Библиотека управления

Российский рынок лизинга в 2004 году

Материалы всероссийской конференции "Российский рынок лизинга", РА "Эксперт РА"

Оглавление

Типичные ситуации в деятельности российских лизинговых компаний

(Выдержки из интервью с руководителями компаний — участников проекта)

Лизинг как способ легализации бизнеса

К нам обратилось предприятие, которое работает на рынке уже около десяти лет, занимало даже какие- то почетные места и получало премии. Но нам это предприятие не смогло предоставить никакой финансовой отчетности, потому что баланс был фактически нулевой. То есть данные отчетности свидетельствовали о том, что в течение десяти лет не было ни прибыли, ни оборудования. В течение полугода руководство компании занималось тем, что приводило свой баланс в нормальное состояние. После того, как это было сделано, они получили от нас оборудование по лизинговому контракту на 900 тысяч долларов. Такие схемы возможны, это выгодно и нам, как лизингодателю, потому что у нас уменьшаются риски; это выгодно и государству, поскольку поступают налоги.

Проблемы лизинговой деятельности, связанные с судебной и исполнительной деятельностью

По сделке у нас был залог — 95% акций, которые мы должны были вернуть, если бы сделка состоялась и закончилась. Сделка была довольно сложной: надо было построить предприятие автомойки и поставить оборудование, которое мы купили и передали в лизинг. Мы закупили оборудование, на постройку дали собственнику заем; а в качестве обеспечения получили его акции — с обязательством последующего возврата. И вот деньги исчезают, после этого исчезает директор. Прежде всего, мы написали директору письмо о том, что мы просим его предоставить все финансовые документы, ответа не последовало.

Мы прошли все формальные стадии: подали в арбитраж и выиграли его. После чего обратились в милицию с просьбой разыскать директора. Однако никто его искать не собирается. Говорят: что это не предусмотрено действующим законодательством и т.д. Это только пример, а таких дыр в судебной и исполнительной системе достаточно много. Например, мы — истец, платим пошлину, подаем в суд, выигрываем дело. Получаем справку, которую можем в качестве денег зачесть, например, заплатив ею налоги. Вообще-то суд должен был бы взыскать с ответчика эти деньги и положить их в свой бюджет. Но в большинстве случаев он не может этого сделать. И суд упрощает себе жизнь, выдавая справку только после взыскания с ответчика. Поскольку обычно суд с ответчика ничего не взыскивает, то он никак и не страдает, тем более деньги он уже получил.

Лизинг как форма проектного финансирования

Для увеличения ликвидности объекта лизинга мы практикуем передачу в лизинг готового предприятия, то есть целиком всего имущественного комплекса. При этом мы не получаем какой-либо пакет акций предприятия. Гарантией является сам имущественный комплекс. На нас оформлено свидетельство на собственность, на землю, на железнодорожные пути, на здания, сооружение, на оборудование. Мы зарегистрированы во всех реестрах как собственники этого объекта. После выполнения очередного (последнего) платежа автоматически мы передаем всю эту собственность за один рубль или за установленный выкупной платеж. То есть весь готовый объект — работающий завод мы передаем лизингополучателю. Если бы это была часть предприятия, например, один цех без оборудования, без инфраструктуры, коне чно, он был бы неликвиден. А в нашем случае это целиком работающее предприятие. И в случае дефолта лизингополучателя мы подходим еще более тщательно к изучению бизнес-плана предприятия, экономики предприятия. Если предприятие эффективное и приносит прибыль, то мы можем и сами его эксплуатировать, хотя стараемся не связываться с промышленностью. Либо мы сможем это предприятие (как объект бизнеса) перепродать или переуступить другим.

С самого начала проекта мы заинтересованы в его эффективности. В процессе первоначальной экспертизы наши сотрудники выезжают и смотрят на месте как организовано производство. Иногда бывает так, что они и консультируют заказчиков, здесь можно привести пример одной компании, которая хотела приобрести полиграфическое оборудование. Они арендовали права на здание, но наш сотрудник после изучения объекта указал им на то, что это здание совершенно не годится для запланированного производства. Так оно и получилось.

Дополнительные преимущества лизинга

При сравнении кредита и лизинга с точки зрения получателя видно, что, например, при кредите под 15% и лизинге под 22% или 23% затраты для получателя — одни и те же. Но у лизинга есть и другие преимущества: например, мы в этом году сделали большую программу со «Связьинвестом». «Связьинвест» хотел централизовать закупки типового оборудования — коммутационных станций. С ними вместе осуществили эту программу при помощи лизинга. Централизация принесла «Связьинвесту» снижение цен примерно на 15%-20%. Раньше каждая из группы компаний должна была сама договариваться о поставках, а после централизации удалось добиться значительных скидок. Эта программа по коммутации была реализована почти для всех 86 региональных компаний, общий объем сделки составил примерно 130 млн долл.

Налоговые преимущества и риски лизинга

(По материалам компании «Ernst&Young»)

С вступлением в силу главы 25 Налогового Кодекса «Налог на прибыль организаций» 1 января 2002 г. лизинг стал во многих случаях наиболее выгодным с налоговой точки зрения способом приобретения основных средств. До этого момента Закон о налоге на прибыль предусматривал возможность получения предприятиями льготы по капитальным вложениям. При этом капитальные вложения производственного назначения, произведенные за счет нераспределенной прибыли, снижали налоговую базу по налогу на прибыль, но не более чем на 50%. При наличии достаточной базы по налогу на прибыль, предприятия могли дважды снижать свою налогооблагаемую прибыль на сумму приобретаемых производственных основных средств, что было более эффективно, чем применение ускоренной амортизации, предусмотренной в случае лизинга.

Глава 25 НК по налогу на прибыль отменила вышеуказанную льготу по капитальным вложениям, оставив налогоплательщикам право трехкратной ускоренной амортизации предмета лизинга. Предоставленное налогоплательщикам право относить на расходы проценты независимо от вида кредитора (по займам от других предприятий или по банковским кредитам) и от цели заимствования (текущая деятельность или капитальные вложения) во многих случаях не компенсирует потери льготы по капитальным вложениям. В этих условиях выгодным вариантом налогового планирования является трехкратная амортизация, которая позволяет раньше отнести на расходы в целях налога на прибыль стоимость предмета лизинга, сдвинув таким образом платежи налога на прибыль на более поздние периоды, в которые уже полностью самортизированный в налоговых целях предмет лизинга будет продолжать эксплуатироваться. Применение трехкратной амортизации позволяет снизить налог на прибыль в течение срока ускоренной амортизации, если налогоплательщик в это время имеет достаточную прибыль. Оборотные средства, сохраненные в результате налоговой экономии, могут быть реинвестированы с получением предприятием дополнительной прибыли. Кроме этого, ускоренная амортизация будет быстро снижать базу по налогу на имущество (остаточную стоимость), что в течение срока эксплуатации предмета лизинга приведет к снижению общей суммы налога на имущество предприятия.

Цель данной статьи — дать представление о том, каким образом предприятие может воспользоваться налоговыми преимуществами лизинга и какие вопросы ему при этом необходимо будет решить. Поскольку предприятие может как воспользоваться услугами сторонней лизинговой компании, так и создать свою собственную для использования налоговых льгот, мы рассмотрим налогообложение и лизингодателя, и лизингополучателя.

Налог на прибыль

Для целей налогообложения, стороны имеют право определить в договоре лизинга, будет ли предмет лизинга учитываться на балансе лизингодателя или лизингополучателя. От выбора стороны, учитывающей предмет лизинга, будет зависеть порядок расчета налога на прибыль сторонами сделки. Ускоренная амортизация с коэффициентом не выше 3 может применяться независимо от того, на чьем балансе учитывается предмета лизинга.

Учет на балансе лизингодателя

Просто и понятно производится расчет налога на прибыль в случае учета предмета лизинга на балансе лизингодателя. Лизингодатель в данном случае признает начисляемые лизинговые платежи доходом. В расход лизингодателя попадает амортизация предмета лизинга, обычно ускоренная. Крупным расходом лизингодателя, как правило, также являются проценты за кредит.

Такой метод расчета налога на прибыль в ряде случаев не позволяет лизингодателю признать в налоговых целях доход и относящийся к получению этого дохода расход в рамках одного и того же налогового периода. Причина этого в том, что график лизинговых платежей редко привязывают к начислению амортизации для целей налогообложения. Некоторые начинающие свою деятельность лизинговые компании, использующие этот метод, признают убыток в целях налогообложения на начальном этапе своей деятельности, несмотря на то, что их работа прибыльна с точки зрения финансовой отчетности, составленной по международным стандартам. Для давно существующих лизинговых компаний учет предметов лизинга на своем балансе может быть выгоден, поскольку позволяет избежать налоговых неопределенностей, возникающих при учете предмета лизинга на балансе лизингополучателя, и ускорить признание расходов. С административной точки зрения лизингодателю проще вести бухгалтерский и налоговый учет предмета лизинга на своем балансе, поскольку в этом случае принципы расчета прибыли по бухгалтерским и налоговым правилам в целом совпадают.

В случае если цена реализации предмета лизинга лизингополучателю (в конце срока договора лизинга) будет ниже остаточной стоимости предмета лизинга в налоговом учете лизингодателя, лизингодатель признает убыток. В целях налогообложения лизингодатель включает данный убыток в состав расходов равными долями в течение остающейся части срока полезного использования имущества.

Лизингополучатель, в случае учета предмета лизинга на балансе лизингодателя, полностью включает в свои расходы лизинговые платежи. Некоторый налоговый риск несут в себе неравномерные графики лизинговых платежей, в частности предполагающие существенные лизинговые платежи в начале срока лизинга. В этом случае налоговые органы теоретически могут доказывать необходимость равномерного начисления расходов. В частности, претензии налоговых органов могут основываться на некорректных с налоговой точки зрения формулировках договора лизинга об авансовом платеже. Есть весомые аргументы и в пользу противоположной точки зрения, то есть в пользу права налогоплательщика признавать расход в момент начисления лизинговых платежей в соответствии с договором лизинга.

Учет на балансе лизингополучателя

Налоговый кодекс не содержит специальных норм относительно порядка расчета налога на прибыль лизингодателем в случае учета предмета лизинга на балансе лизингополучателя. На основании общих норм можно сделать вывод, что доходом лизингодателя при этом могут считаться начисленные лизинговые платежи, а расходом — стоимость приобретения предмета лизинга и другие расходы. Налоговый кодекс не определяет, каким образом должно производиться списание на расходы стоимости предмета лизинга в каждом конкретном отчетном периоде. На основании общей нормы о признании расходов, если условиями договора предусмотрено получение дохода в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача услуг, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. При этом многие лизинговые компании признают расходом стоимость приобретения предмета лизинга пропорционально начисленным в данном отчетном периоде лизинговым платежам. Возможны варианты списания расходов на приобретение предмета лизинга, которые могут позволить лизингодателю отражать в одном отчетном периоде доходы и относящиеся к ним расходы, предотвращая признание убытка для целей налогообложения в одних отчетных периодах и чрезмерной прибыли в других.

Лизингополучатель, в случае учета предмета лизинга на своем балансе, признает своим расходом амортизацию предмета лизинга и лизинговые платежи. Лизинговые платежи в данном случае признаются расходом за вычетом сумм начисленной по предмету лизинга амортизации. Как и в случае учета предмета лизинга на балансе лизингодателя, неравномерные графики лизинговых платежей могут вызвать вопросы со стороны налоговых органов.

Первоначальная стоимость и амортизация предмета лизинга

Первоначальная стоимость предмета лизинга определяется как сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором он пригоден для использования. Налоговый кодекс предусматривает возможность использования двух методов амортизации: линейного и нелинейного. При линейном методе амортизационные отчисления одинаковы каждый отчетный период в течение срока полезного использования основного средства. При нелинейном методе норма амортизации удвоена по сравнению с линейным методом, но применяется к остаточ- ной стоимости до достижения остаточной стоимостью 20% от первоначальной. Остающиеся 20% первона чальной стоимости списываются равномерно до истечения срока полезного использования объекта. По зданиям, сооружениям и передаточным устройствам со сроком полезного использования свыше 20 лет (восьмая — десятая амортизационные группы) применяется только линейный метод амортизации. При лизинге ускоренная амортизация с коэффициентом не выше 3 может применяться ко всем предметам лизинга, за исключением основных средств со сроком полезного использования до 5 лет включительно (первая, вторая и третья амортизационные группы), если амортизация по ним начисляется нелинейным методом.

По легковым автомобилям и микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость более 300 тысяч рублей и 400 тысяч рублей, основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5. В случае лизинга коэффициент 0,5 применяется к ускоренной амортизации, коэффициент которой не выше 3. Таким образом, дорогие легковые автомобили и микроавтобусы можно амортизировать с результирующим коэффициентом 1,5 к основной норме амортизации.

Отнесение процентов на расходы

Одним из основных расходов лизингодателя обычно являются проценты за пользование заемными средствами. Глава 25 НК наделила налоговые органы правом контролировать отклонение процентов по привлеченным средствам более чем на 20% от среднего уровня процентов по долговым обязательствам с сопоставимыми условиями, возникшими в том же отчетном периоде. При этом сопоставимость определяется по критериям валюты заимствования, срока, суммы и обеспечения. При отсутствии долговых обязательств, возникших в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1.1 раза по долговым обязательствам в рублях, и 15% — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Глава 25 НК ввела ограничение на вычет процентов по долговым обязательствам перед иностранными организациями, прямо или косвенно владеющими 20% уставного капитала российской организации — должника. Для обычных налогоплательщиков проценты принимаются к вычету, если эти долговые обязательства не более чем втрое превосходят долю собственных средств предприятия, приходящихся на такую иностранную организацию. Для банков и лизинговых компаний долговое обязательство перед такой иностранной организацией может превосходить ее долю в собственных средствах банка или лизинговой компании не более чем в 12,5 раз.

Налог на имущество

Налог на имущество начисляется на среднегодовую балансовую стоимость имущества по ставке не более 2%. В случае ускоренной амортизации при лизинге балансовая стоимость снижается быстрее, что приводит к снижению налога на имущество. Поскольку для целей бухгалтерского учета (в отличие от налогового учета для налога на прибыль) в случае учета предмета лизинга на балансе лизингополучателя первоначальная стоимость будет равна сумме лизинговых платежей, налог на имущество в этом случае будет выше, чем в случае учета предмета лизинга на балансе лизингодателя. При международном лизинге, если имущество учитывается на балансе лизингодателя, в ряде случаев можно избежать уплаты российского налога на имущество за счет использования международных договоров об избежании двойного налогообложения.

Налог на добавленную стоимость

Лизинговые платежи, как правило, подлежат обложению НДС. В начале деятельности лизинговые компании обычно не получают достаточно НДС в составе своей выручки, чтобы покрыть налог, упла- чиваемый при приобретении предметов лизинга. Лизинговые компании, как и прочие налогоплательщики, требующие возмещения НДС из бюджета, часто сталкиваются с противодействием налоговых органов, которые могут использовать любой повод для отказа или затягивания процедуры возмещения налога. На этом «промышляют» многочисленные фирмы, специализирующиеся на «возврате» НДС, которые запрашивают за свои услуги от 3% до 30% от суммы возмещаемого налога.

В определенный момент своего развития лизинговая компания может перечислять в бюджет существенные суммы НДС с выручки. Это связано с тем, что лизинговые платежи целиком облагаются НДС, в то время как процентный расход лизинговой компании по кредитам не облагается НДС.

Налог на пользователей автодорог

Лизинговые платежи, получаемые лизингодателем, целиком облагаются налогом на пользователей автодорог по ставке 1%. Данный налог отменяется с 1 января 2003 года.

Таможенные вопросы международного лизинга

Подробное рассмотрение налоговых вопросов международного лизинга не является предметом настоящего доклада. Однако таможенные новости последних нескольких месяцев, несомненно, заслуживают упоминания. Эти новости важны для российских лизингополучателей, импортирующих получаемые от иностранных лизингодателей предметы лизинга.

Определение таможенной стоимости

В случае если российский лизингополучатель по договору международного лизинга импортирует предмет лизинга, получаемый от иностранного лизингодателя, уплачиваются таможенные платежи: НДС, таможенной пошлины и сбора за таможенное оформление. В течение долгого времени не существовало единого порядка определения таможенной стоимости имущества, импортируемого по договорам международного финансового лизинга. На практике таможенные органы в большинстве случаев требовали вклю- чения в таможенную стоимость полной суммы лизинговых платежей по договору. Таким образом, в таможенную стоимость включались проценты за пользование заемными средствами, что существенным образом увеличивало таможенную стоимость по сравнению с покупкой аналогичного имущества с возможным привлечением банковского кредита. Государственный таможенный комитет, изучив данный вопрос, выпустил письмо от 6 августа 2002 года №01-06/31475 «Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых с отсрочкой или рассрочкой оплаты». В соответствии с данным письмом, по договору международного лизинга сумма процентов не включается в таможенную стоимость, если эта сумма отдельно определена в договоре. При этом проценты не должны превышать предельной ставки, определяемой по аналоги чным долговым обязательствам, или принимаемой в размере 15% по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Время уплаты таможенных платежей

В случае получения в лизинг по договору международного лизинга имущества от иностранного лизингодателя также возникают вопросы относительно времени уплаты таможенных платежей. П. 3 ст. 34 Федерального Закона от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» предусматривает, что уплата таможенных платежей производится на момент ввоза предмета лизинга на сумму опла- ченной части таможенной стоимости имущества, а в дальнейшем — одновременно с лизинговыми платежами. Однако по мнению ГТК это положение закона «О лизинге» противоречит таможенному законодательству и не подлежит применению. ГТК предлагает импортерам пользоваться исключительно таможенными режимами, предусмотренными Таможенным кодексом, в частности, режимами выпуска в свободное обращение или временного ввоза.

В июле 2002 года Федеральный Арбитражный суд Центрального округа, рассматривая две кассационные жалобы Липецкой таможни, в обоих случаях поддержал лизингополучателя-имортера. Лизингополу чатель уплатил таможенные платежи при таможенном оформлении в полном объеме, а затем потребовал возврата таможенных платежей с неоплаченной части таможенной стоимости по ст. 34 Закона «О лизинге». В соответствии с судебными Постановлениями, таможенному органу было предписано произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей.

Насколько нам известно, ГТК пока не отменяет свое письмо от 24 мая 1999 года № 01-15/14858 «О применении Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ «О лизинге», в котором ГТК объявляет уплату таможенных платежей при лизинге на оплаченную часть таможенной стоимости противоречащей таможенному законодательству. Скорее всего, в ближайшем будущем многие таможенные органы на местах будут для выпуска предметов лизинга в свободное обращение продолжать требовать уплаты полной суммы таможенных платежей. После этого, лизингополучатель, учитывая положительную практику Центрального округа, сможет обратиться в суд за возвратом излишне уплаченных таможенных платежей.

В настоящее время налогообложение способствует развитию лизинга путем предоставления права ускоренной амортизации предмета лизинга. Ускоренная амортизация, как правило, дает возможность отсрочить уплату налога на прибыль и снизить налог на имущество. Отнесение лизинговых платежей на расходы также создает возможности для налогового планирования. Использование налоговых возможностей лизинга осложняется проблемами с возвратом НДС и рядом неурегулированных моментов при расчете налога на прибыль и таможенных платежей. Опытные консультанты могут помочь получить максимальную налоговую выгоду от лизинговых сделок.


Оглавление