Библиотека управления

Кредитная политика и кредитная культура: отражение во внутренних инструкциях западного банка

Седин Андрей ИвановичИз материалов журнала "Банковские Технологии"

В отечественной профессиональной литературе по финансам и особенно по банковской деятельности в последнее время уделяется большое внимание формированию оптимальной кредитной политики и созданию кредитной культуры как в финансовом учреждении, так и в промышленной или торговой компании. Это не случайно: недавно проведенное международными финансовыми организациями обследование крупнейших российских банков показало, что у многих из них трудности возникли не столько из-за проблем с ГКО, вызванных кризисом августа 1998 г., сколько из-за рискованной кредитной политики, приведшей к многочисленным невозвратам кредитов клиентами банков. Естественно, что невозвраты кредитов стали основной причиной низкого уровня ликвидности и платежеспособности этих банков.

Кризис банковской системы Японии, других стран Юго-Восточной Азии также показал, что глубинные причины проблемности банков -- рискованная кредитная политика, несоблюдение принципа осторожности в процессе кредитования. При этом в каждом банке существуют достаточно четкие инструкции и регламенты, соблюдение которых позволило бы избежать излишних рисков.

Рассмотрим несколько примеров того, как определяют основные параметры кредитного бизнеса внутрибанковские инструкции западного банка. Комментарии автора приводятся в скобках.

Кредитная политика

Кредитная политика банка создана с целью контроля за рисками в процессе обеспечения наиболее эффективного размещения кредитных ресурсов. Особое значение следует придавать комплексному характеру взаимоотношений с клиентурой. (Здесь хотелось бы обратить внимание на приоритет контроля за рисками в кредитной политике банка.)

Приоритеты таковы:

  • Качественные активы.

  • Прибыльные отношения.

  • Разумный рост кредитного портфеля.

  • Качественные активы

    Качественные активы -- такие активы, которые обеспечивают адекватный (процентный) доход даже при негативных изменениях макроэкономических условий или изменении условий ведения бизнеса (качественные активы -- стабильные, устойчивые активы). В противоположность данной категории активов, не могут относиться к числу стабильных (устойчивых) те активы, которые в данных условиях обеспечены от риска залогами, гарантиями и т. д., но, возможно, перестанут приносить процентный доход в случае изменения внешних условий.

    Качественным кредитом является тот обеспеченный кредит, который может быть погашен в установленные соглашением сроки без возникновения проблем или затруднений у заемщика.

    По сути дела, кредиты должны быть не только обеспеченными, но и стабильными (устойчивыми).

    Тогда как целостность и стремление клиента продолжать бизнес и обслуживать задолженность по кредиту должны быть очевидны, в случае кредитования корпоративных клиентов должна обеспечиваться достаточность капитала, просматриваться серьезный опыт ведения бизнеса (как общего, так и финансового менеджмента), кроме того, заемщик должен быть способен представлять банку адекватную информацию в установленные договорами сроки. (В кредитном бизнесе предпочтение отдается принципу «кредитования против целостности заемщика», что означает наличие не только стабильного финансового положения клиента, но и готовности продолжать бизнес в будущем, должного качества как общего, так и финансового менеджмента.)

    Прибыльные отношения

    Стоимость кредита должна соответствовать предполагаемой (расчетной) степени риска.

    Политика банка направлена на создание с течением времени устойчивых, прибыльных для банка отношений с клиентурой. Прибыльность отношений с клиентом следует максимизировать путем перекрестных продаж для обеспечения оптимального отношения риска и доходности для каждого отношения банк--клиент.

    Следует избегать «сухого» кредитования (когда других отношений, кроме как кредитных, с клиентом не предвидится). Однако, если отношения с клиентом имеют перспективу, то они должны быть прояснены, и разработан конкретный план действий для использования открывающихся возможностей. (Исключения, конечно, допустимы, но только в случае высокого качества актива -- потенциального кредита.)

    Стоимость кредитов должна отражать увеличивающийся со сроком кредитов риск.

    Разумный рост кредитного портфеля

    Целью банка является долговременный устойчивый рост прибыльности бизнеса. Этот рост не может быть обеспечен, во-первых, без обеспечения должного качества активов, во-вторых, без достижения оптимального соотношения между доходностью и риском.

    Банк стремится наращивать кредитный портфель в пределах разумных лимитов. Рост должен контролироваться таким образом, чтобы избежать неприемлемой концентрации риска, например, по отраслям, по заемщику, по территории, по виду и цели и т. д. (Лимиты устанавливаются внутрибанковскими нормативными актами на уровне не ниже требований Центрального банка, они могут быть более жесткими.)

    Для достижения цели наилучшего размещения ресурсов банк должен следовать следующим критериям:

  • Требованиям Центрального банка.

  • Миссии и целям банка (включая поддержание высоких этических стандартов).

  • Кредитной культуре банка.

  • Соображениям безопасности и разумной осторожности, что означает участие только в законных и разумных по риску сделках.

  • Все кредитные процедуры и кредитная политика (меняющиеся со временем) должны соответствовать концепции банка по управлению рисками.

    Кредитная культура

    Кредитная культура может быть описана как сочетание факторов, которые формируют кредитную среду, определяющую конкретное кредитное поведение. Кредитная культура охватывает взгляды, философию, организацию и процедуры (политику), относящиеся к процессу кредитования в банке.

    Развитие (разработка) кредитной культуры в финансовом институте эффективна только тогда, когда она соответствует миссии, целям и задачам организации. В соответствии с этим банк подписывается под «движимой ценностью» кредитной культурой, когда привязанность к качеству активов является важной корпоративной ценностью и движущей силой. (Кредитная культура -- неотъемлемая часть общей стратегии банка.)

    Качество есть основа кредитной культуры. Качество кредитного портфеля оказывает основное влияние на результаты деятельности банка -- предсказуемость доходов, стоимость акций (ценность банка для акционеров) и хороший баланс (сильный баланс).

    К характеристикам культуры, «движимой корпоративными ценностями», также относятся:

  • Отличное взаимодействие (коммуникация) внутри банка между всеми подразделениями, проводящими кредитную работу, включая постоянную работу по подготовке и переподготовке кредитного персонала (в крупных западных банках разработаны и внедрены системы подготовки и переподготовки кредитных работников, планирование карьеры кредитного работника, ротация).

  • Незначительное число исключений (в практике существуют так называемые политические сделки, которые могут не соответствовать установленным критериям качества активов; внутрибанковские процедуры должны быть нацелены на то, чтобы исключить «политическое кредитование»; по мнению автора, решения по подобным сделкам должны находиться исключительно в компетенции акционеров (или, по крайней мере, наблюдательного совета).

  • Адекватный баланс между качеством кредитов и получением доходов (доходностью).

  • Готовность предпочесть качество портфеля объему портфеля.
    Сильная функция кредитного контроля (при этом независимость кредитного контроля обеспечивается внутрибанковскими нормативными актами, обязательными к исполнению всеми должностными лицами банка).

  • Осознание и учет возможности наступления спада в экономике при рассмотрении каждой кредитной сделки, в том числе путем использования анализа чувствительности (анализ чувствительности проводится как по отдельным сделкам, так и по портфелю в целом).

  • Ожидание и раннее обнаружение активов, качество которых ухудшается, с готовностью предпринять комплексные действия, а при необходимости исключить неприемлемые риски из портфеля (раннему обнаружению проблемности активов способствует наличие оптимальной градации активов по степени риска).

  • Качественный рост, а не чистое стремление к увеличению объемов кредитования является определяющим фактором долговременного постоянного успеха.

    Обязанностью каждого банковского служащего, вовлеченного в процесс кредитования, является обеспечение деятельности в рамках кредитной политики, при этом следует избегать выработки «неписаных правил». Кредитные решения должны всегда улучшать кредитную культуру банка. (Безусловно, некоторые внутрибанковские инструкции со временем устаревают, в них вносятся изменения, но следование именно утвержденному порядку ведения кредитного бизнеса, а не «неписаным правилам» обеспечивает стратегический успех. Полагаю, что здесь уместна аналогия с Уставом гарнизонной и караульной службы, только за несоблюдение правил несения караульной службы приходится платить кровью, а за игнорирование разумных правил кредитования -- большими деньгами, потерей бизнеса и рабочих мест.)

    Все кредитные заявки должны рассматриваться только в такой последовательности: качество, доходность, рост портфеля.

    Рейтинговая система оценки клиентуры

    Рейтинговая система разработана как стандартное средство оценки заемщиков. Информация по рейтингам клиентуры должна использоваться банком на разных управленческих уровнях для лучшего понимания качества активов и сегментации кредитного портфеля банка. (На протяжении долгих лет банки разрабатывали различные системы рейтингов клиентуры. Задачей этих систем является рационализация процесса кредитования, главным образом, за счет экономии времени кредитных работников. Многие западные банки добились существенных результатов в построении рейтинговых систем, цели внедрения которых описаны во внутрибанковских документах.)

    Стратегическое значение сложившегося рискового профиля кредитного портфеля банка не должно быть слишком большим при оценке будущей стоимости кредитов, доли на рынке и развитии бизнеса. Внедрение системы рейтингов на уровне региональных и структурных подразделений позволит более точно определить качество активов и структуру рисков, за которые отвечает соответствующее подразделение, а также предпринять адекватные меры по ликвидации дисбалансов и возможного негативного развития событий.

    Система основана на сочетании факторов, некоторые из которых являются субъективными, поэтому важна корректность оценки клиента соответствующими кредитными менеджерами. Обязанностью кредитного менеджера является проведение внепланового рейтинга клиента, если меняется его финансовое состояние. Целостность системы и постоянность рейтинговых обследований клиентуры должны повсеместно поддерживаться. (Хотелось бы подчеркнуть, что рейтинговая система -- стандартное средство со всеми вытекающими ограничениями, стратегический успех в кредитном бизнесе есть сочетание как стандартных средств, так и опыта кредитных работников при наличии адекватных систем контроля. Все это составные части одной из важнейших банковских технологий.)

    Одной из важнейших задач российских банков на послекризисном этапе развития является создание и внедрение банковских технологий, позволяющих вести прибыльный бизнес с оптимальной степенью осторожности, что наиболее полно отвечает интересам национальной экономики. Краеугольным камнем успешного банковского бизнеса должны стать рациональная кредитная политика и кредитная культура, так как в сложившихся экономических условиях значение кредитного бизнеса для банков будет возрастать.