Библиотека управления

Российский рынок лизинга в 2004 году

Материалы всероссийской конференции "Российский рынок лизинга", РА "Эксперт РА"

Оглавление

Основные характеристики лизинговых компаний в 2004 году.

Деятельность лизинговых компаний в полной мере характеризуется несколькими основными параметрами: это источники привлечения финансирования, клиенты и источ- ники их привлечения и виды оборудования, передаваемого в лизинг. Эти основные параметры российских лизинговых компаний нам удалось оценить при помощи проведенного опроса.

График 4
Доля различных источников в финансировании лизинговых сделок (от объема профинансированных средств за 9 месяцев 2004 года), %

Эффективное привлечение ресурсов для финансирования лизинговых сделок — это ключевой фактор успеха лизинговой компании (см. график 4). Традиционным и наиболее распространенным источником финансирования лизинговых компаний является банковский кредит. Очевидно, что в этом отношении преимущество имеют лизинговые компании, созданные при банках. Комментирует Александр Кожевников, «Авангард Лизинг»: «одно из значимых конкурентных преимуществ нашей компании заключается в том, что мы работаем в одной связке с банком и не разделяем заработок компании и заработок банка.

Мы можем, например, немного уменьшить маржу банка, немного уменьшить маржу лизинговой компании, и получится, например, уже в полтора раза дешевле. Поэтому стоимость предлагаемого нами лизингового финансирования ниже, чем могут позволить себе многие другие компании». Однако банковские кредиты доступны отнюдь не только для лизинговых компаний, созданных при банках. «Как можно судить по опыту «Камаз Лизинг», база кредиторов крупных лизинговых компаний постоянно расширяется», — говорит Алексей Лабзин. — «С точки зрения банков, крупные лизинговые компании являются качественными заемщиками: их бизнес в основном довольно прозрачен, они своевременно погашают кредитные обязательства. Поэтому банки охотно кредитуют лизинговые компании, как понятные и часто подконтрольные им структуры, даже на фоне дефицита длинных рублевых ресурсов».

Поскольку главным конкурентным преимуществом лизинговой компании является источник финансирования, компании стремятся расширить количество этих источников и используют самые разнообразные инструменты привлечения финансирования. Уже в 2002-2003 гг. обозначился рост интереса лизинговых компаний к эмиссии облигаций. Облигации выпустили компании «РТК Лизинг» (привлекли 1,5 млрд руб. в 2002 г.), «Глобус Лизинг» (привлекла в 2003 г. 320 млн руб.), «Информ-сервис-лизинг» (разместила в 2003 г. эмиссию объемом 15 млн руб.). Безусловно, облигации — весьма привлекательный инструмент привлечения долгосрочного рублевого финансирования для лизинговых компаний, однако использование этого инструмента связано со значительными ограничениями. По мнению опрошенных нами руководителей лизинговых компаний, этот способ привлечения средств должен быть обеспечен надежной собственной финансовой базой, мощной и влиятельной поддержкой учредителей и перспективной клиентской базой. Поэтому данный способ под силу далеко не всем лизинговым компаниям. Кроме того, эмиссия облигаций связана для лизинговых компаний с рядом трудностей, с которыми они не сталкиваются при получении банковского кредита: проведение аудита известной компанией, получение кредитного рейтинга, полная прозрач- ность бизнеса. Тем не менее, участники рынка оценивают перспективы облигаций как инструмента финансирования лизинговых компаний весьма позитивно. В то же время считается, что лизинговая компания может позволить себе эмиссию облигаций только при объеме лизингового портфеля не менее сотни миллионов долларов. А таких компаний в настоящий момент немного. Скорее всего, в 2004-2005 гг. многие компании достигнут этого уровня, и тогда можно ожидать значительной эмиссионной активности лизинговых компаний на рынке облигаций.

Если эмиссии облигации еще в будущем, то эмиссии векселей уже сейчас становятся все более распространенным явлением. Вексельное финансирование обычно довольно краткосро чное, но позволяет из серии краткосрочных заимствований выстраивать среднесро чные ресурсы для финансирования сделок. Пока в российской практике векселя обычно используются для расчетов и финансирования между аффилированными компаниями. Векселя представляются весьма перспективным инструментом финансирования лизинговых сделок: по данным международного рейтингового агентства Fitch, в мире финансовые и лизинговые компании выпускают больше векселей, чем любая другая отрасль.

Значительным источником финансирования для лизинговых компаний являются коммерческие кредиты поставщиков оборудования. Надо отметить, что иностранные поставщики, располагающие большей финансовой мощью и свободными средствами по сравнению с отечественными, охотнее идут на предоставление коммерческих кредитов лизинговым компаниям. Поскольку ставки по таким кредитам обычно невысоки, то в итоге условия сделки для конечного лизингополу чателя оказываются очень выгодными. Одним из наиболее перспективных направлений развития финансирования лизинговых сделок Алексей Федоров, генеральный директор «Атлант-М Лизинг », считает секьюритизацию портфелей лизинговых компаний, через выпуск облигационных займов. По его мнению, препятствием для этого является с одной стороны, низкий уровень развития фондового рынка в России, с другой стороны — неготовность самих лизинговых компаний и потенциальных инвесторов к использованию этого инструмента.

Основным путем повышения надежности лизинговых сделок с точки зрения инвестора, а следовательно, возможность для лизинговой компании привлекать финансирование на более выгодных условиях, является применение различных способов обеспечения лизинговых сделок. Объект лизинга в настоящее время не является единственным обеспе чением лизинговой сделки. Несмотря на это лизинговые компании все-таки предлагают более гибкие условия финансирования, чем банки, поскольку готовы работать с самым широким спектром видов обеспечения (см. график 5). Основным видом обеспечения сделки является аванс лизингополучателя (применяется в 54% от количества текущих сделок всех опрошенных компаний), который обычно составляет 25-30% от суммы лизинговой сделки. Если в исследовании рынка лизинга в 2003 году мы отмечали тенденцию снижения аванса в лизинговых сделках, то в 2004 году эта тенденция не продолжилась. Комментирует Павел Голубков, генеральный директор Лизинговой Компании «Медведь»: «Поскольку авансовый платеж зачастую является основным инструментом снижения рисков по договору лизинга, вряд ли стоит ожидать резкого уменьшения его размера. По нашим прогнозам, средний размер аванса вряд ли упадет ниже 20% от контрактной стоимости в ближайшее время».

Большое значение имеют поручительство юридических лиц (11%), гарантия обратного выкупа со стороны поставщика оборудования (10%) и даже поручительство физических лиц (7%).

В качестве обеспечения практически не используется банковская гарантия (менее 1%). И это вполне объяснимо: ведь если банк готов предоставить лизингополучателю гарантию, такому банку проще самому же профинансировать данного клиента. Для заемщика этот вариант тоже дешевле, поскольку в случае обеспечения лизинговой сделки банковской гарантией он должен платить и лизинговой компании, и банку, а в случае банковского финансирования — только банку.

График 5
Способы обеспечения сделок, используемые лизинговыми компаниями (в % от общего количества сделок)

Источник: «Эксперт РА»

Таблица 1
Страхование имущественных и коммерческих рисков по договорам лизинга в 2004 г.

Источник: «Эксперт РА»

Таблица 2
Количество страховых случаев и объем страховых выплат за 9 мес. 2004 г.

Источник: «Эксперт РА»

Страхование риска непогашения лизинговых платежей используется лишь в 1% сделок опрошенных компаний. Доля сделок, по которым застрахованы коммерческие риски в общей стоимости сделок составляет ненамного больше — 2% (см. таблицы 1 и 2). По оценкам руководителей лизинговых компаний, страхование коммерческих рисков пока не имеет больших перспектив в лизинге. Комментирует Джеймс Горхэм из Универсального Лизингового Холдинга: «зачем нам обращаться в страховую компанию за страхованием финансовых рисков, когда управление рисками — это одна из наших основных задач как финансового посредника. И мы справляемся с этой задачей лучше, чем любой страховщик, поскольку страховщик меньше нас знаком со спецификой управления рисками в лизинге, со спецификой наших клиентов». Эту точку зрения подтверждает и Юрий Чукавин, директор департамента по работе с корпоративными клиентами страховой компании «Энергогарант »: «поскольку при страховании риска неуплаты лизинговых платежей или невозврата кредита и процентов страховщик берет на себя фактически весь риск этого финансового посредника, то неизвестно, останется ли какая-то прибыль самому финансовому посреднику». Поэтому крупные лизинговые компании предпочитают создавать собственные резервные фонды на покрытие убытков и самостоятельно управлять рисками — благо уровень неплатежей российских лизингополучателей находится на очень низком уровне. Комментирует Алексей Федоров, «Атлант-М Лизинг»: «Резервный фонд на покрытие убытков формируется в течение года из текущих лизинговых платежей. По итогам года мы закрываем убытки из резервного фонда, оставшуюся его часть относим на прибыль». Впрочем, страхование имущественных рисков в лизинговых сделках имеет гораздо более широкое распространение. Доля сделок с застрахованными имущественными рисками составляет 90% от общей стоимости сделок опрошенных нами компаний (см. таблицы 1 и 2). Интересно отметить, что страхование объектов лизинга очень привлекательно и для самих страховщиков. «Убыточность имущественного страхования по договорам лизинга в среднем на 20% ниже, чем в среднем по нашему портфелю страхования имущественных рисков», — отмечает Юрий Чукавин из «Энергогарант». — «Это обусловлено более бережливым отношением к объекту лизинга со стороны клиентов лизинговых компаний».

Основным критерием выбора страховщика становится региональная сеть страховщика и его связь с банками. «Поскольку лизинговые компании имеют обычно широкий региональный охват клиентов, то и страховая компания должна присутствовать в регионах — чтобы быстрее и качественнее обслуживать лизинговые компании и их клиентов», — говорит Юрий Чукавин. «Кроме того, в основном лизинговые сделки наиболее активно страхуют те страховые компании, которые тесно сотрудничают с банками. Потому что именно банковские кредиты — основной источник финансирования для лизинговых компаний», — продолжает он. Сотрудничество между лизинговой компанией и страховщиком может быть весьма тесным: лизинговая компания страхует все свои сделки у одного страховщика, а страховщик инвестирует свои ресурсы в эту лизинговую компанию. В силу взаимной выгоды данной схемы, а также в силу высокой привлекательности лизинговых сделок как объекта инвестиций для страховщиков (вследствие высокого уровня надежности этого бизнеса и в то же время довольно высокой рентабельности) эта схема получает все более широкое распространение. В течение последних двух лет на рынке появилось несколько лизинговых компаний, созданных непосредственно при страховщиках.

Несмотря на свою привлекательность, такие схемы резко повышают риски страховщика: в случае возникновения проблем при реализации лизинговой сделки страховщик может одновременно столкнуться и с необходимостью осуществления страховых выплат, и с потерей своих инвестиций.

Еще одним важным фактором, с точки зрения привлечения инвестиций, является репутация компании, наличие истории работы. Так, большая часть профинансированных в 2004 году средств по договорам лизинга (53%) приходится на компании, учрежденные в 1999-2002 гг. (см. график 6). Доля компаний, учрежденных в 2002-2004 гг. на рынке совершенно незначительна. «Новые сильные игроки не появились в этом году», — считает Джеймс Горхэм председатель правления Универсального Лизингового Холдинга. — «Усиливают свои позиции в основном старые компании».

Относительно небольшая доля компаний, учрежденных до кризиса 1998 года объясняется тем, что само массовое развитие лизинга началось лишь после кризиса (тогда же был принят первый закон о лизинге), да и не многим из первых лизинговых компаний удалось пережить кризис.

График 6
Доли компаний, начавших свою деятельность в разные периоды (по объему профинансированных средств в 2004 г.), %

График 7
Объемы сделок с основными видами объектов лизинга, млн долл. и %

Ключевой характеристикой деятельности лизинговых компаний является информация о видах оборудования, передаваемых ими в лизинг. Данные о долях сделок с различными видами оборудования и транспорта (см. график 7) позволяют констатировать основную закономерность — высокий уровень ликвидности объекта лизинга. Большие доли среди объектов имеют такие безусловно ликвидные объекты, как пассажирский и грузовой автотранспорт, железнодорожный транспорт, машиностроительная и дорожно-строительная техника, деревообрабатывающее и лесозаготовительное, а также полиграфическое оборудование. Значительная доля телекоммуникационного оборудования в портфеле сделок лизинговых компаний обусловлена высоким уровнем внутреннего спроса на это оборудование, при его высокой стоимости. Уменьшение долей сельскохозяйственной техники и авиатехники по сравнению с прошлым годом обусловлено тем, что в этом году в анкетировании не приняли участие крупнейшие компании, получающие государственное финансирование — Росагроснаб и «Ильюшин Финанс».

В наиболее развитых сегментах рынка лизинга, таких как автотранспорт, к 2004 году лизинг занял положение ведущего канала сбыта. Комментирует Алексей Федоров: «доля продаж при помощи лизинга в общем объеме продаж Холдинга «Атлант-М», специализирующегося на торговле автотранспортом, неуклонно увеличивается. В 2002 году доля продаж грузовой техники при помощи лизинга составляла 5%, в 2003 году —20%, сейчас эта доля достигает уже 50%».

Особо следует отметить рост в 2,5 раза за год объема сделок с железнодорожным транспортом, что обусловлено, прежде всего, активизацией закупок государством этого транспорта. Рост мог быть и выше, если бы не сдерживался ограничениями мощностей производителей. Комментирует Андрей Николаенко из «Петролизинг Менеджмент»: «Многие компании охотнее приобретают в лизинг бывшие в эксплуатации цистерны и вагоны, потому что они стоят намного дешевле, чем новые. Тем более бэушных вагонов можно сразу купить крупную партию, а в России на сегодняшний день партию в 100-200 вагонов даже с отсрочкой в 3 месяца просто негде достать. Заводы просят большие авансы, часть которых пойдет на восстановление какого-то замороженного цеха, чтобы произвести заказанную партию продукции».

Наиболее популярным объектом лизинга остается грузовой и пассажирский автотранспорт: около 90% из 110 компаний — участников исследования имеют сделки с этими объектами. В то же время участники опроса оценивают уровень спроса на грузовой и пассажирский автотранспорт как наиболее высокий — 2,6 и 2,4 баллов соответственно (по трехбалльной шкале, см. таблицы № 3 и 4). Выше — только спрос на оборудование для добычи углеводородного сырья (2,8 балла). Как наиболее высокий оценивается также спрос на дорожно-строительную технику (2,24), железнодорожный транспорт (2,09) и прочую строительную технику (2,03).

Оценки уровня конкуренции по видам передаваемого в лизинг оборудования (оценивалась также по трехбалльной шкале) в среднем выше, чем оценки уровня спроса и тесно с ними коррелируют. По уровню конкуренции лидируют те же виды объектов лизинга, что и по уровню спроса, в той же последовательности.

Таблица 3
Уровень спроса на различные виды объектов лизинга


Таблица 4
Уровень конкуренции по различным видам объектов лизинга

Источник: «Эксперт РА», по оценкам лизинговых компаний

Перспективным объектом лизинга являются здания и сооружения — в развитых странах они занимают до 30% в портфелях лизинговых компаний. Однако длительные сроки амортизации (даже с учетом коэффициента ускорения 3) и проблемы с законодательством не позволяют реализовать потенциал этой рыночной ниши. «Спрос на лизинг недвижимости ощутимо растет», — говорит Андрей Николаенко из «Петролизинг Менеджмент ». — «Но пока есть другие ниши, в которых можно заработать прибыль в том же объеме, но гораздо более просто, и не чувствуя под собой зыбкую почву нашего законодательства в области недвижимости и прав на землю». На другие виды недвижимости — суда и самолеты — также приходится не очень большая доля среди объектов лизинга. Это связано с их высокой стоимостью и длительными сроками амортизации, что обуславливает требования к длительности сроков финансирования. Поэтому лизинговые компании зачастую предпочитают передавать в лизинг уже бывшие в эксплуатации суда и самолеты — их стоимость ниже, а сроки амортизации короче.

В 2004 году крупные коммерческие лизинговые компании начали проявлять интерес к лизингу сельскохозяйственного оборудования. До недавних пор лизинг сельскохозяйственного оборудования был почти всецело вотчиной государственных компаний «Росагролизинг » и «Росагроснаб» и не привлекал внимания коммерческих лизинговых компаний, вследствие низкого уровня надежности лизингополучателй (до 80% российских сельскохозяйственных предприятий убыточны). Комментирует Александр Кожевников, «Авангард Лизинг»: «сейчас мы активно развиваем лизинг сельскохозяйственного оборудования, к сезону 2004 года нами поставлено техники на 15 млн долл., в 2005 планируем поставить на 30 млн Это связано с тем, что на местах появилось много цивилизованных рыночных игроков — производителей сельхозпродукции». «У нас довольно много сделок в сфере сельского хозяйства, хотя обычно мы не работаем с колхозами в традиционном понимании », — говорит Алексей Лабзин, «Камаз Лизинг». — «Мы предпочитаем сотрудничать с успешными коммерческими предприятиями, которые пришли в сельскохозяйственное производство из трейдинга или переработки».

Последними по порядку, но не по значению для успеха лизинговой компании, являются способы привлечения клиентов (см. графики 8 и 9). Надо отметить, что, по мнению руководителей лизинговых компаний, цена не является главным критерием для предприятий при выборе лизингодателя. «Опыт нашей компании показывает, что цена лизингового финансирования — далеко не первый критерий выбора лизинговой компании», — говорит Александр Кожевников, «Авангард Лизинг». — «Речь идет, прежде всего, о сложности структурирования сделки, о логистике, предоставлении дополнительных услуг». С ним согласен и Джеймс Горхэм из Универсального Лизингового Холдинга: «изменились требования к лизингу со стороны клиентов. Если раньше это были требования только в отношении предоставления финансирования, то сейчас клиенты уже более опытные, они ожидают от лизинговой компании качественной организации сделки — прежде всего, в плане довольно глубокого понимания специфики оборудования, передаваемого в лизинг».

Среди каналов привлечения клиентов доля повторно обратившихся клиентов наиболее велика как количественно, так и качественно, с точки зрения своего значения управления качеством портфеля. «Камаз Лизинг» заключает много повторных сделок с существующими клиентами, и доля таких сделок постоянно растет», — говорит Алексей Лабзин. — «Внутренняя информационная система позволяет присваивать и отслеживать рейтинг платежеспособности каждого лизингополучателя. С ее помощью компания улучшает качество лизингового портфеля, расширяя объемы бизнеса с компаниями, продемонстрировавшими лучшую платежную дисциплину». Кроме того, важнейшим каналом привлечения клиентов является поставщик оборудования. Хотя формально, по графику, доля поставщиков уступает другим каналам привлечения клиентов, на практике большинство клиентов, которые сейчас относятся к разряду «повторно обратившихся» первоначально пришли по рекомендации поставщика оборудования.

График 8
Каналы привлечения клиентов (по стоимости сделок), млн долл.

График 9
Каналы привлечения клиентов (по числу сделок)


Оглавление