно наблюдать высокий уровень взаимной заинтересованности. Интерес к лизингу со стороны среднего и малого бизнеса обусловлен целым рядом факторов.

Во-первых, в силу специфики лизинговой схемы, требования к лизингополучателям в среднем гораздо ниже, чем, например, при выдаче банковского кредита. Эта особенность весьма актуальна для отечественного малого и среднего бизнеса по двум причинам. Прежде всего, вследствие высоких темпов роста этих предприятий (в среднем намного более высоких, чем у крупного бизнеса). Комментирует Александр Кожевников, «Авангард Лизинг»: «многим нашим клиентам требуется иногда двукратное, иногда десятикратное увеличение активов. Банки за такие проекты обычно не берутся. Мы же реализуем их, поскольку в первую очередь ориентируемся на эффективность самого проекта, тем более что объект лизинга остается у нас в собственности».

Во-вторых, благодаря относительно низким требованиям к финансовому состоянию самого лизингополучателя (зачастую акцент переносится на эффективность проекта, под который приобретается объект лизинга), лизинг становится фактически единственным инструментом финансирования, доступным для многих средних и малых предприятий, особенно «полулегальных». Для теневых предприятий лизинг особенно привлекателен тем, что он позволяет легализовать бизнес, не увеличивая (или незначительно увели чивая) налоговую нагрузку. Ведь если всю добавленную стоимость направлять на выплату лизинговых платежей, она будет включена в состав себестоимости.

Следующее преимущество лизинга для предприятий среднего и малого бизнеса поясняет Александр Кожевников, «Авангард Лизинг»: «одно из преимуществ лизинга для среднего и малого бизнеса в России заключается в том, что лизинг позволяет сгладить противоречия между сторонами сделки. Например, поставщик настаивает на получении максимальной предоплаты и лишь после этого готов отгрузить оборудование, банк-инвестор хочет получить лучшее обеспечение или гарантии надежности заемщика, а заемщик стремится как можно быстрее и дешевле получить оборудование. То есть лизинговая компания не только предоставляет финансирование, но и организует довольно сложные отношения между инвестором, поставщиком и лизингополучателем. В то же время у крупных российских компаний нет необходимости в услугах посредника по организации сделки. В России крупные компании — это холдинги или части холдингов, в составе которых есть и банки, и соответствующие службы, занятые непосредственно организацией таких сделок».

Преимущество крупных предприятий в плане привлечения финансирования заключается и в том, что многие из них фактически могут диктовать свои условия банку. А предприятиям малого и среднего бизнеса, напротив, банки диктуют свои условия. Эта ситуация особенно развита в регионах, где из-за невысокой обеспеченности финансовыми услугами банки фактически имеют монополию на своих клиентов. Такая ситуация складывается также и в силу высокой непрозрачности предприятий малого и среднего бизнеса, вследствие чего издержки на переход от одного банка к другому могут быть неоправданно высоки для заемщика. И для таких компаний, уже имеющих некоторый доступ к заемному финансированию, лизинг может стать единственной возможностью привлечь финансирование на лучших условиях, а также выйти из-под контроля «домашнего » банка.

Еще одно преимущество лизинговых компаний — это гибкость и оперативность, обусловленная их относительно малым размером. Гибкость лизинговых компаний объясняется и тем, что они гораздо менее зарегулированы, чем, например, банки. Это определяет большую маневренность лизинговых компаний по отношению к потребностям своих клиентов, более индивидуальный подход.

Сегмент среднего и малого бизнеса представляется в настоящее время наиболее перспективным и для самих лизинговых компаний. Для этого есть две основные причины. Во-первых, рост самих предприятий среднего и малого бизнеса, по нашим данным, опережающий как рост ВВП, так и рост крупных предприятий обуславливает соответствующий рост спроса на лизинг. Во-вторых, лизинг является единственным или почти единственным инструментом финансирования для теневых предприятий. Поскольку теневые предприятия составляют значительную долю российской экономики, здесь можно прогнозировать перспективное направление для развития лизингового финансирования. Кроме того, именно малые и средние предприятия стремятся работать на наиболее современном и высокотехнологичном (а следовательно, ликвидном) оборудовании, чтобы успешно конкурировать с крупными компаниями.

Помимо спроса со стороны малого и среднего бизнеса есть и еще несколько немаловажных факторов, обуславливающих рост спроса на лизинг. Во-первых, высокий уровень износа основных фондов предприятий, в среднем по промышленности достигающий 60%. По-видимому, этот фактор еще долгое время будет создавать спрос на лизинг. Во-вторых, неэффективность российской финансовой системы в целом и в частности, в отношении финансирования реального сектора экономики. По данным опросов «Российского экономического барометра», на нехватку финансовых ресурсов, которые можно использовать для финансирования инвестиций в основной капитал, указывает 80% предприятий.

И в-третьих, все те же налоговые преимущества лизинга, значение которых увеличивается параллельно с общим сокращением перечня налоговых льгот. В свете названных факторов дальнейшие перспективы роста рынка представляются весьма радужными. Несмотря на эти причины, возникает вопрос: почему все-таки темпы роста бизнеса лизинговых компаний столь высоки? Темпы роста кредитования банками реального сектора экономики на соответствующие сроки (3-5 лет) гораздо ниже, а доля кредитов, выданных на срок более трех лет в кредитном портфеле российских банков составляет всего 7,5%.

Дело в том, что лизинговые компании, в отличие от банков гораздо меньше зарегулированы, что обеспечивает им большую степень гибкости и более низкий уровень издержек. Деятельность лизинговых компаний регулируется лишь законодательно, не существует ни одного специального надзорного органа. Российские инвесторы тоже не часто предъявляют требования к надежности лизинговой компании, поскольку в первую очередь ориентируются на надежность конечного лизингополучателя. И это преимущество лизинговых компаний содержит в себе их же главную слабость. Ценой быстрого роста лизинговых компаний становится невысокий уровень их финансовой устойчивости. Размер собственного капитала лизинговых компаний очень невелик в абсолютном значении. И, что еще более важно, отсутствует заметная связь между размером бизнеса и размером собственного капитала лизинговых компаний (корреляция между объемом профинансированных средств за 9 месяцев 2004 г. и размером собственного капитала — почти отсутствует (коэффициент 0,47). Далеко не все компании, занявшие ведущие места в рейтинге по размеру собственного капитала являются лидерами рынка.

Конечно, многие лизинговые компании, особенно крупные, уже сейчас целенаправленно увеличивают собственный капитал. Средние темпы прироста его размера в течение последних четырех лет почти не отстают от средних темпов роста объема профинансированных средств (53% и 58% соответственно, см. график 12).

График 12
Суммарный объем собственного капитала лизинговых компаний в 2001-2004 гг., млн долл.

И тем не менее, сложившаяся ситуация неблагоприятна в долгосрочном периоде как для развития лизинговых компаний, так и для их устойчивости. Во-первых, обладая небольшим объемом собственных средств лизинговая компания не сможет привлекать финансирование на открытом рынке, особенно иностранное. А именно способность привлекать иностранное финансирование в ближайшие годы станет ключевым конкурентным преимуществом российских лизинговых компаний. Кроме того, лишь при помощи собственных средств лизинговая компания способна начать осваивать новые, перспективные направления бизнеса, чтобы в дальнейшем иметь возможность привлекать в такие проекты заемные средства. Во-вторых, при небольшом размере собственного капитала лизинговые компании сохранят высокий уровень неустойчивости, представляющей серьезную опасность в условиях даже незначительного ухудшения экономи ческой конъюнктуры.

В контексте увеличения инвестиционной привлекательности России для иностранного капитала российские лизинговые компании стоят перед выбором: либо они научатся привлекаться иностранные инвестиции в качестве эффективного посредника, а значит, быть капитализированными и прозрачными, либо со временем будут вытеснены с рынка дочерними компаниями иностранных финансовых институтов.

График 13
Суммарный объем уставного капитала лизинговых компаний в 2001-2004 гг., млн. долл.

Источник: «Эксперт РА»

График 14
Доля уставного капитала в собственном капитале лизинговых компаний в 2001- 2004 гг.

Источник: «Эксперт РА»


Оглавление